Духовные сокровища святителя Димитрия

Памятник свт. Димитрию Ростовскому
в Макарове

Недалеко от Киева – в Бучанском районе Киевской области – расположен небольшой поселок городского типа Макаров с населением меньше 10 тысяч человек. Таких местечек на карте бывшего Советского Союза превеликое множество, но здесь, на привокзальной площади, гостей встречает благословляющим жестом святитель Димитрий Ростовский. Такой же памятник стоит перед собором Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.

А еще этот удивительный святой связан со Сретенской обителью – до 1832 года здесь был придел святителя Димитрия Ростовского. Кроме того, все, чему посвятил себя святитель при своей благочестивой и трудолюбивой жизни, так или иначе отражено в деятельности монастыря. Святитель Димитрий проявлял проникновенную заботу о пастве, устроил училище для будущих священнослужителей, долгие годы кропотливо трудился над составлением и изданием житий святых. И каждое его сотворенное дело, слово, написанное и напечатанное, было движимо любовью Божией к грешному человеку, желанием преумножить истинные сокровища и обрести пути спасения для душ наших.

Будущий святитель Димитрий Ростовский (в крещении Даниил) родился в декабре 1651 года в семье сотника Саввы Григорьевича Тунталы и его супруги Марии. Отец его прожил более ста лет и в последние годы служил ктитором в Кирилловской обители, где и был похоронен рядом с супругой. О благочестивой кончине матери святитель рассказал в своих записках, которые составлял почти всю жизнь.

Родители с детства учили будущего святого грамоте и различным добродетелям. У мальчика была постоянная потребность в учении и твердый характер – с юных лет Господь наставил его на путь, ведущий к главному труду всей его жизни. Вместе с усердием в учебе в сердце его загорелась любовь к Богу, а вместе с ней – желание служить Ему.

1b77b66b5ce1120bf83ba5dac439dacc.jpg
С. Г. Савич, отец свт. Димитрия.
Портрет. Кон. XVIII – нач. XIX в.

В отрочестве Даниил поступил в киевское Братское училище при Богоявленской церкви, которое впоследствии стало духовной академией. Даниил обладал выдающимися способностями, и его довольно быстро заметили. Кроме того, отрок отличался скромностью и благочестием, любил уединение и молитву. Здесь будущий святитель учился до восемнадцати лет.

После окончания Братского училища Даниил последовал велению сердца и 9 июля 1668 года в Кирилловской обители принял монашеский постриг с именем Димитрий. Монастырь был ему родным – настоятелем здесь подвизался бывший ректор Братского училища Мелетий (Дзик), а ктитором служил отец святителя. Будущий святой очень строго соблюдал все монастырские правила, смиренно и ревностно проходил иноческие подвиги. И при этом вникал во все связанные с историей Церкви вопросы, изучал спорные мнения, чтобы верно отвечать непосвященным людям и уметь отстаивать истину перед нашествием западных проповедников.

Вскоре о Димитрии узнал архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) – это был добродетельный ученый, воспитанник и ректор Киевской академии, один из великих столпов Церкви и ревнителей Православия в Малороссии. В 1675 году он вызвал Димитрия на освящение храма в Густынский Троицкий монастырь, где рукоположил его во иеромонаха и забрал с собою в епархию. Ему нужен был проповедник слова Божия на юге России.

4c9c1d70829.jpg
Парсуна преосвященного Димитрия,
митрополита Ростовского. Начало XVIII в.
Государственный музей палехского искусства

Два года Димитрий служил проповедником при Черниговской кафедре, красноречием и личным примером наставлял православных христиан. За это время о нем узнали в Литве и Малороссии. Многие обители приглашали его к себе, чтобы будущий святой вразумлял своими духовными назиданиями поколебавшихся в вере православной.

В июне 1677 года Димитрий посетил Новодворский монастырь, чтобы поклониться написанной святым митрополитом Московским Петром чудотворной иконе Пресвятой Богородицы – в монастыре готовились перенести чудесный образ из старого храма в новый. В Белоруссии Димитрий проповедовал слово Божие в Вильно и Слуцке, больше года странствовал и по окрестным обителям для поклонения святыням, просвещал народ истинами православной веры. Чудеса Ильинской иконы Богоматери в Чернигове он описал в труде «Руно орошенное». Интеллектуальные и духовные труды иеромонах Димитрий сочетал с физическим: на погосте Свято-Троицкого монастыря будущий святой собственноручно выкопал колодец, возвел над ним сруб и вырезал надпись в стихах: «Почто нам в Самарию за водой ходити, Егда и зде, в Случеске, лепо ее питии?»

Слава об иеромонахе Димитрии как о великом проповеднике быстро разнеслась, и обитель за обителью стали приглашать его к себе, чтобы воспользоваться его красноречивым назиданием. Он учил людей Закону Божию, благодаря полученному от Господа таланту красноречия приносил слушателям истинное наслаждение и великую пользу духовную живой речью и глубокой мудростью. Чернигов и Киев наперебой приглашали знаменитого проповедника к себе, но вскоре, опасаясь нашествия татар на Киев, иеромонах Димитрий поселился в Николаевском монастыре близ Батурина – настоятелем в нем был ученый Феодосий (Гугуревич), позже ставший ректором Киевской академии.

Послушание воле Божией и Святой Церкви было главным делом жизни святителя Димитрия

Если раньше Димитрия приглашали проповедовать Слово Божие, то теперь просили стать настоятелем: подвижник получил благословение на игуменство в Максаковской обители недалеко от Борзны, откуда вскоре был переведен в Батуринский монастырь на место уехавшего в Киев Феодосия. На этой должности Димитрий пробыл недолго – увлеченный учеными занятиями, сам отказался от игуменства, но остался по смирению и любви к послушанию в монастыре. Но и отсюда Господь призвал любимого многими Димитрия в Киево-Печерскую лавру для двадцатилетних трудов. Послушание воле Божией и Святой Церкви было главным делом всей жизни святителя Димитрия – теперь будущий святой трудился над созиданием «духовного колодца», из которого живую воду Святой Церкви на протяжении многих веков черпало не одно поколение православных христиан. По поручению священноначалия в 1684 году святитель взял на себя великий подвиг по составлению житий святых.

«Духовный колодец» святителя Димитрия Ростовского

Свт. Дмитрий Ростовский. XVIII в. Подражание
мастерам Оружейной палаты

Необходимость собрать для примера верующим жития святых, славивших Господа подвигами, возникла давно: в своих великих Четьях-Минеях митрополит Всероссийский Макарий соединил все жития, какие смог собрать из прологов и патериков, и дополнил их. Просвещенный митрополит Киевский Петр (Могила) хотел издать жития на славянорусском языке и выписал с Афонской горы книги Симеона Метафраста с житиями святых Х века, но рано отошел ко Господу. Иннокентий (Гизель), архимандрит Печерской лавры, попросил у патриарха Иоакима Московского Четьи-Минеи митрополита Макария, но тоже вскоре скончался. А Варлаам (Ясинский) искал уединенного, талантливого и способного исполнить этот труд человека – и тогда Господь указал ему на игумена Батуринского. Димитрий приступил к трудам через несколько месяцев после переселения в Лавру.

Двадцатилетний труд по составлению многотомного издания житий святых Димитрий продолжал писать и в монашеской келье, и будучи настоятелем, и на святительской кафедре в Ростове. Благодаря святителю сегодня нам доступны сведения о жизни и служении святых, начиная с первых веков христианской истории.

Описание житий святых стало главным и постоянным делом всей жизни святителя. Четьи-Минеи митрополита Московского Макария были неполными и написанными на церковнославянском языке со старинной лексикой. Димитрий Ростовский писал их так, чтобы читать их могли и священнослужители, и миряне. Святитель собирал малоизвестные факты, старался показать духовный образ святого, сделать его ближе к людям – перед читателями являлись словно живые великие святители Церкви, смиренные мученики, пророки и преподобные. Сам чувствуя близость святых, святитель Димитрий передал это своим читателям. Во время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

«Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал»

Димитрий настолько проникся и возлюбил угодников Божиих, так горячо желал прославить их память, что известно: святые посещали его в сновидениях, открывая близость к духовному миру и иногда поправляли и направляли жизнеописания. В своем дневнике святитель Димитрий описывает такие сновидения: «В 1685 году, в Филиппов пост, в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лег я отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, с ликом веселым ко мне вешающего сими словами: "Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал". Сие рек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, насквозь во внутренность проходящую, сказав: "Сие мне железом прожжено". Потом открыл правую по локоть руку, показав рану на самом противу локтя месте, и рек: "Сие мне перерезано"; причем видны были перерезанные жилы. Также и левую руку открывши, на таком же месте, такую же указав рану, сказав: "И то мне перерезано". Потом, наклонясь, открыл ногу и показал на сгиб колена рану также и другую ногу, до колена открывши, такую же рану на таким же месте показал и рек: "А сив мне косою рассечено". И став прямо, взирая мне в лицо, рек: "Видишь ли? больше я за Христа претерпел, нежели ты написал". Я противу сего ничтоже смея сказать, молчал и мыслил в себе: "Кто сей есть Орест, не из числа ли пяточисленных (13 декабря)?" На сию мою мысль святой мученик ответствовал: "Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но тот, его же ты ныне житие написал"».

Великий труд святителя Димитрия с такими помощниками от Господа продвигался быстро и успешно – за полтора года ему удалось составить жития до 10 ноября. Но вскоре на него снова возложили бремя настоятеля Николаевской обители, и послушный и смиренный Димитрий повиновался. В подчинении Киевской митрополии он активно участвовал в решении духовных вопросов и впоследствии сблизился с патриархом Московским. По его требованию Димитрий возвратил великие Четьи-Минеи, по которым на протяжении трех месяцев сверял новые жизнеописания святых, и сопроводил их письмом, в котором рассказал о трудах и испрашивал благословения издать написанные на шесть месяцев жития святых. Ответа из Москвы не последовало, и архимандрит Варлаам с братией приступили к печати, чем вызвали недовольство патриарха. Тот напоминал о необходимости послушания, отмечал закравшиеся в книгу недочеты. Но на Димитрия гнев патриарха обращен не был. В смутное время стрелецкого бунта и падения царевны Софьи святой Димитрий был представлен царю Иоанну и его сестре в столице и юному Петру в Троице-Сергиевой лавре. Здесь святой Иоаким благословил Димитрия продолжать великий труд по составлению жития святых, а в знак своего благоволения одарил его образом Пресвятой Девы в богатом окладе. 

Автограф свт. Димитрия Ростовского (нижняя запись).
Запись 1705 г. в своде 4 Евангелий и Деяний апостольских,
составленном Симеоном Полоцким (ГИМ. Син. № 119. Л. 1)

Возвратившись в обитель, Димитрий с еще большим усердием продолжил трудиться над важным для всей российской Церкви делом. Он оставил настоятельские покои и устроил «свой скит» – маленький домик рядом с храмом святителя Николая. Когда скончались патриарх Иоаким и митрополит Киевский Гедеон, новый московский первосвятитель Адриан поставил на Киевскую митрополию бывшего архимандрита лавры Варлаама (Ясинского) и через него передал святому игумену патриаршую благословенную грамоту. В ней он благодарил Димитрия за усердный труды и просил нового митрополита и будущего архимандрита Лавры во всем помогать «искусному, и благоразумному, и благоусердному делателю». Димитрий смиренно и красноречиво благодарил патриарха: «Да похвален и прославлен будет Бог во святых и от святых славимый, яко даровал ныне Церкви Своей святой такового пастыря, добра и искусна, ваше Архипастырство, иже в начале своего пастырства, первее всех печешися и промышляеши о умножении Божия и Святых Его славы, желающи житиям оным в мир типом изданным быти на пользу всему Христианскому православному Российскому роду». В письме он вновь просил прислать ему для работы великие Четьи-Минеи. 

Он решился оставить все и посвятить себя успешному завершению начатого труда, поэтому отказался от повторного предложения стать настоятелем Батуринской обители, водворившись в уединенном своем скиту. Святой Димитрий подготовил к изданию вторую часть своих Четьих-Миней и передал их в Печерскую типографию. Архимандрит Мелетий устроил строгий пересмотр книги, а Димитрий получил из Данцига обширное описание житий святых издания Боландитов и занялся сравнением их со своими трудами, начал готовить к изданию третью часть и снова был отмечен ободрительной грамотой патриарха Адриана.

Святой Димитрий желал уединиться для своего духовного подвига, но его высокое достоинство в деле церковного управления не давало оставлять его. Новый архиепископ Черниговский Феодосий (Угличский) убедил любителя безмолвия взять управление обителью святых первоверховных апостолов Петра и Павла близ Глухова, а по кончине архиепископа Феодосия митрополит Киевский Варлаам перевел святого на место его пострижения, в Кирилловскую обитель. Постоянно спорили о нем Киев и Чернигов. Иоанн (Максимович), преемник архиепископа Феодосия, предложил ему монастырь Елецкий-Успенский в Чернигове, присоединил к нему Глуховский, и посвятил Димитрия в сан архимандрита. Но Димитрий не превозносился новым саном, смирение его усилилось, еще более укрепилась забота о житиях святых.

Через два года Димитрий перешел настоятелем в Спасский монастырь Новгород-Северска. В начале 1700 года в лаврской типографии напечатали третью, весеннюю четверть его Минеи. Архимандрит Лавры Иоасаф (Кроковский) в знак благодарности прислал Димитрию икону Богоматери, которую царь Алексей Михайлович подарил митрополиту Петру (Могиле). Царскую икону Димитрию принес бывший архимандрит Московскою Донского монастыря Никон. 

И тут Господь призвал святителя в помощь императору Петру Великому.

Святительство Димитрия Ростовского

С. М. Прокудин-Горский. Покров древний, расшитый
золотом по зеленому бархату с изображением
свт. Димитрия Ростовского. Ростовский музей. 1911

Димитрий прибыл в Москву в феврале 1701 года, а месяц спустя преосвященный митрополит Рязанский Стефан (Яворский) рукоположил его в митрополита Сибирского. Царь поручил ему заведовать всеми делами упраздненной патриархии. Но нового митрополита Сибирского в условиях изменившегося климата беспокоило здоровье и то, что главный труд его жизни все еще не окончен. Благосклонный государь узнал о причинах недуга святителя и позволил на некоторое время остаться в Москве, где Димитрий пробыл более года и познакомился с государственными и церковными деятелями, подружился с митрополитом Стефаном, справщиками типографии учеными монахами Кириллом и Феодором. Частые проповеди и жития святых приобрели ему в Москве любовь и уважение знати и вдовы царя Иоанна Алексеевича, царицы Параскевы Феодоровны.

После кончины митрополита Ростовского Иоасафа государь повелел перевести святителя Димитрия на свободную кафедру. Здесь святитель Димитрий полностью посвятил себя пастырским заботам, но не оставил ученых трудов, и уже предвидел, что именно здесь должен окончиться его земной путь. 

Он сам избрал место своего погребения в обители, откуда вышел торжественным ходом, чтобы занять кафедру в ростовском соборе. Он помолился в церкви Зачатия Божией Матери Яковлевского монастыря, указал место в углу собора и произнес псаломное слово пророка царя Давида: «Се покой мой, зде вселюся в век века». 

В кафедральном соборе Успения Богоматери Димитрий совершил Божественную литургию и с огромной любовью приветствовал прихожан. Он просил их не смущаться, обещал быть открытым и служить своей пастве, говорил, что пришел к ним, как отец к детям, как брат к братии, как друг к любимым друзьям. Горячая любовь Божия, горевшая в сердце святителя, не осталась без ответа.

Первое училище после Московского

Димитрий ревностно заботился о пастве. Известно, что в Ростове он обличал некоторых священников в том, что те обнаруживают открытые им на исповеди грехи своих духовных детей, не понимают таинства, оскорбляют Святого Духа, дарующего прощение грешнику, противоречат примеру Иисуса Христа, оставляют бедных и больных без исповеди и причащения – затворяют Царство Небесное перед нуждающимися, и сами не входят и не дают войти людям. Святитель с трепетом относился к таинствам, учил священнослужителей с благоговением, почтением и уважением относиться к Святым Дарам.

Мудрый и заботящийся Димитрий понимал, что только обличением ситуацию не исправить и организовал на собственные средства училище при архиерейском доме – оно стало первым в России после Московского, делилось на три класса, и в нем обучалось до двухсот человек. Выпускники учились проповедовать слово Божие – святитель наблюдал за их успехами, задавал вопросы, замещал учителей, толковал ученикам Священное Писание. Заботясь о нравственном воспитании, летом приглашал их к себе в загородный дом, собирал в праздники ко всенощной и Литургии в соборную церковь, где все подходили к его благословению. Приучал соблюдать посты и молиться, приобщал всех Святых Тайн. Он по-отечески относился к воспитанникам училища и утешал их, осознавая предстоящую разлуку. Тем, кто окончил полный курс, святитель сам давал места при церквах и внушал им глубокое уважение к должности, посвящал их в стихарь.

Но и за этими важными делами Димитрий не оставлял своего любимого труда по описанию житий святых. Он собирал для него сведения через московских знакомых. Два года в Ростове трудился он над последней летней четвертью Четьи-Минеи, которую по завершении отправил печатать в Киев.

В радении о прославлении Господа и дел Его, о просвещении современников святитель Димитрий Ростовский создал немало литературных трудов. Кроме «Руна орошенного» и усовершенствованных Четьих-Миней, его перу принадлежат «Зерцало православного исповедания», «Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении», «О исповедании грехов и святом причащении», «Апология», «Зерцало», «Духовное врачество против хульных помыслов. Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих»; «Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне».

Трудился святитель и над историческими произведениями, он создал «Летопись иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца, сказующая деяния от начала миробытия до рождества Христова, собранная из Божественнаго писания, из различных хронографов и историографов греческих, славенских, римских, польских, еврейских и иных» в двух частях. В свое время популярным был его полемический «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Известны также «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней» святителя Димитрия Ростовского в 12 (+2) книгах.

Работал святитель и над молитвословиями. Им написаны «Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати», «Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало», «Плач на погребение Христово»; «Краткое богомысленное размышление», «Пяточисленные молитвы», «Псалтирь Божией Матери».

Вид Спасо-Иаковлевского мон-ря с молящимися Ростовскими святителями
Иаковом и Димитрием. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в.
Автор Иван Клейменов. Источник: Архив Музея имени Андрея Рублева

Сокровища земные и Небесные

Всю полную духовных трудов, подвигов и созидания жизнь святитель Димитрий собирал только истинные сокровища, не соблазняясь на временные земные богатства. Часто не имел и необходимого, полон был светом Божиим и любовью, щедро делился с паствой и даже в завещании своем писал, что «обещал Богу нищету произвольную» и «не собирал я имения, кроме книг святых; ни злата, ни сребра, ни излишних одежд, кроме самых нужных», во всем полагаясь на Божий Промысел, «старался соблюсти нестяжание и нищету иноческую духом и самим делом». И Господь сопровождал святителя при жизни, не оставил и после перехода в мир иной.

Предсказав место, где будет похоронен, святой Димитрий заранее объявил завещание свое другу, местоблюстителю патриаршему Стефану. Они договорились, что переживший другого, совершит над усопшим погребальную службу. Такой долг воздал Димитрию Стефан. Димитрий, предсказал свою кончину за несколько дней: он узнал, что царица Параскева Феодоровна прибудет в Ростов поклониться чудотворной иконе Богоматери из Толгской обители. Он сказал своему казначею иеромонаху Филарету: «Се грядут в Ростов две гостьи, Царица небесная и царица земная, токмо я уже видеть их здесь не сподоблюся, а надлежит к принятию оных готову быть тебе, казначею».

До последнего своего вздоха святитель не оставлял служения Господу и пастве

До последнего своего вздоха святитель не оставлял служения Господу и пастве, пребывал в глубоком смирении и любви, в горячей сердечной молитве. Служители нашли его на коленях, уже усопшим на молитве. Димитрия облачили в святительское одеяние, которое он сам себе приготовил, и положили ему разные его сочинения – черновики, написанные от руки. Хоронили любимого пастыря всем городом…

Спустя 42 года в церкви Зачатия Богоматери разбирали опустившийся помост и обрели нетленными его святые мощи в согнившем гробе. От них начали истекать исцеления: начинали говорить немые, слепые прозревали, расслабленные вставали и двигались, бесы изгонялись молитвами у святых мощей. Так 22 апреля 1757 года Святейший Синод причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских. А мощам удивительного святителя люди едут поклониться и сегодня, надеясь на благую помощь Господа и получая ее по вере своей.

Сегодня наша жизнь, наполненная суетой, многих не располагает к чтению трудов Димитрия Ростовского, но вместе с такой литературой из нашей жизни постепенно уходят представления об истинном добре, любви, человечности, сострадании, правде, совести... Но и в сиюминутных мнимых радостях, в круговороте и сумасшедшем ритме современной реальности нам нужно помнить слова святителя Димитрия Ростовского: «Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль».

Рака с мощами свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь
Ольга Бобовникова 10 ноября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить