Иконография святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Борис и Глеб – младшие сыновья святого равноапостольного Киевского князя Владимира Святославича, погибшие в усобице после его смерти в 1015 году от руки старшего брата Святополка, подославшего к ним убийц. Святые братья – одни из первых по времени канонизации русские святые. Христианство на Руси было еще юным, однако евангельский закон оказался усвоен братьями уже очень глубоко. Их жизнь осмыслена в житийных и летописных повествованиях, а множество русских князей называли своих детей, княжичей, в честь этих страстотерпцев, давая им имена Роман, Давид, Борис и Глеб – крестильные либо княжеские имена.

1 (8).JPG
Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Изображения братьев-страстотерпцев появились в начальный период их почитания. Для создания своих произведений иконописцы обращались к сочинениям XI века: анонимному – «Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу» и авторства преподобного Нестора Летописца «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев». 

В XII веке храмы, посвященные святым, возникли в Чернигове, Полоцке, Новгороде, Рязани, и некоторые из них могли иметь живописные циклы, посвященные святым братьям. Самые же ранние сохранившиеся изображения – на мелкой пластике: на предметах личного благочестия, крестах-энколпионах (с ковчежцем) – эти святые изображаются как заступники. Иконописцы, опираясь на письменные источники, останавливались на всех аспектах подвижнического жития святых: они и воины, и страстотерпцы, и целители. Они скорые помощники в ратных делах и житейских нуждах.

Воинский подвиг братьев лишь иногда выходит на первый план: даже в тех иконах, на которых они изображены с оружием, и здесь они выступают как князья-страстотерпцы. Братья-княжичи имели законное право быть «владетелями» своих городов и, соответственно, обладали возможностью противостать своему несправедливому брату Святополку, но склонились к другому выбору. Мученичество святых соотносится с соблюдением Христовой заповеди о любви. Иконописцы всесторонне раскрывали эту грань их подвига, даже в рамках воинской темы, создав неповторимые образы святых князей-заступников, не воителей. На некоторых древних и известных иконах Борис и Глеб держат меч, едва касаясь его, – не так, будто они собираются вступить в бой. А иногда кто-то из святых несет прапор, а не меч. 

На образе XIV века из коллекции Н. П. Лихачева, хранящемся в Государственном Русском музее, святые представлены в парадных княжеских одеждах с крестами в деснице и мечами в левой руке, причем Борис опустил меч и опирается на него. На иконах страстотерпцев меч – скорее атрибут княжеской власти, а не воинской доблести. 

На иконах страстотерпцев меч – скорее атрибут княжеской власти, а не воинской доблести

Мощи святых братьев Бориса и Глеба обретены нетленными. Празднование святым, положенное 15 мая (2 мая по ст. ст.), – это воспоминание перенесения их мощей в 1072 и в 1115 годах. Поначалу мощи были положены в деревянном храме, который обветшал, затем была построена новая деревянная церковь, а затем уже каменная. Эти торжества сопровождались чудесами, тогда же и записанными. 

Сами мощи святых в 1240 году при татаро-монгольском нашествии утрачены, однако церковная служба, житийные иконы напоминают нам о князьях-чудотворцах. Почитание мощей и чудеса от них определили особенности первоначального почитания святых князей как целителей. Рукописное иллюстрированное «Сказание о святых Борисе и Глебе», хранящееся в Российском государственном архиве древних актов, имеет и миниатюры, посвященные перенесению мощей, и сцену «Исцеление хромого слуги Миронега». В иконостасах русских церквей князья иногда размещаются вместе с бессребрениками Космой и Дамианом. Например, в местном ряду храма Бориса и Глеба в г. Старице исторически находились две такие парные иконы.

В XIV веке распространяется иконография с конными святыми. Меднолитые образы XV–XVII веков такого типа, возможно, брались в походы. В «Чтении» преподобного Нестора Печерского дважды упоминается о явлении этих князей в виде всадников. Подобные изображения Бориса и Глеба на конях известны и во фресковой живописи, и, конечно, на иконах. На иконописной прориси 1763 года из Государственного исторического музея (ГИМ) святые неспешно шествуют на конях, причем Борис оборотился ко Глебу. Святые исполнены спокойствия, и лошади легко их несут, будто во время парадного шествия. 

2 (10).JPG
 Икона XIV века

В основе иконографии Бориса и Глеба, где они изображаются как всадники, лежат позднеантичная и византийская традиции создания образов таких святых, как великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Иконография этого парного конного портрета исторически точна и верна: если князья изображаются верхом, они зачастую одеты в воинские тяжелые одежды, а на известных ростовых образах святых доспехов нет, ведь воины не сражаются пешими в тяжелом снаряжении, а садятся на коня перед боем. 

С самого начала Борис и Глеб воспринимались как двоица, что отражает их житие. Произведение неизвестного автора «Сказание и страсть и похвала святым мученикам Борису и Глебу» свидетельствует: «И была принесена жертва Господу чистая и благоуханная… и восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую получили». 

На иконах мы видим некую «соразмерность» и гармоничность их совместного изображения – близкие силуэты, повторяемость деталей. На образе XIV века из ГИМ, происходящем из Зверина монастыря в Новгороде, необычные треугольные края плаща у обоих князей почти симметрично свисают спереди. Позы и жесты также говорят о единодушии. 

На иконе конца XIX века из храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах в Москве ростовые фигуры показаны в развороте друг ко другу, святые как бы собеседуют. А в житийных циклах часто симметричны сами сюжеты, например, сцена «Положение тела Глеба между двух колод» показывается в одном ряду с композицией «Погребение Бориса». В домонгольскую эпоху непарные образы каждого из святых происходили, по-видимому, от надгробных изображений братьев на раках, а в позднейшее время, в XIX–XX веках, по воле заказчиков – фигуры того или иного князя на полях икон стали обычными.

3 (8).JPG
Икона XIX века

Несмотря на стилистическое единство того или другого образа, лики у святых, как правило, индивидуальны. Борис предстает на иконах с аккуратно прибранной прической, широкими бровями, решительным лицом. На перегородчатых эмалях домонгольского периода Борис представлен безбородым, но обычно он изображается с небольшой брадой, о чем свидетельствуют и иконописные подлинники. В «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» сообщается, что у старшего князя усы были небольшие, а о Глебе известно только то, что «был он еще юн». Князья могут обладать общими характерными чертами лика, например, «единообразно» написанными бровями. На иконе рубежа XIII–XIV веков из Киевского национального музея русского искусства святые сосредоточенны – со сжатыми устами и слегка поднятыми бровями, что подчеркивает решимость этих подвижников и мучеников. 

На иконе рубежа XIII–XIV веков святые сосредоточенны – со сжатыми устами и слегка поднятыми бровями, что подчеркивает решимость этих подвижников и мучеников

На иконах святые изображены обычно в княжеских одеждах. Цвет одежд чаще всего красный: в «червленых» одеждах князья явились благочестивому ижорскому старейшине Пелгусию накануне Невской битвы, что отразилось и в изобразительном искусстве. Вверху – княжеский плащ-корзно, подбитый мехом, с застежкой-фибулой на плече, или на иконах XVI–XVII веков – шуба. Внизу чаще всего далматика (туникообразная одежда с узким рукавом, украшенная нашитым оплечьем, подолом) или кафтан с пуговицами. Цвет и рисунок ткани плаща зависит от эпохи и места создания памятника: это либо узорочье восточных шелков, «цветы и травы», либо двуглавые орлы в медальонах, как на несохранившейся (известной по рисунку) фреске храма Спаса Преображения в Ковалеве, либо лаконичные плащи скандинавского типа с широким орнаментом по краю. 

На головах Бориса и Глеба шапки, отороченные мехом. На фресках Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.) святые изображены именно в таких шапках с оторочкой. Основные изображения шапок с XI до XV веков – это иконописные источники и летописные миниатюры. Дополнительная показательная историческая зацепка – шапка Мономаха (шапки как предмет из текстиля – нехарактерная археологическая находка): ее внешний вид дает историкам надежду на то, что изображения князей на русских иконах, а это в первую очередь образа Бориса и Глеба, историчны! Тульи и вершки шапок были либо высокими, либо плоскими. Причем, судя по ранним ктиторским портретам в храмах, старшие князья, великие князья носили шапки широкие с низкой аккуратной тульей (похожие как раз на шапку Мономаха), а молодые княжичи – шапки с высоким верхом. 

4 (7).JPG
Святые Борис и Глеб на фресках Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Ратный подвиг показан на больших монументальных многофигурных иконах «Битва новгородцев с суздальцами» XV века и «Благословенно воинство Небесного Царя» XVI столетия. Доспехи на конных фигурах святых братьев изображаются стереотипно: они золотого цвета, пластинчатые по конструкции, так называемые «ламеллярные». Их очертания аналогичны доспехам воинов-мучеников византийской иконописной традиции, но в то же время, по исследованиям археологов, подобные «брони» использовали знатные воины Русских земель. В археологических находках броня обретается уже распавшейся на отдельные «чешуйки», и иконы являются источником, хотя и не окончательно достоверным, того, как выглядели целые доспехи. Единственное отличие реальных доспехов состоит в том, что пластинки были стальные, а не вызолоченные. На иконах золотой цвет доспехов Бориса и Глеба – символ земной и небесной славы. 

Борис и Глеб часто изображаются и с другими русскими князьями, увенчанными за подвиг мученичества. Во фресках Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря святой князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор в интерьере храма помещены недалеко от древних князей. На множестве икон, начиная с XV века, братья изображены вместе с равноапостольным князем Владимиром. Один из первых примеров данной иконографии представлен на иконе-таблетке из собора святой Софии Новгородской, XV века (Музей-квартира П. Д. Корина). Интересно, что этот ранний извод получил большую популярность и в Новое время. Вместе с иными князьями Борис и Глеб изображаются в композициях Страшного Суда и Покрова Пресвятой Богородицы. 

На старинных дорожных складнях Борис и Глеб – вместе со святителем Николаем, покровителем путешественников. О почитании святых говорит также такой необычный иконографический факт: на ранних житийных иконах князей Бориса и Глеба не было клейм, посвященных рождению и Крещению братьев, что являлось частым элементом традиционного канона жития. Но в XVII веке эти сюжеты появляются, что говорит о том, что жизнь святых становится ближе, иконография развивается и осмысляется.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить