«Осязаемый святой». Что видят и чувствуют посетители квартиры Иоанна Кронштадтского

Этот музей – мемориальная квартира и храм одновременно. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский поселился здесь в 1855 году, когда был назначен штатным священником в Андреевский собор Кронштадта. Сегодня в двухэтажном доме на углу улиц Посадской, 21 и Андреевской, 12 вновь звучат молитвы, слышен запах ладана и кофе, который любил по праздникам варить «всероссийский батюшка», вновь идут сюда и священнослужители, и миряне. Об особой притягательности музея, об экспонатах, некоторые из которых можно и нужно трогать и даже пробовать на вкус, и о том, как в Кронштадтском музее оказалась «Космическая Богоматерь», сегодня в день основания города и одновременно в Международный день музеев рассказывает хранитель Мемориального Музея-Квартиры святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов.

1.JPG

–  Музей-квартира святого – это редкое явление. Если люди хотят помолиться Всероссийскому батюшке, они делают это в храме или на его мощах в монастыре на Карповке. Что людям интересно здесь? 

– Действительно, музей святого для Церкви – явление пока что редкое, может, даже уникальное. Я имею в виду именно мемориальные музеи. В России два-три таких музея. На память могу назвать Дом-музей святителя Афанасия (Сахарова) в г. Петушки и Мемориальную Квартиру священника Павла Флоренского в Москве. Иоанн Кронштадтский воплотил в своей жизни много новых и неожиданных идей, и даже после его кончины с его именем также связаны неожиданные креативные проекты, как, например, его Мемориальный Музей в Кронштадте.  

Можно спросить, зачем люди идут в Музей отца Иоанна? Думаю, главное, что ищут посетители, – это желание встретиться с отцом Иоанном как с живым человеком, побывать у него в гостях, как мы бываем в гостях у близких друзей. Этот момент я когда-то и сам пережил лично. В свое время именно это желание привело меня в Кронштадт. Будучи еще научным сотрудником Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, я очень хотел побывать в Кронштадте: найти дом Всероссийского пастыря, увидеть своими глазами квартиру, где он жил, представить все в реальности. Отец Иоанн близкий нам святой как духовно, так и хронологически. Он жил по историческим меркам не так давно. Сохранилось множество его фотографий, осталось много его личных вещей. Поэтому хочу сказать, что отец Иоанн удивительно осязаемый святой. И мне захотелось это воплотить в его Музее, сохранить в нем мир отца Иоанна.

– Многие паломники говорят, что отец Иоанн незримо присутствует в этой квартире, и не только из-за его многочисленных портретов, он духом здесь, в своем земном доме…

– Для меня это самый приятный положительный отзыв о Музее. Я сам также чувствую присутствие Дорогого Батюшки (да-да, именно так, с большой буквы) в Квартире, где он жил. Именно это желание встречи с отцом Иоанном вдохновило на создание Музея. И сейчас, когда уже создан целый музейный комплекс, самое главное, что ждет здесь людей, – это встреча с живым, близким и добрым Кронштадтским пастырем. Эта встреча не сравнима даже с поклонением мощам. Конечно, посещение квартиры отнюдь не заменяет поклонение святыне, но дополняет ее. 

2.JPG
Отец Иоанн Кронштадтский с женой Елизаветой Константиновной, 1890-е гг

– Многие при этом читают акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому. 

– Посещение квартиры носит молитвенный характер. Люди хотят сокровенно поговорить с отцом Иоанном, один на один побеседовать с ним, может быть, что-то попросить у него, может быть, мысленно поисповедоваться. Поэтому в Музее разрешается и помолиться, и почитать акафист, а священникам – послужить молебен. Эти особые молебны становятся также беседой с отцом Иоанном Кронштадтским. Один священник рассказывал, как видел во время молебна стоящего рядом с ним Дорогого Батюшку. Поэтому и нужны церковные мемориальные музеи: в них святые, которые живут на небе, как бы сходят на землю, и мы чувствуем их присутствие, ощущаем их нашими сродниками по плоти, понимаем, что они были такие же, как мы. Когда видишь, что отец Иоанн жил в обычной квартире, пил за столом чай и кофе, возникает ощущение реальности святого. Музеи приближают к нам святых.

Нужны церковные мемориальные музеи: в них святые как бы сходят на землю, и мы чувствуем их присутствие

– Как собирались экспонаты музея? Много ли реальных предметов, которые принадлежали отцу Иоанну или же это предметы из той эпохи, не его личные вещи?

– Это была большая проблема, которая встала на втором этапе создания Музея. Первый этап состоял в том, чтобы найти квартиру и расселить ее. Это оказалось не так просто. Начать надо с того, что в советское время Кронштадт был закрытым городом, и попасть в него физически до 1996 года было практически невозможно. Для этого требовалось специальное приглашение коменданта города. Для этого ты должен быть либо жителем Кронштадта, либо у тебя там должны быть родственники, либо иметь официальную командировку или же приглашение.  

Я первый раз попал в Кронштадт в 1989 году, но ни под одну из перечисленных категорий не подходил: повода для командировки у меня не было, родственников там я не имел и, естественно, не был там прописан. Казалось, безвыходная ситуация. И вот одна женщина, жительница Кронштадта, предложила мне посетить город в качестве ее родственника. Я удивился: «Неудобно так ехать в Кронштадт. Во-первых, меня могут не пропустить особые службы, а во-вторых, неловко говорить неправду». Но она оказалась «мудрой девой»: «Мы же все братья и сестры во Христе, и, если я скажу, что вы мой родной человек, я не ошибусь. Во Христе мы все едины. Батюшка Иоанн помолится». Я положился на ее мудрость и на молитвы Дорогого Батюшки. Она написала приглашение, и мне неожиданно выдали пропуск. Это было в ноябре 1989 года. Слава Богу, упование на Господа оправдалось. Я до сих пор храню этот пропуск как исторический артефакт, удостоверяющий первое для меня чудо отца Иоанна (тогда еще неканонизированного!) в Кронштадте. С того времени прошло ровно 33 года. Не верится даже, что я уже 30 лет и 3 года езжу в Кронштадт, и за это время я уже давно сбился со счета чудес Дорогого Батюшки.

3.JPG

Следующее чудо произошло, когда я занялся квартирой в 1995 году. Как только возникла идея выкупить ее, создать Музей, понадобилось часто бывать в городе, и тогда в начале 1996 года неожиданно было принято на самом высоком уровне решение о снятии пограничной зоны в Кронштадте, город стал открытым. Это очень помогло, сняло множество преград, и дальше началась работа…

Квартира Иоанна Кронштадтского в советское время была разделена на пять жилых квартир. Первой получилось расселить угловую комнату, так называемую гостиную залу со знаменитым балконом отца Иоанна. Я познакомился с хозяйкой этой квартиры – Светланой. Она оказалась некрещеной, и я крестил ее вместе с ее братом. Когда я предложил ей расселиться, она рассказала, что живет уже больше года в этой квартире, но, как ни странно, не чувствует себя хозяйкой в ней, а по ночам слышит, как будто кто-то ходит по дому. Видимо, сам батюшка отец Иоанн давал ей понять, кто является настоящим хозяином квартиры. Она согласилась, мы ей нашли вариант размена в Кронштадте (это был 1997 год). 

Светлана не чувствует себя хозяйкой квартиры, по ночам слышит шаги, видимо, сам отец Иоанн давал понять, кто является настоящим хозяином

Когда была достигнута договоренность о выкупе первой квартиры, я доложил об этом в письменном виде в Иоанновский монастырь игуменье Серафиме, ныне уже покойной, но она ответила, что они сейчас занимаются скитом и что все средства и силы уходят туда. В епархии также не проявили тогда интереса к выкупу этого объекта.

 – Возникли сложности с финансированием?

– Скорее, возникли сложности с верой в сам проект… Всякое дело начинается с веры. Когда еще не было Музея, никто не верил, что это возможно. Получается, что я оказался крайний. Тогда мой духовник сказал: «Батюшка, раз вы начали, значит, вы и продолжайте, и заканчивайте начатое. Значит, это дело отец Иоанн поручает вам». Я обратился за финансовой помощью к знакомым почитателям Иоанна Кронштадтского. Хочу назвать имена первых помощников – Сергей, Вячеслав, Владимир. Особенно хочу отметить роль морского капитана и журналиста Сергея Кошелева из Кронштадта, который стал моим первым помощником на этом этапе. 

Когда встал вопрос о регистрации Музея, мы обратились с письмом к Патриарху Алексею IIи митрополиту Владимиру и получили письменное благословение, которое, кстати, было датировано 14 июня 1999 года. Этот день впоследствии стал церковным праздником прославления святого Иоанна Кронштадтского. Случайно или нет Патриарх подписал благословение в этот день, я не знаю, но считаю это еще одним чудом Иоанна Кронштадтского. Этот исторический автограф Патриарха сейчас является ценным артефактом Музея. В том же году Музей был юридически зарегистрирован и 1 ноября 1999 года, в день рождения отца Иоанна Кронштадтского, торжественно открыт для посетителей. Таким образом, день рождения Всероссийского пастыря стал и днем рождения его Музея, который тогда состоял всего лишь из одной комнаты – гостиной залы.

4.JPG

Возвращаясь к Вашему вопросу о мемориальных предметах, хочу вспомнить, как я первый раз с радостью вошел в квартиру, имея на руках свидетельство о ее приобретении, но первая радость сменилась недоумением: «Стены есть, а что будет в них?!» В то время у меня была всего лишь одна дореволюционная книга Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», никаких святынь, ни мемориальных вещей, ни экспонатов, ничего. Здесь произошло очередное чудо, – я называю чудом знакомство именно в это время с потомками Иоанна Кронштадтского. 

Хотя у отца Иоанна не было детей (он с матушкой Елизаветой прожил 53 года в девстве), тем не менее по боковым линиям у него было довольно много потомков: прежде всего по линии двух родных сестер Анны и Дарьи, а также по линии сестер матушки Елизаветы Константиновны. 

Многие потомки бережно хранили мемориальные вещи, их оказалось достаточно, чтобы наполнить к настоящему времени шесть мемориальных комнат квартиры

Многие потомки бережно хранили мемориальные вещи: моленные иконы отца Иоанна, предметы мебели, бытовые вещи. Их оказалось достаточно много, так что нам хватило наполнить к настоящему времени шесть мемориальных комнат квартиры. В каждой представлены какие-то мемориальные вещи, а некоторые комнаты, например кабинет и столовая, более чем наполовину наполнены подлинными вещами, связанными с отцом Иоанном Кронштадтским.

Наверное, самый большой объем мемориальных вещей сохранила Светлана Игоревна Шемякина – правнучатая племянница Елизаветы Константиновны и, стало быть, свойская правнучатая племянница Иоанна Кронштадтского. Она дочь того самого мальчика, которого Иоанн Кронштадтский благословляет на известной фотографии, трогательно возложив на его голову свою правую руку. Эффектный снимок весьма популярен в литературе и используется практически во всех книгах по отцу Иоанну. Более десяти предметов мебели отца Иоанна и некоторые его вещи – ширму, кофемолку, походный самовар – Светлана Игоревна передала еще при жизни, а некоторые вещи передала по завещанию, сделанному устно перед кончиной. Она сама их отреставрировала и завещала передать в мемориальную квартиру. Ее дар пришелся как нельзя кстати. Он совпал в 2019 году с открытием к 190-летию со дня рождения Иоанна Кронштадтского трех новых мемориальных комнат. Эти вещи вернулись в квартиру отца Иоанна спустя ровно 110 лет и заняли свое прежнее место. Самое ценное из них, наверное, кресло отца Иоанна, в котором он любил отдыхать. Также хочу отметить секретер Руфины Григорьевны, бабушки Светланы Николаевны, которая была письмоводительницей батюшки, и на этом секретере, стало быть, составлялись многие важные письма и деловые бумаги отца Иоанна.

5.JPG

– Обычно в музеях экспонаты категорически нельзя трогать, но в Вашем музее есть исключения из этого правила? Даже ручку, которой отец Иоанн писал, кому-то удается подержать в руках. Нет опасения, что экспонат, вернее, такая ценность, придет в негодность?  

– Ручку сохранила другая потомица Руфины Григорьевны, ее внучка и правнучатая племянница о. Иоанна – Галина Николаевна Шпякина. Эту ручку она хранила всю жизнь. В год столетия Иоанна Кронштадтского в 2008 году на торжественном вечере, который мы проводили в БДТ, она прямо на сцене сказала: «Хочу передать в Мемориальную Квартиру ручку-вставку Иоанна Кронштадтского». Я был сильно обрадован и удивлен: я столько лет был знаком с Галиной Николаевной и не знал о ручке отца Иоанна. Она ответила: «Я вас знаю, батюшка, вы бы просили, а я бы вам не могла отказать… А мне самой хотелось передать ее в мемориальную квартиру в такой торжественной обстановке». 

Еще она дома хранила неожиданную для отца Иоанна «святыню» – пианино, которое он подарил своей племяннице Руфине Григорьевне Шемякиной. Это пианино потом перешло ее дочери Варваре Николаевне и в итоге – Галине Николаевне. О пианино я знал, видел его, как-то спросил о его будущей судьбе. Галина Николаевна заверила: «Мне оно дорого. Меня не станет, вы его получите». Она преставилась год назад, 25 апреля 2021 года. Ее дочь Мария позвонила мне: «Приезжайте и забирайте пианино отца Иоанна Кронштадтского, моя мама сказала передать его вам». На 40-й день памяти Галины Николаевны пианино приехало в Мемориальную Квартиру. Сейчас мы занимаемся его реставрацией. Это дело непростое: пианино фирмы «Шредер» 1902–1903 года, чтобы его адекватно восстановить, нужны некоторые детали, которые фирма (она до сих пор существует) производит, но сейчас в связи со всеми сложностями политическими возникли проблемы доставки. Тем не менее надеемся услышать пианино, которое слышал сам отец Иоанн Кронштадтский.

В нашем Музее мы специально подобрали некоторые экспонаты, которые предлагаем и даже просим обязательно потрогать, подержать, благословиться

– А как обстоят дела с другими ценностями? 

– Повторюсь, посещение Музея должно стать встречей с отцом Иоанном, а это требует, как говорят психологи, тактильного контакта. В музее мы все становимся немножко детьми, в том смысле, что здесь почему-то хочется все потрогать, подержать, наверное, чтобы «проверить» подлинность представленных вещей и обстановки. В нашем Музее мы специально подобрали некоторые экспонаты, которые предлагаем и даже просим обязательно потрогать, подержать, благословиться. Что-то доступно всем, что-то приходится ограничивать только для особых категорий гостей. К примеру, мы иногда извлекаем ручку-вставку отца Иоанна из футляра для известных писателей, поэтов и других пишущих люди, которым важно таким образом получить благословение отца Иоанна на свои письменные труды.

6.JPG

А вот трость отца Иоанна мы предлагаем подержать всем без исключения. Часть мемориальной трости Всероссийской пастыря в Музей-Квартиру подарил протоиерей Севериан из Молдавии. Именно ее мы даем подержать, чтобы почитатели отца Иоанна смогли опереться на эту трость, почувствовать его духовную поддержку, чтобы Батюшка стал нашим путеводителем по жизни.

Некоторым посетителям, имеющим высокий сан, архиереям, архимандритам, протоиереям мы предлагаем посидеть в кресле отца Иоанна. Это кресло в резиденции на Каменном острове хранил ныне покойный митрополит Владимир (Котляров), который передал его в Мемориальную Квартиру в год 100-летия памяти святого Иоанна Кронштадтского. Квартиру за двадцать лет ее истории посетили три патриарха, и все они посидели в кресле Иоанна Кронштадтского. Считаю, что начало этой традиции положил сам Иоанн Кронштадтский. Однажды, когда отец Иоанн был в Вауловском скиту, его посетил ярославский архиерей Тихон (Белавин), которого мы знаем как Патриарха Тихона. Когда владыка Тихон вошел в комнату, отец Иоанн встал и предложил ему сесть на его место. Присутствующие увидели в этом какое-то особое благословение и предсказание: отец Иоанн как будто уступает свое место этому ярославскому архиерею. Так и случилось: отец Иоанн в том же году преставился, а владыка Тихон спустя 10 лет был избран на Всероссийское патриаршество и таким образом сподобился того же титула, что и Всероссийский пастырь – отец Иоанн. 

«Кофе по-кронштадтски» пользуется большой популярностью у монашествующих, которые говорят, что он помогает выстаивать долгие монастырские службы

– Есть у вас еще один экспонат, который можно не только потрогать, но и попробовать… Это «кофе по-кронштадтски». Расскажите его историю. 

– Это действительно кофе с историей. Светлана Игоревна Шемякина как-то позвонила из Москвы: «Батюшка, мне исполняется 80 лет, я хочу приехать к вам и встретить свой юбилей с вами и вашими. Мне ничего не нужно дарить, я вам привезу в дар Мемориальной Квартире одну святыню». Она привезла кофемолку Иоанна Кронштадтского, ей пользовалась Елизавета Константиновна, которая готовила для батюшки «кофий». Его батюшка пил реже, чем чай, видимо, это было более праздничное, более дорогое угощение. «Кофий» покупали в зернах в Гостином дворе Кронштадта и для приготовления использовали кофемолку. 

Когда Светлана Игоревна привезла ее нам, то кофемолка оказалась на ходу, потребовалась только внешняя реставрация. За праздничным столом я попросил Светлану Игоревну смолоть кофе в ней. Напиток оказался таким вкусным и ароматным, что его тут же назвали «кофе по-кронштадтски». Тогда и возникла мысль, чтобы в дни памяти отца Иоанна, 1 ноября (день рождения) и 2 января (день кончины), в этой кофемолке молоть кофе для гостей в память о посещении Квартиры. Так возник необычный сувенир «кофе по-кронштадтски», который пользуется большой популярностью у посетителей, особенно у монашествующих, которые говорят, что он помогает выстаивать долгие монастырские службы и ночные бдения. Благодаря таким моментам образ отца Иоанна становится совсем близким, земным и осязаемым.

7.JPG

– Отдельная тема – это образ Божией Матери, который написал космонавт Алексей Леонов. Как он оказался в вашем музее?

– Я считаю для себя большой радостью и счастьем знакомство с Алексеем Архиповичем Леоновым. Я бывал несколько раз у него дома в деревне Леониха рядом с городом Королевым. Должен сказать, что это был необыкновенный человек, один из самых ярких, интересных и духовно богатых людей, каких я только знал. Мне он представлялся образом русского человека ХХ века во всей его сердечной красоте, широте души и космической высоте духа! Господь наделил его многими талантами, в том числе живописным. С пяти лет мальчик Алеша рисовал и не оставил это увлечение, будучи уже знаменитым космонавтом. Побывав в открытом космосе, он открыл новый жанр в живописи – космические пейзажи. Сила его работ в том, что они написаны с натуры. Его выставки проходили много раз в России и за рубежом, пользуясь неизменным успехом. Когда я глубже познакомился с его творчеством, у меня возникла заветная мысль: «Если бы он написал икону… Это была бы первая икона на земле, написанная космонавтом». Я знал, что Алексей Архипович Леонов – глубоко верующий человек. К тому же моя мысль усиливалась еще одним обстоятельством. Юрий Гагарин после полета в космос на вопрос «Видел ли он там Бога?» ответил, что Бога он там не видел. С точки зрения богословия это был совершенно точный ответ, потому что Бог по природе нематериален и его «никто же никогда не виде» (см.: Ин. 1: 18). Но эту фразу Гагарина тут же подхватили хрущевские атеисты 60-х годов и по полной использовали в борьбе с религией. Я думал, что икона, написанная космонавтом, могла бы расставить окончательно точки над i. Это был бы своего рода ответ на тот же вопрос, только живописными средствами. 

Хотелось, чтобы первой иконой, написанной космонавтом, была бы икона, связанная с именем Иоанна Кронштадтского

Кончено, предложить подобную идею такому статусному человеку было делом серьезным и ответственным. Как сейчас помню тот день 21 мая 2013 года, когда я решился позвонить Леонову. Я поздравил его с наступающим днем рождения и с волнением рассказал об идее создания иконы. Его реакция меня поразила: он как будто ожидал этого предложения. Он тут же увлеченно стал рассказать, что у него эта мысль давно присутствует в голове, но есть одно препятствие, которое он не может преодолеть. Он высказался примерно так: «Я художник, много пишу, но все-таки я не имею профессионального образования и боюсь, что не смогу написать правильно Лики Божьей Матери или Спасителя». В тот момент я понял, что в моих руках судьба масштабного исторического проекта. Нужно что-то придумать. Я предложил: пусть лики напишет профессиональный живописец, а все остальное напишет Леонов. Он с воодушевлением принял этот план действий. 

8.JPG

Естественно, встал вопрос, какую именно написать икону?  Ответ на его вопрос у меня был заранее заготовлен. Мне хотелось, чтобы первой иконой, написанной космонавтом, была бы икона, связанная с именем Иоанна Кронштадтского, чтобы таким образом Всероссийский пастырь тоже вышел в космос. Из тех икон, которые так или иначе связаны с Иоанном Кронштадтским, мне особенно близка Леушинская икона Божьей Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Выразительная по живописи, красивая по иконографии, глубокая по смыслу, эта икона была связана с Леушинским монастырем и Леушинским подворьем, где я был в то время настоятелем, и одновременно с именем Иоанна Кронштадтского, который, по преданию, молился перед нею и даже называл ее «Спасительницей России». Я рассказал об этом образе Алексею Архиповичу, послал ее изображение по электронной почте. Она ему сразу же понравилась, буквально пленила. Его очень тронул жест рук Богомладенца, который простирает их к нам, богатые цветовые сочетания, если вы помните, Богоматерь облачена в бело-сине-красные одежды, которые соответствуют российскому триколору.  

Как раз в то время в Петербурге на Леушинском подворье, где я служил в то время настоятелем храма, работал замечательный мастер художник-академист и реставратор Валерий Григорьевич Шкода, которому я предложил: «Хочешь стать соавтором космонавта Леонова?» Я объяснил, что нужно написать Лики для будущей иконы космонавта Леонова, а он напишет все остальное». Он, как говорится, не смог отказаться от такого предложения. Я заказал холст на подрамнике большого размера. Икона должна быть храмовой по размерам. Через несколько недель Валерий показал прописанные фигуры Божией Матери и Богомладенца на холсте, которые я повез в Леониху Алексею Архиповичу. Буквально с порога закипела работа. Мы едва успели попить чаю, как он сразу стал работать. Я стал счастливым свидетелем творческой лаборатории художника-космонавта. Он пристально всматривался в написанные Лики, которые ему легли на сердце, вслух размышлял, какой должен быть фон, как должна расположиться линия горизонта. Оказалось, что в космосе горизонта в прямом смысле нет, он плавает, летает, переворачивается. Леонов взял большую линейку и стал вымерять углы линии горизонта. Передо мной был еще чистый, белый фон холста, а в сознании Алексея Архиповича на нем уже открылась космическая бездна. Он решил изобразить Матерь Божию на фоне космоса, закрывающей Собой Землю, причем Она закрывает Собой именно Россию, ее центральную европейскую часть, а точнее – Москву, Петербург, а левая рука Богородицы касается его Родины – Сибири. Все это я увижу потом, когда икона будет уже закончена. На ней все оказалось очень точно и символично: там есть звездное небо, и Большая Медведица, и Полярная звезда, все звезды имеют точные названия… Более того, он запечатлел в некотором смысле и самого себя. «Вы не против, если я здесь нарисую "Союз" – "Аполлон"?» Ведь он был участником этой знаменитой стыковки и находится на иконе внутри этого космического объекта, который он изобразил в виде креста. Этот символ стал его открытием. 

9.JPG

Леонов начал работу в июле, а закончил в конце августа. Когда я вновь к нему приехал, был потрясен глубиной, красотой, символизмом, я понимал, что передо мной первая икона на земле, созданная космонавтом, к тому же первым вышедшим в открытый космос. Эта икона – христианский взгляд на Вселенную, своего рода тоже духовный выход в космос, который осуществил Леонов. С легкой руки Леонова икону стали называть «Космической Богоматерью». 

Икона «Космической Богоматери» – христианский взгляд на Вселенную, своего рода тоже духовный выход в космос, который осуществил Леонов

Изначально я предлагал разместить икону на космодроме Байконур, чтобы она благословляла наших космонавтов, провожала их в космос и встречала дома на земле. Но увидев написанную икону, я понял, что первая икона должна остаться в России, и попросил ее в квартиру Иоанна Кронштадтского, а для космодромов написать ее повторение, причем не только на Байконур, но и на другие космодромы – в Плесецк и на Восточный. При каждом из них есть действующие храмы, где бы они могли храниться. Алексей Архипович был вдохновлен этой масштабной идеей. Я тут же заказал художнику Валерию еще два холста с Ликами такого же размера и буквально через месяц отправил их Леонову. В следующем году – в году своего 80-летия Алексей Леонов написал еще две копии «Космической Богоматери». В процессе работы у него возникло глубокое внутреннее желание посвятить эти иконы памяти Юрия Гагарина и поместить в храмы, связанные с его именем. Первый список был передан в храм святого апостола Андрея Первозванного на Андреевском погосте на месте гибели первого космонавта. Этот храм восстанавливался по инициативе и на пожертвования Леонова и других космонавтов. А второй из написанных списков он пожелал передать на родину первого космонавта в город Гагарин в Смоленской области. Я был глубоко тронут этим жестом памяти. Самое дорогое из написанного им Леонов пожелал посвятить своему великому другу и сподвижнику. Я был тем более рад такому решению потому, что теперь икона, связанная с именем Иоанна Кронштадтского, будет духовно связана и с именем Юрия Гагарина. В настоящее время эти два списка находятся в «гагаринских» храмах, где они стали чтимыми и любимыми иконами. 

Я только напомнил Леонову, что космодромы также нуждаются в его иконах. Он был готов писать еще новые списки своей «Космической Богоматери». Однако возраст брал свое. Ему шел уже девятый десяток лет. Последние годы он много болел, был ограничен в движении, находился в госпиталях. Скончался 11 октября 2019 года. К сожалению, предполагаемые списки икон он не успел написать. Нам остается изготовить копию его икон и преподнести в память о нем на российские космодромы его «Космическую Богоматерь».

10.JPG

– Вернемся к делам мирским, материальным. Цена за билет в Музей-Квартиру Иоанна Кронштадтского – символическая, за счет чего и как живет и развивается мемориальный комплекс сегодня? 

– Музей требует содержания и расходов у нас немало: это и коммунальные платежи, которые растут с каждым годом, и ремонт помещений и фасадов, и реставрация старой мебели. Само функционирование Музея от печатной продукции до входных тапочек – все это требует материальных средств. Ну и самое главное, остаются еще две не расселенные жилые квартиры, которые составляли жилье отца Иоанна. Их расселение требует действительно больших средств. 

Пожалуй, самое крупное пожертвование было от семьи Ростроповичей. Галина Вишневская, выросшая в Кронштадте, несколько раз посещала Мемориальную Квартиру. Ее дочь Елена является глубокой почитательницей Кронштадтского пастыря. Они сами предложили помощь. Как раз в это время шло восстановление кабинета о. Иоанна. Они предложили строительную фирму в Петербурге и оплатили качественный ремонт. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Елене Ростропович.  

Но Музей Иоанна Кронштадтского – это народный проект. За ним не стоят ни олигархи, ни толстосумы. Мы собираем на выкуп Квартиры буквально по копейке. Целую квартиру выкупить очень дорого, но приобрести 1 см квартиры – это реально. Мы посчитали, что сантиметр площади квартиры стоит примерно 500 рублей. Любой почитатель Иоанна Кронштадтского может приобрести свой именной кв. см квартиры Всероссийского пастыря. Вот так по копейкам да по сантиметрам и идет возрождение Мемориальной Квартиры святого Иоанна Кронштадтского. Понятно, что это требует много времени и терпения.

 –  А те, кто живет в квартирах по соседству с музеем, не против?

– Расселение каждой новой квартиры – это особая история, кто-то желает расселяться, кто-то нет, кого-то приходится просить, кто-то нас просит. Одна жительница решила продать квартиру не Музею, а другим людям, и дала объявление. Покупатели приходили, им все нравилось, но, когда они узнавали, что тут Музей Иоанна Кронштадтского, тут же отказывались. Это повторялось 7 раз. И она призналась: «Я поняла, что это сам Иоанн Кронштадтский их отворачивает. Решила, что это ваша квартира». За месяц мы собрали недостающую сумму и выкупили. Для меня это просто чудо: как видите, иногда отец Иоанн Кронштадтский выступает в качестве риэлтора по отношению своей квартиры. 

11.JPG

В настоящее время Музей-Квартира состоит из шести мемориальных комнат, а также выставочного зала и подсобных помещений. Сейчас расселены и мемориализированы три главные большие комнаты: кабинет о. Иоанна, гостиная зала и столовая, а также три малых комнаты, которые используются как прихожая, комната матушки Елизаветы и картинная галерея. 

Также должен обязательно сказать об Иоанновском сестричестве, которое существует при Музее-Квартире. Это 20 сестер, которые ежедневно бескорыстно и усердно трудятся на этом святом месте. Без них работа Музея была бы невозможна. Они несут разные послушания: принимают группы, проводят экскурсии, просто общаются с посетителями по душам, убирают Квартиру, ухаживают за садиком отца Иоанна. Их труд заслуживает большой благодарности. Уверен, что Дорогой Батюшка пребывает с ними и благословил их. 

Иоанновское сестричество – это 20 сестер, которые ежедневно бескорыстно и усердно трудятся на этом святом месте

Двери Квартиры открыты для всех: и для верующих, и для неверующих, и для православных, и для инославных, и для взрослых и детей. У нас нет никаких ограничений. Но именно эта открытость создает необходимый миссионерский эффект. В Музее мы говорим об отце Иоанне Кронштадтском, его жизни, подвигах, его духовных и социальных начинаниях, о городе Кронштадте, его истории и героях. Но о чем бы мы ни говорили, мы всегда говорим о вере и православии. Если в храм не все могут зайти, то в Музей приходят все. Особое внимание мы уделяем школьникам и студентам. У нас разработана особая экскурсия для молодежи в форме квеста, которая пользуется большой популярностью. Также существует программа сотрудничества с кронштадтскими школами, лицеями и кадетскими корпусами. Как известно, отец Иоанн при жизни совершал многочисленные поездки по России, которые имели большой миссионерский эффект. Это служение Всероссийского пастыря продолжает Музей-Квартира в настоящее время, только теперь люди сами едут сюда к отцу Иоанну. 

Протоиерей Геннадий Беловолов в стенах Сретенской академии дал лекцию о святом праведном Иоанне Кронштадтском. 

Беседовала Алина Темнова


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить