Духовное семя нашего спасения

Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слышали притчу Спасителя о семени и сеятеле. В ней Господь разделяет весь род человеческий на спасающихся и погибающих, но погибающих он разделяет на три разряда, а спасающихся – всего один. На вопрос, который последует в том же Евангелии от Луки уже в 13-й, а не в 8-й главе, одного некоего человека: «Господи, неужели мало спасающихся?» – Христос отвечает: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13: 23–24). Спаситель указывает нам на то, что не все люди спасутся, и на то, что Бог не может спасти человека без участия самого человека. Человек является соработником Бога в деле спасения своей души, ибо семя Божественного Промысла о нашем спасении сеется не на нивах земляных, не на нивах бренных, а на нивах бессмертных душ человеческих. Это духовное семя, от которого рождается и духовный человек, если оно принесет плод. И это семя – глас Божий в слове Божием, в учении Церкви Христовой, в ее таинствах. Но кто-то, живя в миру, может быть, редко посещающий церковь или вообще не посещающий храм, спросит: «А разве ко мне лично говорил Господь? Разве беседовал, как с Моисеем? Разве сеял бесконечно благое Свое семя в моем сердце? Я этого не чувствовал, я этого не знаю. Люди ходят в храм и, наверное, что-то чувствуют, что-то знают, что не дано мне», – этот человек, говоря так, будет не прав. Господь стучится во всякое сердце человеческое по неложному слову Писания. 

Человек является соработником Бога в деле спасения своей души

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Господь стучит в дверь, но порой мы не слышим этого. Не хватает в нас решимости, не хватает тонкости слуха, не хватает того, о чем как раз и рассказывает сегодняшняя притча, чтобы услышать этот глас и принести плод. 

Такое же семя сеется и в таинстве Святого Крещения, когда человеку дается благодать Святаго Духа. Он избавляется от древнего проклятия, но дальше это действие не может совершаться без него. Один из мудрейших философов, богословов преподобный Марк Подвижник говорил: «Таинство Крещения совершенно. Это таинство преподает совершенство, но не делает совершенным не творящим заповедей».

Но вернемся к притче. Упавшее при дороге – это люди, идущие широкой дорогой, вытоптанной миллиардами своих предшественников. Зачастую эта дорога ведет бессознательно туда, куда человек и не думает. Как часто в русской литературе появляется такой образ: 

Человек жил как все, вроде бы никого не обижал, вроде бы было всё хорошо, как-то шло всё протоптанной тропой, а потом жизнь заканчивается и у него возникает вопрос: «А зачем же я жил? Для чего все это было?» – и отсюда уже начинаются разные вариации, такие как у Достоевского. Порой некоторые обвиняют Бога: «А зачем же Бог дал мне жизнь, если знал, что я буду несчастным?» 

Как многие из толкователей Евангелия говорят нам, «пустые заботы, много попечения, а когда человек увлекается этим и уже не отдает себе отчета, а порой и искушения, которым не может противостоять, – это каменная почва». Когда человека борют страсти, борют, может быть, порой внешние какие-то обстоятельства, ему надо сделать важный нравственный выбор, а он не может, уступает, малодушествует. А какова же тайна наследников Царствия Небесного, приносящих плод Небесному Царю? Она в том, что они не только слышат слово, но еще хранят его в своем сердце и всеми силами стараются исполнять. Господь особо печется о таких людях: «И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66: 2), – говорит Он устами святого пророка Исаии. Что же это за человек, трепещущий перед словом Божиим, пред этим бессмертным семенем? По слову Иоанна Златоуста, это такой человек, который в самых делах своих показывает повиновение заповедям Божиим, слову Божию. Конечно, мы подумаем: «Да, духовная жизнь сложна, и притчи глубоки, и, может быть, их глубина не до конца может быть уразумеваема нами», но порой то, о чем говорил Спаситель в сегодняшней притче, можно отнести и к целым странам, к целым народам, к цивилизациям. Давайте вспомним слова тропаря, который Святая Церковь поет в память всех святых, в земле Русской просиявших: «Якоже плод красный (красивый, прекрасный) Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия». Может и земля быть той почвой, на которой сеется бессмертное семя глагола Божия. И действительно, русская земля является как бы зеркалом не революции, а Евангелия. Если мы посмотрим, что происходило и перед революцией, мы увидим, что ослабело благочестие, аристократия оказалась в значительной своей части подкупленной, увязшей в заботах о богатстве, не противостоящей искушениям. Один старый священник, который родился еще до Первой мировой войны, рассказывал мне: «Какой был ужас, я был маленьким, и я уже видел это. Мужички, идя с покоса, пели непристойную песню на мотив Херувимской», – о чем же мы можем говорить? А архиереи, которые почти единодушно приняли учредительное собрание, пошли навстречу революционерам. Возможно, они понимали, что их может ждать тот кровавый потоп, который поглотил всю страну, но, идя протоптанной дорогой, выбрали этот путь. 

Но есть и другие случаи, которые должны воодушевлять нас, потому что и один человек в поле воин. Особенно, если этот человек мудр и храбр. Сегодня мы совершаем память великого русского святого, преподобного Иосифа Волоцкого. Нам и не снилось, что происходило в его времена. С Запада на Русь пришла ересь, которая охватила не только великого князя Иоанна III, его окружение, но и митрополита Московского. Ересиархи поставили настоятелей в два важнейших храма в сердце Руси: в Успенский и Архангельский собор, а они были поборниками этой ереси. И два человека не побоялись восстать против ереси, которая разрушала не только государство, но и Церковь. В ереси отрицались два основных церковных постулата: учение о Святой Троице и боговоплощении. Этими двумя настоятелями были преподобный Иосиф Волоцкий и святитель Геннадий Новгородский. Эти два храбрых и мудрых человека смогли остановить такую лавину, которая, казалось бы, должна была снести всё: как протестантизм, лютеранство, снес всю Европу. Мы скажем: «Ну, когда это было? Давно». И сейчас есть примеры, которые должны служить нам примером и назиданием. 

Что происходит в мире? В США люди меняют пол, дети меняют пол без согласия родителей. И законы некоторых штатов это позволяют. И бывает, что молодой человек говорит, что он девушка и хочет играть в женской команде. Но губернатор штата Флорида сказал: «Нет, такого в моем штате не будет. Юноши будут играть в юношеских командах, а девушки в женских командах». Тогда федеральная власть пригрозила ему, что если он будет продолжать в том же духе, то команды будут исключены из национальных лиг». Губернатор ответил: «Хорошо, исключайте. Мы создадим свою лигу, но этим принципом мы не поступимся». Представляете, пойти против такого бульдозера и заявить об этом? А у нас широкое поле для приложения силы христиан, потому что такое поле – это наше душа. И каждый день на нас наезжают бульдозеры, танки, бомбы, хищные птицы, о которых говорит Евангелие – расхищающие семена слова Божьего. 

Поэтому будем воодушевляться примерами решительных людей, отдалять себя от того, что удаляет нас от Бога, от того, чтобы идти по пути всех, – это не всегда бывает верно. Массовые психозы революций показывают, что такие тропы могут быть пагубными и приводить к пропасти. Бороться с искушениями, с теми камнями, скалами, окаменелостями на нашей душе, на которых не прорастает семя Божие. Извергать терния, которые заглушают остроту восприятия нашего, когда Господь стучится в наше сердце, а мы заняты магазинами, машинами, карьерами, и творить плод в своем сердце. Может быть, тайно, незаметно для других, но каждый человек обязательно почувствует, когда этот плод будет возрастать и когда милость Божия приблизится к человеку, трепещущему словес Божиих этого бессмертного семени, которое Господь сеет в душах человеческих. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить