Мир наступает на пятки даже монахам? У мирян «сидит» на шее

Есть такие святые, о которых известно мало или ничего, кроме имени. Будто при жизни они не хотели ненужной славы, равно как и после своей блаженной кончины. Как поучиться у тех, кто не оставил много словес и глаголов?

1.jpg
Преподобный Зосима Ворбозомский

Иногда слово, сказанное случайно, незнакомым человеком, всего одно слово добра, мудрости и утешения помогает нам воспрять духом. Как и тысячи слов, сказанные с назиданием, не врачуют? Есть такое мнение старцев, по которому есть святые и мы их не знаем совсем. Но они прославлены у Бога и помогают нам. Эти святые по своему глубокому смирению не хотели славы от мира, лишь от Единого Бога и слезно просили Его, чтобы Он избавил их от славы людской. Они скрывались в пустынях, в горах, они, скорее всего, могли ходить по водам, и некоторых мир настигал. Ибо не может укрыться свет, даже во тьме.

Святой, память которого 20 ноября почитает Святая Церковь, один из таких. О нем известно, что он был иноком Кирилло-Белозерского монастыря и удалился в пустынь. Основал монастырь, названный Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, по одноименному озеру. По некоторым историческим сведениям, он не был основателем монастыря.

Неизвестна дата рождения, имена родителей, другие факты жития. Неизвестна даже точная дата смерти. Предполагается, святой почил между 1508 и 1541 годами.

Чем не пример смирения и нежелания славы? Мы, люди последних времен, уже живущие с Богом или так думающие, часто стремимся к тому, что противоречит духовному, тому, что постоянно порицали святые, наши старцы. Если богатство проходит, если день так короток, если плоть рассыпется в итоге, а Тот, кто дал нам этот день, не обещал дать и завтрашний? Тогда чего же мы расстраиваемся, не находя в этом мире богатства, славы, чести и каких-то заслуг для себя. Чего мы ищем в этом мире? Мы разве рождены для нынешнего века, не для будущего? Бог нас создал для Себя, и Он хочет, чтобы мы были счастливы. Проблема в том, что без Него счастья у нас быть не может. Как не можем быть счастливы без исполнения заповедей Его.

Иногда слово, сказанное случайно, незнакомым человеком, помогает нам воспрять духом

Хорошо сказал старец наших дней – схиархимандрит Зосима (Сокур), еще не прославленный святой Церковью: «Светлыми будьте, не замоленными этими, не закомпостированными такими, непонятными уже существами, отрешенными, – это уже крайность. Этой крайности бояться нужно в жизни нашей. И кто в эту крайность уже вступил, по глупости своей, – бегом-бегом назад, на золотую серединочку! Фанатизм страшен в духовной жизни, это смертный грех – фанатизм!

Как вот эти националисты, фанаты эти все – это жуткий грех! А сейчас именно это и культивируется кругом, фанатизм этот разный: и в государственных делах, и в национальных, и в религиозных вопросах фанатизм жуткий идет.

И вольности: вольнодумства и кощунства – сохрани, Господи! Золотую серединочку даруй нам, Господи, избирать и в жизненных, и духовных вопросах, и в семейных делах, во всех! Именно стремиться к золотой серединочке, а золотая серединочка – это путь в Царствие Небесное! Вот так мы и должны все топать потихоньку».

2.jpg
Игумен Иоанн (Лудищев) и епископ Кирилл (Зинковский)

Конечно, сейчас мир наступает на пятки даже монахам. Монахи, священноиноки, белое духовенство несут послушания мирские и церковные одновременно. Чтобы сочетать это и выстоять, нужно особое мужество. И эта тенденция все нарастает. Не легче и в светском обществе. Современный человек «завинчен» во много процессов на работе, в семье, в послушаниях на приходе. Отдыхать-то нужно. Действительно, строгая аскетическая жизнь не всем по силам. Но оторвать от себя небольшой кусочек и отдать его другому – возможно и необходимо. Необязательно деньгами, иногда вниманием, участием или словом добрым может каждый. Прочитать хотя бы кафизму или три псалма в метро, раздражаться не пять раз в день, а четыре. Ежедневно стараться отрывать от себя небольшой кусочек ветхости, греховных привычек, зная, что Господь сказал, что последние будут выше первых. Он знает, как сложно и как мы немощны. Если мы стараемся исполнять заповеди и любить друг друга, протягивать руку помощи и сочувствия ко всем, а не только к тем, кто нам угоден. Можно надеяться, и нам святые будут помогать и Матерь Божия, Господь.

Наставления преподобного Зосимы Ворбозомского для духовной дочери своей

Ты просила прислать грамоту об утешении своем. Но я худой и грешный не могу от себя научить, но вот что скажу тебе, чадо: пусть будет Бог – утешение твое, и святая Богородица.

*

Ибо какая польза нам, если тело имеем красивое, а душу черную? Лучше бы нам тело иметь черно постом и молитвою, ибо так душа украшается.

*

Ты же, чадо, подумай, какая мира сего слава. Где цари и князи? Где богатые и убогие? Где богатство и слава? Где красота? Не все ли черви съели? Не все ли смертью сменилось? Не всех ли гроб покрыл? Богатого и убогого, царя и князя – всем смертную чашу пить.

*

Ты же, чадо, вспоминай о смертном часе трижды в день. И не только о смертном часе, но и о грехах. Ибо смерть просто страшит, а грехи мучают душу и тело во веки.

*

И подумай, чадо, сколько будут плакать не плакавшие здесь. Ты же, чадо, плачь здесь о грехах своих. Ибо подобает нам непрестанно плакать день и нощь.

*

Ибо сказал старец: «всякий грех вне тела есть, а творящий грех в свое тело согрешает». Так же и всякая добродетель вне тела есть, а кто плачет о грехах своих, тот тело свое очищает. Ибо сверху стекающая слеза все тело омывает.

*

Если кто досадит тебе, вспомни Христа, принявшего досаждение ради нас. Если кто обидит тебя или оклевещет – не воздай злом за зло. Усиленно моли Бога. Не побеждай зло беззлобием, но побеждай зло добром.

*

Любовь же имей к нищим и к сестрам своим. Просящим у тебя дай, что имеешь.

3.jpg
Фото: newizv.ru

Любовь мира сего – вражда Богу есть. Кто любит мир – любви Божией нет в нем.

*

При всем же, чадо, имей Бога. Никого не обижай, не клевещи и сплетни не слушай, ни лги. Ибо погубит Господь всех, говорящих ложь.

*

Если кто тебя приглашает питием напиваться, ни в коем случае не слушай. Мерзость есть пред Богом пьянство. Даже язычников хранит Бог, а пьяниц Господь ненавидит. Ибо пьянство – это мать всякому злу. Ибо ангел хранитель от пьяного убегает, не терпя смрада пьянственного.

*

Ибо жизнь на этом свете коротка, а мука на том свете велика и не будет мучению конца.

Подготовила Виктория Дорофеева

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить