Добродетель дарования надежды

Слово на ночной новогодней Литургии

Добродетель дарования надежды. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского)
на Божественной литургии 01 января 2022 г.
(Продолжительность 0:09:10 мин, размер 4.6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В этот день многие люди желают друг другу всего лучшего: кто-то скажет: «счастья, удачи, успехов, здоровья», и мы понимаем сами, что в этот светлый, радостный день многие люди желают другим того, чего сами не имеют. Или того, о чем они сами мечтают, что думают иметь, но по факту не получают. Этот день подводит итоги уходящего года, который завершается при сдаче годовых отчетов, при наведении порядка дома, при приготовлении соответствующих блюд, особенно для людей светских. Год, конечно, завершается трудно. Но есть надежда на светлое будущее, на то, что что-то будет лучше.

Есть люди, у которых эта надежда не подкреплена никакими действиями, – они надеются на авось. И друг другу желают этого авось: «Пусть у тебя все будет, и за это тебе ничего не будет». Но есть и другая крайность – люди пессимистического склада, которым кажется, что все плохо: и сейчас плохо, и завтра, и послезавтра. Они даже с Новым годом друг друга не поздравляют, говорят себе: «Пойду-ка я спрячусь в покаяние, чтобы не думать о радости, потому что жизнь – это сплошное покаяние».

Мы понимаем, что между двумя крайностями – между самонадеянностью и между надеждой на авось – есть некая золотая середина, которую святые отцы нередко называют благоразумием. Это когда человек делает все, что может, все, что от него зависит, и при этом надеется на Бога. Он старается, трудится, ожидая, что Господь его благословит. И вот мы в молебне, который стал уже традиционным на Новый год, просим Господа, чтобы Он благословил грядущий год, и благословляем Господа за тот венец лета, за завершение года, который мы прожили. Мы стараемся с осторожностью исполнять заповеди Божии, с надеждой, что и Господь исполнит часть Своего обещания. В молебне на начало года мы читаем строки из пророка Исаии. Христос приходит в Назаретскую синагогу, открывает текст древней рукописи и читает следующие слова: «Дух Господень на мне, ибо Он помазал меня благовествовать нищим, отпустить измученных на свободу, дать слепым прозрение» (Лк. 4: 18). Мы видим, там перечисляются всевозможные немощи людей: и бедность, и голод, и слепота – и всем этим людям Господь обещает лето Господне благоприятное. Но в другом месте Сам же Спаситель в Нагорной проповеди говорит: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся».

Между двумя крайностями – самонадеянностью и надеждой на авось – есть золотая середина, которую святые отцы называют благоразумием

В этой Нагорной проповеди мы видим, что и благословение Божие, и насыщение духовное, и наследование земли, и сыновство Божие даются за труд, потому что тот, кто претерпевает испытания жизненные благочестиво и с достоинством, получает соответствующий венец. Тот, кто ищет правды, стучится – тому отворяют. Тот, который старается стать миротворцем, получает от Бога награду в виде Царства Небесного. Следовательно, следует немножко потрудиться, потому что без труда уж и рыбку из пруда не вытащишь, а не то что Царство Небесное. Но кто-то спросит – как же Господь сказал: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, пусть завтрашний день сам о себе побеспокоится»? В этом случае звучит некое лукавство, ведь исторический контекст произнесения этой проповеди говорит о благоразумном отношении к имуществу. Что значит, «не заботьтесь о завтрашнем дне»? Когда в древности приготавливали продукты питания, не было холодильника, чтобы их сохранить, и, следовательно, если продукты приготавливались с избытком, они могли пропасть. И наоборот – если заранее не замесить тесто, то есть не положить в закваску нужного количества муки, то готового продукта, хлеба, может не хватить на всю семью, и, следовательно, вот это «не заботьтесь о завтрашнем дне» говорит о некоторых крайностях, когда человек суетится и при этом совершает непроизводительный труд, и когда он лежит на боку, ждет напрасного чуда, не предпринимая при этом никаких собственных усилий.

Благословение Божие, и насыщение духовное, и наследование земли, и сыновство Божие даются за труд

Если мы посмотрим на характер евангельского благочестия, то увидим, что оно зиждется на очень простой, но двойственной заповеди: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31). Точно так же и Господь, Сын человеческий, Сын Божий поступает с нами, как мы поступаем с Ним. Что мы читаем в притче о Страшном суде? «Алкал я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… Был наг, и вы одели Меня… В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35–36). И за это, за то, что мы посетили, накормили, одели и обули нищего в лице его Господа, мы получаем награду. А антиномия этим словам – сегодняшнее евангельское чтение, в котором люди признаются Господу, что они исповедуют Его своим Богом. При этом Он отвергается и говорит: «Я не знаю вас». Почему? Потому что что они Ему сказали? Господи, мы ели и пили с Тобой, да, мы размышляли о Боге, но при этом ели и пили, то есть не совершали тех дел, которые приводят нас в Царство Небесное.

Люди, которые приходят в храм Божий помолиться в Новый год, – это, конечно, особые люди. Это те люди, которые смотрят на часы и меряют свои годы, а порой, бывает, и минуты, не желая, чтобы что-то было утрачено, чтобы что-либо напрасно погибло. О них нельзя сказать, что они не заботятся о завтрашнем дне, потому что они внимательно смотрят за тем, что завтра Господь им приготовит. Иными словами, что по моим делам я заслуживаю. И, следовательно, всем нам хочется пожелать благоразумия. Благоразумия, которое сторонится двух крайностей: беспечности и расслабленности и строгости с жестокостью. Мы выйдем из храма навстречу людям, которые утешают себя маленькими простым радостями. Хотят поесть, а может быть, кто-то и выпить, и мы понимаем, что их характер празднования Нового года отличается от того, чего желал бы верующий человек. Но это их мера радости, это их мера понимания того, что человек может получить в качестве утешения. А для верующего человека это образ, ведь на самом деле это тоже уподобляется пиру. Но на этот пир с Сыном Божьим приглашается тот, кто на земле совершает труд.

Люди, которые приходят в храм Божий помолиться в Новый год, – это, конечно, особые люди

Дорогие братья и сестры, совершая многочисленные труды, которых, наверное, в следующем году не станет меньше, давайте научимся сегодня радоваться небесной радостью. Давайте тех людей, которые радуются земной радостью, поздравим с Новым годом, совершая маленькую добродетель – добродетель дарования надежды. Часто бывает, что мы не можем ничего материального подарить, но мы можем своим примером показать, что человек благоразумный, тот, кто трудится, достоин радости. Достоин того, чтобы поблагодарить Бога и попросить Его, чтобы Он благословил грядущий год и даровал нам и счастья, и здоровья, и всего самого лучшего. Аминь!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить