Архимандрит Симеон (Крайопулос): «Смирение, незаметность, молчание»

Рассказ настоятельницы женской обители Рождества Богородицы в Панораме близ города Салоники игуменьи Филофеи (Мисиры) о своем духовнике и основателе монастыря архимандрите Симеоне (Крайопулосе).

Архимандрит Симеон родился в 1926 году в благочестивой семье. С детства любил учиться и хотел знать истину о всем. Окончил богословский факультет в Салониках, а затем учился психологии в Страсбурге. Интересовался астрономией, физикой, садоводством. Считал, что духовник должен знать о многом, чтобы лучше понимать людей. В 1954 году принял монашеский постриг. Основал мужскую и женскую монашеские общины в Панораме близ Салоник. Был известным духовником, принимал и исповедовал множество людей, регулярно проводил духовные беседы на протяжении многих лет.

Был очень строг к себе: строго постился, мало спал. В духовной жизни подчеркивал важность самопознания, послушания и полного доверия воле Божией. Отошел ко Господу в 2015 году.

– Матушка Филофея, когда Вы познакомились с отцом Симеоном?

– Я его знала с 19 лет. Монахинями мы стали намного позже, когда основали обитель. Как духовный наставник отец Симеон нас устраивал во всем, и мы никого другого никогда не искали. Хотя он не позволял нам никакой психологической зависимости. Держал «святое» расстояние. Не давал нам прилепиться. Он внушал благоговейный трепет. Каждый раз, когда я звонила в дверь и заходила к нему, у меня было ощущение, что я вижу его в первый раз. Невозможно было к нему привыкнуть. В плохом смысле. Никаких шуток, никакой фамильярности. Он считал великим грехом использование духовного чада в своих интересах. Считал, что духовнику нужно быть очень осторожным с этим.    

– Несмотря на это «святое» расстояние, вы все-таки ощущали его любовь?

– Безусловно. Он окутывал нас любовью, хотя внешне этого не выказывал, но она была очень глубокой. Тут же замечал, если нам было плохо. Был очень внимательным.

Он окутывал нас любовью, хотя внешне этого не выказывал, но она была очень глубокой

– А строгость как проявлял?

– Мог быть и строгим. Но он не метал громы и молнии – было достаточно двух его слов, а иногда и одного его взгляда.

– Было ли у него чувство юмора?

– Юмор? У него было чувство духовного юмора. Я никогда не слышала, чтобы он сказал что-то непотребное. Но он был оптимистом. Любил природу, звезды, животных. И всегда проводил духовные параллели. Например, стриг дерево и говорил, что вот так же нужно обрабатывать и душу.

– Если говорить о его духовном портрете, была ли у него какая-то отличительная черта?

– На столе у отца Симеона всегда лежала бумажка, на которой было написано три слова: «Смирение, незаметность, молчание». Когда мы думали, что написать на его надгробной плите, вспомнили про эту бумажку и поняли, что ничто лучше его не характеризует. Так что написали именно эти слова.

– Замечательные слова. Но если ты по своей природе не можешь быть незаметным? Одни люди тихие и спокойные от рождения, а у других живой характер. Так что, если они будут стараться молчать, в какой-то момент не выдержат.

– Те, кто по своей природе тихие и хорошие, не ощущают необходимости в духовной борьбе. Отец Симеон говорил, что им трудно спастись. Но тот, у кого плохой характер, чувствует, что нужно что-то изменить. Ему придется сложно, но получится. Во Христе.

Только часто, к сожалению, мы не боремся во Христе, а стараемся все делать сами. Отец Симеон очень жалел людей, у которых много талантов, потому что они надеются на себя и им трудно смириться. Но без Бога невозможно ничего. Нужно дать зеленый свет Христу через смирение и молитву.

Нужно дать зеленый свет Христу через смирение и молитву

– Смириться тоже очень трудно.

– Трудно без Бога. А с Богом ты поднимаешь десять килограммов, а Он – остальные девяносто. Нужно понять, что сам ты ничего не можешь сделать, и просто просить Бога о помощи.

Когда человек оказывается в полном тупике, когда полностью теряет веру в себя и от нее не остается ни следа, тогда вмешивается Бог. Почему? Чтобы человек не думал, что он что-то сделал своими силами, но что это всецело дело Божие, и чтобы иметь к Нему полное доверие.

– Почему же так происходит, что мы всю жизнь ходим в храм и никак не можем стать ни смиренными, ни молчаливыми?

– Отец Симеон говорил, что в наши дни с людьми случилось огромное несчастье. Их пленил мирской дух. Он проник и в монастыри. Даже лучшие христиане беспокоятся не о том, как спастись, а о том, как получше устроиться в этой жизни.

Но те, кто по-настоящему любит Христа, не поддаются влиянию мира.

Нельзя также забывать, что ты не можешь быть христианином, если не имеешь благодати Божией. Дело покаяния, смирения совершает не человек, а благодать в нем. Благодать – это дар.

– Что еще подчеркивал отец Симеон в духовной жизни?

– Важность терпения и покаяния. Он говорил, что терпение делает душу зрелой, а поспешность ее убивает. А про покаяние говорил, что Господь смотрит не на твои грехи, а на твое покаяние.

Беседовала Алевтина Волгина

Книги архим. Симеона (Крайопулоса) в магазине «Сретение»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить