«Видели очи мои спасение Твое»

Слово в праздник Сретения Господня

«Видели очи мои спасение Твое». Проповедь иеромонаха Иоанна (Лудищева) на Божественной литургии
15 февраля 2021 г. (Продолжительность 0:10:25 мин, размер 10.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Сретения Господня.

Святые призывают нас из каждого богослужебного текста, из каждого чтения Священного Писания, из каждого события нашей жизни извлекать уроки, которые мы можем применить, приложить и исполнить в нашей жизни. Сегодня праздник Сретения Господня. Сегодня в Евангельском чтении мы слышали, что Младенец Христос был принесен в Иерусалимский храм для того, чтобы были совершены за Него положенные по закону Господню жертвы – две горлицы или два птенца. В это время в Иерусалиме жил святой благочестивый муж, которого звали Симеоном, на котором пребывал Дух Святой. По внушению Духа Святого Симеон в это время тоже пришел в храм и, увидев Богомладенца Христа, принесенного Мариею и Иосифом, воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» (Лк. 2: 29–31).

Святому праведному Симеону было обетовано Святым Духом, что он не увидит смерти до тех пор, покуда не встретит, не увидит Христа Господня. И вот праведный Симеон, живя в Иерусалиме, все время размышлял, как он встретится со Христом; он все время старался пребывать в храме, потому что рассуждал так: «Где бы и как бы ни родился Христос, где бы Он ни был, Он обязательно будет принесен в храм». И вот Младенец Христос был принесен в храм. Происходит встреча со Христом праведного Симеона, который собой знаменует Ветхий Завет, – а Ветхий Закон, как говорит Священное Писание, был детоводителем и должен был привести богоизбранный народ верующих – истинно верующих иудеев – ко Христу. И эта встреча произошла. Была в тот день в храме и Анна пророчица. И она, и праведный Симеон сказали: «Сподобились мы увидеть Христа».

Встреча с Господом происходит в храме, и наша встреча с Господом чаще всего происходит в храме. Храм – место особого присутствия Божия, оттого он и называется домом Господним.

Праведный Симеон в своем сердце всю жизнь чаял, ожидал, имея обетование, эту встречу с Господом, и только один раз принял Его на свои руки, воскликнув слова, которые мы постоянно повторяем по Святом Причащении. А мы, христиане, – говорят святые, – имеем возможность не один раз, а многократно, сколько захотим, ежедневно принимать Христа в свое сердце. Приходя в храм Господень, мы всегда крестимся и прикладываемся к иконам и, подобно Симеону, имеем живое общение с Богом. Как мы иногда говорим: «Приложился, поцеловал икону со Христом, поцеловал икону с Богородицей» – имеем живое, как и Симеон, непосредственное общение с Богом.

Когда Иосиф и Мария услышали слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего…» и что Сей Младенец «свет во откровении языком» – для просвещения язычников – «и слава людей Твоих Израиля», – они очень удивились. Но при этом праведный Симеон сказал им и такие слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многим во Израиле, и в знамение пререкаемо». А что значит: Младенец этот «в знамение пререкаемо»? Христос – милосердный Бог, Который всю жизнь исцелял больных, исцелял одержимых бесами, Он кроткий, как говорит нам святое Евангелие: «и трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12: 20). Христос милосердный прощал грешников, позволил ноги омыть грешной блуднице и блудницу простил; Христос разбойника, который рядом с Ним висел на кресте, простил и возвел с Собою в Царствие Небесное; Христос был распят за наши грехи… – и вот этот Христос является «знамением пререкаемым». Что же это такое? Все святые говорят, что Крест Христов, который является этим «знамением пререкаемым», верующим служит во спасение, а неверующим служит в их падение и в ниспадение в глубину зол всех, которые сопротивляются Христу.

Крест Христов – «знамение пререкаемо» – верующим служит во спасение, а неверующим – в их падение

Праведный Симеон говорит и Божией Матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу», то есть и Ты Сама, как и говорят все святые, претерпишь испытания. Он подразумевал, по словам святых, некий особый момент, когда Пресвятая Богородица видела Сына Своего на Кресте, видела Сына Своего распятым, с распростертыми руками, и, как говорят святые, множество безотрадных помышлений посещали Ее душу в тот момент. «Неужели это Тот, – восклицала она, – о Котором было благовещение?» – как говорит святой Иоанн Златоуст. Это было в тот момент, когда еще неведомо было Воскресение – оно должно было свершиться только через несколько дней. И тут «знамение пререкаемо» – а слово «пререкаемо» переводится как сопротивление, то есть сопротивляющаяся Кресту Христову. А мы, христиане, берем на себя, как мы говорим, крест Христов, берем на себя заповеди Христовы и следуем за Господом.

Это проречение святого Симеона действует и до наших дней, действует и в наши дни, потому что и в нас, когда мы встречаемся с исполнением Заповедей Христовых, встречаемся с необходимостью простить своего ближнего, потерпеть какие-то обстоятельства, перетерпеть их, выдержать, показать какую-то внутреннюю стойкость… и в нас бывают эти внутренние безотрадные помышления. И силой Креста Христова, силой Христовой, силой Воскресения Христова, как говорят святые, мы препобеждаем все эти испытания.

Вот этот урок встречи со Христом, встречи с Ним в исполнении евангельских заповедей и усвоим сегодня. И, как говорит нам святое Евангелие сегодня: «да откроются помышления многих сердец», а в этой встрече открываются помышления и нашего сердца, но пусть эти помышления нашего сердца будут богоугодны, во славу Божию, будут именно тем, что требует от нас Господь в исполнении заповедей.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить