Вера сотника

Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

1.jpg

Вера сотника. Проповедь иеромонаха Игнатия (Шестакова), 10 июля 2022 г. (Продолжительность 0:14:58 мин, размер 21,5 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангелии о том, как Господь проповедовал в Капернауме, а там Он действительно очень много сил, времени приложил для того, чтобы донести слово истины до народа израильского. И вот когда Он находился в Капернауме, к Нему подошел сотник, воин римский, и попросил Его о том, чтобы Он исцелил его слугу, который страдает, лежит дома. И Господь говорит этому сотнику: «Я приду и исцелю его», и в ответ слышит такие слова: «Я недостоин, чтобы Ты входил в мой дом, но скажи только слово – и он исцелеет, так же как и я говорю своим солдатам и слугам “сделай то и то”, – и они делают, “пойди туда-то”, – и они идут». И такие слова этого человека, язычника, не иудея, представителя вражеской власти, которая оккупировала Святую Землю, поразили Христа. И Он говорит тем, кто Его окружал и Своим ученикам: в Израиле Я такой веры не обрел, не встретил людей среди избранного народа, которые показали бы такую веру, искреннюю и простую, как этот язычник, грубый человек, воин, казалось бы, недалекий представитель власти, которая угнетала этот народ. И вдруг он говорит Мне такие слова, из которых видна его искренняя вера, простая и действенная. И Христос говорит, что многие придут и возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом с разных концов земли, а народ Божий будет извержен, и в конце Он утверждает этому сотнику и говорит: «Иди, и как ты верил, так и произойдет – исцелится твой слуга». 

1.jpg

Кто был этот сотник? Что он вообще знал о Боге? Какое у него было образование? Это был человек, который провел всю свою жизнь в походах, в войнах; можно его сравнить с каким-нибудь нашим майором, полковником, простым таким человеком, и, кстати говоря, таких примеров мы достаточно много знаем. Еще евангелист Лука дополняет, что этот сотник был известен тем, что он проявил свое благочестие, построил синагогу для иудеев, чтобы они могли там молиться. 

Любил ли он этих иудеев? Неизвестно. Возможно, он относился к ним достаточно грубо, но справедливо в его представлениях об этом мире и о своей службе. Знаете, таких людей можно увидеть, например, в наших исправительных колониях – это офицеры служащие, которые сдерживают массу заключенных. Они очень грубые, жесткие, требовательные и даже, может быть, не очень блещут каким-то образованием, теологическим так уж точно, но часто бывает, что эти люди понимают, что заключенным в этих условиях трудно, как бы они к ним ни относились. Они знают, что эти люди преступники, у многих действительно серьезные преступления, мрачные грехи лежат на душах, и эти офицеры вовсе не милосердны по отношению к ним. Но они понимают, что надо построить храм, чтобы эти люди могли молиться, чтобы эти люди стали лучше. Они не очень разбираются в догмате о Святой Троице, во всех праздниках и постах, часто их и не соблюдают вовсе, но движение их сердца, их веры, оно такое. Это что-то похожее на этого сотника, и на самом деле таких людей больше, чем кажется, когда мы смотрим вокруг и думаем: «Вот какие грубые представители власти». Но на самом деле среди них немало таких сотников – людей, чья вера очень простая и искренняя. 

На самом деле немало таких сотников – людей, чья вера очень простая и искренняя

Но что самое важное и поучительное в этой истории для нас? Что мы, народ Божий, вовсе не должны останавливаться и думать, что так будет всегда. Мы, как древние иудеи, имеем особые знания о Боге, разбираемся во всех постах и праздниках и думаем, что мы не должны меняться, этого достаточно. Нет! Так же думали иудеи, и так же говорит о них Господь, что сыны Израилевы, сыны Царствия Небесного будут извержены во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов. 

Эта евангельская история в первую очередь говорит о том, что мы должны меняться, мы должны по-настоящему покаяться, изменить свою жизнь, иначе может быть очень суровая расплата. Господь любит всех людей, не только христиан, Он и язычников любит, и мусульман, и буддистов, и неверующих людей, и Он может Свою благодать забрать у тех, кто ее не ценит, кто ее не бережет, кто не меняется, не кается по-настоящему, не изменяет свою жизнь, и отдать тем, кто готов искренне совершать дела милосердия и любви, как совершил этот грубый офицер. Ведь он просил, будучи язычником, скорее всего, за язычника, не иудей же был у него слугой. И только благодаря такой его вере произошло это исцеление и исцеление его самого и всех тех языческих народов, которые еще не знали Бога. Страшные слова говорит Господь, что те, кто знал Бога, могут быть извержены во тьму кромешную. 

Только благодаря такой его вере произошло это исцеление и исцеление его самого и всех языческих народов, которые еще не знали Бога

Вот уже кончается пост, но постились мы тоже кое-как. Сейчас уже пост кончится, и Господь нас простит, и мы будем дальше жить и радоваться, но важно задуматься над тем, как мы вообще изменились за это время? Как мы употребили эту свободу, в которой живет Церковь и к которой мы привыкли? Очень много людей сейчас и не помнит, и не знает, как жила Церковь еще какие-то 40 лет назад, и не ценит того, что есть сейчас. И вот мы, как те иудеи древние, наслаждаемся дарами, которые дает нам Господь, а плод настоящий не приносим. Плод настоящий же не только в том, чтобы ходить в храм, быть на службах и бесконечно на телефоны свои фотографировать батюшек и цветочки во дворе. Важно измениться хоть в чем-то, хоть что-то исправить в своей жизни, пусть не всё, но измениться. Времена сейчас суровые, Господь посещает нас такими испытаниями, к которым мы не привыкли. Мы привыкли жить в мирное, спокойное время и говорить о культуре, о кинематографе, о молодежи, а тут такие начинаются потрясения, что многим и сказать-то нечего. А что можно сказать, когда, собственно, опыта нет? И вот мы оказываемся безоружными, и мы все живем и верим. Как сейчас наивно все говорят: «Это пройдет, и все вернется, как было пять лет назад, десять лет назад». Этого не будет, нет. Все. Хватит. Будет что-то другое, и может быть, такое, что наша вера очень серьезные испытания будет претерпевать. А готовы ли мы к этому? Не был готов народ иудейский, хоть он и страдал, хоть и веру свою отстаивал, его притесняли, он боролся, но оказался не готов, когда пришел Христос. Они Ему сказали: «Ты не Тот, Кого мы ждали», – и до сих пор ведь ждут другого. 

1.jpg

Покаяние – это великая сила. Апостол говорит: «Когда вы не знали праведности, вы были рабами греха. А теперь вы рабы праведности», и мы, как христиане, должны оставить свои греховные привычки и не думать о том, что все время, бесконечно Господь нам будет все прощать, и все вернется опять, и все будет здорово, все мы будем сыты, довольны, будем бесконечно путешествовать, развлекаться, потом будем каяться, потом опять идти на работу, потом опять развлекаться, путешествовать и так далее.

Мы, как христиане, должны оставить свои греховные привычки и не думать о том, что все время Господь нам будет все прощать

Попросту говоря, если исторически посмотреть, так люди русские не жили никогда. Просто не жили. И не только русские. Просто человек так не жил, как мы жили последние 20 или 30 лет. Так распоясано. Просто так был устроен мир, что невозможно это было делать. А мы как бы в прелести находимся, мы думаем, что наступило такое состояние и это есть какая-то норма, и так и будет. И Господь приходит и стучится в наш дом, в наше сердце, посещает и этот мир, и нашу страну испытаниями, а мы никак не хотим понять, что мы должны измениться, иначе просто нас может постичь трагедия, как она постигла древних иудеев, не принявших Христа. Ведь они и в государственном плане в скором времени после Его распятия, по историческим меркам очень скоро это произошло, претерпели полное поражение. Они-то ждали царя, который всех вокруг подчинит под их власть, а пришли римляне и смешали Иерусалим с кровью. Грозные слова говорит Господь, но они исполнены любви. Любви и бесконечного желания, чтобы Его творение пришло к познанию истины. Как к Нему пришел этот сотник и его слуга, как к Нему пришли все русские святые, на которых мы сегодня взираем: Псково-Печерские святые, Амвросий Оптинский, к которому приезжали тысячи людей и находили у него слова утешения, и разрешение различных своих проблем находили люди всех сословий. А почему так происходило? Потому что его жизнь была исполнена евангельской правды. Правды, которую увидел этот сотник, и любви, и веры, которые всем нам Господь подает, если мы исправляемся, если мы каемся, если мы меняем свою жизнь. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить