О здоровом патриотизме

Патриотизм вошел в число традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны. В беседе с игуменом Мефодием (Зинковским), наместником Николо-Угрешского монастыря и ректором Николо-Угрешской семинарии, говорим о том, почему патриотизм – это христианская ценность, чем патриотизм отличается от национализма и что скрывается под словами «любовь к Родине».

Фото 1.JPG
Игумен Мефодий (Зинковский)

– Батюшка, в первом храме, в который я ходила, настоятель часто заканчивал свою проповедь словами святителя Филарета (Дроздова) о том, что плохой гражданин земли не может быть хорошим гражданином Неба. Эта мысль у него была лейтмотивом, он много об этом говорил. В какой-то момент я поняла, что на самом деле не понимаю этой фразы. Что она должна означать для христианина?

– Думаю, что это прежде всего отношение к тому обществу, в котором ты живешь. Например, старец Николай Гурьянов не покрестил человека, который отказался от советского паспорта. Где-то в 80-е годы диссидентство потихоньку развивалось, диссидентов было довольно много в разных сферах общества. Кто-то сочетал это с верой, кто-то нет. Кто-то был больше прозападным, кто-то просто был против советской власти. И вот кто-то из таковых пришел к старцу и сказал, что у него нет паспорта, он против власти и хочет креститься. А старец ответил: «То, что ты хочешь креститься, – это хорошо, но то, что ты не имеешь паспорта… Нет, мы не революционеры, поэтому получи паспорт и приходи ко мне принимать Святое Крещение!»

– То есть в той ситуации это был принципиальный вопрос?

– Для того времени это, видимо, было принципиально. Отец Николай не боялся советской власти, но решил так, исходя из духовного принципа: если человек не хочет быть ответственным за общество и государство, в которых он живет, при том что государство было со своими серьезными проблемами, в частности с атеистической пропагандой, то он не воспринял подлинно христианского мировоззрения. Апостол Павел говорит: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2: 17). Тут нужно уточнить, что здесь царь – это не тот царь-батюшка, который был на Руси, а кесарь, который почитался богом. И все равно апостол говорит о его почитании. А Христос Господь сказал кратко: «Кесарю кесарево» (Мф. 22: 21).

Если человек не хочет быть ответственным за общество и государство, в которых живет, то он не воспринял подлинно христианского мировоззрения

– Тогда можно сказать, что фраза святителя Филарета для нас, как для христиан, означает, что мы должны обязательно сохранять свое христианство, но не противоречить власти?

– Не быть, по сути дела, социальными реформаторами революционного типа. Если даже христианин что-то предлагает, если он занимается политикой, то это должно быть что-то трезвое и очень взвешенное. Другое дело – революция. Ты хочешь что-то менять, но когда делаешь это безответственно, не думая о последствиях, то получается гражданская война и море крови. Важно уважение к государственной структуре, какой бы она ни была. Она не может быть райской, потому что мы не в Раю. Она все равно связана с грехом, с человеческими массами, среди которых грех возрастает порой в геометрической прогрессии. Возьмем в качестве примера такого высоконравственного мыслителя, как Ф. М. Достоевский, который говорил о цене слезы ребенка в противовес коммунистической идеологии будущего всеобщего счастья. Если вы строите что-то хорошее даже на одной слезинке ребенка, будет ли это стоять? Хорошо, это утопия. Достоевский, может быть, гипертрофированно, но показал, что на зле не может строиться добро. Но в то же время в его дневниках мы находим мысль, что иногда не начать войну первым хуже, потому что если ты или другой ее начнете позже, то жертв будет больше. При том что, конечно, лучше бы ее вообще не начинать.

Фото 2.jpg.PNG

Это как в хирургии, если начался сепсис, но ничего не делать и ждать, то человек либо умрет, либо придется отрезать целую ногу. А если вовремя отрезать, если ты по-другому не знаешь, как помочь, и у тебя нет медицинских средств, чтобы остановить этот процесс, то хотя бы по колено отрежь, чтобы у человека хоть что-то осталось от ноги. Примерно то же самое и здесь, хотя это звучит жестоко, ведь тут уже не часть человека, а целые жизни человеческие. Лучше, чтобы люди вообще не страдали, но подобные пацифистские идеи не работают в жизни, потому что мы, увы, не в Раю!

– Существует такое понятие, как «космополит», или «гражданин мира», – человек, относящий себя не к одной стране в отдельности, а сразу ко всему миру в целом. Что это означает по своей сути?

– Понятие «космополит» придумал Диоген. «Космос» – это мир, «полис» – город. У древних греков был политический патриотизм от слова «полис», то есть горожанин – это патриот своего города. У города были свои боги, греки им поклонялись и считали себя патриотами, потому что принадлежали данному городу. А Диоген сказал в противовес им, что его город – это весь космос, что он – гражданин мира! Это неплохо, но, с другой стороны, как ты это реализуешь? Тем более если по-христиански говорить о подобном идеале?

По правде говоря, ты должен начать с малого, лишь потом расширяться. Об этом говорили многие отцы, мыслители, богословы, славянофилы. Маленький ребенок рождается, он же сначала должен научиться любить своих родителей, братьев, сестер. Это не всегда простая задача, потому что от него чего-то требуют, он должен слушаться, не всегда поступать так, как хочется, где-то должен уступить. Затем нужно найти гармонию в отношениях и с другими людьми. Но если ты этого не сделаешь и скажешь, что не будешь слушаться близких, но ты гражданин мира, то кого ты тогда будешь по-настоящему любить? Гражданин мира – это красивая фраза, за которой можно скрыть неумение строить отношения на минимальном расстоянии. Высокие слова часто остаются просто некими заявлениями, а в реальной жизни это, увы, не значит практически ничего, поэтому система здорового представления о патриотизме должна возникнуть постепенно.

Система здорового представления о патриотизме должна возникнуть постепенно

– Наверное, здесь можно добавить, что семья – это «малая Родина», с которой начинается любовь ко всему Отечеству.

– Да. И тут уместно, например, упомянуть о существующих спорах по поводу названия «Малороссия». Малая Россия – это не в том смысле, что она униженная или незначительная. Это как Малая Азия, то есть земля, от которой пошла Великая Азия. И хотя были и Новгород, и Старая Ладога, но все-таки малый центр России, мать городов русских – это Киев.

Если человек родился в деревне, для него это первая, малая Родина. Если ты любишь свою деревню Кукуевка, это не значит, что ты не любишь всю Россию. Наоборот, ты любишь ее в конкретном проявлении, а значит, и в других ее конкретных проявлениях. То есть ты расширяешь сферу своей любви, которая не противоречит любви других людей к своей малой и большой Родине.

Фото 3.jpg.PNG
Икона «Христос – Лоза Истинная»

Есть такая мысль, по-моему, у святой Елисаветы Федоровны, что мы можем связать себя со Христом, конечно, через Священное Писание, через Таинства, но в первую очередь и особенно мы должны связать себя с Ним через святых, которые были до нас, непосредственно перед нами. Она приводит сравнение с листочком на черенке: черенок привязан к веточке, веточка к стволу, ствол к корню. Корень – это Христос, ствол – это апостолы, святые отцы, последний черенок – это последние, близкие к нам по времени святые. Если у тебя нет связи с ними, то ты не получишь сок дерева. Причем речь не только о святых, но и просто о людях праведной жизни, даже о твоих родителях, которые, может, процентов на восемьдесят понимают, что такое правда, что такое любовь. Если ты не воспримешь эти соки, то ты можешь только абстрактно говорить, что ты связан с корнем. Этот сок поступает к тебе через предыдущие поколения, в этом кроются корни патриотизма. Ты ведь отнюдь не против других листочков.

Сербия, например, тоже связана со Христом через своих святых и свою историю, но при этом сербы получают соки прежде всего от своих родителей, от своих святых, от ближайших к ним по времени праведников. Здоровый патриотизм – это на-питывание и вос-питывание тем, что сохранено в традиции, но не в противовес другим ветвям. Просто каждый листочек питается своими соками по своим каналам. Но при этом он рад тому, что рядом другой листочек колышется ветром.

Здоровый патриотизм – это на-питывание и вос-питывание тем, что сохранено в традиции

– Получается, что здоровый патриотизм ведет не к тому, что ты запираешься в рамках своей страны и говоришь, что только русское православие самое важное в мире и только наша страна особенная, а наоборот, через Христа ты начинаешь любишь абсолютно всех, начиная со своих родных, святых своей страны, идешь к корню, ко Христу, и всех остальных тоже любишь.

– Именно так. Ты в хорошем смысле становишься космополитом, потому что христианство действительно наднационально. Апостол Павел говорит, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28). Но к этому нужно прийти. В чем ошибка протестантов? Они увидели ошибки католиков и сказали, что всё выкидывают и строят заново. Священное Писание – это не пустое место, но ты не понимаешь его правильно, у тебя нет традиции понимания. Ты выкинул искаженную традицию католиков, православную, которая была сохранена, не взял и стал строить свою собственную. Но у тебя нет черенка, к которому ты присоединен. В результате получилось еще большее дробление, потому что нет никакого принципа внутреннего единства. В православии это синтезируется за счет принципа любви и того, что мы поступаем на основании традиции. Тогда это уже здоровое разнообразие, а не раздробленность.

– Вы вскользь затронули тему национальностей. Есть ведь и крайняя степень проявления национального самосознания – национализм, с которым некоторые путают патриотизм.

– Национализм как раз противоречит подлинному патриотизму. У академика Д. С. Лихачева, кстати, есть хорошая цитата о патриотизме. Он был человек верующий и говорил, что патриотизм – это благородное чувство, а национализм – это чувство, противоположное ему. Во-первых, если ты националист, то ты будешь ненавидеть всех, кто думает по-другому, даже внутри твоей страны, этноса, ты будешь их считать врагами народа и думать, что их надо уничтожить, потому что они думают неправильно. А во-вторых, ты будешь нетерпимо относиться к другим людям, нациям и государствам.

Фото 4.JPG
«Царь Космос», фрагмент иконографии праздника Пятидесятницы

Хотя в сети написано, что патриотизм связан с тем, что люди издревле обособлялись в государства, а государство заставляет думать как-то обособленно, но на самом деле патриотизм патриотизму рознь. Государственный патриотизм – это доверие конкретному политическому строю. Он, может быть, не всегда оправдан, ибо слепой патриотизм, как говорил патриарх Сербский Павел, не видит недостатков своего государства и народа, а здоровый патриотизм видит их. Как ребенок, когда подрастает, то видит недостатки своих родителей, но при этом их Хамовым грехом не унижает. Если он христианин, то он считает, что это люди, которые даны ему Богом, и он ценит их за хорошее, а то, что у них есть слабости, он понимает, что это и его слабости, родовые слабости, и с ними придется бороться. Слабости и грехи есть у наших прадедов, прабабушек и отчасти у наших родителей и у нас самих. И наша задача их преодолеть, это некая задача возрастания. Человека, который придерживается таких взглядов, можно назвать патриотом своей семьи.

Это как свойство соборности в Церкви – малая часть Церкви равна всей Церкви. Маленькая частица Тела Христова – это весь Христос. Представьте, сколько Литургий совершается в один воскресный день по всей земле. Сколько частиц Тела Христова дается людям, и маленькая часть, которую принял, например, ребенок, это весь Христос! Малая часть Церкви тождественна всей Церкви. Если ты научился любить этот приход, этого батюшку, этих людей, то ты, по большому счету, научишься любить всю Церковь. Точно так же в здоровом патриотизме, если ты научился любить эту землю, этих людей со всеми проблемами, у тебя возникает некая парадигма, как преодолеть трудности реализации любви. Может быть, ты не во всем согласишься со взглядами выдающегося соотечественника, но скажешь, что в том и этом он был прав, в чем-то, может быть, гениален и прозорлив. Есть некий ряд мыслей, чувств, которые может выражать народ, и каждому его представителю дается своя харизма.

Если ты научился любить этот приход, этого батюшку, этих людей, то ты научишься любить всю Церковь

Любовь – это красивый рисунок в современной культуре, розовая картинка, но на самом деле любовь – это труд. В труде научения любви нельзя сразу запрыгнуть на верхнюю ступеньку. Чтобы пройти по ступенькам наверх, человек должен вспотеть. Как и на вершину Афона, например, подниматься тяжело. Патриотизм подлинный, прежде всего, восходит к Отцу Небесному. Человек понимает, что всё, что ему дано, дано от Бога. Он любит своих близких, свою малую и большую Родину, домашнюю и Вселенскую Церковь, своего соседа и человека, живущего в другой стране, он так постепенно расширяет свое сердце. Как апостол Павел говорит: «Вам не тесно в нас» (2 Кор. 6: 12). Это не быстрый процесс, чтобы не порвать сердечные «меха». Тут и любовь к тем, кто жил до тебя. Будем помнить, что ложный патриотизм вызывает агрессию, а настоящий патриотизм взращивает подлинную любовь.

Беседовала Анна Голик

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить