Крещение Христово есть великая тайна

Проповедь в праздник Богоявления

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, праздник Богоявления, или Крещения Господня, – это один из самых чтимых праздников в Православной Церкви. В чем смысл этого праздника, и почему такое торжество?

Ожиданием Мессии, ожиданием Спасителя, тогда, во время прихода в мир Спасителя, жил весь Израиль.

Но о том, каким будет и в чем именно будет заключаться служение Господа, служение Спасителя, не знал никто, не знал даже сам Иоанн Предтеча. И фарисеям, и даже про самого себя Иоанн Креститель говорит: я не знал Его (Грядущего Спасителя), но для того я и пришел крестить в воде, чтобы Он (Христос) явлен был Израилю (Ин. 1: 31), то есть еврейскому народу; и затем снова говорит: я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающею на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1: 33–34). Это ясно видел Иоанн Креститель (Ин. 1: 34).

Почему и для чего Христос крестился?

В Псково-Печерском монастыре, в пещерах, погребен митрополит Вениамин (Федченков), который очень много размышлял о смысле и значении церковных праздников и церковных богослужений.

И он говорил, что долгое время размышлял и не мог для себя «объяснить Божественного смысла всего события Крещения Господня». Он говорил: «Мне пришлось долго-долго ожидать откровения этого смысла. Требовалось вникать в прекрасные службы наши; читать проповеди святых отцов, отца Иоанна Кронштадтского и других; самому жить, по возможности, духовною жизнью; глубже всматриваться в народные обычаи празднования».

У святых отцов многократно отмечается, что крещение Христово, – как и все во Христе, от рождения до вознесения Его, – есть великая тайна…

Ведь даже Иоанну Крестителю Господь не стал объяснять, почему Он должен креститься от него. И только, когда он смиренно сознавался: Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Спаситель сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам (с тобой) исполнить всякую правду (Мф. 3: 14–15). Вот какой сокровенный ответ! И в самом деле: почему это было нужно? и какую всякую правду Им надлежало исполнить?

И вот теперь, когда совершилось все «домостроительство» спасения нашего, когда Господь, претерпев страдания, умерев за нас на Кресте, будучи погребен и воскреснув, по Своем Вознесении не оставил Церковь, а обещал умолить Отца, да даст нам другого Утешителя, да пребудет с нами во век (Ин. 14: 16). И этот Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, – говорит Спаситель, – научит вас всему и напомнит вам все, что Я (Спаситель) говорил вам (ст. 26), нам можно попытаться вскрыть смысл крещения Господня, насколько это возможно.

Что было с человеком, кем был мучим человек ранее?

Человек находился под властью греха, был, по сути своей, подданными врага Божия, был подданным диавола. И вот освободить от этого врага, от диавола, мог только Сын Божий. И для этого Он пришел и воплотился. И теперь для этого Он и открывается крещением во Иордане.

Именно теперь начало восстановления погибавшего Царства Божия, Царства Святой Троицы – Царство Отца и Сына и Святаго Духа.

Доселе оно было похищено врагом Божиим, а теперь пришло, приблизилось время быть этому Царству Божию, потому что и в Евангелии говорится: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2).

Читая Евангелия и Деяния святых апостолов, мы не можем не обратить внимания на то, как часто в них употребляется это слово «Царство». Даже в молитве Господней мы постоянно читаем: «Да приидет Царствие Твое»; «Яко Твое есть Царство».

В Боге оно это Божье Царство, и в нас оно по дару Святого Духа.

Вот об этом Царстве, Царстве Святой Троицы, и пришел Господь проповедовать ныне, ныне – в этот праздник Крещения Своего. Это Царство Божие устрояется Духом Святым, устрояется Его благодатию. Поэтому оно и называется «Благодатным Царством».

Сегодня тот Апостол, который мы читаем, говорит, что в основание христианской жизни ставится именно жизнь во Святом Духе, даруемая нам через Господа Иисуса Христа.

Эта жизнь наша христианская и является во Святом Духе.

Сущность Христова дела, Его воплощения, Его страданий, есть излияние Святого Духа, есть явление и жизнь каждого из нас во Святой Троице; того Святого Духа, которого лишились ветхозаветные отцы. Поэтому Он и называется «Духом Христовым».

Теперь, в событии Крещения, Сам Бог Сын и вся Троица является миру. Человечество и даже избранный народ до такой степени в то время пали, что даже забыли Святую Троицу! Ныне Христом Она снова открывает Себя миру.

И как говорят сегодня в песнопениях: «Грядет Христос Избавление крещением подати всем верным: ибо этим (диавола) мучителя посрамляет, Небеса отверзает, Духа Божественнаго низводит, и причастие небесное осуществляет».

Господь после после Крещения Своего, после явления Святой Троицы всем, творит чудеса, исцеляет, изгоняет бесов, проявляет Свою царственную власть над природой, прощает грехи людям, то есть показывает «Свое благодатное Царство».

Каждый из нас, исполняя заповеди Божии, заповеди о прощении, о необидчивости, заповеди о милосердии, являет это благодарное Царство Святой Троицы. И в этом открытии благодатного Царства Святой Троицы и заключается главный смысл сегодняшнего праздника. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить