Почему так важно молиться за власть?

12 июня мы отмечаем День России, это один из самых молодых государственных праздников. Сегодня, когда наша страна переживает очень непростой период, кто-то всецело поддерживает политику государства, а кто-то придерживается совершенно иной точки зрения. И тех, и других Церковь всегда призывает молиться за власть, и каждую Литургию во время ектении мы особо просим помощи Божией всем, кто определяет вектор развития страны. Сегодня мы спрашиваем духовенство, почему так важно молиться за власть? 

1.JPG

Протоиерей Михаил Прокопенко, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, второй секретарь Епархиального совета города Москвы:

Христианин или христианка должны в первую очередь следить за молитвенным ритмом жизни Церкви, за ее молитвенным дыханием, присоединяться к нему, всегда стремиться участвовать в этом общем призывании милости Божией.

Ведь богослужение нашей Церкви, в частности ектении, традиционно, уже много сотен лет содержит молитву о богохранимей стране нашей, о властях и воинстве ее, о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих Церквей и об их единстве. Если мы обратимся к тексту анафор Литургии Иоанна Златоуста и особенно Литургии Василия Великого, то увидим очень проникновенные молитвенные обращения к Господу нашему, Который является для нас источником всякого блага. Церковь Христова молится буквально обо всех сферах человеческой деятельности, чтобы вся наша жизнь была благословлена Божиим всемогуществом и Его милостью: она молится о тех, кто занят в государственном управлении, о тех, кто сражается на поле брани, о тех, кто трудится, о тех, кто претерпевает какие-то лишения, о мире в семьях, о единодушии христиан и о многом, многом другом. Думаю, что очень важно и нужно в первую очередь внимательное отношение молящегося христианина и христианки к тому, что уже предлагает наше богослужение, ведь оно, как мы видим, отражает буквально каждую людскую скорбь и потребность. Тот, кто понимает это, будет произносить слова церковной молитвы и слушать их за богослужением сосредоточенным умом, с глубоким усердием и сердечным участием, даже если эти слова уже успели стать привычными.

Церковь молится буквально обо всех сферах человеческой деятельности, чтобы вся наша жизнь была благословлена Божиим всемогуществом и Его милостью

Кроме того, понимая потребность людей в особой сугубой молитве по каким-то наиболее значимым и злободневным поводам, церковное священноначалие устанавливает и отдельные молитвы, например, всем известную молитву о сохранении и умножении мира, которая сейчас произносится после сугубой ектении на каждой Литургии. Никто не запрещает возносить ее и на своей частной, домашней молитве, например, после совершения правила, и даже добавлять какие-либо просьбы к Богу, сформулированные своими словами, – нет ничего более естественного для человека, который дорожит общением с Господом. Однако при этом мы никогда не должны просить у Бога пустых и суетных вещей и тем более зла и страданий для кого-то, каким бы тяжелым ни было наше эмоциональное состояние по причине обиды, личных обстоятельств либо под воздействием потока тревожащих новостей. Даже в личной молитве, когда мы молимся своими словами, следует ориентироваться на высокие образцы Священного Писания и гимнографического творчества отцов Церкви, а такой навык можно обрести только внимательным участием в церковном богослужении.

2.JPG

Иерей Димитрий Карпов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, г. Москва:

Молиться за наши власти обязательно нужно, ведь мы поминаем всю власть совокупно, не выделяя каких-то конкретных личностей. При этом мы особо молимся за особо ответственных людей: за президента, за премьер-министра. Хотя, как это предполагается в идеале, все власти действуют в одном ключе. Поэтому мы молимся за саму идею власти. Как говорит апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). Поэтому всякий народ достоин своего правителя, и апостол Павел призывает повиноваться власти.

Пользоваться благами государства и говорить, что оно плохое, нельзя. Нужно быть честным до конца

Да, кто-то не одобряет действия властей, но в таком случае это похоже на послушание родителям. Дети тоже часто не согласны с позицией родителей в их воспитании. Тут просто нужно понять, что сопротивление совершенно неконструктивно и ведет только к напряжению, ничего хорошего из этого не выходит. Кому-то приходится смиряться. Тот, кто поставлен во главе государства, отвечает за принятие решений. Поэтому если люди не будут подчиняться власти, то решение не будет реализовано. Я думаю, что мы призваны действовать вместе с властью в одном направлении. Тем более, что Церковь себя не отделяет. Понятно, что Церковь – это Небесная структура, но в тоже время, она земная, потому что, живя на земле, мы живем в рамках государства. На примере святых мы можем видеть, как некоторые из них подчинялись и даже были готовы поклониться императору, но не как Богу, а как верховному начальнику. О своей готовности подчиниться говорили многие христианские мученики первых веков эпохи. Они и воевали за государство, защищали его, потому что давали присягу на верность. Так и мы должны действовать в одном направлении. Если человек ведет себя до конца честно, то, не желая жить в каком-то государстве, он может его покинуть. Сейчас всё же есть возможность уехать, и многие уже сделали это. Но пользоваться благами государства и говорить, что оно плохое, нельзя. Или, напитавшись от государства, потом за границей поливать его грязью. Нужно быть честным до конца. 

3.JPG

Протоиерей Димитрий Вылекжанин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи, п. Оршанка (Йошкар-Олинская и Марийская епархия):

Молитва любого христианина – это, конечно, спасение души своей и спасение душ не только своих близких, а спасение душ всего человечества, и живых, и усопших. Поэтому, не взирая на лица, не взирая на поступки, настоящий христианин должен подражать солнцу в своей молитве, и как солнце, как говорится в Евангелии, обогревает злых и добрых, так и христианин должен своей молитвой Господу просить спасения для всех душ, и живущих вместе с ним, и усопших. И, наверное, за будущее свое нужно молиться. За будущих людей, за будущих потомков, за потомков своих. Цель молитвы – это спасение. Спасения христианин должен желать всем. 

Цель молитвы – это спасение. Спасения христианин должен желать всем

Молиться нужно, я думаю, за любого человека. Даже некоторые святые говорят, что молиться можно и за животных. За человека крещеного и некрещеного, чтобы некрещеный познал Бога, чтобы крещеный прошел по пути Божиему, по пути спасения. Власти – это те же люди. Люди со своими немощами, со своими подвигами, со своими ошибками, со своими радостями и скорбями. Но им в руки вверен штурвал корабля нашей страны. И куда они этот штурвал направят, куда повернут, туда и пойдет наша страна и мы вместе с ней. Поэтому надо просить Бога за власть не конкретными словами, чтобы они сделали то или это, ведь это была бы наша воля, а не воля Божия. А просить за власть, чтобы они жили во славу Божию. И чтобы совершали поступки, угодные Богу. Тогда будет всё хорошо. 

Протоиерей Димитрий Максимов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, г. Москва:

Молиться за власть – это достаточно древняя традиция. Мы молимся не потому, что власть нам нравится или не нравится, а для того, чтобы эта власть стала еще лучше, чтобы через нее нам поступало изобилие. 

Мы молимся не потому, что власть нам нравится или не нравится, а для того, чтобы эта власть стала еще лучше

Тем более, что мы живем в благое время. Мы пережили достаточно тяжелый советский период, когда церкви разрушались, когда многие священники мученически погибли. Но даже из этого периода можно взять очень много тех исповедников веры, которые призывали молиться за ту власть, при которой они жили. Отец Иоанн Крестьянкин до конца своих дней молился за человека, который пытал его и переломал все пальцы, они у него до конца жизни были скрюченными. И старец не хранил злость, а именно молился. Патриарх Никон, который был извержен из сана, на Соборе постановил, что нужно молиться за ту власть, которая пришла, потому что от этой молитвы очень многое зависит. Если не будем молиться, то тогда может прийти самое страшное время – время антихриста и настать период, когда Церкви придется прятаться.

4.JPG

Еще раз скажу, что никто сейчас храмы не закрывает, более того, государство помогает их строить и восстанавливать разрушенные, многое делается для укрепления нашей веры. В школах вводятся основы православной культуры, в больницах сестры милосердия имеют возможность навещать пациентов. И так происходит, в том числе благодаря той молитве, которую мы стараемся возносить о стоящих у власти. 

Поэтому, где бы мы ни находились, какой бы у нас ни был начальник, мы всё равно должны его поминать в молитве, даже если он неверующий. Эта молитва может сотворить чудеса, и человек может стать из тирана праведником. Будем просить Господа управить и укрепить этого человека и дать ему мудрость, любовь и просвещение.

Поэтому мы и во время Литургии молимся за власть, и во время проскомидии стараемся поминать всех правителей, которые у власти в данный момент. Это наша христианская обязанность. Тем более, что есть главные слова Господа о том, что нужно всех любить. Как Господь поступает по любви и возводит солнце над добрыми и злыми и проливает дожди над праведными и неправедными, так и мы стараемся проявляться любовь к каждому человеку, который встречается на нашем пути. 

Мы должны стараться иметь любовь. Молиться за начальствующих, даже за ненавидящих нас. Поминать их – наша христианская обязанность. 

Подготовила Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить