Великие дарования человека раскрываются вместе с Богом

Великие дарования человека раскрываются вместе с Богом. Проповедь протоиерея Вадима Леонова на Божественной литургии
22 августа 2021 г. (Продолжительность 0:09:49 мин, размер 9.4 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, в Евангелии описано немало случаев исцеления больных и бесноватых, воскрешения умерших, но есть отдельные, единичные чудеса, которые навсегда ассоциируются с христианством. И сегодня в Евангелии мы слышали о таком чуде – хождении по водам, которое стало какой-то особой, отличительной чертой христианской истории. И люди, даже незнакомые с Евангелием, когда слышат эту историю, говорят: «А-а-а, это Тот Самый Иисус, Который ходил по водам?» Да, Тот Самый.

В Евангелии говорится о том, что это чудо было совершено после насыщения пяти тысяч человек хлебами. Многие ученые пытались разгадать загадку хождения по водам, найти естественнонаучное объяснение. Один из них предположил, что в эту ночь случились сильные заморозки, то есть какой-то природный катаклизм, и Генисаретское озеро покрылось льдом. Но вот незадача, если озеро покрылось льдом и Христос прошел по льду, то как тогда плыл по этому озеру корабль с рыбаками, и каким образом волны поднимались? Другой ученый стал предполагать и выдумал такую гипотезу, что если воду смешать с кукурузным крахмалом в пропорции один к одному, то в этом случае по такой смеси можно ходить. И опять незадача, потому что кукуруза появилась в Европе только в XV веке. Но даже если предположить, что крахмал извлекали из каких-то других зерновых культур, то в этом случае всего урожая не то что Палестины, но и всего мира, включая Египет и Месопотамию, было бы недостаточно, чтобы создать пропорцию в Генисаретском озере один к одному.

Много фокусников-иллюзионистов пытались повторить нечто подобное, но ничего убедительного у них не получалось.

А есть ли объяснение этого чуда со стороны христианства? Простой ответ вы наверняка все знаете – Христос есть Бог, а Богу все возможно, и что здесь еще мудрствовать? Однако, если мы внимательно всмотримся в эту историю, то увидим удивительную деталь: по воде шел не только Бог во плоти, Господь наш Иисус Христос, но и апостол Петр. А значит, это чудо оказалось доступным не только Богу, но и человеку, и здесь уже есть над чем задуматься. Более того, когда Христос вместе с Петром входит в лодку, Он повелевает и ветру умолкнуть, то есть Ему подчиняются не только вода, но и ветер. Изумленные ученики падают к ногам Иисуса и говорят: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14: 33). Наверняка, если бы каждый из нас оказался в этой лодке в этот момент, он, наверное, произнес бы те же самые слова и совершил бы то же самое.

Это чудо оказалось доступным не только Богу, но и человеку

Однако в этой истории есть еще удивительная сторона, о которой мало кто знает даже среди христиан. Святые отцы говорят, что в этот момент открылась не только Божественность Иисуса Христа, но и возможности человеческой природы, о которых люди давным-давно забыли. Если вы откроете первую главу книги Бытия, то вы там увидите, что Бог, когда творит человека, произносит удивительные слова: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею» (Быт. 1: 26), то есть практически над всем тварным миром.

Преподобный Макарий Египетский, живший в IV веке, даст пояснение и говорит, что первозданному человеку подчинялась вся земля, небо и стихии: огонь его не опалял и вода его не потопляла. Именно это мы и видим в евангельской истории о хождении по воде.

Однако после грехопадения, когда человек потерял Бога, он потерял и эти удивительные способности, возможности, дарования, изначально врученные ему. Помните, как прекрасно говорит об этом пророк Давид в Псалтири? Он говорит: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48: 21). Действительно, после грехопадения сознание людей так помрачилось, что они устраивают свою родословную уже не от Бога, а от животных. Святой Григорий Нисский, живший в IV веке, говорит, что человек стал скотоподобным существом, поэтому такое наблюдение действительно обосновано.

После грехопадения, когда человек потерял Бога, он потерял и эти удивительные способности, возможности, дарования, изначально врученные ему

Если мы обратимся к житиям святых, то увидим, что чудо, описанное в сегодняшнем евангельском чтении, удивительным образом повторялось, и это доказывает, что данное событие является не просто исключительным проявлением Божества, но проявлением обоженой человеческой природы.

Вспомните житие преподобной Марии Египетской. После многолетнего пребывания в пустыне она пришла к монаху Зосиме по Иордану, как по суше. Откройте житие святого Виссариона Египетского, он несколько раз переходил через Нил, когда ему нужно было побеседовать со старцами с другого берега, по воде, ногами, не смущаясь ничего. Подобный случай вы найдете в житии святителя Василия Рязанского, русского святого XIII века – когда его оклеветали, он положил мантию на воду и на этой мантии приплыл из Мурома в Рязань. Похожее чудо вы встретите в жизнеописании юродивых Новгородских Николая Кочанова и Федора. Они, юродствуя, выбегали на середину Волхова на глазах новгородцев и припирались. У Симона Юрьевского есть также описание подобного чуда, когда он переходил Волгу несколько раз с одной стороны на другую. Даже старец Паисий Святогорец, которого мы все помним и любим, можно сказать, наш современник, воспоминал свое знакомство с монахом Августином – русским монахом, который в юности своей тоже, сам того не ожидая, доверившись Богу, в общем-то пошел по воде, чтобы избежать страшного искушения.

Дорогие братья и сестры, все эти примеры, их очень много, подтверждают, что человек сам не подозревает, какие великие дарования есть в нем, но раскрываются они только тогда, когда человек соединен с Богом. Однако, потребность в этих дарах у людей существует, где-то интуитивно они это ощущают и пытаются компенсировать с помощью технических средств. Ведь на самом деле возможность говорить друг с другом, понимать друг друга на расстоянии, была дарована людям тоже изначально, но мы компенсируем это с помощью мобильного телефона. Способности видеть, понимать, перемещаться в пространстве, опять-таки дарованы Богом людям изначально, но люди компенсировали это после грехопадения с помощью автомобилей, самолетов и других технических средств.

Все эти примеры подтверждают, что человек сам не подозревает, какие великие дарования есть в нем, но раскрываются они только тогда, когда человек соединен с Богом

Современное человечество пытается как бы реализовать жизнь без Бога, утратив свои изначальные свойства и возможности и забыв о них. Однако значит ли это, что человек, возвращенный Богом, должен отвергнуть все эти средства полностью? Конечно же, нет. В данном случае мы похожи на человека, который имеет серьезные повреждения организма и привязан к инвалидной коляске. И если он просто бросит инвалидную коляску в сторону, то он рухнет на землю и передвигаться не сможет. Его освобождение от инвалидной коляски должно происходить по мере исцеления. И противоположный тип поведения, когда человек влюбляется в свою инвалидную коляску, начинает о ней заботиться, переживать, отбирать последнюю модель, но не заботиться о своем здоровье – это тоже приведет к тому, что он навсегда останется больным.

В духовной жизни это значит, что человек, соединяющийся с Богом, живущий с Богом, получающий благодатные дары постепенно должен освобождаться от внешней зависимости, потому что в Царствии Божием не будет ни гаджетов, ни устройств, ни технически вспомогательных средств. И если человек сейчас к ним привязан, он уже потерял определенную степень свободы.

Евангелие.jpg

А как же прийти к этой свободе? Как совершить этот разворот? И здесь опять мы можем вспомнить сегодняшнюю евангельскую историю. Первое, что апостол Петр поверил Иисусу Христу и поверил в те возможности, которые у него есть. Он сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде», и Христос сказал: «Иди» (Мф. 14: 28–29).

А второй очень важный шаг, которые человеку необходимо сделать, – это действительно встать на путь изменения себя. Как говорит апостол Павел, взращивать внутреннего человека через внутреннюю сосредоточенную молитву, через борьбу со страстями, через благодать таинств.

Очень важный шаг, которые человеку необходимо сделать, – это действительно встать на путь изменения себя

На этом пути, конечно, могут быть и падения, может быть так, что трясина или пучина будет затягивать нас, как апостола Петра в этой истории. Однако рука Христова будет всегда с нами, и она не только поможет нам оказаться на корабле, но и на этом корабле мы окажемся в том месте, где все эти дополнения: инвалидная коляска и костыли, к которым мы привыкли, окажутся не больше, чем сухая шелуха на луковичном растении. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Александр   13 декабря 2021, 16:12
Большое спасибо! По моему, из современных, он несомненно лучший проповедник РПЦ. Даже близко никого нет. Жаль только, что его очень редко увидишь по тв или услышишь по радио. Может его академические лекции выкладывать в интернет? Жалко такое богатство под спудом прятать. Еще раз спасибо.
Александр   23 ноября 2021, 12:11
Так никто и не ответил. В каком храме служит о. Вадим? Кому тогда нужны комментарии?

Здравствуйте! Протоиерей Вадим Леонов несет послушание как в Сретенской духовной академии, так и на Патриаршем подворье храмов в Зарядье.
Александр   10 ноября 2021, 15:11
В каком храме служит о. Вадим?
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить