Неизвестная Москва, или почему на Красной площади закопан слон

Как часто вы бываете на экскурсиях? Наверное, чаще всего, когда приезжаете в другой город или в другую страну. А часто ли вы ходите на экскурсии по родному городу и городу, в котором живете? Как вариант, вы ответите, что ничего нового вам точно не расскажут, мол, всё и так давно известно. Но такого мнения вы будете придерживаться до тех пор, пока не попадете на экскурсию к человеку, который сможет вас удивить и показать вам ваш якобы известный город совсем другим. Сегодня, во Всемирный день экскурсовода, о неизвестной Москве рассказывает Денис Богуш, москвовед по призванию души, человек, который знает о столице чуть больше, чем многие из нас.

1.jpeg

– Денис, давайте начнем с истоков. Вы очень любите Москву и очень хорошо ее знаете. Для человека, рожденного в Москве, это, пожалуй, нетипично. Откуда такая любовь к столице?

– Я не вполне уверен, что я очень хорошо знаю Москву. Это как сказать, что в совершенстве знаешь какой-то язык, включая родной, так не бывает. Я не так давно читаю лекции по москвоведению и вожу экскурсии. В течение двадцати пяти лет это было моим хобби. У меня была и есть другая работа. Но когда ты много лет изучаешь одну тему и начинаешь всем своим друзьям рассказывать о московских улицах, домах, храмах, тебя начинают заставлять попробовать вести экскурсии, читать лекции. Потом к этому подключаются твои дети. Сначала это выглядит очень странно. Люди платят мне деньги за то, что они меня слушают. Примерно в 2018 году были первые попытки, а с 2019 года я начал этим заниматься постоянно. Я думал также снимать видео для YouTube-канала, но не очень хорошо умею монтировать, поэтому в основном вожу экскурсии. А началось все с того, что в 1998 году я купил четырехтомник Петра Паламарчука «Сорок сороков» и мне стало интересно посмотреть это на местности.

– В Москве есть знаковые точки: Красная площадь, ГУМ, ЦУМ, ВДНХ, которые ты должен посетить, если приехал в столицу. Если ты церковный человек, то должен попасть в Храм Христа Спасителя. А есть Москва, которую мало кто знает.

– Я думаю, ни Храм Христа Спасителя, ни Красную площадь, ни Мавзолей люди толком не знают, вне зависимости от того, сколько раз они там были. Либо человек этим интересуется и ему открываются интересные факты, либо не интересуется. Я про Красную площадь знаю совершенно неочевидные вещи.

– Получается, что Москва для большинства – это неизвестный город?

– Конечно. Люди, которые приезжают в Москву, обычно ходят с опущенными глазами и не смотрят на мир. Моя дочь учится в одном из арбатских переулков. Однажды мы шли с ее одноклассницами по Арбату, и вдруг речь зашла о рыцарях на доме 35, который построил Валентин Евгеньевич Дубовской для купцов Филатовых. Девочки-восьмиклассницы спросили меня, о каких рыцарях идет речь. А ведь они каждый день ходят там и не замечают двух огромных рыцарей на фасаде дома! Иногда нужно смотреть наверх или по сторонам и пытаться узнавать, что это такое. Иногда надо опускать глаза, чтобы увидеть, например, 120-летний водопроводный люк с рекламой «Мюр и Мерилиз». Я просто очень любопытный человек. Когда я чем-то занимаюсь, то пытаюсь как можно больше об этом узнавать. И таким же, как я, не нужны мои экскурсии и лекции. Они сами будут получать колоссальное удовольствие от того, что выискивают такие штуки. А кто-то предпочитает, чтобы за них это нашли. Слава Богу, что такие люди есть. Пусть они приходят ко мне, я им помогу.

– Вас не раздражает, что люди живут в этом городе и ничего о нем не знают?

– Нет, я очень толерантный человек.

– Есть любимое место, куда Вы чаще всего любите водить экскурсии? Что ближе сердцу или вся Москва одинаково любима?

– Нельзя сказать, что вся Москва одинаково любима или есть только одно любимое место. Это все равно, что спросить, какая книга твоя любимая или они все одинаковые. Нет, книги все разные, но одной любимой нет. Я могу сказать, от каких прогулок я получаю наибольшее удовольствие. Это Гоголевский бульвар, Пречистенка, Лубянка, Красная площадь. Особенно я люблю водить москвичей по Красной площади, потому что у них просто открываются глаза на многие вещи.

2.jpeg

– Потому что Вы рассказываете то, о чем они даже не догадываются? Или история лежит на поверхности и нужно только копнуть?

– Нет, история не лежит на поверхности, как не лежит на поверхности слон, который закопан под Красной площадью. Собственно говоря, Красная площадь – это площадь у восточной стены Кремля. В конце XV – начале XVI века там был прокопан ров, получивший название Алевизов. В то время строительством укреплений Московского Кремля руководил итальянец Алоизио да Карезано. Раньше у нас всех итальянцев записывали Фрязиными, поэтому итальянца называли Алевиз Фрязин. Итальянцы – лучшие архитекторы того времени. И у Ивана III были деньги, чтобы пригласить именно их. Этот ров был огромный, 13 метров в глубину, потому что другой итальянец – Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин, архитектор в шестом поколении) – обнаружил, что с того угла, где находится Арсенальная башня, есть мощные источники. Чтобы этот ров наполнялся не водой из Москвы-реки и Неглинки, нужно было сделать его очень глубоким, чтобы он наполнялся подземными водами. Были специальные задвижки, чтобы ров наполнялся только тогда, когда подходили враги. Но враги уже в то время особо не подходили к городу, и там сделали царский зверинец. Там были львы, которых прислали в подарок русскому царю. И однажды персидский шах прислал царю слона. Этот слон прожил всего два года. Он жил прямо во рву и не пережил вторую зиму, которая оказалась очень суровой. Хотя ему шили шубы из шкур, он все-таки умер, и его там же закопали. Так что археологи в будущем найдут под Красной площадью слона.

– Слон на Красной площади… Неожиданно…

– Но это просто мелочь, потому что Красная площадь – это великое мистическое место. У нее есть своя история. Это место создано по одному образцу с Иерусалимом. В 1491 году Пьетро Антонио Солари строит восточную стену Кремля, Спасскую башню, Никольскую и Арсенальную башни, последняя называлась также Собакиной, потому что там был двор бояр Собакиных. Помните советский фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Там была дама Марфа Васильевна. Это Марфа Васильевна Собакина – третья жена Ивана Грозного. Она прожила только две недели в статусе жены и умерла. Ее выбирали в супруги уже больной. Раньше смотрины и знакомство с невестами организовывали в три тура. Первый тур, когда просто смотрели, как они гуляют в саду. На втором туре барышень приглашали на обед и разговаривали, а в третьем туре их осматривали врачи. Первая досталась Грозному, вторая – наследнику Ивану Ивановичу, он как раз подрос. Третье и четвертое место ушли в стратегический резерв, и третья в итоге пригодилась.

Красная площадь – великое мистическое место. Она создана по одному образцу с Иерусалимом

Так вот, Солари строит эту стену в 1491 году. Это был 6999 год и народ боялся, что в 7000-м наступит конец света. Крестьяне не сеяли, потому что думали, что собирать урожай будет некому. Ладно крестьяне – священники всем говорили, что не будет никакого конца света, но пасхалии не вычислялись. А московский государь строит крепость. Это не просто крепость, а крепость последнего времени, чтобы затвориться от антихриста и открыть ворота Христу. И ворота Спасской башни – это золотые ворота Иерусалима, через которые войдет пришедший уже не как раб, а как Царь Христос. Вот какую задачу ставит Иван III итальянским работникам. А потом Грозный построил собор Василия Блаженного, который называли еще Покровским собором на Рву, потому что был этот Алевизов ров. Москвичи того времени чаще всего называли этот собор Иерусалимом, потому что ближайший к Кремлю придел собора был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим. Этот день был одним из главных московских праздников до начала Петровского времени и отмены патриаршества.

3.jpg

Из Кремля выезжала процессия, и вся площадь была забита москвичами. Первым на белой лошади, одетой в маску осла, ехал митрополит, а после введения патриаршества – патриарх. Под уздцы эту лошадь вел царь, и дальше шли бояре. Они подъезжали к Лобному месту, там служили молебен, и вся площадь превращалась в церковь. Основной смысл Лобного места изначально был в том, чтобы на Страстной седмице ставить там крест. Уже потом там зачитывались государственные указы, показывали наследников, а изначально это – Голгофа. Затем процессия входила в собор Василия Блаженного, именно в придел Входа Господня в Иерусалим. Если изначально по логике Ивана III Кремль – это Иерусалим, то в день Входа Господня в Иерусалим все менялось. Они выходили из Кремля. Иерусалимом становилась Красная площадь. Поток Кедрон – это Алевизов ров. А если мы из Иерусалима выезжаем в ту сторону, куда шел Христос, у нас там будет гора Елеон.

– То есть архитекторы географически повторяют то же самое?

– Да. Елеон – это гора Вознесения. И сразу за воротами Кремля был Вознесенский монастырь.

– Если нет возможности побывать на Святой Земле, то в Подмосковье есть Новый Иерусалим с точной копией Храма Гроба Господня.

– Однако мы видим это и на территории Кремля. Вдоль потока Кедрон идет Иосафатова долина. Это место, где похоронены пророки, где начнется воскресение мертвых, Второе пришествие. То, что там большевики сделали кладбище, – это абсолютное попадание в фабулу места. Со знаком минус, но все же.

– Считаете ли Вы, что это была целенаправленная коммунистическая акция, чтобы все христианское с Красной пощади стереть?

– Была задача заменить Христа. Сталин сам богослов по образованию. Он закончил семинарию, ему только не дали сдать выпускные экзамены. И он прекрасно понимал, что народ жил в рамках религиозной парадигмы. Нельзя просто так взять и по щелчку пальцев сделать его атеистическим народом. Значит, ему нужно дать некий заменитель. Сталин обыгрывает своих политических противников именно на этой теме. Вспомните важнейшие этапы официальной биографии Сталина. Когда еще не было его знаменитой Конституции 1937 года, не было победы в Великой Отечественной войне. Главная сталинская тема – это шесть клятв у гроба Ленина, которые он называет заветами. Царство труда, о котором он говорит, – это как Царствие Небесное, только на земле. Он говорит на языке новой сакральности. Он слабее как теоретик, чем Каменев и Троцкий, но, когда он обращается к людям, исходя из своего образования, он переигрывает всех. Именно эта речь становится сверхзнаменитой, настоящим событием.

– Получается, что это заповеди и заветы, которые он переиначивает на коммунистический лад? Это было преднамеренно?

– На сто процентов это было сделано для того, чтобы создать для народа заменитель.

– Как Вы относитесь к теории о том, что в Советском Союзе было подобие христианского общества, только Христа заменили на Ленина и коммунизм?

– Как может быть христианское общество без Христа? Они создают религиозную систему. Там не только культ личности. Если вы поедете на ВДНХ, обязательно посмотрите на выставку достижений народного хозяйства как на Афинский акрополь, где собраны разные храмы. Каждый павильон ВДНХ – это маленький храм. Кстати, проект ВДНХ, который делал архитектор Вячеслав Олтаржевский, похож на крест, если смотреть на форму парка. Конечно, это не христианство. Христа невозможно убрать из христианства. Это некая религиозная система, которую предложили на замену и потом, скорее всего, ее нужно было изжить по замыслу Сталина.

4.jpg
ВДНХ

– Сретенский монастырь стоит на значимом для истории Руси месте...

– Сейчас пошла новая мода, которая робко обозначилась в 1980-е годы. Стали утверждать, что этот монастырь стоял здесь не изначально. Сейчас чуть ли не в нашей официальной истории пишут, что изначально он стоял почти что на Лубянской площади. Исторически это никак не обосновано и этому нет подтверждения. За исключением одного факта. В Типографской летописи есть момент, указывающий, что первую церковь на месте встречи Владимирской иконы Божией Матери поставили на Кучковом поле, «на самой велицей улице Владимирской». Понятно, что Большая Лубянка – это никак не Владимирская дорога. Это указано в одной, Типографской, летописи, и в основу ее был положен владычный свод ростовских архиепископов. Это писал не москвич, а человек, который мог не разбираться в городе. И он считал, что монастырь Сретения Владимирской иконы Божией Матери находится на Владимирской улице. У меня есть совершенно другое предположение. Действительно же Владимирская дорога – это Мясницкая улица. Вы выезжаете из ворот Китай-города, тогда это был Великий посад, который был обнесен не каменной Китайгородской стеной, а деревянной. Кучково поле идет вдоль левого берега Неглинки. И вот это всё называется Кучково поле. С одной стороны, я понимаю логику людей, которые в 1980-х годах засомневались, почему князь пришел сюда, где не было никакой дороги, а кругом стоял лес, и стал встречать здесь икону. С чего вдруг? Гораздо логичнее было встретить ее либо на современной Мясницкой улице, либо уже ближе к Великому посаду.

5.jpg
Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Но это был не просто князь, это был Василий I – один из величайших и совершенно незаслуженно забытых князей. Обычно в плеяде великих правителей того времени называют его отца Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и Ивана Калиту. Но если мы посмотрим на то, что делал Василий I, то поймем, что это был выдающийся государь. Жаль, что он прожил всего 53 года.

На холме, который еще не назывался Сретенским, князю нужен был еще один монастырь-сторож

Так вот, у него могли быть свои мотивы встречать икону не там, где удобно, а там, где ему нужен был монастырь. Вот – течет река Неглинка, вот – два огромных холма, покрытых лесом, которые высятся над ее берегами. На одном холме на правом берегу есть Высоко-Петровский монастырь. В низине, у самой Неглинки, уже 10 лет как есть Рождественский монастырь. На втором холме, который еще не назывался Сретенским, князю нужен был еще один монастырь-сторож на этом направлении. Если враги придут, удобно наступать по гребням этих холмов, либо внизу ему нужно все перекрыть. Василий I был выдающимся стратегом. Пока существует только Великий посад, а он намечает пунктир Белого города как раз размещением монастырей и даже ставит еще один монастырь в Замоскворечье – Иоанно-Предтеченский, который потом за ненадобностью перенесут на нынешнюю Ивановскую горку. Его решение жениться на дочери литовского князя Софье, закрыть западные границы, подписать мир с Литвой дало нам 70 лет относительно спокойного развития, пока при Иване III мы не стали воевать с Литвой и говорить с ними с позиции силы. Василий I делал все очень мудро. И я уверен, что это была его задумка – поставить на холме еще один монастырь. Кстати говоря, если вы выйдете из монастыря, пересечете Большую Лубянку, дойдете до Милютинского переулка и посмотрите на пересечение Милютинского и Бобрового переулков, то окажетесь в самой высокой точке Москвы в границах Камер-коллежского вала. Даже Боровицкий холм ниже.

6.jpg
Великий князь Василий I
Лишь когда присоединили Воробьевы горы, тогда они стали самой высокой точкой. С 1801 года, когда впервые создали высотную карту Москвы, уже знали, что это самая высокая точка города. Сейчас кажется, что Милютинский переулок маленький, а Большая Лубянка крупная улица, а на самом деле Милютинский – это старая дорога на Ростов Великий (она проходила здесь, когда еще не было города Москвы), а Большая Лубянка – просто его дублер. Эта улица появилась, потому что появился Сретенский монастырь и нужно было прорубить просеку. Знаете, почему улица так называется? В 1471 году Иван III усмирил Новгород. Новгородцы пытались восставать против великого московского князя. Он прошел в поход и принудил Новгород к миру. А чтобы они там не бунтовали, он взял 150 семей и вывез их в Москву, а 150 семей своих приближенных поселил в Новгороде. Новгородцев он поселил как раз на свободном месте у выезда из Великого посада, где сейчас Лубянская площадь. А поскольку новгородцы были, в частности, с улицы, которая называлась Лубяница, они привезли с собой и свое название. К слову, прямо за «Детским миром» находится церковь Софии Премудрости Божией, потому что в Новгороде главный храм – это Софийский собор, новгородцы привезли с собой свое название. Сейчас это домовая церковь ФСБ.

– Есть ли для Вас сокровенные места Москвы, может быть, не такие любимые туристами, но где тихо, спокойно, нет толпы?

– Например, это кладбище Новодевичьего и Донского монастырей. Конечно, в Москве есть огромное количество тихих переулков. Это могут быть, как ни странно, арбатские и пречистенские переулки, которые не считаются совсем тихими, но, если зайти достаточно глубоко, свернуть с Сивцева Вражка в Денежный или во Власьевский переулки – это великолепные места. Там есть совершенно фантастический Успенский храм на Могильцах, французский, с двумя колокольнями. Потом выходишь от него к Власьевскому переулку, и там церковь священномученика Власия первой половины XVII века. Но если говорить о совсем тихих местах, то это переулки Ивановской горки и те, которые идут ближе к Чистым прудам. У Чистых и Патриарших прудов вообще замечательные места. Есть еще великолепный пруд возле Новоспасского монастыря. Там очень редко бывает народ, и изумительно красиво.

Но ты никогда не получить полное эстетическое удовольствие, если ты не вникаешь в суть окружающих тебя вещей. Узнай, что это за место, и тебе будет хорошо там, где ты живешь. Если ты православный человек, то выясни, какие церкви есть рядом с тобой. Я думаю, что если вы зададите вопрос прихожанам о той церкви, в которую они регулярно ходят, то восемь из десяти на вопрос о том, кто построил эту церковь, ничего не ответят. Тем более если спросите, кто был архитектором, жив ли он до сих пор, в каком стиле построен храм. Подойдите к человеку внутри храма и спросите, как выглядит крест на главке храма и почему он такой. Многие не ответят, скажут, что он просто православный. А знаете, какое есть разнообразие крестов, и каждый со своей символикой! Это же все имеет смысл, и это интересно узнать. И не только о храме, но и о своем районе, городе.

7.jpeg

Есть два человека, которым принадлежит этот город, – князь Даниил Московский и святой митрополит Петр. Православный москвич навряд ли с ходу назовет дни памяти этих святых. Мощи митрополита Петра почивают за алтарной преградой Успенского собора в Кремле, и туда просто так не пройдешь. Но есть посвященный ему монастырь, где хранится частица мощей. Иди туда решать свои вопросы. Можно прийти утром, когда еще небо темное, а собор уже освещен. Это очень красиво. Когда ты узнаешь больше о своем районе или городе, то сможешь гулять и здороваться с каждым домом, они будут иметь для тебя смысл. Или приходите ко мне на экскурсию или на лекцию.

Когда ты узнаешь больше о своем районе или городе, каждый дом будет иметь для тебя смысл

– Мы сейчас больше говорим о самом центре Москвы. Может ли быть также интересна Новая Москва?

– Конечно. Даже если ты живешь в новом панельном доме, то какой у него номер серии? В каком году он построен? Как спроектированы квартиры? Кто придумал этот тип дома? Есть очень интересные архитекторы, которые над этим работают. Почему бы не узнать, что было на этом месте? А посмотрите ближайший к вашему дому храм. Кого здесь крестили, отпевали?

– Мне очень нравится храм преподобного Симеона Столпника на Поварской, но он довольно странно смотрится на Новом Арбате.

– Это Новый Арбат смотрится странно на фоне храма Симеона Столпника. Храм как раз на своем месте. Это архитектор Михаил Посохин удружил нам и построил рядом Калининский проспект. Храм, кстати, расписывала любопытная артель, которая также расписывала православный храм в Марокко и единственный христианский храм в Северной Корее.

Я напомню, почему вообще в Москве появился храм Симеона Столпника. 1 сентября 1598 года венчался на царство Борис Годунов. Он подарил этот храм святому, в чей день его венчали. Сначала храм был деревянный, потом его перестроили в каменный. В советские годы храм могли потерять. Когда строили Новый Арбат, было принято решение, что его будут сносить, и под ним уже рыли котлован. Храм спасли великие люди. Это знаменитый архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, он же спас собор Василия Блаженного, и его соратник и ученик Леонид Иванович Антропов. Барановский был на Ильинке в министерстве культуры и получал охранную грамоту для этого храма, а Антропов сидел в ковше экскаватора, пока Барановский ехал туда, чтобы не допустить сноса храма.

– Наверное, храм оставили, потому что там молился Гоголь.

– В нем также венчался писатель Сергей Аксаков, а также один из самых известных обер-прокуроров Святейшего Синода Константин Победоносцев. Это человек, которому очень доверял Александр III, который имел отношение к обучению молодого наследника престола, будущего Николая II.

8.jpg
Храм преподобного Симеона Столпника на Поварской

– Почему все же Гоголя, который был прихожанином храма Симеона Столпника, отпевали в университетской церкви святой мученицы Татианы?

– После смерти Николая Васильевича друзья собрались в доме Александра Петровича Толстого, и московский генерал-губернатор Загряжский предложил храм святой Татианы, поскольку был сотрудником университета. Тогда они сказали, что Гоголь только на бумаге принадлежит университету, а так он принадлежит народу, и в Татианинский храм не пустят «ни кучера, ни лакея». В результате Загряжский велел пускать туда всех, и в этот день храм был полностью открыт. И потом Погодин вспоминал, что все согласились с этим решением. Это придало больше торжественности и масштабности событию. Все-таки храм Симеона Столпника довольно маленький, а Татианинский существенно больше. И потом на руках Гоголя несли до Данилова монастыря.

– Название Гоголевского бульвара как-то связано с тем, что в этот храм заглядывал Гоголь?

– Название связано с тем, что в 1909 году на бульваре поставили памятник Гоголю, поэтому при советской власти Пречистенский бульвар переименовали в Гоголевский. Гоголь жил на Никитском бульваре, но Гоголевский (Пречистенский) был ему близок. Он ходил к знакомым, которые там жили, к тем же самым Аксаковым. Он вполне мог прогуливаться там, и очень удачно поставили памятник. Его, конечно, поменяли на современный, где Гоголь стоящий.

Памятник поменяли в 1952 году, к столетию со дня смерти. К столетию со дня рождения памятник ставят, и к столетию со дня смерти его убирают. Сначала его убрали в Донской монастырь, потому что он тогда был филиалом музея архитектуры, и он стоял там семь с половиной лет. В 1959 году отмечали 150-летие со дня рождения Гоголя, и в связи с этим решили вернуть в центр Москвы старый памятник Гоголю. Лучше места не нашли, чем дворик дома, где он умер. Это было идеальное решение. Это не просто памятник – скульптор Николай Андреев создал шедевр. Он не просто так его придумал – перед тем, как делать памятник, полтора года собирал материалы. В этом памятнике нет ничего случайного.

Беседовала Наталья Шатова

Денис Богуш 20 февраля 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить