«Он всех простил, за всех молится…»

Слово в день памяти Царственных страстотерпцев

1.jpg

«Он всех простил, за всех молится…». Проповедь иеромонаха Павла (Щербачева), 17 июля 2022 г. (Продолжительность 0:17:35 мин, размер 186,1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами празднуем, помимо воскресного дня, еще и память святых Царственных страстотерпцев: императора Николая, императрицы Александры, цесаревича Алексея, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.

В истории человечества многие цари и правители погибали насильственной смертью. Порой это влекло за собой разрушительные для династии и для политического устройства этой страны последствия, а порой жизнь государства, народа текла в прежнем русле, лишь под управлением иного властителя. Но убийство императора Николая II поражает масштабом зла. Это событие, которое не вписывается в понятие смены эпох масштабом зла, ненависти, непонимания и бессмысленной жестокости. Зло как бы достигает в истории человечества некой точки перехода в новое качество, когда событие перестает существовать в привычной для историков мотивации борьбы политических интересов, смены экономических формаций, мировоззрений. Это событие как бы разрывает оболочку привычных для людей понятий, переходит в разряд события мистического, когда зло учиняет расправу над благословенным Богом народом, порядком жизни православной России. Царская семья олицетворяла идею православного государства и не только для Российской империи, но и для славянских и восточных православных народов. Даже в законах Российской империи 1832 года было определено, что император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов веры и блюститель правоверия. В византийской интерпретации царское служение было в некоторым смысле сродни служению внешнего епископа Церкви.

Царская семья олицетворяла идею православного государства для православных народов

В круге православного богослужения нет случайностей, и мы сегодня слышали два Евангелия: одно Евангелие воскресное, а другое Евангелие – это чтение, посвященное памяти святых Царственных страстотерпцев. Вспомним, что там говорилось.

Бесноватые, весьма свирепые, такие свирепые, что не мог никто проходить тем путем, стали жертвой бесов, стали управляться как бы внешней невидимой силой, потеряли разум и стали носителями сил зла. Так и народ наш в Российской империи, который порой принято идеализировать, превратился вдруг, как бы ни с того ни с сего, в период революции в свирепого, слепого изверга, воздвигшего меч на своего отца и благодетеля.

1.jpg

А жизнь народа не становилась хуже. Прирост населения за царствование императора Николая Александровича составил 50 миллионов человек. Мало кто знает, что Дмитрий Иванович Менделеев – известный химик, изобретатель таблицы, которой пользуются до сих пор все ученые мира, был еще в свободное время – ему нравилось это занятие –социологом. Все его прогнозы сбылись – от локальных проектов, как для промышленников Урала, до глобальных. Так, он точно посчитал, что если в Соединенных Штатах не будет войны, то их население через 100 лет достигнет 250 миллионов человек, а население России, по его расчетам, через 100 лет, если бы ее не тревожили войны и междоусобицы, должно было составить 600 миллионов человек.

При таких внешних условиях, когда столь быстро увеличивалось население, конечно, мы понимаем, что общество находилось на подъеме, наращивало свое благосостояние. Но что-то произошло, какая-то трещина, которая стала причиной этого крушения, этого взрыва, который разрушил все вокруг. Но кто-то направлял народ. Если мы почитаем роман Достоевского «Бесы», мы поймем, чьих рук это было дело. Федор Михайлович Достоевский описал ту пропасть, куда бесы направляли оскотинившийся, ставший подобным свиньям, смотревшим только в землю и не искавшим ничего, кроме похоти и корма для своей жизни, отошедший от веры народ. И теми, кто побуждал народ к этому направлению жизни, были не кто иные, как представители аристократии и так называемой интеллигенции.

Сейчас мы, которые родились в советский период нашей истории, воспринимаем интеллигенцию как нечто положительное. Это люди, которые занимаются творчеством, наукой, искусством, а надо сказать, что в то время интеллигенция носила резко негативный характер. Я помню, в Московском государственном университете, где мы учились, был престарелый библиограф граф Николай Николаевич Боблинский. Я помню, как он, проникшись ко мне какой-то симпатией и сочувствием, часто мне говорил: «Мишенька-Мишенька, если бы вы знали, какой страшный смысл был заложен в эту интеллигенцию во времена моего отца и деда. Нам трудно это сейчас представить». Свою надежду они полагали не в Боге, ради чего и создавалась Святая Русь – Российское православное государство, а в прогрессивных западных идеях земного благополучия и разного рода наслаждениях, которые человек должен получить за период своего земного странствования.

1.jpg

А порой дело шло и хуже, люди заходили за те границы, на которые Божественным законом был наложен запрет. Не секрет, что в то время многие слои общества увлекались спиритизмом, антропософией, каббалой, а то и просто самым изощренным колдовством. Вся эта мерзость изобильно изливалась в души простого народа. Порой причастие становилось простым обрядом. Я также вспоминаю, как один из старых священников, который родился задолго до революции, на рассказ молодого интеллигента о том, как было все прекрасно и идеально при царе, сказал: «Далеко не все так было идеально. Я вспоминаю, когда простые люди, идя с покоса, пели похабные песни на мотив Херувимской», – куда же дальше такой степени кощунства можно было идти? А что же император? Разве он не видел этого страшного сатанинского маскарада и свистопляски?

В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа, после доклада министра иностранных дел государь произнес следующие слова: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь пред Его волей».

Зловещие сполохи грядущих событий разоряли небосклон русской земли и намного раньше. В 1896 году государь император посетил Париж, где пребывал по приглашению французского президента. Французский президент попросил посетить бал, который давал барон Ротшильд. Государь долго отказывался, но потом под давлением настоятельных просьб президента все-таки пошел туда. Его встретил Ротшильд и сказал ему: «Вы знаете, у России несколько миллиардов рублей долгов, и я готов все простить, аннулировать этот долг в том случае, если вы позволите, в частности, свободное ростовщичество в вашей стране» (были и другие условия). Государь ответил: «Наверное, я не смогу удовлетворить вашу просьбу, потому что народ наш прост и доверчив, и он попадет в зависимость и в рабство тем, кто занимается ростовщичеством». Когда он вышел с этого бала, он произнес пророческие слова: «Я сейчас подписал себе смертный приговор». А уже в 1918 году в Екатеринбурге государь произнес еще более трогающие душу слова: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России, и я буду этой жертвой. Да свершится воля Божия».

«Необходима искупительная жертва для спасения России, и я буду этой жертвой. Да свершится воля Божия»

Однажды нам с некоторыми монашествующими пришлось посетить Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью. В то время настоятелем его был почти всем нам известный архимандрит Авель (Македонов). Отец Авель пригласил нас на чашку чая и рассказал историю, удивительную по своей сути. Его духовником, также, кстати, как и митрополита Никодима (Ротова), был архиепископ Дмитрий (Градусов) – очень интересный человек. Он приехал к нему не случайно, это был 1956 год, и архиепископ Дмитрий уже был пострижен в схиму с именем Лазарь. Схиархиепископ Лазарь лежал на смертном одре. Отец Авель хотел задать несколько вопросов: часть вопросов касалась его личной духовной жизни, обстоятельств его служения, но один вопрос его очень беспокоил. Он спросил: «Владыка святый, скажите, а как нам молиться за государя и его семью?», на что владыка Дмитрий ответил: «Не тебе надо за них молиться, а они за тебя молятся, предстоят пред престолом Божиим», – потом на время замолк и сказал, а это был 1956 год: «Ты знаешь, я не доживу, а настанет время, когда вся Россия будет покрыта золотыми куполами, но благодать будет обитать небольшими островками, и без гибели императора ничего это не смогло бы произойти».

Второе Евангельское чтение, которое мы слышали, посвящено Царственным страстотерпцам, и основной мыслью, основным призывом этого Евангелия является заповедь о любви, заповедь «Да любите друг друга». Когда император был в заточении в Екатеринбурге, его дочь, великая княжна Ольга, написала, что он просил, чтобы за него не мстили. Он всех простил, за всех молится, и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь.

Зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только любовь

Будем руководствоваться этой заповедью, преподанной царственным страстотерпцем императором Николаем, а также подражать той жертвенности, преданности воле Божией, бесконечному терпению, любви к своему народу. Если мы стараемся по мере наших немощных сил исполнять заповедь любви к ближнему и к Богу, то государь имел великую любовь, которая обвивала весь русский народ. И если мы вспомним другую заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли», – то мы поймем, что отчасти и поэтому, возможно, произошла та страшная трагедия, которая до сих пор еще звучит в наших сердцах. Народ не имел почтения к своему отцу, запечатленному таинственным миропомазанием. Мы не можем воспринимать это как обряд, потому что это святое миро, которым был помазан император при возведении на царство. И отсюда, что если будет благо, когда мы чтим отца и матерь, мы можем заключить и о тех обратных последствиях и тех безвременно прерванных жизнях, когда эта заповедь не исполняется.

Будем молиться святым Царственным страстотерпцам и верить, что они предстоят престолу Божию, молятся за нас, и те золотые купола, и та благодать, которая живет в нашей Церкви, – это плод их спасительного сеяния, которое дает свои всходы в наших душах и сердцах. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
наталья   2 сентября 2022, 12:09
Какая благодатная проповедь иеромонаха Павла! Из сердца к сердцам. И такие интересные факты, некоторые мало известные. Низкий поклон...
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить