Если впадешь в недуг, возлюбленный…

О скорби – сердцу очищенье!
О врачевство́ души больной,
Когда, не чая утешенья,
Она становится иной.
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин) 

Святые об отношении к болезням. 

Преподобный Антоний Великий:

Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней, душе, обученной добру, должно с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога – зачем создал тело. 

Фото 1 - 2024-10-24T000000.945.JPG

Преподобный авва Исайя Отшельник:

Если почувствуешь, что смущается болезнью душа, то скажи ей: эта болезнь не легче ли геенны, в которую ты пойдешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении? 

Преподобный Ефрем Сирин:

Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: сыне, не пренебрегай наказания Господня. 

*

Если постигнет тебя телесная болезнь – не малодушествуй, но переноси с благодарностью. Апостол говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12: 10).

Святитель Григорий Богослов:

Стражду от болезни и изнемогаю телом. Иные высоковыйные, может быть, смеются над моим страданием. Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим; Твое слово – для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить.

*

Болезнь для духовной моей части служит некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок.

Святитель Иоанн Златоуст:

Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив.

*

Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание.

*

Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни.

Преподобный Нил Синайский:

В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою. 

Преподобный Иоанн Лествичник:

Видел я тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторою епитимиею, избавились от страсти душевной.

Фото 2.jpg (18).PNG
Н. А. Бруни. «Овчая купель (исцеление расслабленного)», 1885 г.

Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.

Преподобный Максим Исповедник:

Будем доблестно переносить временные болезненности, притупляющие в нас жало сласти и избавляющие нас вечных за нее мучений.

Святитель Димитрий Ростовский:

Смотрите, как обо всех Промышляющий все на пользу строит: неоднократно наводит на нас различные болезни, чтобы уцеломудрились, чтобы отстали от грехов, чтобы притекли к Богу с покаянием… Итак, когда приключается нам болеть телом, от этого познаем благостыню Божию, ибо тем ведет нас к покаянию. И не отчаиваясь, но надеясь на милость Его благоутробия, исправим свою жизнь, имея пособницей в том Пресвятую Деву.

Святитель Тихон Задонский:

Вы, страдальцы любезные, не изнемогайте душой вашей! Хотя тело ваше и тлеет, но святые души ваши исцеляются и здравие свое получают. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16). Вы с нищим Лазарем страдаете здесь, но с ним и лоно Авраамово наследуете.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие; целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления. 

*

Постигшую Вас болезнь невольно сделайте посредством благодарения произвольной жертвой, и да примет ее Бог, как кадило, исполненное благовоннейшего духовного фимиама. Фимиам – благодарение.

Святитель Феофан Затворник:

В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению. 

*

Если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья, – буди воля Божия! 

Фото 3 (92).JPG

Стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, и когда сделает свое дело, отойдет, и здравы будете. 

*

Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: аще волиши, Господи! Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого как блага, от Господа благого, и мир душе дает.

Преподобный Макарий Оптинский:

Ты напрасно принимаешь помыслы, будто оставлена от Бога, потому что болеешь; совсем напротив, но Сам Бог лучшее о тебе устраивает ко спасению средство. 

*

Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных, но душевное благое устроение всегда надобно наблюдать и иметь попечение об исправлении оного. 

*

О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного: как он не выходил из келии, и даже не желал выздоровления, и сподобился пострижения от рук святых Ангел? Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и даже равен сидящему в пустыне, в повиновении старца совершенно. Благодари Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению. 

*

Не без воли Его послана болезнь, но надобно и самим быть осторожнее и избегать тех случаев, которые бывают причиною болезни.

Преподобный Антоний Оптинский:

Когда человек будет снискивать дух бодрый, тогда, при всех немощах и недугованиях плоти, может быть спокоен и доволен своим положением. 

*

Что делать? Так уж Господь устроил, чтобы временная жизнь наша без скорбей не проходила, как сказано: всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печать. Но всего удивительнее, что ни один святой муж, сколько бы ни был свят и совершен, не провел жизнь свою без того, чтобы не претерпеть чего, и – того ради, чтобы человек не превозносился. И если святые терпели, а нам и кольми паче должно терпеть!

*

Бог лучше знает, что для нас полезнее – здоровье или нездоровье. А наш долг – с детскою покорностью все принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!», или так говорить, как один старец богомудрый говаривал: «Пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле». А по сему примеру даруй, Господи, и вам все случающееся благодушно переносить, и за все благодарить, и Бог спасения будет всегда с вами. 

*

Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных.

Преподобный Амвросий Оптинский:

За терпеливое перенесение болезни даруется и милость, и прощение грехов. 

*

Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения. 

Фото 4 (60).JPG

О причине болезни смущаться не должно: святые отцы заповедуют нам не искать, от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно. Благодарение Бога и смиренное несение не только загладят наши немощи и неосторожности, но и вменят нашу же вину в наше оправдание.

Праведный Иоанн Кронштадтский:

От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, – и сама болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь: терпи, благодари; за вольные сласти в юности – невольные болезни в старости. 

*

Когда вы бываете больны, то прежде всего приносите Богу покаяние во грехах, прибегайте к Врачу всемогущему – вкушайте Его Животворящее Тело и Животворящую Кровь. Между грехом и болезнью есть тайная и тесная связь.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить