Благословенная Божья свеча в болгарских горах

Немало в истории Православной Церкви святых, чья слава и помощь приумножается в веках. Преподобный Иоанн Рыльский – святой покровитель болгарского народа, основавший по велению Божию чудную Рыльскую обитель в Болгарии на святой горе Рила. Дарованную ему Господом мудрость и силу веры он являл христианам по всему миру. Усердно избегавший славы при жизни, отказывающийся от всех земных благ, он был надежно оберегаем Христом и излучал свет даже в непроходимой лесной глуши, собирая вокруг себя иноков.

В благочестивой семье болгарских крестьян Рилски в селе Скрино (неподалеку от города Дупница) в 876 году родился сын Иоанн. С детства он проводил время в молитвах, уединяясь от сверстников. После смерти родителей юноша продал все, кроме кожаной ризы, и удалился в пещеры Осоговской горы. В 25 лет он принял монашеский постриг в монастыре Руена в Северной Македонии, в Кривой Паланке. Иоанн постоянно постился и молился, боролся со страстями и желаниями в близлежащих пещерах, где неоднократно его избивали разбойники и в итоге прогнали оттуда. Иоанн жил в разных монастырях, а потом поселился в одной из пещер горы Рила в непроходимых дебрях. Отказавшись от земной суеты, он постепенно познавал красоту Божьего мира, истинную любовь, наполнялся духовным совершенством и святостью, питаясь дарами природы и постоянно пребывая в трудах и молитве.

Монах-отшельник всегда выбирал самые заброшенные уголки, меняя место своего пребывания. Сегодня в пещере – «Иоанновой постнице», где преподобный прожил половину своей земной жизни, паломникам предлагают провести несколько суток, чтобы понять малую толику тяжелейших испытаний, выпадавших святому Иоанну Рыльскому. В уединении по многу часов молился он за весь мир и болгарский народ, просил у Бога послать милость и надежду на спасение для грешных людей. И Господь начал приводить людей к будущему святому, чтобы через него получали нуждающиеся поддержку и попечение. 

Узнав о живущем в горах святом старце, паломники потянулись к пещере преподобного Иоанна. Преисполненный любовью отшельник каждому уделял внимание и помогал советом, по Божьему благословению исцелял больных, изгонял бесов, укреплял в вере и направлял на путь истинный. И в скором времени вокруг одиноко стоящей в глуши пещеры начали селиться монахи – наставляемые мудрым пастырем, они строили скромные жилища и познавали Божественную силу и любовь в посте, трудах и молитвах. 

Преисполненный любовью отшельник каждому уделял внимание и помогал

Укрепил в вере праведный старец и благочестивого болгарского царя Петра (сына Симеона Великого), который, увидев Иоанна издалека, преисполнился Божией благодати и радости. Он послал на святую гору много золота в великолепной чаше, но монах в память о встрече с радостью принял чашу, а золото вернул, отметив, что ему оно не пригодится, ведь ему не нужно ничего покупать, не нужно укреплять государство и содержать армию. Так царь Петр понял, что перед ним поистине великий подвижник и еще больше радовался и благодарил Творца.

Послушный Господу, Иоанн Рыльский прервал уединение и взял на себя ответственность за спасение пришедших к нему людей. Получив в отшельничестве дары, которые сделали его благословенным предводителем для ищущих спасения, он с усердием посвящал себя пастве, часто отправляясь в уединение для общения со Всевышним. Всем сердцем внимая Спасителю, преподобный Иоанн записал и оставил братии духовные наставления, в которых завещал жить в любви, нестяжательстве, благочестии, скромности и смирении.

Земной путь святого Иоанна Рыльского завершился 18 августа 946 года. Его похоронили недалеко от святой пещеры. Сегодня на этом месте стоят небольшая церковь и часовня. И после своей кончины преподобный Иоанн имеет великую силу являть чудеса и даровать помощь обратившимся к нему.

И после своей кончины преподобный Иоанн имеет великую силу являть чудеса и даровать помощь обратившимся к нему

Через некоторое время после смерти святой явился во сне одному из монахов и приказал открыть гроб. Следуя наказу, ночью братия разрыла могилу – от нетленных мощей преподобного разлилось чудесное благоухание. Чудотворные мощи переложили в раку и отправили в город Софию, где для их хранения благочестивый вельможа Грыда построил великолепный храм. Со всей Болгарии к святыне начали стекаться тысячи паломников. Чудотворец Иоанн Рыльский и после смерти исцелял от недугов простых мирян и особ царственных кровей. 

Получив исцеление от болезненных судорог рук, Мануил Комнин в благодарность отправил в Софию святой образ Богородицы, который до сих пор хранится в храме. 

В конце XII века король Белл ІІІ вывез из захваченной Софии мощи преподобного Иоанна и перевез их в Венгрию. Там один католический священник отказался поклониться чудотворным мощам, в наказание за что был поражен немотой. Несчастный на коленях вымаливал у раки исцеление и через некоторое время вновь заговорил. Тогда венгерский король испугался и с великими почестями приказал вернуть украшенную золотом и серебром раку в Софию.

Во время болгарского восстания против византийского ига возглавившие его братья Асен и Петр перевезли раку чудотворца в город Тынов, где мощи пребывали до 1469 года, после чего возвратились в Рыльскую обитель. Известно множество чудес, совершившихся по молитвам у раки святого Иоанна, в числе которых и обильный дождь, излившийся в 1925 году над монастырем после обращения к Иоанну Рыльскому и молебна перед иконой Богородицы и спасший его от надвигающегося стеной страшного лесного пожара.

Из уст в уста передают свидетельство об исцелении малыша, который по слабости ног не мог встать. Родители привезли ребенка в Рыльский монастырь, всю службу трехлетний малыш тихо пролежал около раки, а после службы, когда родители обратились к чудотворцу, малыш поднялся на ноги и пошел.

Известно, что и в России болгарский святой оставил немало знамений величия Божия. Иоанн Рыльский стал небесным покровителем Иоанна Кронштадтского. В его честь всероссийский пастырь основал монастырь. 

Часть святых мощей болгарского чудотворца хранится в монастыре в городе Рыльске Курской области. В центре Рыльска возвышается Рыльская гора, на которой из каждой точки города видна часовня в честь святого покровителя города. После смерти преподобного Иоанна из-за византийских гонений монахи Рыльской обители бежали на Русь, взяв с собой десницу чудотворца. Так в городе появился храм в честь преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа – святой отошел ко Господу. По одной из версий, в честь святого Иоанна Рыльского названы город и река.

Завет Иоанна Рыльского

«Завет к ученикам», который преподобный Иоанн Рыльский собственноручно написал за пять лет до кончины, считается одним лучшим творением староболгарской письменности. Несмотря на то, что в своем духовном завещании от обращался к братии монастыря, многое из написанного остается важным напутствием для многих христиан. Великий святой с глубоким смирением и безграничной любовью просит следовать правилам праведной жизни и довериться Христу.

Великий святой с глубоким смирением и безграничной любовью просит следовать правилам праведной жизни и довериться Христу

В день памяти преподобного чудотворца вспомним положения его «Завета к ученикам» (перевод с болгарского Андрея Романова):

*

«Благой Бог, из-за любви к Которому я презрел все и претерпел голод и жажду, мороз, и зной, и телесную наготу, совсем не оставил меня, но, как милосердый и чадолюбивый Отец, обильно удовлетворил все мои нужды. И чем я воздам Господу за все, что Он дал мне? Многочисленны Его благодеяния ко мне, ибо со Своей святой высоты Он воззрел милосердно на мое смирение и помог мне претерпеть все – не мне, а Христовой силе, которая во мне, – ибо от Него всякое доброе дарование, и каждый совершенный дар нисходит свыше (ср.: Иак. 1: 17)».

*

«Ибо я верую моему Богу, Коему служу с молодости своей и усердно покорился Ему, что после моего ухода эта пустыня, которая доселе была страшной и необитаемой, будет населена множеством пустынножителей, и о ней исполнится писанное: чада оставленной много больше, нежели той, которая имеет мужа» (ср.: Ис. 54: 1).

*

«И, прежде всего, завещаю вам хранить святую веру непорочной и незатронутой никаким зломыслием, как вы восприяли ее от святых отцов, не вдаваясь в чуждые и различные учения. Стойте крепко и держитесь преданий, которые вы услышали и увидели от меня. Не уклоняйтесь ни направо, ни налево, но идите по царскому пути. Берегите себя от светских увлечений и всегда помните, ради чего вы оставили мир и презрели его и мирские дела».

*

«А больше всего бегите от сребролюбивой змеи, ибо сребролюбие – корень всех зол, согласно апостолу, который называет его вторым идолослужением. Ибо для инока богатство не есть серебро и злато, но совершенная бедность, отречение от своей воли и возвышенное смирение. Не говорю вам это как мою заповедь, но напоминаю вам заповеди Христовы… Если же мы имеем несомненную надежду на Бога, то Он не оставит нас лишенными чего бы то ни было, ибо Сам Он говорит: «Если даже и женщина забудет детей своих, то Я не забуду вас» (Ис. 49: 15). И в другом месте: «Ищите прежде царствия Божия и правды Его, а остальное приложится вам» (Мф. 6: 33)» ... Ибо ваш Небесный Отец знает еще до ваших молитв, в чем вы нуждаетесь».

*

«И как вас собрала воедино благодать Святого Духа, так и вы старайтесь жить единодушно и единомысленно, дыша одинаково, направляя взор лишь к вечному воздаянию, которое Бог подготовил тем, кто возлюбили Его… Общая же жизнь вообще полезна для всех, как и отеческие книги достаточно говорят и учат нас. Сам благой Владыка наш Господь Иисус Христос не говорит ли Своими пречистыми устами: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18: 20)? А наши богоносные отцы говорят о уединенном житии: «Горе одинокому, ибо если он упадет, некому будет поднять его» (Еккл. 4: 10)».

*

«Вот почему, чадца, раз и Дух Святой устами пророка похваляет общее житие, то не пренебрегайте им и вы, но, напротив, утвердите его и будьте как одно-единственное тело в Господе, которое имеет разные члены, одни – образующие главу, которая обладает повелительством, а другие – ноги, каковыми являются те, кто работают и носят, иные же – другие части тела, дабы из всех составилось единое духовное в Господе тело, водимое и управляемое одной разумною и словесною душою – сиречь духовным рассуждением, – и не было ничего разделенного. И когда установится таковое пребывание и житие по Господу, тогда и Он Сам будет посреди вас, правя невидимо вами»

*

«Не ищите первенства и начальства, но помните Того, Кто сказал: «Тот, кто хочет быть наибольшим среди вас, да будет слугою всем» (Мф. 20: 25). Избирайте себе наставников и поставляйте себе начальников, коих Бог укажет вам, то есть мужей, засвидетельствованных всеми в духовных деяниях и превосходящих всех по разуму и духовному рассуждению и годам, дабы они пасли хорошо и богоугодно вверенное им стадо на пажитях благочестия и животворных заповедей Христовых».

*

«Жительствуя же вместе ради Господа и нося взаимно свои тяготы, не пренебрегайте и тех, кои живут в уединении и скитаются в пустынях, и в пещерах, и в пропастях земных – коих не был достоин весь мир (ср.: Евр. 11: 38), – но снабжайте их, когда можете, дабы иметь в их лице молитвенников пред Богом, ибо молитва праведника может достичь многого».

*

«Поучайтесь в законе Господнем день и ночь, читайте часто отеческие книги и старайтесь быть подражателями святых отцов наших Антония, Феодосия и иных, просиявших, подобно светилам, в мире добрыми своими делами. Придерживайтесь крепко церковного правила, не оставляя и не презирая ничего из того, что установлено святыми отцами».

*

«Ручной труд да не будет пренебрегаем вами, но пусть в руках ваших будет он всегда, а молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного" да будет постоянно в устах ваших, как и в уме вашем – память смертная. Таким было деяние древних пустынных отцов, и они не ели впустую свой хлеб; и не только они кормились сами трудом рук своих, но давали и нуждающимся, и так не обманулись в своей надежде». 

*

«Новопросвещенных людей из единокровного своего народа утверждайте в вере и наставляйте их оставить непристойные языческие обычаи и злые нравы, коих они и после приятия святой веры придерживаются. Но они поступают так по простоте и посему и нуждаются во вразумлении».

Ольга Бобовникова 1 ноября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить