Новомученики ноября. Часть 1

2 ноября. Священномученик Николай Любомудров, пресвитер (1862–1918)
«Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!»

Отец Николай нес свое пастырское служение в селе Лацкое Ярославской губернии. Он 32 года самоотверженно служил приходу: основал библиотеку, боролся с пьянством, по воскресным дням для повышения культуры и грамотности проводил народные чтения литературы, используя в качестве иллюстраций диапозитивы – новейшие на тот момент технологические изобретения. После чтений батюшка беседовал с крестьянами.

1.jpg
Священномученик Николай Любомудров

Осенью 1918 года, после того как отец Николай по просьбе прихожанок отслужил молебен о спасении односельчан, попавших в ополчение во время крестьянского восстания, его обвинили в контрреволюционной деятельности. Близкие отцу Николаю крестьяне советовали ему на время скрыться, но священник не счел возможным оставить свою паству. Предчувствуя близкую кончину, отец Николай написал прощальное письмо жене и детям, в ночь перед арестом молился в своей комнате, стоя на коленях перед иконами со свечой в руке.

20 октября была Димитриевская родительская суббота. Утром отец Николай служил в церкви заупокойную Литургию и панихиду. Военный комиссар и двое солдат с винтовками отправились в церковь и арестовали его прямо там. Переоблачившись, отец Николай простился с близкими и прихожанами и под конвоем был уведен из церкви на окраину села к огородам. Когда солдаты стали заряжать винтовки и приказали священнику отвернуться, отец Николай встал лицом к своим палачам, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» – поднял руку и благословил их. Раздались два выстрела, священник упал. Солдаты подошли к нему, выстрелили еще раз, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешили в дом батюшки, где в это время другие члены отряда производили грабеж.

4 ноября. Обретение мощей священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского (1871–1919)
Мученический подвиг владыки Никодима

В 1913 году владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа».

2.jpeg
Священномученик Никодим (Кононов)

В 1919 году, на второй день праздника Рождества Христова, владыка Никодим был арестован красным комиссаром Саенко прямо в алтаре Троицкого собора за проповеди, в которых он выступал против грабежа и насилия. По просьбам верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты освободили его на один день, а просивших за него арестовали. Сразу же была расстреляна матушка Мария, возглавлявшая одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа. На следующие сутки владыка был повторно арестован и через два дня по приказу комиссара Саенко тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом.

Через полгода после расстрела владыки Никодима Белая армия взяла Белгород, могила священномученика Никодима была вскрыта. На теле священномученика были обнаружены следы жестоких пыток. Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре близ раки святителя Иоасафа Белгородского. 2 ноября 2012 года на месте захоронения священномученика были обретены его нетленные останки. Ныне рака с мощами священномученика Никодима находится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Белгорода.

6 ноября. Мученик Алексий Нейдгардт (1863–1918)
Строитель Божиих храмов

Находясь у власти и на государственной службе, Алексей Борисович широко занимался благотворительностью. Всю свою жизнь Нейдгардт щедро жертвовал на нужды и постройку православных церквей, за что неоднократно удостаивался благословения правящих архипастырей и Святейшего Синода как «ревностный созидатель Божиих храмов». Помимо этого, Алексей Борисович являлся попечителем целого ряда приютов и учебных заведений.

3, превью.jpg
Мученик Алексий Нейдгардт

В 1917 году он был уволен со службы и поселился в Нижнем Новгороде. В 1918 году подписал воззвание к пастве от имени съезда духовенства Нижегородской епархии, призывавшее протестовать против закрытия храмов, монастырей и конфискации церковного имущества. Был арестован, осужден Нижегородской ЧК и расстрелян вместе с епископом Лаврентием (Князевым) и протоиереем Алексеем Порфирьевым.

7 ноября. Преподобноисповедница Матрона (Власова), инокиня (1889–1963)
Три ареста дивеевской инокини

Шести лет от роду Матрона осталась без отца и матери и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь, где уже много лет подвизалась ее тетя, монахиня Калерия. У девочки обнаружились способности к рисованию, и живопись стала ее послушанием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году, а после вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. Сестер арестовали в апреле 1933 года по обвинению в антисоветской агитации. Инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения.

4.jpg
Преподобноисповедница Матрона (Власова)

После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригино Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз и приговорили к десяти годам заключения в Карлаге, где она работала в больнице уборщицей. Начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. После освобождения инокиня Матрона продолжила свое служение в церкви. В 1949 году матушка была арестована в третий раз и отправлена в ссылку в Казахстан. В 1954 году ее брат написал ходатайство о помиловании сестры.

Последние годы жизни инокиня Матрона жила у брата в родном селе. Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Сельский храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами правились по домам, несмотря на многие запрещения и преследования. Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Ее похоронили на сельском кладбище слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.

11 ноября. Священномученик Николай Пробатов, Агломазовский, пресвитер (1874–1918) и ним мученики Агломазовские: Косма, Виктор Краснов, Наум, Филипп, Иоанн, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексий, Иоанн и мученица Агафия
Священник и его прихожане, принявшие мученический венец

Во время Первой мировой войны священников в армии не хватало, и епархиальный архиерей обратился к духовенству епархии с просьбой пойти священниками в действующую армию. Но желающих было немного, большинство отказывались по причине болезней, семейным обстоятельствам, малолетству детей. Слыша такое от священников, отец Николай устыдился: что же это мы, священники, и отказываемся – у одного жена, у другого дети, а там наши же воины кровь проливают, защищая Родину; надо соглашаться. И хотя у отца Николая с матушкой было трое детей, старшему сыну четырнадцать лет, младшим сыну и дочери по году, он пошел служить полковым священником в первый Бахмутовский полк, сражавшийся против австрийцев. На фронте, в полку отец Николай увидел, как мало остается в людях веры: из всего наличного состава полка храм посещали не более тридцати человек. Вернувшись в 1917 году домой, он с нескрываемой скорбью говорил близким: «Священники уже тут не нужны, они теперь скорее жители Неба, чем земли».

5.jpg
Священномученик Николай Пробатов

В 1918 году в село Агломазово, где служил отец Николай, прибыл карательный отряд. Вместе со священником были арестованы 18 местных крестьян. Всех осужденных после пыток палачи вывели вечером из села к реке и расстреляли. Из восемнадцати человек были убиты тринадцать, остальные ночью доползли до ближайших изб и были спрятаны жителями. Вместе с отцом Николаем приняли мученическую кончину староста храма Косма Егорович, крестьяне Виктор Краснов, Наум и Филипп (отец с сыном), Иван, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексей, Иван и Агафья.

13 ноября. Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский, пресвитер (1871–1917)
Расстрел отца на глазах у сына

Отец Иоанн окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Начало его приходского служения было связано с открытым в 1892 году православным приходом города Чикаго. Двенадцать лет батюшка прослужил миссионером в США. В 1907 году вернулся в Россию, сначала служил в Нарве, а с 1916 года – в Екатерининском соборе Царского Села.

6.jpg
Священномученик Иоанн Кочуров

Через пять дней после Октябрьского переворота в Царское Село вступили большевистские отряды. Священники Екатерининского собора были арестованы. Отец Иоанн запротестовал и пытался разъяснить дело, но получил несколько ударов по лицу. Затем с гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа солдат повела его к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах его сына, гимназиста Александра, беспомощно бежавшего за отцом. Отец Иоанн стал первым священником-мучеником советской эпохи.

14 ноября. Священномученик Александр Шалай, пресвитер (1879–1937)
Обвинение и расстрел священника без суда и следствия

Отец Александр был человеком твердых религиозных убеждений, усердным молитвенником и заботливым пастырем. По воспоминаниям очевидцев, когда в августе 1935 года в селе, где он служил, закрыли храм и взялись снимать с него колокола, отец Александр подошел к группе собравшихся по этому поводу односельчан и, обратившись к творившим беззаконие, в сердцах сказал: «Зачем вы беретесь не за свое дело? Видимо, вам делать нечего, что вы портите церковное добро!» Тогда нашелся некто, запомнивший эти слова и впоследствии донесший на отца Александра.

7.jpg
Священномученик Александр Шалай

После закрытия храма отец Александр хотя и не служил за отсутствием помещения, но продолжал совершать требы, когда о том его просили прихожане. Во время Всесоюзной переписи населения он организовал среди жителей села сбор подписей за открытие местного храма.

Все это священнику вспомнили, когда арестовали его 6 августа 1937 года. Отца Александра обвинили в «контрреволюционной агитации, направленной на разложение колхозов». Но подлинная причина его ареста была в другом – в нежелании отречься от веры в Бога и от сана священнослужителя.

Без суда и следствия 10 октября 1937 года протоиерея Александра Шалая приговорили к расстрелу. Все его имущество конфисковали, семью выслали (у отца Александра было четверо детей – Воля, Александр, Ирина и Наталья). Священник был убит 14 ноября 1937 года в Бобруйске, мученически пострадав за исповедание православной веры.

14 ноября. Священномученик Димитрий Овечкин, пресвитер (1877–1937)
Диспуты на религиозные темы

Священномученик Дмитрий окончил Казанскую учительскую семинарию. После нескольких лет преподавания принял сан священника и служил в соборах города Оса (Пермский край). Неоднократно преследовался советской властью.

В двадцатых годах власти устраивали диспуты на религиозные темы, и отец Димитрий решил в них участвовать. Жена отговаривала его: «Дмитрий, зачем ты участвуешь в этих диспутах, тебя опять посадят! Что мы делать-то будем?» Но отец Дмитрий принял твердое решение отстаивать христианскую веру перед лекторами-безбожниками и участвовал во всех трех диспутах, проходивших в Перми. Сразу после этого он был арестован и приговорен к трем годам заключения, которое отбывал на соляных шахтах в Соликамске.

8.jpg
Священномученик Димитрий Овечкин

Вернулся отец Дмитрий из заключения инвалидом – с больными ногами и поврежденным позвоночником. Власти отправили его на поселение в город Кудымкар, куда к нему приехали жена с сыном. В 1936 году они все вместе переехали к старшей дочери, которая жила в то время в Майкопе. Жена священника Ольга Григорьевна скучала по родине и не раз говорила мужу: «Дмитрий, поедем умирать в Осу». Отец Дмитрий некоторое время колебался, но осенью 1937 года наконец согласился на уговоры жены. Это было время самых беспощадных гонений. По приезде в город священник сразу же был арестован, приговорен к расстрелу и 14 ноября 1937 года расстрелян.

14 ноября. Мученик Петр Игнатов (1904–1941)
Благочестивые супруги

Когда Петру Ивановичу исполнилось 22 года, он был мобилизован на срочную службу и направлен в войска ОГПУ, где прослужил три года рядовым. В то время, пока он служил в армии, его жена Анастасия Алексеевна устроилась работать на фабрику ткачихой в селе Кунцево под Москвой. После демобилизации Петр поселился у жены в Кунцево и начал работать на складе.

9.jpg
Мученик Петр Игнатов

За время службы Петра в армии Анастасия всецело прилепилась сердцем к Богу и к церкви, так что и образом своей жизни уже стала походить на монахиню. Вернувшись из армии, Петр был весьма удивлен благочестием своей супруги. Если раньше он не смотрел столь серьезно на вопросы веры, то теперь, глядя на жизнь супруги, он глубоко задумался над этим и потянулся вслед за ней в храм, на службы, стал вместе с ней читать духовные книги. Супруги часто посещали церковь в Кунцево и в Москве, обрели себе духовного наставника-старца в лице одного из сергиево-посадских монахов, после закрытия Лавры поселившегося возле обители. Жизнь супругов напоминала монашескую, они помышляли лишь о том, как угодить Богу.

Сотрудники НКВД видели этих благочестивых православных супругов и 20 октября 1937 года приняли решение об их аресте. В тот же день Петр Иванович и его супруга Анастасия Алексеевна были арестованы и заключены в разные тюрьмы Москвы. 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила обоих супругов к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Петр Иванович Игнатов скончался 14 ноября 1941 года в исправительно-трудовом лагере города Норильска и был погребен в безвестной могиле.

16 ноября. Священномученик Сергий Кедров, пресвитер (1880–1937)
Причастие Святых Христовых Таин перед арестом

Отец Сергий окончил Московскую духовную семинарию, с 1908 года служил священником в Троицком храме села Фаустово Московской области, где также заведовал церковно-приходской школой. В школе отец Сергий устроил особый певческий класс, где обучались дети, способные к пению и регентскому искусству; впоследствии из них составился прекрасный церковный хор, причем они оказались настолько верны своему храму, что и во время наступивших при советской власти гонений, преследований и угроз не оставили клироса.

В 20-х годах отец Сергий заболел тифом. Когда он лежал в больнице, его супруга Людмила Александровна спросила врача, каково состояние здоровья ее мужа, и тот ответил, что оно безнадежно. Матушка тогда дала обет Богу, что будет в течение некоторого времени ходить по воскресным дням в село за 25 километров, где в храме был чудотворный Иерусалимской образ Божией Матери. Она усердно молилась Матери Божией, и отец Сергий выздоровел. Богородица тогда спасла его от смерти, сохранив для мученического венца.

Сотрудники НКВД арестовали священника 25 октября 1937 года. Около двух часов ночи за отцом Сергием пришли председатель Фаустовского сельсовета и участковый милиционер. Отец Сергий попросил их подождать и дать ему время помолиться. И таково было уважение и любовь народа к священнику, что даже представители местных властей не вошли в дом, не стали устраивать обыск, но терпеливо ждали, когда пастырь выйдет, чтобы исполнить приказ об аресте. Батюшка долго и усердно молился и, наконец, причастившись Святых Христовых Таин, вышел к ним.

Отец Сергий был заключен в тюрьму в городе Коломне. На допросе он все воздвигнутые против него обвинения отверг. 15 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Сергий Кедров был расстрелян на следующий день, 16 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Источники:

Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. № 1–2. 1991.

Электронная версия Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL: https://www.pravenc.ru/.

Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 1. Тверь, 1992.

Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5. Тверь, 2001.

Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь. Тверь, 2003.

Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Том 3. Тверь, 2005.

Архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О. В. Дёгтева. Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской. Нижний Новгород, 2015.

Журнал «Ступени». № 2 (26). URL: https://stupeny.by/vypusk-zhurnala/stupeni-2-26-ikona-svidetelstvo-vechnosti/.

Подготовила Розамария Мендес

Розамария Мендес 2 ноября 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить