Синодальная библиотека: история и современность

Синодальная библиотека Русской Православной Церкви с давних пор славилась своим уникальным книжным фондом. Некогда в ней хранилось большое количество драгоценных манускриптов, среди которых были, например, «Изборник» Святослава (1073) и Кормчая книга (1282), Геннадиевская Библия (1499), множество других славянских рукописей XI–XVIII веков. В стенах этого древлехранилища в середине XIX века выдающимся церковным историком протоиереем А. В. Горским совместно с преподавателем Симбирской духовной семинарии К. И. Невоструевым совершался во имя русской словесности великий труд описания этих рукописей, названный современниками «гражданским подвигом». В ХХ веке, в послереволюционные смутные годы, Синодальная библиотека не существовала, однако пришло время «собирать камни» и в конце этого же столетия она была воссоздана. В этом году возрожденная Синодальная библиотека отметила 35-летие. О том, как живет Синодальная библиотека, рассказывает директор Синодальной библиотеки им. Святейшего Патриарха Алексия II, клирик Московской городской епархии протоиерей Александр Троицкий.

1.jpg

– В нескольких словах, конечно же, не расскажешь историю, растянувшуюся на несколько столетий, и все-таки задам вопрос: когда и как появилась Синодальная библиотека?

– Старая, дореволюционная Синодальная библиотека, родившаяся в XVI веке еще до установления патриаршества в Русской Православной Церкви, представляла собой прежде всего собрание славянских и греческих рукописей и некоторого количества старопечатных книг. Изначально это была библиотека московских митрополитов, а впоследствии всероссийских патриархов, поэтому многие годы она называлась Патриаршей. Фонд ее весьма активно пополнялся, особенно в XVII веке, трудами Патриарха Никона, собиравшего книги, необходимые для книжной справы. Он привез много древних рукописей из Новгорода, по его и царскому распоряжению велись целенаправленные поиски рукописей и книг на православном Востоке.

– А когда же библиотека стала именоваться Синодальной?

– В 1721 году, с окончанием патриаршего периода и возникновением Святейшего Синода, библиотека перешла под его ведомство и тогда-то стала Синодальной. Так она именовалась до восстановления патриаршества в ХХ веке. Всего несколько месяцев в конце 1917 и начале 1918 года она, оставаясь в церковном владении, именовалась Патриаршей (Синодальной) библиотекой, но в том же 1918 году советская власть ее национализировала.

– Что же стало с бесценными фондами?

– Все рукописи библиотеки в настоящее время хранятся в Отделе рукописей Государственного исторического музея (ГИМ) в Москве как Славянское синодальное и Греческое синодальное собрания, там же хранятся грамоты, принадлежавшие Синодальной библиотеке. Старопечатные книги по большей части хранятся в музейном фонде библиотеки того же Исторического музея. Кроме того, в фондах библиотеки были более поздние издания, как русские, так и иностранные, в частности книги, которые необходимо было иметь под рукой для работы с рукописями, а также множество книг, посвященных христианскому Востоку. Эти относительно поздние издания (XIX – начала XX века) также первоначально попали в библиотеку музея, но как отдельное собрание не хранились и в значительной части разошлись по разным государственным библиотекам. В 1938 году на основе фондов библиотеки Исторического музея была создана Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ), книги со штампом Синодальной библиотеки встречаются в ее фондах, но не только там. Надо сказать, что несколько книг со штампом дореволюционной Синодальной библиотеки вернулось к нам, причем не только из Исторической библиотеки, но и из обменного фонда Российской государственной библиотеки (РГБ), возможно, их можно встретить и в других библиотеках.

Несколько книг со штампом дореволюционной Синодальной библиотеки вернулось к нам

– Отец Александр, наверное, возрожденной Синодальной библиотеке было бы хорошо иметь утерянные книги старой Синодальной библиотеки, хотя бы в оцифрованном виде?

– Поздние печатные книги собрать уже невозможно, поскольку они разошлись в самые разные места. Электронные копии какого-то количества случайных экземпляров не дадут представления о том, что было в Синодальной библиотеке до революции. А рукописи, старопечатные книги и грамоты, наверное, имело бы смысл оцифровать, но этим может заниматься только нынешний владелец, Исторический музей, ответственный за хранение этих бесценных фондов. Вероятно, частично они оцифрованы, потому что их постоянно заказывают пользователи. Впрочем, в настоящее время, когда научное сообщество восхищается успешно осуществленным проектом оцифровки и размещения на сайте Троице-Сергиевой лавры рукописей и старопечатных книг из прежних собраний Лавры и Московской духовной академии, а также других фондов РГБ (всего более 14 000 рукописей и архивных материалов, 508 церковнославянских старопечатных книг XVI–XVIII веков), аналогичный проект оцифровки «синодальных» собраний не представляется совершенно неосуществимым.

2.jpg.

– Помимо книг Патриарха Никона, какие еще фонды входили в собрание Синодальной библиотеки?

– После Патриарха Никона, в конце XVII века библиотека пополнялась книгами из личных собраний митрополита Сарского и Подонского Павла, патриарха Иоакима, Епифания Славинецкого, Сильвестра Медведева, в начале XVIII века – святителя Димитрия Ростовского, книгами из библиотеки Чудова монастыря. По высочайшему повелению для нее делались рукописные копии с хранившихся в других церковных собраниях летописей и других исторических источников. В XIX веке в библиотеку передавались старообрядческие рукописи и печатные книги, изъятые чиновниками и миссионерами у староверов, но большая часть этих поздних поступлений в 1854–1863 годах была передана для научных и учебных целей в библиотеку Московской духовной академии, в настоящее время 248 рукописей хранятся в РГБ. Собрание рукописей, переданных в МДА из Синодальной библиотеки, оцифрованы и доступны на сайте Троице-Сергиевой лавры.

Задачи собирания в Синодальной библиотеке полной или хотя бы сколько-нибудь представительной подборки богословской и церковно-исторической литературы Синодального периода в дореволюционные годы не ставилось. В то время обязательные (цензурные) экземпляры всех духовных книг, то есть всех книг, прошедших в Российской империи духовную цензуру, поступали не в Синодальную библиотеку, а в петербургскую библиотеку Святейшего Синода, где они и были подобраны с максимальной полнотой. Эта библиотека, к сожалению, совершенно не сохранилась. Фонд рукописей Синода хранится в Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА СПб), а печатные книги со штампом «Библиотека Св. Синода» были разрознены и разошлись по разным, в основном петербургским государственным библиотекам, немало их хранится в Научной библиотеке Музея истории религии, оттуда какая-то часть книг с этими штампами была передана и в наш фонд. Большая часть библиотеки Святейшего Синода была передана в «Международную книгу» для продажи за границу. Несколько тысяч книг из этого собрания, в частности, находятся на кафедре Восточных Церквей богословского факультета Эрлангенского университета в Германии и хранятся как отдельное собрание вместе с документами, подтверждающими их отбор немецкими специалистами по истории Русской Церкви в начале 1930-х годов и покупку через «Межкнигу».

– Батюшка, расскажите, когда Синодальная библиотека вновь возродилась?

– На днях исполнилось 35 лет со дня возрождения Синодальной библиотеки. Изначально ее фонд находился в Даниловом монастыре. Библиотека открыла свои двери для читателей 1 октября 1987 года, тогда она называлась Библиотекой духовного и административного центра в Даниловом монастыре. Однако уже летом 1988 года на Архиерейском Соборе был принят документ, в котором она была поименована Синодальной библиотекой, и по этому наименованию стала преемницей старой библиотеки. Но только по наименованию, поскольку все фонды, как уже говорилось, были созданы заново. 

Библиотека стала преемницей старой только по наименованию, фонды были созданы заново

– Кто был организатором этого богоугодного начинания?

– Инициатором был протоиерей Борис Даниленко, а вдохновителем и покровителем всех трудов – управляющий делами Священного Синода митрополит Таллинский Алексий, впоследствии Святейший Патриарх Алексий II, имя которого сейчас носит наша библиотека. Именно по его распоряжению из Тамбова было доставлено личное собрание книг и архивных материалов архиепископа Михаила (Чуба, +1986), были переданы книги митрополита Антония (Мельникова, +1987) из Санкт-Петербурга. В 1995 году было передано богатое собрание печатных и рукописных нот Святейшего Патриарха Пимена (Извекова, +1990). Надо сказать, что и сам Святейший Патриарх Алексий передавал в библиотеку много книг, которые имеют его автографы или пометы о том, что были получены от него. Хотя они еще не выделены из общего фонда, но в каталоге факт принадлежности к фонду патриарха Алексия каждого такого экземпляра отмечен. Помимо крупных личных собраний церковных иерархов поступали и другие, меньшие объемом личные собрания.

В частности, в 2003 году из Парижа поступило несколько сот дореволюционных и эмигрантских книг митрополита Николая (Еремина). Спустя продолжительное время после его смерти, по его завещанию, книги были привезены в Россию. Также в библиотеке есть небольшие личные фонды архимандрита Бориса (Холчева) и архиепископа Казанского Михаила (Воскресенского). Количество книг владыки Михаила небольшое, но в его личном фонде были сохранены рукописные материалы его отца – священномученика архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского) и несколько книг с его пометами или дарственными надписями. Эти книги и документы представляют и научную, и культурную, и, конечно, духовную ценность, поскольку принадлежали одному из канонизированных новомучеников Русской Православной Церкви.

3.jpg

– Отец Александр, расскажите, из каких еще источников собирается фонд Синодальной библиотеки?

– Перечисленные личные библиотеки иерархов и священнослужителей Русской Церкви хранятся в библиотеке как отдельные фонды. Кроме того, к нам поступило очень большое личное собрание книг академика Никиты Ильича Толстого. Он был одним из инициаторов не столько возрождения библиотеки, сколько выбора места ее расположения. Когда в Даниловом монастыре книгам стало тесно, подыскивалось новое место, в котором библиотека могла бы свободно развиваться. Никита Ильич первым указал на бывший Андреевский монастырь. Его помещения тогда занимал Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы Госстандарта СССР. Монастырь находится недалеко от нового здания Президиума Российской академии наук, и академики Никита Ильич Толстой и Евгений Петрович Челышев, который в то время был академиком-секретарем отделения литературы и языка РАН, очень помогли в том, чтобы это помещение бывшего монастыря было передано Русской Православной Церкви для размещения там Синодальной библиотеки. Спустя несколько лет после кончины Никиты Ильича Толстого к нам поступила значительная часть его библиотеки. В основном это русские и иностранные издания по славистике и балканистике, они хранятся как отдельное личное собрание.

Помимо личных собраний, кончено же, есть основной фонд библиотеки. В трех алфавитных рядах: на кириллице, латинице и греческом языке стоят книги, поступившие из самых разных источников. Это и издания, приобретенные библиотекой и полученные из государственных библиотек, и полученные от церковных учреждений. Очень активно передают книги центральные Синодальные учреждения: Московская Патриархия, Отдел внешних церковных связей, Издательский совет Русской Православной Церкви. Святейшим Патриархом Кириллом регулярно передаются издания, имеющие особую ценность. Ведется обмен с другими библиотеками, государственными и церковными. Какие-то издания нам жертвуются. Регулярно поступают книги из Российской книжной палаты.

Периодические издания, которые получили гриф Синодального отдела по взаимодействию с обществом и СМИ, по положению также должны присылаться в Синодальную библиотеку. Мы целенаправленно собираем периодические издания и отчасти книги, обращаясь в епархии, монастыри, приходы, к другим издателям церковной или религиоведческой литературы. С книгами, конечно, сложнее, чем с периодическими изданиями, поскольку сейчас много интересного издается, не всегда удается все отследить. Стараемся как можно шире оповестить издателей, распространителей, держателей книг, что Синодальная библиотека собирает все, что касается истории христианства в России, истории православия в мире и того, что прямо или косвенно относится к этой области знаний.

Синодальная библиотека собирает все, что касается истории христианства в России, истории православия в мире

– Переход Синодальной библиотеки в Андреевский монастырь был, наверное, не случайным?

– Очевидно, это было промыслительно: задолго до того, как рядом с комплексом бывшего монастыря возникло здание Президиума Российской академии наук, он сам был центром духовного просвещения в Московской Руси. Это место, где в середине XVII века возникло Ртищевское ученое братство – один из первых в Москве центров духовного просвещения, откуда, как считается, пошла Славяно-греко-латинская академия, и, наверное, можно сказать, что по преемству от нее и Московский университет.

– В наши дни в Андреевском монастыре находится не один «центр духовного просвещения»…

– Сейчас здесь, помимо Синодальной библиотеки и возрожденного в 2013 году монастыря, находится Синодальный отдел по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ. В его стенах обосновался Учебный комитет Русской Православной Церкви, к которому приписана Синодальная библиотека. Институт перевода Библии – нецерковная научная организация. Также на территории монастыря действует общеобразовательная школа. Все эти учреждения образуют широкий круг пользователей Синодальной библиотеки. А что касается Учебного комитета, то ему подчиняются все высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви: академии, семинарии, духовные училища, которые также по положению должны иметь свои библиотеки. Одной из важнейших задач Синодальной библиотеки на сегодня является взаимодействие с библиотеками, принадлежащими духовным учебным заведениям, консолидация в формировании и каталогизации фондов. Речь идет о создании общих информационных ресурсов, сводного каталога. Будем надеяться, что через какое-то не слишком продолжительное время эти проекты будут осуществлены.

– В последнее время из-за того, что появился интернет и в нем можно найти тексты самых разных книг, в библиотеках сократилось число читателей. Но я все-таки считаю, что из-за этого потребность в библиотеках не уменьшается.

– Меня нисколько не смущает малое количество читателей в самой библиотеке, поскольку есть возможности дистанционного пользования нашими фондами, информационными ресурсами, каталогами, доступными на сайте библиотеки. Эти пути доступа работают. Люди звонят и пишут, спрашивают и получают консультации по нашим фондам. Не только частные лица, но и церковные СМИ, информационные и научные светские и церковные учреждения, например, «Православная энциклопедия».

4.jpg

– Все читатели без ограничения могут их получить?

– Библиотека открыта для всех заинтересованных пользователей. Если они обращаются с квалифицированными и содержательными запросами по наличию и составу тех или иных документов, это только радует.

– Меня как-то смущает, что в последнее время во многих странах стали оцифровывать книги и реальных живых изданий там уже можно и не найти. Мне кажется, что это неправильный путь.

– Правильный-неправильный, каждый сам выбирает себе дорогу. А что касается оцифровки фондов или отдельных документов, изданий, то это открывает новые возможности.

Оцифровка фондов, отдельных документов, изданий открывает новые возможности

– У меня вопрос не о копировании, а о тотальном сокращении фондов библиотек.

– У нас изъятия книг не происходит. Из того, что они скопированы, еще не следует, что не нужно хранить сами книги. Но если книги нет, то копия отчасти ее заменяет. У многих действительно создается такая иллюзия, что если есть электронная копия или электронное издание, то хранить бумажный документ уже не нужно. Мне вовсе не очевидно, что электронный вариант хранить проще и дешевле. Конечно, он не занимает места на полке, но зато определенных усилий и ресурсов он требует не меньше, чем хранение бумажного экземпляра. Поскольку электронные средства, обеспечивающие сохранность документа, постоянно устаревают, их надо обновлять, регулярно все переписывать, приобретать новые серверы, к тому же постоянно следить за сохранностью и доступностью таких документов. Это не меньшая работа, чем ведение обычных каталогов и хранение бумажных изданий. Во всем, кроме экономии места, это, пожалуй, даже более дорогое удовольствие, чем хранение самих книг. И в какой-то степени это менее надежно, поскольку из-за возможных катаклизмов документы могут стать недоступными. Даже при самом благоприятном развитии общественной жизни от книг избавляться не следует.

– Полностью с Вами согласна. Полный переход в виртуальный мир не вызывает никакой радости.

– Раньше еще изготовляли микроформы (микрофильмы и микрофиши) из документов. Опять же, если были трудности с объемами хранения фондов, то микроформы занимали меньше места. Но работать с ними было очень непросто, поскольку нужно перематывать рулоны микрофильмов, чтобы найти нужные документы или нужные страницы. С такими сложностями сталкивались все, кто работал в архивах. Сидеть и постоянно перематывать кадры на экране – это вредно и для глаз, и для душевного равновесия человека, хотя это способствует сохранности документов и очень важно для хранения ветхих и уникальных архивных фондов, газет и т. п., всех документов, которые, как представляется, редко будут востребованы. Наверное, лучше всего иметь и бумажный документ и его электронную копию. Тем более в нашей стране не так уж много есть мест, где хранятся и собираются отечественные книги по нашей тематике.

5.jpg

– А где они хранятся?

– На сегодня по старым, прежде всего дореволюционным фондам недосягаемую полноту имеет Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге, бывшая Императорская публичная библиотека, получавшая и сохранившая обязательный экземпляр. В Российской государственной библиотеке (РГБ), собранной уже в советское время из самых разных источников, в том числе и из национализированных частных и церковных собраний, тоже много дореволюционных церковных изданий, но они представлены не с такой полнотой, как в РНБ. Библиотека Академии наук, находящаяся тоже в Петербурге, в свое время получала обязательный экземпляр, но, кажется, не сохранила его в полноте (особенно это касается церковных фондов).

Остальные библиотеки хранят лишь случайные экземпляры дореволюционных церковных изданий. Что касается текущих, и всех вышедших за последние 30 лет церковных изданий, то универсальные и общегуманитарные государственные библиотеки имеют большие возможности в комплектовании фондов обязательным экземпляром Книжной палаты, а Синодальная библиотека и большие библиотеки духовных академий имеют большие возможности целенаправленно собирать церковные издания, причем не только выходящие в России, но и на русском языке в сопредельных государствах.

6.jpg

– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, какие теперь у Синодальной библиотеке цели и задачи?

– Продолжать собирать универсальную коллекцию церковной печати и в то же время в первую очередь обращать внимание на те издания, которые нужны для учебного процесса и для научной работы в образовательных и научных центрах Русской Православной Церкви. Их нужно с максимальной полнотой собирать, каталогизировать и делать доступными для всей создающейся сети библиотек высших духовных учебных заведений.

Беседовала Светлана Рыбакова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить