Пушистые тренажеры любви

1 марта, в первый день весны, в России отмечают День кошек. Это проявление почитания и любви нашим Муркам и Барсикам. И пока кто-то совершенно равнодушно проходит мимо бездомного животного, другой обязательно угостит сосиской, может быть даже заберет домой. Иногда любовь к кошкам выходит за рамки нормы, домашние питомцы становятся важнее людей, иногда самых близких. Где грань между теплым отношением и болезненной страстью, можно ли молиться за страдающих животных, наследуют ли коты и собаки жизнь вечную, рассуждает иерей Георгий Иванов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Перово. 

– Батюшка, складывается ощущение, что мир охвачен «котоманией». Все постят в соцсетях котиков, относятся к ним с огромной любовью. А ведь раньше кошки были обычными домашними животными, которые ловили мышей, и наши дедушки и бабушки относились к ним проще. Отчего у нас такой крен случился? 

– Из опыта приходской жизни, опыта исповеди не соглашусь, что сейчас все охвачены котоманией. И то, что все друг другу шлют котиков, – это просто открытка.  Вместо того, чтобы написать собственные слова, люди отправляют котика. Вроде как все мило, сердечно, но это странно. А вот что касается животных, то люди более ответственно относятся к тому, чтобы взять их в дом. Когда ребенок просит купить котенка или щеночка, папа с мамой должны подумать, смогут ли они за ним ухаживать. Потому что на сто процентов, несмотря на все обещания ребенка, он за ним ухаживать не будет. Если покупается животное, то родители должны осознавать, что вся забота падает на их плечи. Поэтому многие не хотят заводить домашних животных. Неслучайно, слава Богу, рассматривается закон, по которому если вдруг питомец оказался на улице, то ты будешь платить штраф. В Европе такой закон уже есть, и он очень правильный. Животные – это большая ответственность. 

Если покупается животное, то родители должны осознавать, что вся забота падает на их плечи

Некоторые, наверное, нас могут даже осудить за то, что мы говорим про котов и собак. Сейчас такая трагедия, война на Донбассе, беженцы. Может быть, лучше акцентировать внимание на людях и их проблемах? 

Мы можем отвечать, что жизнь человека связана такими невидимыми нитями с животным миром. Понятно, что если в человеческих отношениях злоба, конфликты, ненависть, а это мы сейчас видим, то, конечно, это отражается на животном мире. Я не думаю, что люди сейчас стали любить животных больше, чем раньше. Если бы было больше любви, добра и мира… но этого нет. 

Сейчас нам любой богослов скажет, что лучше заниматься спасением своей души. Давайте откроем любое святоотеческое наследие, и вы там не найдете ничего ни про котов, ни про собак. Только исключительно про человека, который должен заниматься внутренним состоянием своей души, чтобы стать из гордого – смиренным, из раздражительного – кротким, из ленивого – трудолюбивыми, из наглого – послушным. Если будет идти такая внутренняя духовная работа, то и животным будет рядом с человеком намного лучше. Внутренняя духовная работа – это самое главное. Но для этой работы есть много средств. Есть пост, молитва соборная, молитва домашняя. Животные умягчают жизнь человека. 

Если будет идти духовная работа, то и животным рядом с человеком будет намного лучше

– В Книге Притчей читаем: «Блажен, иже и скоты милует» (Притч. 12: 10). Мне кажется, это тот самый принцип, который должен быть у человека. Мы даны этому животному, чтобы оно нам служило. Но ведь от того, как мы к нему относимся, мы сами про себя можем сказать, злые мы, раздражительные, гневливые или нет. Если мы разозлились на кота, то это ничуть не лучше того, если бы мы разозлились на родного человека. 

– Конечно, это тоже одно из средств. Потому что те, у кого есть какие-то домашние животные, могут оценить свое поведение. У меня есть знакомые, у которых живет собака, и она встречает их дома так, как ни один самый близкий родственник не встретит. И сразу настроение меняется. В святоотеческом наследии про это ничего не сказано, потому что время, наверное, было другое. А сейчас у нас много есть примеров, когда кот вместе со своей хозяйкой может встать на молитву. 

Те, у кого есть какие-то домашние животные, могут оценить свое поведение

Но есть нюансы, когда любовь к животным превозмогает любовь ко всему. Наверное, любая страсть, всё то, что уже за гранью, – это плохо. Опять же могу сказать из опыта приходской жизни, это тоже довольно часто встречается. У знакомой девушки была собака. Она только о ней и говорила, ею жила. И вот она собралась замуж. И я как-то спросил, кого она больше любит: жениха или собаку? Она ответила, что, конечно же, собаку. По-хорошему, ей нельзя выходить замуж, потому что ее брак будет несчастливым, муж будет по остаточному принципу всегда. На мой взгляд, это уже перебор. И, конечно, это тоже является грехом. 

– А что лежит в основе большей любви к животному, чем к человеку? Неумение человека любить? Нежелание отдавать? Ведь собака или кошка порой отдает тебе больше любви. Другой человек занят своей жизнью, у него есть свои проблемы, трудности, он не всегда адекватно реагирует. Может быть, в этом корень проблемы? 

– У всех по-разному. На первом месте, как я думаю, генетика. Она прослеживается во всем. Второе, возможно, это одиночество. Можно подсказать ему, чтобы он молился, и тогда он будет общаться с Богом, и больше ему никто не будет нужен. Но чтобы дойти до умения общаться с Создателем, Творцом, нужно проделать очень долгий путь. Поэтому рядом кот или собака заменяет и родных, и друзей. Кот или пес становится лучшим другом. Это очень часто бывает в пожилом возрасте, когда дети уже обзавелись своими семьями и нужно на кого-то переносить всю свою любовь и заботу. 

– А животные чувствуют любовь человека. 

– У меня было два таких примера таких суперсобачников и кошатников. Представьте ситуацию. Огромный московский район, тысячи людей ходят по улице. И вот выходит кошка, держит в зубах котенка, кладет перед женщиной и уходит. Почему именно перед ней? Как она узнала, что эта женщина помогает животным, кормит их, лечит? Как выбрала именно ее из тысячи других прохожих? Кошка поняла, что не сможет сама прокормить котят, при этом она чувствует любовь этого человека, доверяет ему. Естественно, женщина берёт и выхаживает этого котенка. Или большая дворовая собака тоже подошла к одной женщине и осталась с ней. Даже ко мне если подойдет дворовая собака, то максимум, что я смогу, – это накормить ее. А эти люди берут к себе животных на передержку, ведут к ветеринару, делают им прививки. Я вообще считаю, что это подвиг. Потому что животные страдают не меньше, чем человек. В Евангелии сказано: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35–36). Сюда можно вписать и этот подвиг в отношении животного. 

– Они больше страдают, по нашей же жестокости часто.

– Да, потому что наравне с такой любовью к животным есть и абсолютная ненависть. Почему у нас в Москве нет бродячих собак? Их отловили и уничтожили. Я знаю тех, кто специально на помойках сыплет яд, это так называемые догхантеры. И чаще ненависть превозмогает любовь, а таких любящих добрых людей просто единицы. 

– А тех, кто ненавидит и стремится выместить свое зло на безответных животных, больше? 

– Да, их гораздо больше. А как излечить страсть к животному? Если человек будет хотя бы среднестатистическим христианином, будет стараться молиться, то это все равно уйдет. Так или иначе, если человек причащается, то у него Бог будет на первом месте. 

– А как Вы относитесь к тому, что кто-то за своих котов и собак молится, священников просит молитв, ставит свечу в храме? Можно ли так делать? Нужно ли? 

– А зачем молиться за котов? И так известно, что они тоже наследуют жизнь вечную. Это ясно из Ветхого Завета: когда Господь творил этот мир, он говорил, что «это хорошо» (см.: Быт. 1), сотворил душу живую, сотворил животных. Душа уже предполагает вечность. Понятно, что если Бог говорил «хорошо», то это не может исчезнуть и пропасть. Это всё изменится, будет в превосходящей степени. Если животные считаются безгрешными, то, конечно, наследуют жизнь вечную. Конечно, у них душа не такая, как у человека. В отличие от животных, у человека есть и совесть, и воля, и свобода, и разум. Как в труде святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело». У животных неразумная душа, но все равно они входят в это творение Бога. Раз они и так попадают в рай, то зачем за них молиться?

– Чтобы облегчить их страдания.

– Иногда бывает такое, что умирает младенец, его не покрестили, не успели. Естественно, приходят родственники и спрашивают, как за него молиться. А за него не надо молиться, потому что он – ангел. Он безгрешный, и он за нас теперь молится. А животные, конечно, за нас не молитвенники, но за них тоже не нужно молиться. В каком они состоянии, это тоже для нас некая тайна. Потому что тот мир, в котором мы живем, и тот мир, в котором существуют животные, для нас все-таки закрыт. Они и так наследуют райские обители, зачем за них свечи ставить? 

– Это очень утешительно для всех, кто любит животных. И всё равно очень сложно принять уход любимой Мурки или Шарика.

–  Жизнь и смерть – естественные процессы. Да, смерть – это ненормально. Но это же лучше для самого животного и человека. Например, даже отпевание священника – это же торжество, поются пасхальные тропари, все друг другу говорят: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!» Это проповедь, свидетельство Воскресения. Поэтому почему смерть животных должна сопровождаться трагедией? 

– Потому что ты к нему привязан. Потому что у многих – это член семьи. И когда ты лишаешься кого-то родного и любимого, ты испытываешь душевные переживания и страдания. Это очень часто относится и к животным. 

– Но теряешь на очень короткое время. Жизнь наша быстро идет, и мы скоро все встретимся. Я знаю бабушек, у них висит портрет родителей, и они общаются с ними как с живыми, и они их ждут. Смерть – это переход из бренной жизни к жизни, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания».

– То есть надо спокойнее к этому относиться? И порадоваться за животное, что оно здесь отмучилось?

– Да, порадоваться. И с теми, кто их так любит, обязательно будет встреча. Главное, чтобы не было перебора. У моего знакомого была овчарка. И когда она умерла, у него дома остался целый «иконостас» из ее фотографий и вещей, которые ей принадлежали. Грубо говоря, это уже язычество. 

– А животные могут просить у Господа за своих хозяев?

– Я могу сказать, что они могут умягчать человеческое сердце, человек может через них научиться заботиться. Потом у него появляется своя семья, и уже через этот опыт заботы он начинает еще больше любить своих ближних. А первопричина – это такая сильная любовь к животному.

– Своего рода «тренажер любви», получается?

– Да, вроде того. Если человек с детства эгоист, то он и всегда будет эгоистом. И люди умягчают сердца. Если есть дома больная бабушка, папа скажет сыну помочь ей, покормить, позаботиться. И у ребенка тоже появляется навык заботы, любви. Но сказать, что, например, даже какая-нибудь овчарка стала на молитву, конечно, нельзя. Животные чувствуют это, но в нашем понимании молитва животным не свойственна. 

– Если подводить итоги, то животные помогают нам научиться любить. Главное – не возводить культ, который застилает любовь к ближнему, а уже тем более любовь к Богу. 

– Это касается всего. Это касается и огорода. Сейчас весной все поедут на огород, это тоже культ. Человек все бросает, не молится, не причащается, всецело занят огородом. Есть люди, которые в культ превращают театр. Это сплошь и рядом такая грань. 

– Как говорит Господь: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). А у нас идет речь не об отце и матери, а о наших зависимостях, страстях. К сожалению, они иногда нами правят. 

– Могу привести в пример страшный случай в одной из деревень. Еще в советское время мужчина копил на машину, купил себе «Жигули». У него в этот же день эту машину украли, и он повесился. То есть для него это было смыслом жизни. 

Понятно, что у людей раньше было другое отношение к животным. Они были кормильцами в семье. Мой папа помнит, как они ложились спать в деревне на полу и с ними спали поросята. Можно было спросить, а как же потом есть этих свиней? Но ведь мясо животных стали есть после потопа. В одном из толкований сказано, что не надо их обожествлять, ешьте их, и это спасет от идолопоклонничества. Так что давайте через животных учиться любить, но не делать из Мурки бога.

Беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить