О скорбях старца Ефрема Аризонского. Часть 3

Часть 2.

Лучше даже не знать, что произошло со старцем Ефремом в США. Лучше никогда не писать весь синаксарь этого великомученика, потому что если все станет известно, то нам всем будет стыдно за то, что мы являемся частью человечества.

1.jpeg
Архимандрит Ефрем Филофейский,
Аризонский (Мораитис)

Но простые люди приняли старца. Простые люди видели в старце Ефреме священника своей деревни. Те, кто покинул острова, те, кто покинул деревни, те, кто покинул горы, чтобы заработать на кусок хлеба на чужбине, увидели священника, которого они оставили, и приняли его. И эти простые бедные люди совершили невероятное чудо – построили двадцать монастырей. Они сделали это вопреки всякой логике, вопреки человеческому разуму. Такое в истории еще никогда не происходило. Один человек, один монах, окончивший только начальную школу, наполняет четыре монастыря на Афоне, поддерживает, наполняет и помогает десяти женским монастырям в Греции и двадцати монастырям в США. Когда в истории было такое, чтобы человек поддерживал более тридцати монастырей? Ни в истории Православной Церкви, ни в истории Римо-католической церкви такого не было. И это сделал обыкновенный монах с начальным образованием. Что мешает нам понять, что этот обыкновенный старец, который даже не умел красиво говорить, сам сделал все это?

Старец Ефрем не был великим оратором, чтобы сказать, что он покорил толпу своим красноречием, своими словами. Если вы послушаете его в интернете, то подумаете, что у него голос, как у тринадцатилетней девочки. Вы спросите:

– Кто это говорит? О чем он говорит?

И тут выясняется, что все произошедшее – это нечто нечеловеческое. Господь через этого обыкновенного монаха совершил это невероятное дело. Почему же богословы и те, кто занимает высокие посты, этого не видят? Почему простые люди сразу это увидели? Когда его старец Иосиф Исихаст был признан Церковью святым и канонизирован? Знаете, я видел иконы Иосифа Исихаста в монастырях, где он был изображен с нимбом, за десятилетия до того, как Патриархия сказала:

– Иосиф Исихаст – святой.

Господь через этого обыкновенного монаха совершил невероятное дело

Десятилетия тому назад! И не только маленькие иконки. Фрески в монастырях! В одном монастыре есть фреска высотой почти два метра, на которой святой Григорий Палама в протянутой руке держит Церковь, а на другой стороне – святой Иосиф Исихаст держит Церковь вместе со святым Григорием Паламой. Два великих столпа Церкви. Эта фреска была написана до того, как Иосиф Исихаст был канонизирован. Как же люди узнали, что этот человек – святой? Так же, как мы знаем, является ли старец Ефрем святым. К сожалению, все эти дамы и господа, ибо некоторые дамы тоже хулили старца Ефрема, не читали Кьеркегора, чтобы знать ту хорошую мысль, которую он высказал: «Тиран умирает, и царству его приходит конец. Мученик умирает, и начинается его царство». Кровь святых – это кровь Христа. И этот человек невероятным образом перенес мучения. Я молю Бога, чтобы даже когда они станут известны, ни одно имя не стало известным за то, что эти люди причинили старцу как в Греции, так и за ее пределами.

Впрочем, в Греции не так много. Его больше ненавидели на Афоне из-за их невежества, чтобы сбылись слова «Враги человеку – домашние его» (Мф. 10: 36) и чтобы мы научились не осуждать. Вы не знаете, являются ли дела тех, кого вы осуждаете, тем, чем они кажутся. Возможно, происходят вещи, которых вы не понимаете. Осуждайте поступки, если вам кажется, что они неправильные, но никогда – человека. Никогда не осуждайте человека, потому что окажетесь в аду, так и не поняв человека. Нельзя назвать плохие поступки хорошими. Они плохие. Когда они еретические, вы не можете сказать, что они православные. Они еретические. Не осуждайте еретиков. Осуждайте ересь.

2.jpg

Осудить еретика – это дело Соборов, это Божие дело, потому что тот, кого ты осуждаешь, может покаяться, спастись и благодаря своему покаянию попасть в рай, а ты можешь попасть в ад, потому что ты осудил. И из-за этого ты можешь погубить свою душу. Так и эти люди не узнали старца Ефрема. Я останавливаюсь на этом, потому что историям, связанным с этим необычным явлением, нет конца.

И снова я говорю о необычном явлении, потому что как человек он был необразованным, как и преподобный Порфирий, как и преподобный Паисий, все они были необразованными, все они окончили только начальную школу. Отец Георгий (Карслидис), преподобный Иаков (Цаликис) – последние святые нашей Церкви – окончили только начальную школу. И затем мы, образованные люди, приходим к могиле необразованного святого и просим у него:

– О святой Божий угодник, заступись за меня, замолви слово и за меня, чтобы я спасся!

У нас не хватает ума понять, что мирское знание не спасет нас, что мудрость мира сего не спасет нас. «Здесь это знание, – говорит святой Исаак Сирин, – становится оковами, цепями, которые мешают нам обрести богопознание». Это то знание, о котором святой апостол Павел говорит, что оно гордится, раздувает твой ум. Это лживое знание. Оно заставляет тебя не принимать ничьих слов.

Мирское знание становится цепями, которые мешают нам обрести богопознание

– Ну, я же не невежда, я что-что знаю.

Ты ничего не знаешь. Что ты знаешь? А если ты знаешь, то почему идешь просить необразованного святого спасти тебя? Добрый Господь просветил нас, чтобы мы увидели то, что у нас перед глазами, потому что, к сожалению, мы этого не видим.

Когда старец Ефрем уехал в Америку, то я не разговаривал с ним по телефону. Я встречался с ним каждый год, когда он приезжал в монастырь Филофей. Однажды зазвонил телефон. Я тогда был в тяжелом духовном состоянии, у меня был первый послушник. Я не хотел иметь послушников. Одного за другим я отправлял их к другим старцам. В то время моим духовным наставником был настоятель Симонопетрского монастыря. И он спросил меня:

– Дитя мое, почему ты это делаешь?

Я ответил ему:

– Отче, я пришел сюда, чтобы жить в безмолвии. Кроме того, могу ли я еще кому-то помочь?

Это ложное смирение, которое бывает у каждого из нас. Мой духовный наставник сказал мне:

– Нет, дитя мое. Ты должен принять послушника, потому что не только старец помогает послушнику, но и послушник помогает старцу.

3, превью.jpg
Старец Ефрем Аризонский в последние годы жизни

Мне и в голову не приходило, что кто-то может помочь мне. Однажды я уже помогал другому человеку. Есть фильм «Изнутри наружу». Не знаю, смотрели ли вы этот фильм. В нем представлена война, которую мысли ведут в нашем уме.

Итак, я принял первого послушника. Мы проживали трудный период, и я не знал, как ему помочь. Тогда я был начинающим старцем. Зазвонил телефон. Я ответил. Там женщина спросила о моем послушнике. Я спросил ее:

– Вы его мать?

В телефонной трубке я услышал голос его матери или сестры. Этот женский голос показался мне знакомым, он напомнил о моей тете Маргарите из Мениди. И мне хотелось спросить эту женщину: «Тетя Маргарита, это вы?»

Я сказал себе, что если бы это была тетя Маргарита, то она позвонила бы мне, а не моему послушнику. Я пошел на кухню позвать послушника, чтобы он подошел к телефону, и сказал ему:

– Дитя мое, подойти к телефону, тебя ищет одна из тетушек. Или, может быть, это твоя мать?

Послушник подошел к телефону, а я поднялся наверх по лестнице. Келья была двухэтажная, я работал и постоянно ходил то на первый этаж, то на второй. И вот я услышал, как послушник говорит по телефону:

– Пусть будет так, как ты благословишь!

Я подумал: «Гм, как быстро он выучил монашеский язык. "Пусть будет так, как ты благословишь"!»

В тот день я все время то поднимался, то спускался по лестнице, а мой послушник долго разговаривал по телефону. В какой-то момент он положил трубку. Я пошел на кухню, после того как послушник закончил телефонный разговор, и он сказал мне:

– Это был геронда, это был старец...

Он имел в виду моего старца Ефрема, потому что, поскольку я духовный отец моего послушника, мой духовный отец был и его старцем. Мы также называем Иосифа Исихаста нашим старцем Иосифом.

И вот мой послушник говорит мне:

– Геронда, наш старец наблюдает за нами из Америки.

Я подумал: «Как ему пришла в голову эта идея?»

– Да, конечно, – говорю я, – он наблюдает за нами. Он святой человек. Святые видят нас.

Послушник был задумчив.

– Геронда, он действительно видит нас.

– Да, конечно, он действительно видит нас. Но почему ты ни с того ни с сего говоришь мне об этом?

– Ну, он сказал мне, чтобы я не беспокоился, и святой Димитрий, который совершил чудо, когда мне было восемь лет, и спас меня от смерти, поможет мне сейчас, поможет мне слушать тебя и быть терпеливым.

– Кто тебе это сказал?

– Старец.

– Какой старец? – спросил я.

– Старец Ефрем, геронда, из Америки.

– Когда он тебе это сказал?

– Сегодня, – сказал мне послушник, – сегодня я разговаривал с ним.

Меня чуть удар не хватил. Это был мой старец! Хорошо, что я не спросил: «Тетя Маргарита, это ты?» После этого я бы умер от стыда! В телефонной рубке я услышал слабый голос... Этот голос был мне знаком. Как мне помогла Пресвятая Богородица, и я не спросил: «Тетя Маргарита, это ты?»

И голос попросил меня по телефону:

– Позовите, пожалуйста, Константина.

И я позвал своего послушника к телефону.

– Это был старец Ефрем? – спросил я.

– Да, старец. Это был ваш старец.

– И что он сказал тебе?

Мой старец Ефрем не знал, что у меня есть послушник. Он не знал, что моего послушника зовут Константин. Я хотел рассказать ему об этом, когда он снова приедет в монастырь Филофей в том году.

4.JPG

Откуда он мог знать, что когда моему послушнику было восемь лет, он чуть не умер и был спасен святым Димитрием в Салониках? Откуда этот простой аризонский монах обо всем этом мог знать? Откуда старец, который никогда в своей жизни не видел моего послушника, столько знает о нем?

– И он сказал мне, что святой Иоанн Креститель, которого я так почитаю, не оставит меня.

Действительно, мой послушник испытывал огромное благоговение к Честному Предтече. Откуда это мог знать старец Ефрем в Аризоне, который никогда не видел моего послушника и никогда с ним не встречался?

Мы не можем понять, что мы не одиноки. Всегда есть люди, которые видят нас, слышат нас, утешают нас, защищают нас, помогают нам, пока мы не проснемся и не поймем, что пришло Царство Божие. Оно уже в прошлом и настоящем. Когда мы это поймем, мы перестанем беспокоиться и бояться. Мы будем радоваться, что принадлежим к Церкви Христовой и к святым угодникам Божиим, таким как Иосиф Исихаст, Ефрем Аризонский, отец Паисий, отец Порфирий... Прости меня, Господи, что я до сих пор называю так отца Паисия и отца Порфирия, но поскольку я не был знаком с ними, то сейчас так их называю...

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
 Сайт храма святого царя Бориса в Варне

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить