Два полюса христианской жизни

Сегодня Святая Церковь чтит память святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. Святой Иоанн родился на Кипре и был сыном богатых и благочестивых родителей. И хотя он жил и воспитывался в комфорте, юноша все свое внимание уделял исключительно молитве. Узрев, что его чистая душа принесет в будущем великие духовные плоды, Господь Бог вознес его на престол Александрии, который в то время был на пике своего развития. В его житии упоминается символ, который Божия благодать послала как указание на его будущий образ жизни. Во сне он увидел прекрасную девушку, увенчанную оливковым венком, которая сказала ему: «Я первая дочь Царя. Если ты любишь меня, я обладаю силой привести тебя к Нему». Святой Иоанн пришел к выводу, что это была благодать сострадания и милосердия.

1.jpg
Святой Иоанн Милостивый. Фрагмент миниатюры из минология Василия Второго. Фрагмент

И это действительно так. Центральным моментом Божия величия является Его величайшее сострадание к человеку. Именно это в некотором смысле побудило Бога сотворить мир сей из ничего. Но даже когда этот грешный мир из-за собственной беспечности потерял свое равновесие, Божественное Слово крайне умалило Себя также из сострадания и безграничной любви. Сын Божий воплотился на земле, облекшись в человеческую плоть, и привел творение, которое пребывало в смятении, обратно в равновесие.

Милосердие – дочь Царя. Именно она, согласно житию святого Иоанна, явилась к нему. Когда он стал Патриархом Александрийским, территория под его юрисдикцией в силу распространения ислама была подвержена многим испытаниям. В тех областях начались набеги мусульман и давление на христианский мир. К этому добавилась засуха, которая вызывала нищету, голод и страдания. Регион, где жил святой Иоанн, находился в плачевном состоянии, так как река Нил из-за отсутствия дождей не разливалась, что было необходимо для урожая. В результате этих бедствий местные христиане искали помощи, пищи и поддержки в городе Александрия. Тогда-то святой Иоанн раскрыл истинную природу своей любвеобильной души. Он проявлял сострадание и милость к приходящим к нему.

В то время Церковь, к которой он принадлежал, была финансово независимой, строила больницы, дома престарелых и учебные заведения и оказывала помощь людям. Святитель проявил щедрую благотворительность, заслужив тем самым эпитет «милостивый». Любой может прочитать его житие. Но здесь мы хотим подчеркнуть определенный момент: как он сопереживал другим. Потому что это один из полюсов нашего христианского предназначения.

Святитель проявил щедрую благотворительность, заслужив тем самым эпитет «милостивый»

Существуют два полюса, между которыми протекает наша христианская жизнь. Первый – любить Бога «всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22: 37). Другой – «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). Если мы достигнем первого, то обязательно достигнем и второго. Как нам следует начинать любить Бога нашего? Если мы хотим любить Бога, мы должны правильно верить в Него. Если человек достаточно разумен, он не может не верить и не принимать, что гармония природы во Вселенной существует не без некой силы, которая все так премудро устроила. Согласно законам физики, ничто не возникает само по себе. Несмотря на все исследования и на упрямство тех, у кого нет веры, этот закон все еще действует, поэтому для нас важно не убедиться в том, что Бог есть, а скорее разобраться в наших отношениях с Ним.

Как люди, живущие после грехопадения, мы не можем существовать без ощущения присутствия Божия в нашей жизни. Мы подвержены смерти, тлению и боли. Мы хотим освободиться от всего этого, но не существует силы, которая могла бы помочь нам в этом, кроме Бога. Без таинственного присутствия Божия Провидения ничто не может существовать в этом мире, ни мы сами, ни какой-либо элемент Вселенной: «И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем. 11: 26). Мы не можем избежать смерти, мы нуждаемся во спасении, поэтому мы должны установить отношения с Тем, Кто есть абсолютный Принцип Жизни. Только Источник Жизни может отменить смерть и освободить тех, кто прибегает к Нему.

Фото 2.jpg

Если мы поймем и примем это, наша вера трансформируется из интеллектуальной в созерцательную, в настоящую веру, которая означает подчинение нашей воли Богу. Исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему включает в себя покорность воле Божией. Покоряясь Богу, мы применяем свою любовь к Нему на практике. Это инструмент любви с нашей стороны: «Покорись Господу и надейся на Него» (Пс. 36: 7). Не бывает абстрактной любви, она всегда конкретна. Как вы можете показать, что любите кого-то, если не совершаете поступков любви, не служите тем, кого, как вы говорите, любите? Если вы утверждаете, что любите Бога, нужно от всей души воплощать в жизнь то, что Он от вас просит. Если мы ставим Бога и Его волю на первое место в нашей жизни, то Он призрит на нас: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23). Когда мы отдаем Богу нашу жизнь, наше сердце и нашу любовь, тогда Он дает нам Свою собственную любовь и Свои собственные обетования: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).

Когда мы достигаем такого положения, мы приобщаемся к Божественным качествам и уже не живем для себя. Именно об этом говорит апостол Павел: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15: 2). А апостол Иоанн учит: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2 Ин. 1: 6). Вершиной же любви являются слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Такого положения достигли наши предшественники. Они возлюбили Бога всей своей душой, всем своим сердцем и всем своим разумением. И затем они обратились к нам, больным и немощным, передав нам свое понимание и любовь, которые дал им Бог. Святитель Иоанн Милостивый – один из тех, кого прославила Святая Церковь за его подвиг любви. По молитвам и заступничеству святого Иоанна возлюбим же и мы прежде всего Бога, а затем и ближнего нашего. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить