Мы должны проживать Литургию Господа нашего каждый день жизни

Есть старое христианское выражение: «Как молишься, так и веришь». Как мы, православные христиане, молимся свидетельствует о том, во что мы верим; и то, во что мы верим, определяет то, как мы молимся. Наша молитва формирует душу, а также то, как мы относимся к Богу и ближним. Чтобы избежать религиозного лицемерия, которое так обличал Господь, мы должны жить в соответствии с нашими молитвами и верой. Молитва, вера, жизнь по вере – все взаимосвязано, и нам, стремящимся через Великого Первосвященника войти в блаженства Небесного Царства, ни в коем случае нельзя поддаваться искушению думать, что можем обойтись без одной из этих трех составляющих.

Молитва формирует душу, а также то, как мы относимся к Богу и ближним

Сегодня мы совершаем память святителя Иоанна Златоуста, жизнь которого является блестящим примером того, как в христианской жизни совмещать молитву и деятельное служение. Святитель Иоанн известен своими сильными проповедями и толкованием Священного Писания, здравым взглядом на догматические и нравственные вопросы, а также как автор текста Божественной литургии.

Изначально принадлежавший Церкви Антиохии, он стал архиепископом Константинопольским, где ввел необходимую духовенству дисциплину и смело критиковал злоупотребления богатых и наделенных властью. Он умер в ссылке, так как с ним жестко обошлись за то, что он обличал нечестивое поведение византийской императрицы. Его жизнь по вере была непростой, и от этого его пример святости становится еще более ярким.

1 (72).jpg

В обществе, в котором по-прежнему были сильны языческие традиции, пренебрежение основными нуждами, а также достоинством нищих и страждущих людей, святитель Иоанн особенно отмечал важность служения через этих несчастных людей Христу. Своими проповедями и благотворительностью он показывал, что именно с теми, кого считают никчемными и недостойными, Себя отождествлял Господь.

Святитель Иоанн учил, что невозможно пребывать в общении с Христом, если в повседневной жизни не помогать Его голодным и болящим людям. Святитель знал, что Господь призывает нас всех быть друг для друга ближними, не проходить мимо, если можем на деле помочь нашим страждущим братьям и сестрам.

Невозможно пребывать в общении с Христом, если не помогать Его голодным и болящим людям

В этой связи можно сказать, что жизнь святителя Иоанна Златоуста стала воплощением служения нашего Спасителя. В сегодняшнем евангельском чтении, когда законник спросил у Христа, кто его ближний, Господь не дал ему как-либо сузить, ограничить понимание того, кого следует считать ближним (см.: Лк. 10: 25–37). То же самое провозглашал святитель Иоанн. Как сегодняшнее Евангелие критикует законников, проходящих мимо чьей-то беды, так и святитель обличал извращенные формы духовной жизни, когда истинную веру отделяют от реальной жизни, в особенности это касается случаев, когда кому-то срочно нужна наша помощь.

Образ милосердного самарянина – во многом образ Самого Христа. Те же священники, что отвергли Христа и пренебрегли Им, презирали перед Богом потребности людей. Из совершенной и жертвенной любви к нам Христос приходит, чтобы залечить раны тех, кто поражен грехом и порабощен смерти. Из милости Он питает нас Своими Телом и Кровью, возвращая нам здравие, и помазывает святым елеем, даруя прощение и силы. Он делает нас членами Церкви – лечебницы, в которой мы продолжаем получать исцеление через благодать, изливающуюся на нас в Святых Таинствах. Он Сам прощает наши грехи каждый раз, когда мы со смирением каемся на исповеди. Исцелению нашему мешают лишь те преграды, что мы сами для себя возводим, так как для преображающей любви Бога к нам, Его образу и подобию, не существует никаких преград.

Задача епископа – во всей полноте воплощать Христово служение. Являясь епископом, святитель Иоанн очевидно был воплощением образа Христа, когда, как первосвященник, возглавлял Божественную литургию. Господь наш – истинный Первосвященник, Который вознесся на небо и сидит одесную Бог Отца и там, в Небесном храме, совершает Свое служение вечно. Мы таинственным образом попадаем на это небесное богослужение, когда совершаем Божественную литургию, соединяясь с Его жертвой на Кресте, которым Он победил смерть и даровал нам блаженное Царство. Мы, живые члены Тела Христова, Церкви, приобщаясь Его Тайн, неведомым образом участвуем в Небесной трапезе.

Задача епископа – во всей полноте воплощать Христово служение

Своими проповедями и примером святитель Иоанн показал, что нам ни в коем случае не следует полагать, что богослужение, приношение и Причащение суть всего-навсего религиозные обряды, позволяющие нам убежать от мирской жизни и суеты. Если будем понимать их столь узко, то не познаем истинного приобщения ко Христу во исцеление душ наших, ибо Господь истинно вошел в нашу жизнь и мир для нашего же спасения. Если станем приходить на богослужение и думать, что это все, что требуется, чтобы жить по вере, то уподобимся лицемерным священнику и законнику из сегодняшней притчи, которые так и не поняли, что в каждом ближнем встречают Бога, по образу и подобию Которого он сотворен.

2 (67).jpg

Возможно, они не обратили внимания на человека, ставшего жертвой разбойников, потому что спешили в храм. Возможно, мы поступаем даже хуже, пренебрегая нуждами наших супругов, родителей, детей из-за зацикленности на себе и увлеченности работой, хобби и рутинными делами. Возможно, мы поступаем даже хуже, когда проходим мимо страдающего человека, думая, что он получил по заслугам и что его трудности не стоят нашего внимания. Возможно, мы поступаем даже хуже, когда становимся настолько одержимыми удовлетворением собственных капризов и желаний, что теряем всякие духовные силы, чтобы послужить кому-то, кроме самих себя.

Приняв Крестную смерть, воскреснув во славе и вознесясь на небо, Господь победил тленность человеческой природы, находившейся в рабстве смерти. Он сделался Новым Адамом, дал всем людям возможность становиться совершенными, как совершенен их Отец Небесный. Являясь Богочеловеком, Господь принес в жертву всего Себя для нашего спасения. Как вечный Первосвященник, Он призывает нас сделаться причастниками вечной жизни. Это величайшее спасение нельзя сводить к какой-то одной части нашей жизни. Чтобы исполнить благодатную цель спасения мира, мы должны приносить Христу не только хлеб и вино, но и всех себя, все, что у нас есть. Мы должны жить, соответствуя имени тех, кто каждую минуту пребывает в единстве с Богом.

Христос призывает нас уподобиться доброму самарянину, залечивать раны ближних и не ограничивать список тех, кого следует научиться любить как себя. Это неотъемлемая черта людей, живущих в единстве с Великим Первосвященником. Если мы поистине сопереживаем жизни Спасителя, вспоминаем ее, то должны стать такими же, как Он. Это возможно не в том случае, если станем пренебрегать молитвой или верой, но если каждый день будем трудиться над тем, чтобы стать продолжением Божественной литургии. Можно сказать, что нам нужно стать воплощением того блаженства, которое совершается за Божественной литургией, и, особенно, разделить это блаженство с ближними. Нравится вам это или нет, но мы всегда совершаем какую-либо Литургию. Всегда посвящаем себя то одному, то другому.

Нам нужно стать воплощением блаженства, которое совершается за Литургией

Давайте, подражая святителю Иоанну Златоусту, отвергнем мысль, что можем истинно славить Бога, заключая веру в рамках богослужений. Напротив, каждый наш шаг, каждое мгновение должно приближать нас к Небесному Царству Господа нашего. Вот что значит исполнить заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Перевела с английского Мария Степанова

Сайт Ancient Faith 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить