Мера Божией любви

Мера Божией любви. Проповедь иеромонаха Инокентия (Присадкова) на Божественной литургии
03 октября 2021 г. (Продолжительность 0:07:38 мин, размер 7.3 Мб)

В сегодняшнем евангельском чтении Иисус Христос напоминает нам о двух основных заповедях, о том, что нужно любить Бога всем нашим сердцем, всем нашим умом, всеми нашими силами, и ближнего своего любить, как самого себя. 

Когда мы слышим слово «заповедь», мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать, а если не сделаем, то понесем ответственность, последует возмездие. Но это слово имеет более широкий смысл. Оно означает завещание Божие нам. 

Сотворив нас, Бог одарил нас свободой, способностью стоять на собственных ногах, дал нам возможность выбора и дал нам власть следовать нашему призванию или отвернуться от него. И вот это наказание от Бога, это как бы напутствие или завещание нам, как завещание, которое оставляет человек, когда умирает, чтобы его наследники исполнили волю его.

Было бы в нас желание любить Бога и умом, и сердцем, и всеми силами любви, какая только может сыскаться в нас! Но мы даже не стремимся любить Его с таким совершенством, с такой полнотой самоотдачи. Как странно и как печально быть любимым так, как нас любит Бог, и отзываться двоящимся сердцем.

Мы даже не стремимся любить Его с таким совершенством, с такой полнотой самоотдачи

Бог так любит нас, что призывает нас к бытию и берет на Себя риск, потому что Он отдает нам Свою любовь, зная, что она может быть отвергнута. А мы все знаем, что значит открыть свое сердце человеку и быть отвергнутым, услышать в ответ, что мы ему не нужны. 

Мы также можем познать меру Божией любви к нам по дару Его нам во Христе. Он стал человеком, Он стал одним из нас, Он называет нас Своими братьями и сестрами, Он отдает Свою жизнь за нас. Если кто-либо положил свою жизнь за друга, за глубоко любимого человека или тем более за человека, который даже не отдает себе отчета в этой жертве, мы были бы озадачены и потрясены, мы бы останавливались и задумывались, мы бы задавали себе вопросы: «Как же возможно, что во мне нет ничего, чем ответить на дар Христов? На то, что не только предложено, но и дано такой ценою». И тем не менее я знаю о себе самом, что это не так. Я думаю, что нет среди нас никого, кто не отдавал бы себе отчета в том, что даже и не стремится поистине любить Бога всем своим умом, всем своим сердцем, всей силой любви, всей мощью, какая только есть. 

В одном из своих посланий святой Иоанн Богослов пишет: «Если кто говорит: “Я люблю Бога”, но не любит своего ближнего, тот лжет. Потому что как может он говорить о любви к Богу невидимому, неосязаемому, когда он даже не способен любить своего ближнего, который конкретен, осязаем, чья нужда вопиет к нему, чья любовь предложена подчас так щедро, подчас так робко?» (см.: 1 Ин. 4: 20). 

И вот вторая заповедь Христа, второе слово жизни, которое Он нам предлагает: если ты хочешь научиться любить Бога хотя бы зачаточно, научись любить своего ближнего. Но как? Иногда в нашей заносчивости мы думаем, как нам возлюбить ближнего великодушно, героически, жертвенно. Но Христос же говорит: «Люби ближнего, как самого себя». Что это значит? Прежде всего на самом простом и материальном уровне это означает, что чем бы ты ни обладал, чем бы ты ни пользовался от жизни, позаботься о том, чтобы хотя бы один-единственный человек получил бы от тебя столько же, сколько ты берешь от жизни. Это может нас повести очень далеко, потому что ничего подобного мы не делаем. Если подумать о том, сколько мы берем и требуем, а потом сказать: «Хорошо, каждое мое требование – требование моего ближнего. Все, что я беру, должно быть дано той же мерой и ближнему, хотя бы одному человеку», то как щедра была бы наша жизнь! И если мы научимся этому, то очень возможно, что мы научимся любить и Бога. И в сегодняшнем евангельском чтении нам дается указание об этом – любить нашего ближнего всем сердцем. А мне мешает моя сосредоточенность на самом себе. Нет другого пути, чтобы научиться любить кого бы то ни было, кроме того, как отрешиться от себя. Именно это говорит Христос: «Отвернись от себя». Отвернуться от себя означает именно это. Вместо того, чтобы жить для себя, не глядя ни на что другое, не сосредотачиваясь ни на чем другом, отвернись. Посмотри, как широка жизнь, как глубока, как богата. Отвернись от себя и посмотри, вглядись в человеческие лица, вглядись в человеческие обстоятельства, вглядись в человеческие нужды, вглядись в человеческую радость, посмотри и увидь, и оторвись от себя самого. И тогда ты сможешь увидеть других такими, какие они есть: увидеть их нужду, увидеть их голод, их радость, и тогда ты сумеешь дать сначала немножко, а потом, чем больше ты будешь давать, тем больше сможешь и любить, как любишь самого себя, той же мерой. Каждый из нас жаждет полноты жизни, исполнения чуда жизни. Так дадим его другому! 

Если ты хочешь научиться любить Бога, научись любить своего ближнего

И когда мы научимся отворачиваться от себя, чтобы давать другим, мы увидим, что наше сердце стало способно повернуться к Богу открыто, любовно, благодарно и радостно. Это начало. Эта заповедь Христа о том, чтобы любить ближнего, как самого себя, дана слабейшему из нас, потому что каждый из нас в конечном итоге никого не любит больше, чем самого себя. Так что это самая простая мера. Мы знаем, что нам делать. Мы знаем, сколько, с какой полнотой. Так сделаем же! И тогда, освободившись от порабощения, от рабства самим себе, мы увидим, как широко наше сердце, как сильно, и сколь многих мы можем любить, и как мы можем начать любить Бога истинно, всем нашим умом, всем нашим сердцем, всей нашей силой любви в нашей хрупкости. Потому что не сила составляет сущность любви, а уязвимость, хрупкость того, кто отдает себя щедро, застенчиво, радостно. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить