Православная вера – это ответственность

Слово в Неделю Торжества Православия

Православная вера – это ответственность. Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) на Божественной литургии
21 марта 2021 г. (Продолжительность 0:05:21 мин, размер 5.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодняшний праздник мы называем днем Торжества Православия, или, как написано в богослужебных книгах, просто Неделя Православия.

В этот день вспоминается победа Церкви над ересью иконоборчества, а также вместе с этим победа Православия над всеми ересями. С самого начала церковной истории, с первого века, стали появляться люди, которые проповедовали неправое учение, не то, чему научили изначально Господь Иисус Христос и святые апостолы. Такие люди называются еретиками еще в Священном Писании. Они из-за своих лжеучений отделялись от Церкви, но всегда истинная вера, всегда Православие оставалось незыблемым. Потому и собирались Вселенские Соборы, провозглашались анафемы – чтобы отделить от истинного, правого учения все заблуждения, которые были и появляются до сих пор рядом с Христовой Церковью.

Чему же этот праздник учит нас, православных христиан, истинно и право верующих, как верит и Церковь? Во-первых, конечно, учит нас ценить и хранить правую веру. Все святые особенно трепетно относились к правильному исповеданию веры. Как-то раз пришли к авве Агафону монахи, которые, решив испытать его, стали обвинять его в разных грехах, и он со всеми обвинениями соглашался. Сказали, что он гордый, сребролюбивый, блудник, а он на все говорил: «Да, братья, все так и есть. Помолитесь обо мне, грешном». А потом его обвинили в том, что он еретик, и тут он возразил: «Нет, этого не было никогда, ересей я никогда не произносил». И тогда эти монахи с удивлением спросили: «Отче, почему ты все грехи за собой признавал и только ересь не признал?» И сказал авва, что человек, который исповедует ересь, который противится учению Церкви, сам себя таким образом отлучает от Бога и уже не может иметь надежду на спасение. Как и Господь в Евангелии говорит: «Если кто не послушает Церкви – да будет он как язычник и мытарь» (ср.: Мф. 18: 17).

Но есть и еще один очень важный момент, которому учит нас сегодняшний праздник. Действительно, мы, православные христиане, имеем полноту познания истины, мы наиболее точно и правильно исповедуем Бога, и Церковь Православная является истинной Церковью, но всегда это должно быть для нас не поводом для гордости, а ответственностью. Живем ли мы достойно своего исповедания? Живем ли мы так, что по нашим делам можно было бы сказать: «Вот истинные христиане, право соблюдающие то, что передал Господь Иисус Христос»? Не получается ли так, что те люди, которые вроде бы не имеют этого правого исповедания, заблуждаются в тех или иных вопросах вероучения, по своим поступкам оказываются больше христианами, чем мы?

У преподобного Симеона Нового Богослова есть такие удивительные и даже категоричные слова: «Православный христианин – это не тот, кто не вносит новые догматы, а тот, кто живет соответственно своему исповеданию». Вот живем ли мы соответственно тому православному исповеданию, которое нам передано?

Тот, кто противится учению Церкви, этим сам себя отлучает от Бога и уже не может иметь надежду на спасение

Апостол Павел, укоряя христиан в Послании к Римлянам, говорит, что из-за их нечестивой жизни имя Божие хулится у язычников. Нередко и с нами бывает подобное, когда люди, не принадлежащие к Православной Церкви, смотрят на нашу жизнь и не всегда могут увидеть в ней пример того, как должны жить христиане.

Мы помним, что в Евангелии Господь ставит в пример самарян. В притче о милосердном самарянине именно самарянин помогает своему ближнему и исполняет Божию заповедь. В истории с исцелением десяти прокаженных самарянин является образцом благодарности. А кто такие самаряне в то время? Если говорить современным языком, это были сектанты, которые действительно заблуждались в своем вероучении, которые неправильно мыслили о тех или иных сторонах учения Божия. И на это Господь тоже указывает в Евангелии, но при этом также напоминает современным ему иудеям, что порой по делам своим они могут быть ближе к Богу, чем правоверные иудеи. Вот как бы не случилось такого и с нами.

Давайте помнить, братья и сестры, что православная вера, которую мы имеем, – это огромная ответственность, и в первую очередь стараться жить так, как заповедовал Господь. А Господь сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Если мы будем иметь любовь между собою, тогда действительно будем православными христианами и тогда, даст Бог, не лишимся Царствия Небесного. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить