«…Вера есть дар Божий, о котором должно просить…»

В огромной Москве есть одна старинная улица и стоящая на ней маленькая церковь. Этот храм дорог сердцу своей скромной красотой и величием духа священников, служивших в нем. История храма Николы Чудотворца в Кленниках на Маросейке связана с именами причисленных к лику святых праведного Алексия Мечёва (Алексия Московского), чудотворца и прозорливца, и священномученика Сергия Мечёва.

1 - 2023-01-05T235319.079.jpg
Храм святителя Николая в Кленниках, 20-е годы ХХ века. Источник: miloserdie.ru

Маросейка

Белый город. Маросейка – улица, до краев неба наполненная особым московским духом, историей и воспоминаниями, красотой прошедших времен. Когда-то она была частью Покровки – большой древней улицы, названной так по церкви Покрова Божией Матери, или Покрова в Садех, потому что вокруг росли сады Великого князя Московского и всея Руси Ивана III. В 17-м веке часть Покровки определяется в названии как Малороссийская, а в быстрой устной речи становится Маросейкой. Дело в том, что с 1660-х годов здесь находилось Малороссийское подворье. В том далеком столетии на Маросейке воздвигли небольшой храм – «Николы чудотворца, что на Покровке, у решетки». С этой улицей и с этой церковью почти с самого рождения и навсегда будет связана жизнь священника Сергия Мечёва (1892–1942).

У решетки за Никольскими воротами

На Покровке, за Никольскими (Владимирскими) воротами, у самых решеток, в 1657 году построили каменный храм в честь Николая Чудотворца. Но церковь поставили не на пустыре, а возвели на месте или, как пишется в некоторых источниках, вплотную к древней деревянной церкви, которая возникла как великокняжеская благодарность, как особый оберег улицы. В 1468 году на Покровке случился сильнейший пожар, который, к счастью, не перекинулся на Кремль. За эту Божью милость царь Иван III пожелал построить храм преподобного Симеона Дивногорца там, где огонь был особенно силен. Кроме того, в начале 16-го века Великий князь издал Указ о создании пожарно-сторожевой охраны. В началах и концах улиц появились деревянные заставы – решетки-рогатки как защита от пожаров, а заодно – безобразий и воровства. Порядок на этой улице был важен: по ней шла царская дорога в Подмосковье. На ночь решеточные приказчики закрывали заставы. Была такая решетка и на Покровке, недалеко от храма Симеона Дивногорца. Позднее к деревянному храму пристроили два каменных придела и освятили в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.

Порядок на этой улице был важен: по ней шла царская дорога в Подмосковье

Однако со временем решетки, очевидно, были забыты, и в переменчивом названии церкви появились иные приметы жизни. На слуху – церковь Николая Чудотворца в Блинниках. И это связано с вполне бытовыми моментами городской жизни: почти по всей улице стояли торговые ряды, продававшие еду, а в ее начале жили мастера, знавшие толк в выпечке блинов и хлеба. В 17-м веке церковь приобрела современное название «Николы в Кленниках», что до сих пор остается загадкой. Шла ли речь о кленах или клинках, непонятно. В начале 20-го века на страницах «Московских епархиальных новостей» все еще велась дискуссия о местности, где стоит Никольский храм. Вспоминалась и деревня Кленники в Пушкинском районе Московской области (входит в состав п. Софрино), где произошло явление иконы святителя Николая. Но, как бы то ни было, прижилось именно мягкое и ласковое слово «кленники».

Сегодня храм стоит среди жилых построек, в плотном ряду, на одной линии. Так было и в 17-м веке. Дома горели, огонь перебрасывался на церковь. Это случилось в 1676, 1689, 1701, 1748 годах, после чего следовала перестройка. Особенно сильным был пожар 1701 года, после которого церковь изменила свой архитектурный рисунок. Перестроилась и расширилась верхняя часть главного четверика, храм стал двусветным, имел восьмигранную главу. Нижняя часть четверика, оставшаяся от постройки 1657 года, стала подклетом с маленькими окнами, пристроен и притвор. Храм оформляется в стиле «нарышкинского барокко», о чем говорили оригинальные наличники на окнах.  В 1748 году очередной пожар также принес значительные разрушения. После этого бедствия восстановили фасад, в результате чего исчезли оконные наличники и интерьеры. Теперь храм выглядел просто и строго. В 1749 году построена колокольня.

Сильным был пожар 1701 года, после которого церковь изменила архитектурный рисунок

Следующий пожар, вошедший в историю Москвы, произошел в 1812 году. По преданию, храм Николая Чудотворца в Кленниках сильно пострадал, не сразу был восстановлен, но, как считается, чудом остановил огненную стихию, став на пути зловещего огня, как когда-то церковь Симеона Дивногорца. В декабре 1812 года смогли освятить только один придел. Казанский придел еще не был освящен, о чем писалось в первой части Клировой ведомости, в которой содержались сведения о здании церкви, имуществе и доходах.

В конце века в Никольскую церковь пришел служить священник Алексий Мечёв. Из династии священников: дед – протоиерей церкви в Коломенском уезде, отец – регент хора в кафедральном соборе Чудова монастыря в Кремле. Служба отца Алексия длилась 30 лет. До конца жизненного пути. Праведный Алексий Московский был прославлен в 2000 году в лике святых.

Преемником отца Алексия стал его сын – Сергей Алексеевич Мечёв, о котором он сказал: «Сын мой будет выше меня».

2 - 2023-01-05T235321.170.jpg
Отец Алексий Мечёв с семьей. Источник: foma.ru

Отец Алексий Мечёв: добрый пастырь

Отца Алексия Мечёва (1859–1923) назначили настоятелем прихода одного из самых маленьких, одноштатных, храмов Москвы в 1893 году. До этого была служба в других московских храмах – Знаменской церкви Пречистенского сорока и храме Великомученика Георгия в Лубянском проезде.

В церкви Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке батюшка начал служить 19 марта. И служил ежедневно, хотя полагалось два-три раза в неделю. Каждый день в этом храме можно было исповедаться и причаститься. Весть о возможностях облегчить душу, помолиться и поговорить с добрым священником разошлась по Москве. Однако приход сложился не сразу.

Прихожан в Никольском храме почти не было. Служить приходилось в полупустой церкви. И так восемь лет. Но ситуация менялась. Люди тянулись в этот храм к отцу Алексию. Они нуждались в его мудрых и простых проповедях, которые могли дойти до сердца каждого человека и исцеляли душу, нуждались в его любви, заботе, подсказках. Приход разрастался. Так со временем появилась одна из самых крепких и известных в городе православных общин – маросейская. Многие стремились встретиться с добрым пастырем, кто мог понять и наставить на путь истинный, кто умел помочь прийти к настоящей любви к Богу. Отец Алексий почитался как старец в миру, по его молитвам и сегодня происходят чудеса.

Они нуждались в его мудрых и простых проповедях, которые могли дойти до сердца и исцеляли душу

Храм, в котором служил батюшка Алексий, привлекал многих выдающихся представителей нашей страны, которые становились его прихожанами. Среди них философы отец П. Флоренский и Н. Бердяев (духовником которого был отец Алексий), художники М. Нестеров, Л. Бруни, Р. Фальк, скульптор А. Голубкина, искусствовед С. Дурылин, поэт Г. Чулков.

В приходе много внимания уделялось детям. Для них при Никольском храме была организована церковно-приходская школа, которая работала в 1910-х годах. Недалеко от храма находилась знаменитая Хитровка с ее неблагополучными обитателями, у которых тоже были дети. Отец Алексий приводил их в свою церковь и заботился о них как мог. Стоит вспомнить, что в течение 13 лет он преподавал Закон Божий в женской гимназии Е. В. Винклер на Чистых прудах. Многие ученицы школы приходили в храм, некоторые из них приняли монашество. При Никольской церкви возникла и прекрасная иконописная мастерская под руководством духовной дочери отца Алексия, иконописца и реставратора, исследователя в области истории иконописи М. Н. Соколовой, принявшей тайный постриг с именем Иулиания.

После 1917 года прихожан в церкви Николая Чудотворца стало еще больше. Приходили те, кто разочаровался в идеалах революции, кто остался без церкви, в которую привык ходить, так как ее закрыли. Кроме службы в храме проводились лекции, беседы, в чем помогали молодые священники, в том числе и сын Сергей.

3 (86).jpg
Источник: miloserdie.ru

Такая активность не могла не привлечь внимания со стороны властей. На беседы в ОГПУ отца Алексия приглашали в конце 1922 и в марте 1923 года, во время которых требовали не принимать в своем храме верующих. Но такой запрет не имел для него значения. В июне этого же года батюшка скончался. Отпевал его архиепископ Феодор (Поздеевский), только что выпущенный из тюрьмы. Упокоился батюшка на Лазаревском кладбище, затем мощи отца Алексия и его жены перенесли на кладбище Введенские горы.

Духовная семья – маросейская община

Община сложилась в сложное для России время, в 1905 году. Создавалась она по принципу «монастырь в миру» и объединила самых разных людей. В ней были преподаватели университета, монахини Чудова монастыря, упраздненного в 1918 году и разрушенного в 1929–1932 годах, художники и поэты, студенты и самые обычные люди, верующие в Бога и стремящиеся к Нему. После кончины отца Алексия в 1923 году попечение над общиной принял его сын – священник Сергий Мечёв. И был ее пастырем своей «покаянно-богослужебной семьи» до кончины. Конечно, он был не похож на отца Алексия: тот весь был наполнен любовью и покаянием, отец Сергий – больше строг и сосредоточен. Да и проповеди отличались. Но ведь и время стало другим, и люди. Отец Сергий привлекал глубиной своей личности, честностью, знаниями, отзывчивостью и мечёвской добротой. Он приучал духовных детей помогать друг другу так, как это делается в хороших семьях, потому постоянно шла помощь тем, кто оказался в тюрьме или лагерях. Беседы с ним для многих становились источником живой воды, когда открывался истинный смысл жизни.

Отец Сергий привлекал глубиной личности, честностью, знаниями, отзывчивостью и мечёвской добротой

Мечёвы: семья и дом

Во дворе храма Николая Чудотворца в Кленниках стоял маленький деревянный домик, в котором в 1893 году и поселился батюшка со своей семьей: матушкой Анной Петровной и детьми Александрой и Анной. В этом скромном доме появился на свет Алексей (умерший в младенчестве), Сергей, Ольга. После кончины жены в 1902 году отец Алексий один воспитывал детей с присущими ему любовью, сердечностью, терпением и «с простой детской верой в Бога», как он сам о себе говорил.

Через 20 лет семейство священника Мечёва переехало в новый каменный дом притча, который построил известный книгоиздатель И. Д. Сытин. Рядом с храмом и старым деревянным домиком священника на месте усадьбы Шаховских в 1913–1914 годах возник огромный, в шесть этажей, серый гигант с магазинами Сытина, конторой, складами и квартирами, сдаваемыми в аренду. Причина возведения на личные средства дома притча, то есть щедрости от довольно прижимистого Ивана Дмитриевича, объяснялась оригинально: окна строения смотрели на маленькую церковку. Возможно, были и другие причины, связанные с правилами строительства домов, предусматривающих определенное расстояние и стену, как защиту от пожаров.

Сын. Сергей Мечёв

Дети священника Мечёва росли, взрослели и выбирали свою дорогу. Сына Сергея привлекала медицина. Отец хотел видеть его священником. Ведь единственный сын всегда был рядом: помогал отцу в алтаре, пел на клиросе. Но отец Алексий ни на чем не настаивал. Очевидно, он помнил, что тоже хотел учиться в университете и посвятить себя медицине, но по совету матери поступил на учебу в Московское Заиконоспасское духовное училище, а затем в 1879 году окончил Московскую духовную семинарию.

В 1910 году после окончания с серебряной медалью 3-й гимназии на Большой Лубянке, здание которой стояло напротив Введенской церкви, Сергей поступил в Московский университет на ее старейший факультет – медицинский. Но, не завершив обучения, стал студентом историко-филологического факультета, увлекся древнерусской литературой, историей иконописи. Он поехал в Европу, побывал в Италии и Швейцарии, чтобы познакомиться с шедеврами западноевропейского искусства. В это время начал интересоваться проблемами духовничества в Русской Православной Церкви. Вопрос о том, каким должен быть духовный отец – духовный наставник и духовный руководитель в жизни человека, представлялся ему очень важным. В годы университетской жизни Сергей Мечёв принимал участие в работе студенческого богословского кружка в честь святителя Иоанна Златоуста.

Но обучение пришлось прервать. Началась война – как первое испытание страны и народа, как предвестница большой беды. За ней последовала настоящая катастрофа. В 1917 году ее предвещала и одна из святынь храма – Феодоровская икона Божией Матери в Никольском храме. Во время молебна на глазах Богородицы появились слезы.

1914 год. Первая мировая война и счастливая встреча

Сергей Мечёв ушел на фронт добровольцем. В Подвижном лазарете Красного креста Московского купеческого биржевого общества с конца 1914 по середину 1916 года был санитаром и братом милосердия. Линия фронта находилась очень близко. Но именно в эти тяжелые военные годы произошло радостное событие: знакомство с Ефросинией Николаевной Шафоростовой. В то время она была слушательницей Высших женских курсов и изучала ботанику. Интересно, что в 1915 году вместе с матерью она приходила в Никольский храм к отцу Алексию, чтобы узнать о судьбе пропавшего родственника. Батюшка все рассказал, а прощаясь и глядя на пятнадцатилетнюю Фросю, добавил: «Ты моя будущая невестка». Из девочки она превратилась в женщину, полную терпения и смирения, которая никогда никого не осуждала и несла свои скорби с молитвой на устах. Она стала супругой Сергея Мечёва. Все случилось так, как сказал прозорливец отец Алексий.

Сергей Мечёв ушел на фронт добровольцем, был санитаром и братом милосердия

В 1917 году Сергей Мечёв еще на фронте служил как вольноопределяющийся. Следующий год изменил его жизнь. В 1918 году Сергей Мечёв и Ефросиния Шафоростова поженились. Венчались в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, монаха, основателя Свято-Никольского Переславского и Спасо-Прилуцкого (Вологда) монастырей. Отец Алексий и Сергей Мечёвы всегда почитали этого святого.

В семье родилось четверо детей. Жизнь разлучала и вновь дарила радость воссоединения семьи. Но как мало она продлилась… Жена стала верной спутницей мужа и ждала его всегда. Даже после кончины отца Сергия. Незадолго до своего ухода матушка Ефросиния грустно сказала: «Впервые Сережа меня обманул, обещал вернуться и не вернулся…»

4 (60).jpg
Слева — Сергей Мечёв во время прохождения военной службы, 1915 год. Справа — о. Сергий с женой и детьми. Источник: miloserdie.ru

Священник Сергий Мечёв

Решение стать священником было принято осенью 1918 года в Оптиной пустыни. Сергей Мечёв приехал в обитель, чтобы встретиться с Анатолием Оптинским младшим. Но и до разговора со старцем мысли о том, чтобы быть священником, все чаще посещали его. Причина крылась в усилении гонения на духовенство и закрытии храмов. Способствовал этому и первый арест.

В 1919 году, в Великий четверток Страстной недели, Сергей Мечёв был рукоположен в диакона, затем – в иерея. После кончины отца в 1923 году он принял приход. Был день обретения нетленных мощей преподобного Феодосия Тотемского, монаха Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря (2 сентября 1796 года). В этот день родилась и мать отца Сергия. В церкви Николы Чудотворца в Кленниках особо чтили этого святого и чудотворца.

Отец Сергий усердно заботился о храме, помогал приход. В 1926–1928 годах он провел реставрацию, для чего пригласил архитектора-реставратора Д. П. Сухова, бывшего с 1923 по 1933 годы главным реставратором памятников московского Кремля. После реставрационных работ фасады храма Николая Чудотворца в Кленниках изменились, в том числе были восстановлены наличники окон южной стороны и воссоздан придел святого Алексия, человека Божиего.

«Непоминающие»: «Молиться можно только за власть верующую»

После революции 1917 года не все священники примкнули к обновленческому Синоду Православной Церкви и пошли на компромисс с большевиками. Неофициально они именовались «непоминающие» и представляли собой движение, сформировавшееся внутри Русской Православной Церкви. Название образовано от слова «поминовение».

Многие священники отказывались исполнять Указ о поминовении советской власти, они именовались «непоминающие»

Дело в том, что многие священники отказывались исполнять Указ митрополита Сергия (Страгородского) о поминовении советской власти и ее вождей, что предписывалось делать обязательно. Такое поминовение было введено еще в 1923 году. Текст поминовения часто менялся, так как корректировался представителями ГПУ, которое все-таки шло на некоторые уступки Церкви. Например, в неупотреблении неологизма «советский», которого нет в старославянском языке. Впрочем, этот Указ практически не исполнялся. Начались репрессии. В 1923 году настоятеля храма и главу маросейской общины отца Сергия Мечёва арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму за неприятие обновленческого движения, возникшего в мае 1922 года.

После 1927 года ситуация изменилась. Были приняты условия легализации Московской патриархии, которые предусматривали полную лояльность советской власти. Это включало и контроль (пусть и негласный) за жизнью Церкви со стороны органов безопасности. Образованный Временный Священный Синод практически приступил к управлению РПЦ. Принятая в 1927 году «Декларация» говорила о солидарности Московской патриархии с правительством Страны Советов. Иерей Сергей Мечёв не поддержал этот документ. В октябре этого же года митрополит Сергий издал Указ о поминовении, включавшем множество нюансов, касавшихся «новой формулы молитвенных возношений». Данный указ привел к появлению церковной оппозиции – движения «непоминающие», которых сразу же стали преследовать органы государственной безопасности. Сначала это делалось выборочно, через два года уже массово.

1929 год. Русский север

В октябре 1929 года отцу Сергию Мечёву было предъявлено новое обвинение: создание антисоветской группы, в которую якобы входили еще несколько священников и прихожан храма. Его приговорили к трем годам ссылки. Сначала это был Архангельск, вернее, Плесецкий район, куда в 1929–1930-е годы ссылали заключенных и раскулаченных, они жили там в спецпоселках. В суровом климате Севера, выполняя тяжелую работу, выжить отцу Сергию помогало медицинское образование: временами его освобождали от общих работ и направляли в медпункт лагеря. Из Архангельска он попал под Вологду, в Кадников.

5 (27).jpg

Город Кадников

Начиная с 30-х годов были репрессированы почти все видные представители движения «непоминающие». Однако в 1931 году причт Никольского храма карала не советская власть, а указ Синода, в нем – отлучение от Православной Церкви и запрет на служение. Причиной стал отказ священника Сергия Мечёва исполнять известный указ о поминовении, принятый в 1927 году.

В 1932 году матушка Евфросиния Мечёва также получила от советской власти три года лагерей на Урале и запрет жить в 12 больших городах СССР. Но по многочисленным ходатайствам духовных чад отца Сергия, через Красный крест, удалось добиться высылки в город Кадников. Четверо детей Мечёвых в возрасте от 6 до 12 лет чудом смогли избежать отправки в воспитательные учреждения. К ним срочно приехал младший брат матери Г. Н. Шафоростов. Как всегда, очень помогали духовные дети отца Сергия.

Кадников, находящийся в 40 км от Вологды, принял отца Сергия сурово, но все-таки не без сострадания. В этом городке он снимал две комнаты в доме №67 по улице Политической, жил без права покидать дом. Помогали местные жители, приносившие еду ночью, чтобы никто не видел. Здесь он молился, совершал службы и не терял связи со своими духовными детьми.

Жил без права покидать дом, помогали местные жители, приносившие еду ночью

Через 80 лет, в 2009 году, внучка отца Сергия Ирина Алексеевна Мечёва подарила Ильинской Засодимской церкви в Кадникове две иконы святых Алексия и Сергия Мечёвых. Иконы написаны в мастерской Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Ирина Алексеевна также привезла в Кадников и книги. «Жизнеописание Московского старца отца Алексия Мечёва» и «Тайны богослужения. Священномученик Сергий» переданы в библиотеку часовни Григория Пельшемского.

В 1933 году весной отца Сергия снова арестовали и уже в ссылке предъявили новое обвинение за антиколхозную агитацию. После пяти месяцев в Вологодской тюрьме – пять лет лагерей. В этом же году закрыли храм Николая Чудотворца в Кленниках.

1933 год. Храм Николая Чудотворца в Кленниках. Прощание

На Благовещение была отслужена последняя Литургия. В древней церкви и доме причта сделали перепланировку. Двусветный четверик Казанского придела перекрыли, соорудив таким образом два этажа. Фрески беспощадно уничтожили. Вот только до высоты Казанского придела дотянуться так и не смогли. Помещения нужны были для крошечных коммунальных квартир и приюта инвалидов по зрению. В такой квартирке жила и семья бывшего настоятеля отца Сергия после его ареста: жена и четверо детей.

А рядом кипела новая жизнь. Дело в том, что слева от Никольского храма на месте монастырского подворья в 1928–1929 годах выросло новое здание: так называемый «Дом трестов». При этом новостройка имела фундамент и стены бывшего подворья. В большом здании находились администрация «Птицеводсоюза», «Союзкрупа», «Свиноводсоюз», «Льноцентр» и другие учреждения. Затем въехал Нарком финансов и, наконец, в 1938 году – отделы ЦК ВЛКСМ. После того, как в конце 1950-х годов квартирный вопрос в Москве отчасти начали решать, жильцы покинули храм и его помещения перешли в ведомство ЦК ВЛКСМ. Алтарную часть Никольской церкви комсомольцы отдали под кассу. Был здесь и склад различных госучреждений.

ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь): адреса испытаний

В Вологодской области отца Сергия переводили из одного лагеря в другой. И везде тяжелая работа, голод. В лагере на Кубенском озере пришлось работать на лесопилке. Отсюда священника перебросили в Усть-Пинеги, что лежит на правом берегу Северной Двины. Сам лагерь находился в поселке Рожево. Сведений о нем сохранилось мало. Некоторые исследователи пишут, что это было, скорее всего, спецпоселение или трудпоселок. Отец Сергий находился здесь в 1934–1935 годах, работал в медпункте совхоза и на общих работах, очевидно, на заготовке леса.

Позднее священник оказался в лагпункте на реке Шелексе, где велись лесозаготовки. В 1935 году снова перевод в другой ИТЛ. На этот раз в Свирлаг, пункты которого были разбросаны в разных районах. В том числе – Лодейного Поля. В основанном в 1931 году Свирлаге содержались политические заключенные и большое число репрессированных священнослужителей. Среди них были философы священник Павел Флоренский и Алексей Лосев.

6 (18).jpg
Священник Павел Флоренский. Источник: rg.ru

Один из лагпунктов занимал закрытый и разграбленный в 1918 году Александро-Свирский монастырь. Настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) был казнен у стен обители. Труд осужденных использовался в шахтах, где добывали глину, слюду, камень. Кроме того, заключенные занимались рубкой леса, распиловкой, сплавом. Архивы Свирлага были обнародованы только в 2019 году.

Затем в личном деле осужденного Мечёва появилась новая запись: Волголаг, созданный в 1935 году для обеспечения рабочей силой грандиозной стройки гидроузлов в районе Углича и Рыбинска. И это был город Рыбинск Ярославской области. На станции Переборы заключенные строили плотину для Рыбинского водохранилища и ГЭС.

Но даже в это время связь с маросейской общиной не оборвалась. Отец Сергий беспокоился обо всех и о каждом. Он страдал от разлуки с семьей, сильно голодал, был истощен, так как его постоянно обкрадывали. Но сердце не ожесточилось, а напротив – в нем все больше любви к обездоленным и вообще всем живущим в это время и в этой стране. И ни одного упрека, ни одной жалобы на жизнь…

Ему даже иногда удавалось тайно приезжать в Москву, чтобы встретиться со своими духовными детьми и разделить их горе или радость. Так, около 1936 года отец Сергий венчал Глеба Андреевича и Татьяну Николаевну Буткевичей. В их квартире в Сокольниках он неоднократно встречался с членами общины.

7 (9).jpg
Священномученик Сергий Мечёв и архимандрит Борис (Холчев) с членами «маросейской» общины

1937–1940. Город Калинин

В годы массового террора, 1937–1938 годы, из элиты движения «непоминающих» уничтожили последних. Но летом 1937 года отца Сергия Мечёва освободили досрочно за хорошую работу. На железнодорожной станции Сходня (Ленинградское направление), в поселке, обосновалась его семья. Через эту станцию проходила дорога на Калинин (Тверь), куда отец Сергий и уехал. Он поселился в окрестностях Калинина, а в городе устроился работать в поликлинику, в ЛОР-кабинет, и даже смог вести самостоятельный прием пациентов. Это дало хорошую возможность видеться с членами «маросейской общины».

Из радостей жизни были поездки на Селигер, походы в лес по ягоды и грибы, задушевные беседы, совместное чаепитие. В 1938 году его жена смогла снять дачный домик за городом, что давало немного покоя и счастья. Иногда он ездил в Москву.

Этот период его жизни длился с 1937 по 1940 год. Предчувствие скорого расставания со всеми и навсегда, да и своей гибели не уходило…

В это время отец Сергий стал общаться с митрополитом Куйбышевским и Сызранским Мануилом (Лемешевским), который сыграл роковую роль в судьбе отца Сергия. Митрополит Мануил провел три с лишним года в Соловецком лагере (в 1924–1928 годах). Есть предположения, что он стал тайным агентом ОГПУ. После освобождения поселился в поселке Завидово Калининской области. Отец Сергий доверял митрополиту Мануилу. По его просьбе тот рукоположил несколько священников. Естественно, что такие события происходили тайно. В мае 1939 года митрополит был опять арестован по делу «Истинно-православной церкви». Идеологической основой движения ИПЦ было неприятие курса митрополита Сергия. Во время допросов митрополит Мануил дал показания, касающиеся отца Сергия и «маросейской общины». Рукоположенных священников арестовали. Отец Сергий понимал, что и за ним могут скоро прийти. Духовные дети отца Сергия советовали скрыться на просторах огромной страны, затеряться где-нибудь в Средней Азии. Но он не решился на это.

8 (6).jpg

1941. Ярославская область

Предвоенную весну отец Сергий встретил, находясь в городе Струнино Владимирской области. Здесь в ссылке жил его друг, будущий епископ Стефан, в миру – Сергей Алексеевич Никитин, врач, прихожанин церкви Святого Николая в Кленниках, а затем председатель приходского совета ее прихода. В 1931–1934 годах за активную церковную деятельность был осужден и отправлен в лагерь. После чего находился на поселении во Владимирской области, где в 1935 году был тайно рукоположен епископом Афанасием в иерея.

1 июня 1941 года отец Сергий приехал в Ярославскую область и поселился в глухой деревне Мишаки Романово-Борисоглебского уезда, расположенной недалеко от городка Тутаев на берегу Волги. Совсем рядом деревня Богословское. В ней церковь Владимирской иконы Божией Матери, закрытая в 1930 году. Это место для отца Сергия нашла Елизавета Булгакова по просьбе маросейской общины. Через несколько дней он переехал в другую деревню Деевское. По воспоминаниям, в одной из маленьких комнат избы находился киот с иконами, где каждое утро отец Сергий совершал службу, радуясь всем сердцем этой возможности.

В одной из комнат находился киот с иконами, где отец Сергий совершал службу, радуясь этой возможности

Тихие местные жители были недоверчивы и настороженны, считали своим долгом о многом сообщать властям. Из управления колхозом постоянно приходили с проверкой документов. Было очень тревожно. Ситуация обострилась с началом войны. Казалось, что все дороги уже закрыты. Хотелось поделиться своими мыслями и переживаниями. И тогда состоялся роковой разговор с митрополитом Мануилом о своей позиции и нелегально существующей общине. Митрополита арестовали, и он дал показания против отца Сергия. Постарались и местные жители: рассказали об общине, приезде к священнику подозрительных людей и тайных службах.

7 июля 1941 года отца Сергия арестовали и заключили в Ярославскую тюрьму. Незадолго до ареста он встречался с архимандритом Борисом (Холчевым), духовным сыном Алексия Мечёва. Он жил здесь после лагерей. Перед арестом отец Сергий отслужил по себе сорокоуст.

1942 год. Расстрельное дело гражданина Мечёва. Рождественский сочельник

Священнику вменялась работа по созданию подпольных (катакомбных) церквей, насаждение тайного монашества, организация антисоветских элементов для борьбы с советской властью. На допросах отец Сергий никого из своих духовных детей и последователей не назвал. «Тройка» военного трибунала города Ярославля приговорила священника к расстрелу. Конфискация имущества не предусматривалась за неимением.

На допросах отец Сергий никого из своих духовных детей и последователей не назвал

Настоятель храма Николая Чудотворца в Кленниках был расстрелян 6 января (по старому стилю). Захоронение неизвестно.

В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви прославил его в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Дети. Продолжение жизни

В дружной любящей семье Мечёвых родилось пятеро детей: Марина (умершая в младенчестве), Ирина, Алексей, Елизавета. Ирина – самый близкий отцу человек, которая помогала при совершении служб во время ссылки священника. Она стала врачом, защитила кандидатскую диссертацию. В 1939 году Алексей с отличием окончил школу, стал студентом механико-математического факультета МГУ. Но был призван в армию. В канун Второй мировой войны оказался на учениях в районе Гродно. Утром 22 июня началась бомбежка. Алексей был тяжело контужен и попал в плен. Бежал. Батрачил под Смоленском. Когда пришли советские войска, пришел в военкомат, но был арестован, осужден на 10 лет и отправлен в лагерь под Соликамском. Последние полгода был переведен в закрытое конструкторское бюро под Москву, которое затем переехало в Горьковскую область (Нижегородская область). После отбытия срока наказания не смог вернуться в институт и уехал работать на Украину, где также работал в КБ. Здесь он создал семью. В день заключения брака его невеста Екатерина Виштак была в платье, в котором венчалась К. С. Коншина, жена В. Д. Коншина, духовные дети отца Сергия. Мечёвская община всегда была большой и крепкой семьей, разделявшей все посланные испытания и радости. Алексей все-таки получил высшее образование, а в 1971 году защитил кандидатскую диссертацию.

9 (5).jpg
Алексей Сергеевич Мечёв с женой и дочерьми. Источник: фотовыставка, посвященная сщмч. Сергию Мечёву

Дочь Елизавета недолго служила актрисой и жила в Казахстане, потом работала лаборанткой в НИИ туберкулеза в Москве. Свою жизнь посвятила Церкви и семье, заботясь о старенькой маме и брате. Дочь Анна стала библиотекарем, женой кадрового военного и матерью троих детей.

Значит, жизнь продолжается. Продолжается она и в Никольской церкви, куда приходят поклониться мощам отца Алексия. В любой день, как это было, когда в храме служил священник Алексий Мечёв. Приходят помолиться у иконы его сына священномученика отца Сергия, прося совета, защиты, помощи.

Ольга Сокиркина 5 января 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить