«Детям дайте доброе воспитание»

Советы святых о воспитании детей.

Святитель Василий Великий:

Не подражай жестокости птиц, одаренных кривыми когтями, которые, как скоро видят, что птенцы их уже отваживаются летать, начинают бить и толкать их крыльями, выкидывают из гнезда и не имеют уже более никакого о них попечения. Похвально чадолюбие вороны, которая следует и за летающими уже детьми, доставляет им пищу и кормит их весьма долгое время.

1.jpg

Святитель Иоанн Златоуст:

Станем заботиться не о том, чтобы детей оставить богатыми, но о том, чтобы сделать их добродетельными.

*

Если желаешь оставить детям своим большое богатство, оставь им Промысл Божий. Тот, Кто без всякого твоего участия дал тебе душу, образовал тело и даровал жизнь, когда увидит, что ты обнаруживаешь столь великую преданность и поручаешь Ему и детей, и им принадлежащее, неужели не отверзет для них всего Своего богатства?

Святитель Тихон Задонский:

Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать, и так бесстрашно и своевольно им попускают жить, а другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними удовлетворяют, нежели наказывают их. И те, и другие грешат. Везде излишество порочно: строгость и милость безрассудная во всяком чине осуждается. Одна в расслабление, своеволие, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных, а другая огорчение, раздражение и уныние в них поселяет. Везде умеренность и средний путь похваляется. Потому родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

*

Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия и приводить к познанию Бога и Христа, Сына Божиего, чтобы знали: кто есть Бог Тот, в Которого веруем и Чье имя поминаем, и исповедуем, и молимся; и кто есть Христос и как Его должно почитать; ради чего на этот свет все рождаемся и крестимся и чего по смерти ожидаем. Ибо нынешнее житие наше не иное что есть, как путь, которым идем к вечности: добрый – к благополучной, злой – к неблагополучной.

*

Таинствам веры обучать нужно, и нужно непременно. Что толку во французском или другом языке, когда язык выучен будет, а сердце не научено добру?

*

Вначале в юные сердца должно насаждать страх Божий, ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более, как этим страхом, от зла не отвращается, как и всякий человек.

2.jpg

Храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата и еще злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало – злое наше воспитание.

*

Из малого отрока может быть и ангел, может быть и диавол. Какое воспитание и наставление будет иметь – таков и будет. От воспитания, как от семени плоды, все остальное время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие Слово родителей: «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4).

*

По-христиански жить детей едва ли кто учит. А без этого всякая наука – ничто и всякая мудрость – буйство.

*

Полезно и нужно доброе и в страхе Божием детей воспитание и о святом Крещении и обстоятельствах его им напоминание, чтобы, помня все то и рассуждая, не развратились и дара, в Крещении данного, не лишились. Это обязанность родителей их. Родители родили их к временной жизни, должны благодатью Божией и к вечной жизни рождению их способствовать.

*

Юное сердце: чему обучено будет, того и до смерти будет держаться.

Преподобный Макарий Оптинский:

Приготовляя детей ваших для светской жизни, попеклись ли вы насадить в сердцах их веру и страх Божий, которые бы были руководителями их к будущей жизни? Молитесь Господу, да сохранит Он сердца их от плевел, насеваемых супостатом посреде пшеницы.

*

Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное.

*

Ты старайся воспитывать детей православно-религиозно, смиренно; насади на юных сердцах их семена добродетелей. Насажденное в юности принесет плод в свое время, аще бы и уклонились мало чрез сообращение. Это я вижу на многих и даже на ближних. Касательно театров – теперь можно отклонять от них, по юности их, и что для них непонятно и неполезно: а братья хотя и бывают, но они старше, или иную какую причину представить; а впоследствии, когда войдут в сообщество, нельзя от этого удержать, но пока теперь не допускать, по раннему их возрасту. Да они должны иметь примером вас, родителей, что вы не бываете на сих зрелищах, познавши, что оные токмо обворожают чувственность, а пользы душе не приносят.

*

Надобно внушать, что Бог видит не токмо дела наши и слова, но даже и помышления, и за добродетель награждает, а за порок наказует; это учение находится во многих учениях христианских для детей.

3.jpg

Трудный вопрос о детях: когда бывают в кругу родных и сверстников, допускать ли их к картам и к танцам? Просто надобно быть исповедником, перенося укоризны, насмешки и презрение. Сколько можно, надобно внушать детям, что для них вредно и то и другое; но они, смотря на других детей, упражняющихся в сих забавах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь мудрость, но не с своим разумом, а молить Господа, да упремудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских.

*

Вы думаете, что сыну вашему полезнее всегда быть при вас, но кто это знает? И при вас, если Бог попустит, он может испортиться, и на чужих руках – сохраниться без вреда. Но где бы ни были дети ваши, с вами ли или в каком-либо заведении, внушайте им христианские правила и поручайте их Богу и заступлению Божией Матери.

*

В наказании не должно быть безмерной строгости, как апостол повелевает: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3: 21), – но средним путем идти.

*

В образ добрых дел самих себя им представлять надо. Юность, да и всякий возраст, лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом, ибо особенно юные дети за правило себе имеют житие родителей своих, и что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет или худое.

*

Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение.

Преподобный Амвросий Оптинский:

От восприятия младенцев при Крещении не должно настойчиво уклоняться. Нас судить будет Бог Всеведущий, Которому вполне известно, сколько могут назидать духовных детей восприемники в настоящее время. Впрочем, обязаны они часто молиться за детей своих, чтобы Господь удержал их на пути благочестия и не попустил совершенно заблудить от стезей спасения.

4.jpg
А. Карнеев «Крестины»

Прежде всего занимать юный ум Священной историей и чтением житий святых по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни, и особенно нужно с помощью Божией суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от нарушения оных. Все это выводить из примера прародителей наших, вкусивших от запрещенного древа и за то изгнанных из рая.

*

Занимать ребенка изучением наизусть некоторых молитв, Символа веры и избранных псалмов, например: «Живый в помощи Вышняго», «Господь просвещение мое» и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия, бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай, не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

*

Необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный.

*

Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Часто размышляю: какое неизъяснимое горе обымет на Страшном Суде Христовом тех родителей, которых гневно и грозно обличит и осудит нелицеприятный Судия за принесение чад их в жертву миру и миродержцу! Какая ни с чем не сравнимая радость обымет тех родителей, которых этот Судия благословит и восхвалит за принесение чад их в жертву Богу, за приготовление их в жители светлого рая!

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить