Ответственность перед ближним – добрый залог на Страшном суде

Слово в Неделю мясопустную

1331719581_strashnyj-sud.jpg
Страшный суд. Павел Рыженко. 2007

Ответственность перед ближним – добрый залог на Страшном суде. Слово в Неделю мясопустную, о Страшном суде. (MP3 файл. Продолжительность 9:23 мин. Размер 69.7 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Помни последняя твоя и не согрешишь» (Сир. 7: 39), – такими словами, дорогие братия и сестры, Церковь советует нам руководствоваться в этой земной жизни, чтобы не впасть в одну из тех крайностей, которую очень мы любим преступать. Крайность эта называется безответственностью. Вещь страшная, это мы понимаем, но последствий ее не то что недооцениваем, а порой даже и не представляем. Мы очень тяжело переносим проявление этой крайности по отношению к себе. Хорошо знаем, что такое безответственность государства перед своими гражданами; имеем возможность ощутить на себе безответственность начальства перед своими подчиненными. Можем сами быть безответственными родителями или безответственными друзьями.

Каждый из нас понимает, как больно переносить безответственность ближних, как тяжелы и неприятны безответственные люди, но в то же время в большинстве своем мы в самом главном – в своей духовной жизни – сами живем «одним днем», безответственно относимся к делу спасения своей души, и девизом этого нашего «одного дня», длящегося всю земную жизнь, будут слова: «После меня – хоть потоп».

И забываем мы, живущие сейчас, в жизнелюбивое время, время гедонизма и сластолюбия, когда о смерти не принято говорить, а факт ее присутствия принято скрывать, не хотим мы помнить, что всем нам рано или поздно придется «в тот ларчик лезть, где ни встать и ни сесть». Но Православная Церковь в своем вероучении никогда не приспосабливается к модным увлечениям мира, поэтому быть православным очень неудобно для желающих комфортной и спокойной жизни, исповедание же истинной веры приравнивается к несению креста на Голгофу. И всегда вопреки мирской этике Церковь громко и строго говорит нам о смерти: «За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно» (святитель Иоанн Златоуст); «Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие» (святитель Кирилл Александрийский); «Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной, временной жизни в вечность» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Сегодня третья подготовительная неделя к Великому посту, называется она Неделей о Страшном суде, а вчера была Родительская суббота, и мы молитвенно вспоминали-поминали наших любимых сродников и близких, ушедших «в путь всея земли». И когда в молитве Господу: «Помяни души усопших рабов Своих» – мы называем их имена, слабый и колеблемый ум наш задается вопросом об их сегодняшнем состоянии: хорошо ли им или плохо?

Наша Церковь оберегает нас, наделенных склонностью к мечтательности, домысливанию, самообману и легковерности, не доверять сновидениям, в которых мы каким-то образом можем предполагать посмертное состояние умерших. Церковь строго воспрещает общение с умершими, как это было в древние времена, когда волшебница Аэндорская чародейством вызвала дух пророка Божия Самуила для беседы с несчастным царем Саулом, сыном Киса, или как сейчас люди, недалекие умом, также призывают бесов, чтобы с их помощью пообщаться через медиума или экстрасенса с душами умерших. Это душевредно и очень опасно. Церковь остерегает человека от данного любопытства: человече, не отдергивай преждевременно до конца эту завесу, скрывающую великую тайну загробной жизни, а вместо праздного любопытства прояви ответственность перед ближними. Прояви эту ответственность, пока мы сами еще находимся вне гроба и не дождались Второго славного Пришествия Христа.

Мы ответственны и за усопших сродников: свою любовь к ним мы обязаны проявить в молитве за них

Что это за ответственность, дорогие братия и сестры, мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении – чтении о Страшном суде: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять и успокоить странника, посетить заключенного в темнице, проведать для утешения больного. Конечно же, мы ответственны и за усопших сродников: свою любовь к ним мы обязаны проявить в молитве за них, в сохранении о них доброй памяти, в уходе за местом их захоронения.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение – и слышится решительный приговор Судии – одним: “Придите”, другим: “Отыдите”».

Наша ответственность или безответственность перед ближними – вот то, что определит вердикт – ответ грозного Судии – Господа нашего Иисуса Христа, достойны ли мы Его Царства. И пока мы живы – не должны мы забывать об этом. Мы должны всегда помнить: а не Христос ли просит у нас сейчас, пока мы живы, любви, доброты, внимания, кротости, ласкового слова? Не Христос ли стучится к нам в сердце через жалобы и просьбы наших ближних? Не будем же смущаться, что порой эти просьбы не сопровождаются благоуханием ладана и фимиама, а смердят немытым человеческим телом и перегаром; что произносятся эти просьбы не тихим скромным голосом, а пропитым охрипшим косноязычием с добавлением сквернословия; и, конечно, не будем смущаться, что вместо благодарности получим в свой адрес оскорбление, насмешки, а может, плевки и побои.

Мы должны всегда помнить: а не Христос ли просит у нас сейчас любви, доброты, внимания?

Мы, христиане, обязаны делать добрые дела, обязаны быть самыми ответственными из ответственейших во всех случаях своей жизни, как в делах духовных, так и в делах мирских. Но если чувствуем свою слабость и нерешительность начать творить эти добрые дела, которые от нас ждет Господь, хотя бы в сердце своем не потушим слабый огонь желания это сделать. Милосердный Господь, видя наше желание, даст, обязательно даст возможность сотворить доброе дело, и слабый огонек желания возгорится в ярчайший и сильнейший свет, который будет светить пред людьми, «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16).

Свою ответственность будем мы, дорогие братия и сестры, сочетать с кротким молчанием и незлобием. «Кто верует, что будет Суд, тот не судит ни одного человека, но себя паче блюдет и охраняет даже от малого и неважного худа», – говорит преподобный Ефрем Сирин. Будем стараться видеть в нуждающихся Христа и помогать им. Будем стараться приближающееся время душеспасительного поста провести богоугодно, невзирая на свои немощи и житейские труды. А утешением вам, дорогим прихожанам, живущим в несомненно более тяжелых условиях исповедания веры Христовой и заботы о своей душе, нежели монашествующие, пусть будет этот отрывок из Отечника:

«Авва Силуан однажды в присутствии бывших у него братий пришел в исступление и пал ниц на лицо свое. После продолжительного времени он встал и предался плачу. Братия начали успокаивать его, говоря: “Что с тобой, отец?” Но он молчал и плакал. Они упрашивали его дать им ответ, и он сказал: “Я был восхищен на Суд и видел, что многие из нашего иноческого чина шли в муку, а многие из мирян шли в Царство Небесное”».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить