Делим мир на «своих» и «чужих» Конфликты на религиозной почве

Вопросы религии, многообразия и свободы вероисповедания отражены в главном документе Российской Федерации Конституции. Согласно ст.14 «Российская Федерация светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»[1]. Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания. Однако вопрос религиозных воззрений, религиозного многообразия, а также регистрации религиозных организаций не перестает привлекать внимание.

Количество зарегистрированных религиозных организаций в России растет практически день ото дня. На сегодня их число превышает 31 тысячу, где свыше 18,5 тысяч принадлежат к Русской Православной Церкви. Не меняется пока только лишь количество религиозных течений. Их все еще 55.

Говоря о религиозном многообразии, стоит различать зарегистрированные организации от незарегистрированных. Необязательно религиозная группа, отказавшаяся от регистрации, является запрещенной (хотя и такие случаи есть[2]). Это может быть вызвано малым количество приверженцев в конкретном регионе или же идеологическим контекстом. Первая причина зачастую свойственна религиозным группам, находящихся в удалении от крупных центров и мегаполисов: Камчатка, Хакасия, небольшие села, деревни и так далее. Вторая же причина свойственна новым религиозным движениям (например, ряду неоязыческих групп[3]) или нетрадиционным для России религиям (например, некоторым протестантским общинам[4]). Последние придерживаются мнения о негативном отношении в свой адрес государства и просто не хотят стать «заложниками» ситуации, когда законодательство встанет против них.

Однако нужно оговориться, что спрос рождает предложение и наоборот. Таким образом, рассматривая религиозное многообразие как предложение, нужно сказать, что оно и порождает определенный спрос в обществе. Здесь имеется в виду тот факт, что исторический контекст развития России как многоконфессионального государства породил в некоторой степени возможность и потребность в духовном поиске у россиян. Самым ярким примером будет советский период, когда одновременно идентификация себя как советского гражданина и члена социалистического общества не исключала полностью религиозную идентичность, при ее значительном подавлении и дискриминации (особенно в сравнении с той полнотой и разнообразием, которое существует сейчас). Таким образом, сегодня мы видим большое количество людей, которые продолжают духовный поиск, дабы утвердиться в своей религиозной идентичности (или поменять ее). Но здесь существует целый ряд рисков, которые нельзя не учитывать.

Несмотря на существующие документы, в бытовых вопросах мы часто забываем об имеющихся у нас как у граждан человеческих правах

В первую очередь, необходимо отметить, что, несмотря на существующие документы, в бытовых вопросах мы часто забываем об имеющихся у нас как у граждан человеческих правах. Так, например, о праве россиян на свободу совести говорится в статье 28 Конституции Российской Федерации[5], а также в статье 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях»[6]. Одновременно в нормативно-правовых актах, которые регулируют свободу совести как таковую, не приводится само определение понятия. В широком смысле можно говорить, что свобода совести – это право человека формировать свои убеждения. То есть это относится к любым убеждениям, а религиозные убеждения являются составной частью свободы совести и определяются свободой вероисповедания.

Несмотря на это, мы зачастую сталкиваемся с конфликтами на религиозной почве, которые в том числе неразрывно связаны с религиозным многообразием. Имеются в виду не богословские споры, но межличностные конфликты представителей, приверженцев или людей, идентифицирующих себя с различными религиозными группами. Даже если мы не берем крайности и рассматриваем только официально зарегистрированные религиозные организации, то уже здесь не каждый сможет отличить представителей Русской Православной Церкви от старообрядцев[7], католиков от протестантов, а уж разобраться во всех протестантских деноминациях и вовсе кажется совершенно невозможным. По этой (и не только) причинам мы часто просто начинаем делить мир на «своих» и «чужих», как завещали нам наши первобытные предки. В целом в этом нет ничего плохого, если и на «чужих», говоря образно, распространяются заповеди, например, «не убий».

Отсутствие религиозного многообразия может привести к исчезновению конфликтов, но не исключен раскол «единообразной религии» и создание нового многообразия

Что же ведет к конфликтам и может ли именно существующее многообразие религиозных конфессий быть основной причиной их появления? Ответ и прост, и сложен одновременно. Во-первых, отсутствие религиозного многообразия может привести к исчезновению конфликтов, но не исключен раскол «единообразной религии» и создание нового многообразия. Во-вторых, на сегодня можно выделить как минимум три иных причины появления конфликтов на религиозной почве. И, что главное, можно привести возможные меры борьбы с ними. Итак.

1. Сегодня с религиозной тематикой связано достаточное количество информационных поводов, которые публикуются СМИ. Публикации, естественно, не содержат полной информации и не объясняют причины и последствия. Так, большой информационный шум был поднят вокруг «казанского стрелка»[8], нападение которого якобы было связано с религией. Например, осуществлялись попытки связать его громкое дело и с православием, и с исламом (попытки, разумеется, ложные). Имеющаяся в открытом доступе информация не дает понимания реальной ситуации и просто воспринимается как данность. Из-за информационного бума на простого читателя обрушивается море публикаций, содержащих и противоречивую информацию, и полярные экспертные мнения по поводу ситуации в целом и в частности – в отношении ее религиозного контекста (или его отсутствия). Соответственно общество начинает разделяться, а часть людей, которые не в силах разобраться в ситуации, могут просто быть искусственно втянуты в конфликт, например, в ходе простого обсуждения новостей.

2. Кроме того, мало кто задумывается о сложностях, связанных с вопросами миссионерской деятельности. Сама по себе миссионерская деятельность не запрещена в нашей стране. Однако при отсутствии знания и понимания человек не сможет отличить миссионерскую деятельность от, например, вербовки или вовлечения в запрещенную религиозную или даже псевдорелигиозную группу. Наоборот, интерес, любопытство, подкрепленное потребностью в реализации права на свободу совести, может сделать неосведомленного человека легкой мишенью. Это является очевидным риском, который может не только повлечь за собой конфликты, но и привести к более трагичным последствиям.

3. Также нельзя забывать и об основной особенности нашей страны – ее масштабах. Здесь имеется в виду региональный фактор. Ведь каждый регион России имеет свою специфику: культурную, религиозную, национальную и традиционную. Одновременно никто не отменяет внутренней миграции. Вопросы внешней миграции здесь даже нет смысла рассматривать ввиду их сложности и многогранности. Все это легко может привести к конфликту. К сожалению, такие случаи сегодня не являются редкостью.

Вместе с тем, обобщая вышесказанное, можно привести самый верный способ, который может минимизировать все три приведенных риска, – это знание. Именно знание и просвещение если не ликвидирует, то точно может минимизировать риски, связанные с тем религиозным многообразием, которое представлено в России. Остается только вопрос в получении этого знания.

Все средства понимания и знания в наших руках, нужно только приложить немного усилий для их получения

Здесь можно привести два источника. Образовательную деятельность сегодня осуществляют образовательные организации. Это не обязательно высшее образование, но курсы, семинары, образовательные модули, которые можно пройти, в том числе, и бесплатно. Просветительские же материалы публикуются на специализированных сайтах или в журналах. Как, например, сайт, на котором опубликована данная статья. Поэтому с точностью можно сказать, что все средства понимания и знания в наших руках, нужно только приложить немного усилий для их получения.


[1] http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-1/st-14-krf

[2] http://base.garant.ru/171640/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

[3] Неоязычество – новые или реконструированные ранее существовавшие древние языческие учения и духовные практики. Неоязычество следует отличать от не прерывавшихся языческих традиций, таких как «классический» шаманизм.

[4] Протестантизм – одно из трех, наряду с православием и католицизмом, направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией – широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

[5] http://duma.gov.ru/news/48953/

[6] http://kremlin.ru/acts/bank/11523

[7] Старообрядчество – совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1651–1660-х годах Московским патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу.

[8] 11 мая 2021 г. было осуществлено вооруженное нападение на гимназию № 175 в г. Казани (Республика Татарстан). В результате инцидента погибло 9 человек (7 учеников и 2 учительницы). Следственным комитетом было возбуждено дело о массовом убийстве. По факту нападения на школу был задержан бывший ученик гимназии 19-летний Галявиев Ильназ.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить