Что есть жизнь монашеская?

Архимандрит Фома (Битар) является клириком и известным проповедником Антиохийской Церкви. При этом он духовно окормляет монастырь святого Силуана Афонского и монастырь святого Иоанна Крестителя в Думе – Эль Батрун в Ливане. Ниже предлагаются его духовные размышления о монашестве.

Братья и сестры, некоторые считают, что монахи напрасно едят свой хлеб. Но давайте разберемся, что включает в себя монашеское служение. Преподобный Силуан Афонский († 1938 г.) говорил, что монах – это молящийся человек, который плачет за весь мир. Кто побуждает его плакать за весь мир? Господь наш Иисус Христос. Монашеское служение заключается не в том, чтобы служить миру делами своих рук. Это дело мирских людей. Человек в миру молится мало, но монах призван молиться постоянно. Благодаря монашествующим молитва на земле не прекращается и мир сей продолжает существовать. Что монах может сделать своими руками? За день работы он, возможно, заработает немного денег. Но благодаря лишь одной богоугодной мысли он может творить чудеса. 

1 (21).jpg

Пророк Моисей молился в сердце своем, «и сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне» (Исх. 14: 15). Так иудеи были спасены от бедствий. Преподобный Сергий Радонежский, постясь и молясь, помог народу Руси освободиться от татарского ига. Преподобный Серафим Саровский помолился, и Святой Дух сошел на Мотовилова во время их беседы. Таково служение монашеское. Дух Святой научил монахов любить Бога и людей. Может быть, вы скажете, что сейчас больше нет монахов, которые молятся за весь мир. Но я отвечу: если в мире больше не будет таких монахов, то наступит его конец. Мирские люди думают, что монашество бесполезно, но они ошибаются. Мир не знает монаха, который молится за всю вселенную. Мир не видит его молитв и не знает, что человеколюбивый Господь принимает эти молитвы. Монахи ведут яростную борьбу со своими желаниями и страстями, со своим ветхим человеком, и благодаря этой борьбе они обретают милость пред Богом.

Что есть жизнь монашеская? Это одновременно первое и последнее слово о тайне спасения. Первое слово – ответ праотца нашего Авраама: «И сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я» (Быт. 22: 1). И однажды этот ответ приведет к словам Приснодевы Марии: «Се раба Господня» (Лк. 1: 38). Это и последнее слово, потому что если человек ответил Богу в начале: «Вот я», то в конце Бог полностью явит Себя человеку: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Монашество – это путь следования за Христом в совершенной его форме. Господь сказал богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). 

Монашество – это путь следования за Христом в совершенной его форме

Монашеская жизнь есть жизнь пасхальная, так как при постриге монах умирает по отношению к миру и воскресает для жизни во Христе, отдавая Ему свою волю и сердце. Монашество – это богословие, когда человек воспевает и прославляет Бога не только устами, но и всем своим существом. Совершая грех, мы не даем Богу действовать через нас. Монах, напротив, хочет сохранить присутствие Бога в этом мире. Монашеская жизнь исполнена духовной брани, и это другой аспект пасхального характера. Монах борется по примеру Подвигоположника Христа. Монашеская жизнь есть жизнь пророческая в самом сильном смысле этого слова. Монахи живут в присутствии Божием. Они желают послушания вместо хаотичной жизни, целомудрия вместо удовольствия и нестяжания вместо богатства. Монашеская жизнь возвещает Царство Божие и проповедует его, и в этом смысле она пророческая.

Монашеская жизнь есть жизнь апостольская. Апостолы учились у Христа в течение трех лет и после Его Вознесения свидетельствовали о Нем. Господь попросил их оставить все, чтобы следовать за Ним. Это очень глубоко. Это означает, что истинное обновление Церкви не может произойти из частичного христианства, которое отдает Богу лишь часть своего времени. Если бы апостолы и остальные ученики ответили на призыв Христа лишь частично, встречаясь с Ним немного каждый день или каждую неделю, Церкви бы не существовало. В этом смысле монашеская жизнь в основе своей является апостольской жизнью, так как монашествующие наиболее полно и чисто призваны свидетельствовать о Христе. 

2 (28).jpg

Монашеская жизнь есть жизнь созерцательная, внутренняя. Такая жизнь – это жизнь с Богом. Монах жаждет познания Бога, уходя от мира. Монашеская жизнь есть жизнь покаянная. Без покаяния нет спасения. Покаяние означает преображение человека. Как говорил апостол Павел, «братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3: 13). В покаянии есть нескончаемое стремление к Богу, безграничная алчба и жажда по Нему. Душа монаха любит Бога. Всякая земная радость в конце концов исчерпывается. В удовольствиях мира душа теряет свою свободу и силу. Счастье мира – ложное. Жизнь в миру наполнена беспокойством. Настоящий мир душевный – в бесконечном Боге. Душа, поглощенная страстями, опустошается и погибает. Подвижничество монаха есть не что иное, как брань против страстей. 

Покаяние, выраженное в Церкви через опыт святых, сочетает в себе две противоположности: чувство греховности и ничтожности пред Богом, с одной стороны, и осознание святости и величия Бога, с другой. В православных молитвах часто повторяются слова «Господи, помилуй». Молитва Иисусова есть просьба о помиловании: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Покаяние – это непрерывный труд. Жизнь покаянная приводит к тому, что монах вкушает сладость вечности уже здесь, на земле. Монашеская жизнь есть жизнь славословная, равноангельская. Взор и жизнь монашествующих устремлены к небесам. 

Скажем несколько слов об истории монашеской жизни. Ее возникновение начинается с Самого Христа. Можно сказать, что Он является первым монахом. Он проложил нам путь ко спасению через нестяжание, целомудрие и послушание Кресту из любви к Богу Отцу. Продолжили этот путь святые апостолы. Святитель Василий Великий говорит, что жизнь монашеская на самом деле является подражанием образу жизни Спасителя и Его учеников. Как Христос собрал вокруг себя апостолов, которые были у Него в послушании, так и монахи подражают этому, живя в общинах в послушании у настоятеля. 

Жизнь монашеская является подражанием образу жизни Спасителя и Его учеников

Первая христианская община, как описано в Книге Деяний, была примером монашеской киновии: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Взирая на их пример, и другие решили жить в посте и молитве, практикуя аскетизм и целомудрие. Однако среди христиан первых веков по окончания эпохи гонений случился упадок нравов, что заставило некоторых из них уйти в пустыню. Так, преподобные Антоний Великий († 356 г.) и Пахомий († 346 г.), подвизаясь вдали от людей, заложили основы монашеской жизни в ее устойчивых формах. Они сохраняются и по сей день. Святитель Василий Великий († 379 г.) после них составил аскетические правила и наметил киновиальную жизнь, основанную на жизни по Евангелию и на любви к Богу и ближнему. 

После того, как преподобный Иоанн Кассиан Римлянин († 435 г.) перевел житие преподобного Антония Великого, монашество переместилось в основном на Запад. Святой Венедикт Нурсийский († 547 г.) опирался на правила святителя Василия Великого при основании бенедиктинского монашества. Преподобный Феодор Студит († 826 г.) принял настоятельство в Студийском монастыре в Константинополе. Он реформировал монашескую жизнь в своем монастыре, и Студийский монастырь стал самым значительным духовным центром того времени. По правилам этого устава живут и сегодня. Что касается Святой Горы Афон, создание общежительных монастырей началось там в X веке. Практически параллельно монашество возникает и на Руси.

Скажем о монашеском призвании. Существует три его типа. Отсюда и три важных обета, которые дает монах, независимо от типа его призвания. Согласно преподобному Иоанну Кассиану, первый тип призвания – это прямой призыв от Бога. Второй осуществляется в результате влияния других людей. Третий же – из-за особенных событий в жизни человека. Первый тип призвания характеризуется определенной степенью вдохновения. Сердце желающего принять монашество из любви к Богу неудержимо тянется к Нему и к исполнению Его заповедей. Второй тип призвания – когда человек воспламеняется любовью к Богу в результате слов и примеров святых людей. Третий претворяется в жизнь в результате чрезвычайных обстоятельств, таких как финансовая катастрофа, болезнь или потеря близкого человека, что побуждает человека обратиться к Богу.

3 (23).jpg

Архимандрит Софроний (Сахаров) делился парой наблюдений, которые он приобрел за годы общения с монахами Святой Горы. Есть люди, приходящие в Церковь, чьи души созревают в атмосфере древнего церковного наследия с ее Литургией и таинствами, посреди ее неисчерпаемых молитвенных сокровищ. Эти люди мирно возрастают духовно и не знают внутренних конфликтов. Иногда уже с самого детства у них появляется тоска по Богу. Эта тоска в конце концов затмевает все остальное и приводит их просто и естественно в монастырь. Иначе обстоит дело с теми, кто по той или иной причине потерял Бога и отдалился от Него или находится с Ним в конфликте. Их возвращение к Богу часто принимает форму тяжелого и напряженного внутреннего кризиса. Они часто становятся жертвами нервных заболеваний и психических расстройств. Но таковым может помочь благодать Божия. И тогда человек становится твердым и стабильным на всю оставшуюся жизнь и освобождается от внутреннего конфликта. 

Где мы находим монаха? Мы находим его на кресте Христовом. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Распятие монаха на кресте – это таинство, ведущее к Воскресению: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). Смерть и жизнь – это две несовместимые противоположности. Но они встречаются и примиряются через Христа и Его крест. Монашествующий распинает себя на животворящем кресте Христовом. Каким образом это происходит? Крест содержит четыре гвоздя, и эти гвозди духовно символизируют монашеские обеты – целомудрие, нестяжание и послушание. Четвертым негласным обетом можно обозначить терпение. Обеты, которые дает монах при пострижении, являются ответом свободного человека на призыв Божий и Его план спасения относительно этого человека. 

Обет целомудрия

Монашеское целомудрие – это состояние, это внутренняя чистота сердца, чистота в полном смысле этого слова. Это такая добродетель, посредством которой мы поднимаемся к чему-то большему. Наши прародители в раю были целомудрены. Но через грех их природа повредились, и целомудрие было нарушено. Поэтому цель монаха в конечном счете – восстановить единство и совершенство человеческой природы по примеру Господа нашего Иисуса Христа. Монах достигает этого, соединяясь со Христом. Монах через свои молитвы и любовь к Богу может дать Церкви множество духовных детей. И это не сравнится с плодовитостью брака. Благодаря обету целомудрия монах умирает для мiра и его желаний и входит в мир воскресения. Для сохранения целомудрия необходимо аскетическое делание. Основным условием сохранения целомудрия является молитва: молитва любящего сердца, которое тоскует по Богу и ищет единения только с Ним. 

Обет нестяжания

Нестяжание, прежде всего, имеет аскетический аспект, то есть это часть той духовной брани, которую ведет подвизающийся на пути к своей цели. Монах отказывается от мирских благ не из презрения к миру, но из любви к Богу. Вспомним пример нестяжания, который подает нам святой пророк Иоанн Предтеча: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» (Мф. 3: 4). Когда человек владеет чем-то, он связывается этим и подчиняется этому, и в человеке появляется жажда обладания. Отсюда возникает привязанность к вещам, подчинение им и иллюзия того, что мое существование и жизнь зависят от них. Таким образом, неосознанно я становлюсь рабом вещей. Это скрывает от меня Бога. Богатство есть преграда между человеком и Богом. Что касается монаха, то нестяжание возвращает его к Богу. Наш Спаситель настаивал на самоограничении: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24). Одно из условий монашеской брани заключается в том, чтобы монахи оставались нестяжателями. Мы знаем пример ранних христианских общин, которые были бедными и считали это добродетелью. Монах постоянно должен быть начеку в отношении своей естественной склонности привязываться к вещам. 

Обет послушания

Через обет послушания монах отказывается от себя, от своей личной воли. Это не просто подчинение внешнему авторитету. Монашеское послушание возрождает человека изнутри. Отсечение своей воли не умаляет человека, потому что человек – существо свободное. Монашеское послушание направлено непосредственно ко Христу, Который стал послушным Богу Отцу до смерти крестной: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). Послушание совершается из любви ко Христу и ради Него. И совершается оно внутренне, а не только внешне. Монах должен принимать его свободно, иначе оно потеряет свой истинный духовный смысл. Послушание духовно плодотворно только в том случае, если человек добровольно подчиняет свою волю духовному лицу, чтобы осуществилась воля Божия. Суть нашего послушания заключается в его связи с поиском воли Божией. Эта тема многогранна. Но ее общий принцип таков: человек не должен полагаться на себя. Это особенно важно для послушников.

Скажем о терпении. В монашеском подвиге также важно постоянство и терпение, что определяет итог нашей брани. Терпение – это сердце монашеских обетов. Оно ведет монаха к совершенству. Своей жизнью монах стремится исполнить слова апостола Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2: 20). Монах постоянно распинается и умирает: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3: 3). Монах есть бескровный мученик, свидетельствующий о Христе. Преподобный Иоанн Лествичник сказал: «Кто есть верный Богу и мудрый монах? Тот, кто сохраняет свою решимость, рвение и тоску по Богу до конца своей жизни». Монах исполняет свои обеты в терпении: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10: 22).

Терпение – это сердце монашеских обетов. Оно ведет монаха к совершенству

В монастырях Святой Горы первой степенью желающих монашества является облачение в рясофор без принятия каких-либо обетов. Перед этим послушнику объясняют значение монашества и необходимость отказа от мiра и родственников. Эта степень является испытательным искусом. Вторая степень – малая схима, когда постригаемый приносит монашеские обеты. Если человек принимает великую схиму, он вновь приносит обеты, с небольшим изменением. Таким образом монахи познают совершенство Божественной любви. Апостол Петр пишет следующее: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1: 10–11). 

Отсюда мы приходим к смирению и кротости духа. Как говорит святой Иоанн Лествичник, «кротость – это камень на берегу моря гнева. Кротость – это опора терпения, дверь к любви и даже мать для нее, указание на молитву, обитель Святого Духа, источник радости и подражание Христу». Кротость мужественно берет на себя тяготы и немощи других. Это спокойная стойкость перед лицом всех трудностей, даже перед лицом смерти. Кротость содержит в себе великую силу и победу над миром. Христос говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5).

Аскетическое делание, включающее в себя посты, поклоны, бдения и безмолвие, приводит монаха к молитве. Постоянная память о Боге вдохновляет человека на молитву. Если вы не помните о Спасителе, вы не будете молиться. Без молитвы душа не будет пребывать в Божественной любви, так как через молитву благодать Святого Духа нисходит на человека, и он сохраняется от греха. В молитве душа монаха пленяется Богом и смиренно пребывает пред Ним. Молитва – это живая встреча души с Богом. Молитва есть путь и цель этого пути одновременно. Обретение любого совершенства достигается молитвой. Монах – это человек молитвы. Молитва, прежде всего, есть внутреннее состояние души, которая в каждый момент времени сознает себя пред Богом в своем несовершенстве и греховности. Молитва – это акт благодарения, исповедания, славословия и прошения. 

4 (18).jpg

Монах сосредотачивает свою жизнь на познании жизни и воли Самого Бога. Этого он достигает через молитву. Таким образом, молитва является высшим выражением монашеской жизни. Монах посвящает свои основные силы молитве, стремясь к ее чистоте. Вершина молитвы – единение с Богом. В сердце монаха есть тоска по Богу и пламенное искание Его. Это выражено в следующих словах преподобного Силуана Афонского: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя». «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 12).

Перевела с английского Александра Калиновская 

Сайт Orthodoxonline.org

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить