Цель бытия Церкви – устроение дела Христова

Слово в день памяти священномученика Илариона (Троицкого)

Цель бытия Церкви – устроение дела Христова. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского)
на Божественной литургии 28 декабря 2021 г.
(Продолжительность 0:11:41 мин, размер 5.6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы отмечаем день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, небесного покровителя Сретенского монастыря. Выдающийся архипастырь, богослов, защитник веры, активный участник Поместного собора Русской Православной церкви 1917–1918 годов, священномученик Иларион жизнь свою положил за Церковь. В его сочинениях, очерках по истории, догматах мы встречаем краткую историю Церкви первых четырех веков. Полемизируя с протестантствующими, он доказывает, что история Церкви первых веков показывает не отказ от харизматического служения, а постепенное проявление тех догматов, которые первоначально казались туманными. После века апостольской истории, когда очевидцы жизни Иисуса Христа стали постепенно один за одним покидать этот мир, на смену им пришли ученики апостолов – епископы. Они были их преемниками по вере и благодати Святого Духа. И при хиротонии проходил тщательный отбор, как раз в первую очередь по критериям нравственности веры. Об этом пишет в своих соборных посланиях святой апостол Павел. Возложение рук апостолов и последующее преемство епископов символизировало неповрежденную передачу веры в Иисуса Христа. И поэтому священномученик Ириней Лионский в середине II века, когда в силу гонений христиане были разобщены и многие не знали, как отделить истинное учение от ложного, советовал направлять их в те поместные Церкви, где было преемство епископов от апостолов.

Как известно, в середине II века появились лжеучителя. Те, которые выглядели как овцы, но суть были хищные волки в овечьей шкуре (см.: Мф. 7: 15), которые проповедовали о новом излиянии Святого Духа, сообщающем им особые харизматические дары. Такие еретики, как Монтан, пытались сформировать свои группы последователей внутри Церкви и фактически разделяли людей на духовных и плотских.

Но, как известно, в Евангелии нет той мысли, как писал священномученик Иларион (Троицкий), что Церковь есть общество нравственно спасенных людей. Это общество спасающихся и освещаемых, а не спасенных и освященных. Дух Святой ведет к совершенству. Семена духовной жизни постепенно прорастают в душах верующих. Поэтому нельзя утверждать, как это делали и делают до сих пор сектанты различных мастей, что кто-то из людей предназначен ко спасению, а кто-то – нет. Бог желает, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины. Сектантское мышление тем отличалось от церковного, что лидер той или иной религиозной группы претендовал на свой особый личный авторитет и особые, только ему открытые некие тайные знания. А для того, чтобы отстоять свою точку зрения ересиархи отказывались от тех книг Священного Писания, которые шли вразрез с их представлениями о духовной жизни. Или создавали свою религиозную литературу, зачастую понятную только в кругу посвященных лиц, которых принято сейчас называть гностиками. Так появились гностические течения, в которых христианская вера смешивалась с эзотерикой, языческой философией.

Нельзя утверждать, что кто-то из людей предназначен ко спасению, а кто-то – нет

Полемизируя с еретиками, отцы Церкви на протяжении четырех веков создавали критерии проверки правила веры, правила истины, критерии отбора канонический книг от подложных и вздорных. Более того, помимо формирования списка из 27 книг Нового Завета, были выработаны и методы толкования Священного Писания. Как отмечает священномученик Иларион Троицкий, без Церкви Священное Писание перестает восприниматься как богодухновенный источник и превращается просто в сакральную литературу, которую филологи изучают наравне с мифами и легендами, наравне с преданиями и сказками.

Апостолы проповедовали открыто: «Устраняй из области произвол в интерпретации». Церковь вселенская, поскольку ее учение едино по всему миру. Носителями истины являются не отдельные личности, но вся полнота Церкви. И внешне единство Церкви осуществляется посредством соединения епископата. А внутренне – посредством единства веры. Те протестантствующие проповедники, которые говорят, что в течение первых четырех веков Церковь отступила от ее апостольского идеала странствующих пророков в пользу иерархического епископата, противоречат, как пишет священномученик Иларион, сами себе. Носители веры, которые поставлялись в клир, были нравственно безупречными личностями, которые жизнь свою были готовы отдать за Христа. Они за веру становились мучениками. Отказ от их сочинений равен отказу от канонических книг Библии, поскольку само Священное Писание было процессом фиксации того Предания, литургического, духовного, апостольского, бережно передаваемого от одного поколения христиан к другим.

В период жизни священномученика Илариона были такие критики Церкви, которые признавали нравственные идеалы христианства, но при этом критиковали сам институт церковной иерархии. На их взгляд, существует некое внецерковное христианство, не ограниченное формальными границами той или иной поместной Церкви. Возражая им, святитель Иларион писал, что Церковь – это не учение, а единство любви в Теле Христовом. Церковь может быть только одной, как один воплотившийся Сын Божий. Церковь не есть явление земного порядка, поскольку церковная жизнь проходит под воздействием Святого Духа. Христианство – это жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются друг с другом, что их единение можно уподобить существенному единству лиц Святой Троицы.

Церковь есть сверхъестественное благодатное соединение возрожденных Богочеловеком людей в союз любви. Во времена апостола Павла уверовать во Христа значило присоединиться к Церкви, привить ветку своей жизни к той виноградной лозе, к тому благодатному корню, через который живительные соки в Евхаристии поставляет Сам Христос. Поэтому священномученик Киприан Карфагенский утверждал, что христианства не может быть без Церкви, как и Церкви не может быть без Христа.

Церковь есть сверхъестественное благодатное соединение возрожденных Богочеловеком людей в союз любви

Христос создает Свою Церковь на земле. Христианское общество – это люди, взятые в удел. Как Христос – новый Адам, так и спасенные во Христе – это новые люди, одно тело со Христом. Именно через Церковь осуществляется дело Христово. Цель бытия Церкви – устроение дела Христова. Совершение святых – это не конечная точка прибытия, а путь, корабль, который плывет к заветной цели. Церковь соединена Таинствами, в которых действует Дух Святой. Во времена святителя Илариона, как и сейчас, были полемисты, которые ставили под сомнение Таинства Церкви, совершаемые в том числе и не совсем совершенными священнослужителями. Опираясь на Оптата Милевийского и блаженного Августина, священномученик Илларион утверждал, что Таинства святы сами по себе, а не от людей. Обряды раскольников не имеют полноты благодати. Таинство не действует вне Церкви. Раскольнические сообщества – это ветви, отломленные от Церкви. И путь восстановления для них один – снова привиться к тому древу, от которого когда-то эти ветки были отломлены. Труды, сочинения и сама жизнь священномученика Илариона Троицкого показывают нам, каким должно быть церковное сознание человека, который не отделяет догм от веры, от правил своей собственной жизни, но, напротив, правила своей духовной жизни ориентирует на церковные каноны, на церковное единство, на ту непрерывную передачу учения, которая восходит через епископов и апостолов к Самому Иисусу Христу.

Сама жизнь священномученика Илариона показывают нам, каким должно быть церковное сознание человека, который не отделяет догм от веры

Как сто лет назад, так и сейчас можно услышать о том, что христианство может существовать вне Церкви. И поднимаются транспаранты и лозунги: «Христианство или смерть», «Православие или смерть». Но, наверное, богословие священномученика Илариона можно охарактеризовать иными словами: «Церковь или смерть». Без Церкви святитель Иларион не видел для себя жизни. Церковь и Христос были приобретением (см.: Флп.: 1: 21). В Церкви и реализуется полнота благодатной жизни в Боге. И это засвидетельствовал святой Иларион своей собственной смертью, которая совершилась 28 декабря 1929 года.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, изучая церковное Предание, каноны Церкви и Священное Писание подражать жизни святых угодников Божиих, которые свои исповедничеством и мученической кончиной засвидетельствовали, что именно через Церковь прокладывается путь ко спасению. В Церкви содержится не только полнота учения, но и полнота самой жизни во Христе. Молитвами святого священномученика Илариона Господь да умудрит и спасет всех нас. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить