Ловец словесных овец

2 июня Святая Церковь празднует обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.

1.JPG

Будущий святитель Алексий (Бяконтов), митрополит Московский, родился в Москве примерно в 1293 году. По поводу точной даты существуют разногласия. По некоторым источникам назвали его Елевферием, по другим – Симеоном. Ряд источников упоминает оба имени святителя. Возможно, одно было дано при рождении, другое при Святом Крещении.

Святитель происходил из боярского рода.

Он рано осознал свое желание уйти из мира. В детстве святителю во сне было откровение: «Алексий! Что напрасно трудишься?! Будешь человеки ловя». Произошло это, когда мальчик утомился при ловле птиц и задремал.

Будущий митрополит удалился в Богоявленский Московский монастырь, который до наших дней не сохранился. В возрасте 20 лет он был пострижен в ангельский образ с наречением имени Алексий. Братия любила его. Церковное начальство видело в нем потенциального пастыря.

В 20 лет Алексий был пострижен в ангельский образ, братия любила его, начальство видело в нем потенциального пастыря

О святителе Алексии было известно далеко за пределами Руси. Жена хана Джанибека, Тайдула (по некоторым данным – мать), страдала болезнью глаз и потеряла зрение. Зная о чудотворениях после его молитв, Тайдула попросила прислать митрополита Алексия в Орду. Там митрополит совершил молебен с водосвятием над больной, и она исцелилась.

По возвращении из Орды святитель Алексий основал монашескую обитель – Чудов монастырь и храм во имя праздника Чуда святого Архангела Михаила в Хонех в память и благодарность Господу об исцелении, совершенном над Тайдулой.

Известно, что молитва святого дерзновение имеет пред Господом, и Бог исполняет прошение. Святитель Алексий жил праведной жизнью и наставлял так жить и свою паству.

И это самое известное и дошедшее до наших дней поучение.

Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам

Братия, я хочу напомнить вам о том, что душеполезно и спасительно, поелику, дети, я должен руководить и учить вас, порученную мне паству, как пишет апостол Павел к Тимофею, епископу Эфесскому: «Чадо Тимофее! Учи, моли, запрети благовременне и безвременне» (см.: 2 Тим. 4: 2). Поэтому, дети, «пусть всякий из вас будет скор на слышание и медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1: 19–20).

1.JPG

Прежде всего, дети, предлагаю вам притчу правдивых уст Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии: «Вышел сеятель сеять семя свое. Одно пало при дороге, а другое упало на камень, а иное между тернием, а иное на добрую землю» (Лк. 8: 5–8). Семя есть истинное слово Божие, а земля – сердца человеческия. Итак, дети, земля сердца вашего да не будет подобна тернистой почве, которая не способна приносить плода духовнаго, по лености и небрежности: или – каменистой, не боящейся Бога, и – почве при пути, т. е. пусть сердце не прилепляется к временным благам, и не делается достоянием диавола, и не попирается его ногами, от которого да избавит нас Господь. Но да будет земля сердца вашего добра на принятие истинного слова Божия, Евангелия, принося плод духовный, одно тридцать, другое шестьдесят, и по сто (см.: Мф. 13: 8).

И опять другую притчу предлагает Господь в Своем Евангелии: был некоторый хозяин дома; он насадил виноградник, обнес его оградою, построил башню, выкопал в нем точило, и поручил его виноградарям, чтобы они отдали плоды в свое время. Человек есть Христос Бог наш; Он с людьми жил ради нашего спасения и по всему был подобен нам, кроме греха, как пишет знаменитый наш учитель, апостол Павел (см.: Евр. 4: 15). «Если кто не признает Иисуса Христа Сыном Божиим, – во плоти пришедшаго Бога и человека, тот не от Бога, а от антихриста» (1 Ин. 2: 22). А «виноград насади» – это человечество. И «оплотом огради» – божественным законом. «Созда столп» – божественныя церкви. И «ископа точило», т. е. пролил честную Свою кровь ради нашего спасения, верующим для спасения и для получения Царствия Небеснаго. «И поручил его виноградарям», т. е. св. апостолам, и св. отцам, патриархам, и митрополитам, и епископам, и всему священническому чину, чтобы они, руководя надлежащим образом и научивши людей закону Божию, могли сказать во время Второго Пришествия Христа Бога нашего: «Господи! вот – мы и дети, которых Ты дал нам» (Ис. 8: 18).

1.JPG

Поэтому и я грешный, сподобленный святительскаго сана, который я принял не по своему достоинству, но по Божиим щедротам и по великой Его милости, излитой на нас обильно, – удостоился быть вам, детям моим, руководителем и учителем, чтобы руководить и учить порученное мне стадо словесных овец. Поэтому напоминаю вам, дети, слово Спасителя, которое Он сказал Своим ученикам и апостолам: «Се заповедаю вам, да любите друг друга. И о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, и аще пребудете в любви» (Ин. 13: 34–35). И вы, дети, также имейте мир и любовь между собою. Об этом же пишет и апостол Павел. Он говорит: «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5: 14). Также и вы, дети, имейте страх Божий в сердцах своих, так как человек чрез него может приобресть всякую добродетель. «Начало же премудростистрах Господень» (Притч. 1: 7). То же пишет и Григорий Богослов: где боязнь Господня, там очищение плоти и исполнение заповедей Божиих, где же исполнение заповедей, там возвышение души в горний Иерусалим. Заповеди же Божии исполняются такими делами: чистосердечным покаянием о своих ежедневных грехах, милостынею и удалением от дурных дел, кроме тех, которыя запрещает закон Божий, от следующих: блуда, пьянства, грабежа, насилия и чародейства, волшебства и всяких волхвований, и от страсти к богатству, и от всякаго несправедливаго приобретения, служащаго вредом для души. А имейте в уме своем смерть, и воскресение, и суд, и воздаяние каждому по заслугам, как сказал Спаситель: «Сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин. 5: 29) А вы, князья, бояре и вельможи, производите суд справедливо: «Суд бо без милости не сотворшему милости, хвалится милость на суде» (Иак. 2: 13). Мзды на неповинных не принимайте и не на лица судите суд бо Божий есть (см.: Вт. 1: 17), справедливо людей судите, и вдовиц, и сирот, и пришельцев не обижайте, да не возопиют на вас к Богу.

Имейте страх Божий в сердцах своих, так как человек чрез него может приобресть всякую добродетель

А вы, простые граждане, Бога бойтесь, князей почитайте, священных лиц уважайте и повинуйтесь без всякаго прекословия, потому что они пекутся день и ночь о душах ваших, и должны будут отдавать Богу отчет о своей пастве (см.: Евр. 13: 17). Захочет ли кто, по небрежности, лишиться своего спасения и вечной жизни и не внимать словам Спасителя, который сказал в Своем Евангелии: «Приидите ко Мне вся труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11: 28)? Зовет нас Христос в Царство Свое Небесное и велит заменить заботу бремени греховного чистосердечным покаянием. Идите к иерею, отцу духовному, с покаянием и слезами, откройте свои худыя дела и не совершайте их вторично, потому что только то есть истинное покаяние, после которого прежние грехи вами презираются. И когда увидит иерей такое ваше намерение, то он может очистить и приблизить вас к Богу и сделать причастниками Тела и Крови Христовой, так как святители и иереи – ходатаи между Богом и людьми. Поелику же и они немощны, то приносят жертву о себе и о людских грехах. Поэтому, дети, постарайтесь быть милостивыми и снисходительными, как учит нас великий ап. Иаков, брат Господень: «Суд бо без милости есть не сотворшему милости» (Иак. 2: 13). И теперь, дети, какая сила ваша может исполнить закон Божий не словом, но делом, как сказал Спаситель: «Что Мя зовете: Господи! Господи! – а не творите воли Моея» (Лк. 6: 46)? «И отъидите от Мене, не ведех вас» (Мф. 7: 23). Вы же, дети, воспринимайте в души ваши и напишите на сердцах своих речи евангельские, проповеди апостолов и постановления святых отцев. К церковному богослужению будьте, дети, поспешны, предупреждая друг друга, как Иоанн Богослов предупреждал Петра, когда оба вместе спешили ко Гробу Христову. Князья, бояре, купцы и всякий правоверный христианин! Оставьте все свои дела, спешите на церковную молитву без лености и не говорите так: «Помолимся дома», ибо такая молитва ничего не значит без церковной молитвы. Как дом не может согреться дымом без огня; так и домашняя молитва без церковной. Ибо церковь называется земным небом, поелику в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, боящихся слов Божиих. В ней же проповедуется Евангелие Царствия Небеснаго, Деяния святых апостолов, Соборные послания, 14 посланий знаменитого нашего учителя апостола Павла, прославляются отцы семи Вселенских Соборов и престол Божией славы невидимо осеняется херувимами, священническими руками Тело и Кровь Божественные принимаются и преподаются верующим людям для очищения и спасения души и тела. И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божие, как церковное управление, вы хотите заменить своею домашнею молитвою и приобресть себе пользу? Таким образом, дети, рассмотревши сказанное, постарайтесь исполнить сердца свои страхом, вникнуть в это своим разумом и присовокупить домашнюю свою молитву к церковной. Когда, дети, приходите в церковь, то имеете со всеми мир и со всеми любовь, как сказал Спаситель: «Егда принесеши дар твой ко алтарю, иди прежде и примирися с братом своим» (Мф. 5: 23–24). Входя же в церковь, благоговей душею и телом, поелику не в простой дом входишь; ибо если, дети, так будете делать, то и молитва церковная за вас будет принята Богом. В церковь входите с боязнию, и благоговением, и страхом Божиим и, получивши прощение грехов, с радостию выходите.

Зовет нас Христос в Царство Небесное и велит заменить заботу бремени греховного чистосердечным покаянием

Когда же в церкви стоите, думайте о своих грехах и в это время оставляйте все свои дела вне церкви, как пишут святые. Откровением Святаго Духа изложили божественную службу святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов: «Станем со страхом, возлюбим друга друга сердечною любовию, а не устами и языком. И всякое житейское попечение отложим ныне. Ныне бо силы небесныя с нами невидимо служат». Заботьтесь же, дети, о том, чтобы не прогневить Бога своим разговором в церкви. И с этого времени да удалится от вас такая безбоязненность, как церковный разговор, и неприличное стояние в церкви. Да будет земля сердца вашего добра для принятия слова нашего учения, поелику, дети, и я должен, получивши от Бога талант, не скрывать его в землю, но раздать вам, добрым торговцам. Эту куплю духовную производите с прибылью, чтобы и я с великим апостолом Павлом дерзнул сказать в день суда о тех, которых я научил: «Вы похвала моя, вы и радость, вы и венец мой пред Богом» (см.: 1 Сол. 2: 19). Дабы Бог сподобил и меня грешнаго во время Второго Его Пришествия вместе со всеми моими детьми так сказать: «Господи! се аз и дети, яже ми дал еси». И теперь, ради Бога, старайтесь всячески угодить Богу добрыми делами, чтобы души свои спасти, и гнев Божий утолить, и себя приблизить к Богу.

1.JPG

Дабы в душах наших, дети, было знамение Христово, как пишет Григорий Богослов: «Овца знаменана неудобь украдома бывает». А знамение овцам словеснаго стада Божия – то, чтобы оне были причастниками Тела и Крови Христовой. Вы же, дети, овцы словеснаго стада, не пропускайте ни одного говения без такого знамения, но будьте причастниками Тела и Крови Христовой. Это, дети, кратко пишу вам ради вашего спасения. Своим благоразумием умножьте в сердцах своих плод духовный. Ибо премудрый сказал: «Аще таковым искусством, рекше: учением поживете, и приложатся вам лета живота» (Притч. 9: 11). Поэтому, дети, и вы, если примете и сохраните в сердцах своих то, что писал вам, и исполните не словом только, но и делом; то будете участниками Небеснаго Царствия, которого да сподобит всех нас Бог во Второе Его Пришествие, со всеми угодившами Ему от века, быть соучастниками в горнем Иерусалиме, дабы прославлять в Троице Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Подготовила Виктория Дорофеева

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить