«Отец игумен у вас – святой человек»

4 августа 2016 года мирно почил в Афонской Пантелеимоновой обители многолетний ее труженик и игумен старец Иеремия (Алехин). Управлял он святой обителью почти сорок лет из ста земных, данных ему Богом. Обратимся к жизненному пути схиархимандрита Иеремии.

1, превью (18).jpg
Схиархимандрит Иеремия (Алехин)

Родился будущий игумен в пределах Всевеликого войска Донского в хуторе Новорусском 9 (22) октября 1915 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева. В честь апостола и был наречен младенец в Крещении. Его семья была многодетной и очень набожной. В конце седмицы собирались все вместе, благодарили Бога и пели песню «Гора Афон, Гора Святая», утром в воскресенье шли на Литургию. Как вспоминал потом старец, «я очень хотел видеть, какой он, Афон, и какие там сады. Не понимал я тогда еще, что сады эти – духовные. Если бы не советская власть, не война, я бы раньше уехал на Афон, когда молодым еще был. Но Господь на старости лет исполнил во благих желание мое». 

В благочестии воспитывал мальчика в основном дедушка, который привил внуку любовь к Псалтири и труду. В конце 20-х годов семью раскулачили и выслали в Прикамье. Впоследствии отец Иеремия так говорил об этих скорбных обстоятельствах: «Абсолютно глухое место, вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там ее и похоронили, на пристани». После этого отец с детьми пытались сбежать, но их разделили. С тех пор дети никогда больше не видели отца. Иаков предпринял другую попытку побега, и на этот раз ему помог начальник караула. Три года пешком шел юноша домой, на Донбасс. Достигнув родных мест, он устроился работать крановщиком на заводе в Мариуполе. 

В 1937 году на Донбассе, как и по всей стране, начались жестокие гонения за веру. В Мариуполе были разобраны все церкви. Прямые преследования, однако, Иакова миновали. 

С началом Великой Отечественной войны он остался работать на заводе, который имел оборонное значение. К городу подступала линия фронта, предприятие было решено эвакуировать. Иаков эвакуироваться не успел, до последнего момента демонтируя оборудование. Город был захвачен немецким неприятелем. Как молодого и работоспособного, молодого человека угнали на работы в Германию в числе других шестидесяти тысяч мариупольцев. Там в тяжелых условиях находился он три года. О том времени старец вспоминал, что «в терпении злостраданий познал милость Божию, которая подвигает душу к благодарению».

Впоследствии он скажет в одной из своих проповедей: «Умение быть благодарным воспитывает в человеке покорность воле Божией, облегчает путь ко стяжанию смирения, обучает молитве, помогает постичь таинство любви. Благодарная душа никогда не будет роптать на судьбу, никогда не обидит ближнего и даже не превознесется над ним, она будет прилежна к молитве и богослужению, отнюдь не тяготясь их продолжительностью. Благодарная душа не может не быть милостивой, не может ненавидеть и замышлять зло, потому что помнит оказанную ей милость и стремится сторицею воздать тем же». Тему важности благодарения он часто поднимал в своих духовных назиданиях, когда стал игуменом Пантелеимоновой обители.

Умение быть благодарным воспитывает в человеке покорность воле Божией, облегчает путь к стяжанию смирения, обучает молитве, помогает постичь таинство любви

Об узах немецкого плена старец позднее говорил: «Там, в плену, я понял, что весь мир во зле лежит и что хотящие жить благочестиво по заповедям Божиим всегда в этом мире будут гонимы врагом рода человеческого, гонимы и через чужих, и через мнимо своих; и что спасение нужно искать только у Бога. Тогда я решил, что, если вернусь на Родину, пойду служить Богу и стану монахом». 

После освобождения из плена офицер спросил его о том, чем он собирается заниматься на Родине. Ответом было: «Служить Господу». В анкете же сострадательный офицер написал: «Быть рабочим», что спасло будущего игумена от очередного лагеря уже на Родине.

После этого Иаков вновь вернулся на Донбасс, где проработал 11 лет на хлебозаводе в Луганске. В 1956 году он поступает в Одесскую семинарию и становится послушником Свято-Успенского Одесского монастыря. Через год он был пострижен в монашество с именем Иеремия в честь преподобномученика Иеремии из собора Синайских и Раифских мучеников. Еще через год был рукоположен в иеромонаха. В монастыре нес послушание келаря, окормлялся у старца схиигумена Кукши Одесского (Величко), постриженника Святой Горы, бывшего насельника скита Новая Фиваида. 

В 1960 году стало известно, что на Афон будут отправлены несколько монашествующих для возрождения обители. Сердце отца Иеремии затрепетало. Он рассказывал: «И я очень захотел поехать вместе с этими монахами и стал молиться, чтобы Божия Матерь сподобила». Святое желание он открыл своему старцу, на что получил ответ: «Желание хорошее. Но это не просто желание твоего сердца – Матерь Божия тебя ведь давно уже призывает – с детства. Подавай прошение. Ты – нашего рода, Афонского». Прошение было подано. Но разрешения въехать на Афон ему пришлось ждать еще четырнадцать лет. Так Господь испытывал отца Иеремию в терпении и уповании на Его милость.

2 (54).jpg

В 1964 году преподобный Кукша оказался на смертном одре. Никто не решался его причастить за то, что старец был гоним советской властью. Лишь иеромонах Иеремия не побоялся совершить свой священнический долг, причастив умирающего. На это прозорливый старец сказал ему: «Чем отблагодарить тебя, чадо?.. Будешь игуменом на Афоне». 

Так и произошло спустя более десятка лет. В 1975 году, уже в сане архимандрита, в возрасте 59 лет прибывает отец Иеремия на Святую Гору. Через три года он избирается братией игуменом Пантелеимоновой обители. Один из насельников монастыря того времени писал о нем так: «Игуменом будет у нас отец архимандрит Иеремия, очень хороший монах, трудолюбивый, смиренный, молчаливый».

О приезде отца Иеремии в Пантелеимонову обитель вспоминал свидетель того события, митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт), в юности бывший на Афоне: «Помню приезд отца Иеремии на Афон в середине 70-х годов. В Свято-Пантелеимоновом монастыре тогда подвизалась маленькая горстка монахов. Были старые монахи, поселившиеся в начале века, а были и новые, недавно прибывшие из плененной России. Отец Иеремия своим тихим нравом сумел найти правильный, равночестный подход как к тем, так и к другим. Всех он обнял своей отеческой любовью. Когда мы утром перед полунощницей подходили к нему под благословение, мы не могли не чувствовать ту внутреннюю радость, с которой он каждого включал в свою молитву.

Постепенно мы поняли, чем он выделяется среди нас: своей скромностью, кротостью и смирением. Отец Иеремия не любил громких слов, но просто шел вперед своими делами. Первый на службе с утра, последний в церкви вечером. Между богослужениями – труд телесный. Монастырь был в упадочном состоянии. Братии мало, дел без конца много. Не хватало рук для насущных работ. Не было самых простых инструментов. Отец Иеремия не смущался этим – он трудился с утра до вечера. Постепенно он приучил каждого монаха к тому или иному послушанию. И в результате мы сегодня имеем перед собой цветущую обитель, отремонтированные храмы и корпуса, и главное – живую братию… Он сумел перенять от старших монахов дух того русского монашеского подвига, который донесли наши отцы до нас, и передать его молодому поколению».

3 (43).jpg

Схиархимандрит Илий (Ноздрин), трудившийся в обители под руководством отца Иеремии, в свою очередь говорил: «Став игуменом Пантелеимонова монастыря, он трудился наравне со всеми монахами, не поднимал высоко голову, не хвалился, что он начальник, но всегда держал себя как простой монах, и за это его все любили и уважали. Он никогда не повышает голоса, не кричит на монахов, но хочет, чтобы все было по совести, по любви, по страху Божию. Много служил, трудясь, не жалея нисколько своих сил. Никогда не было у него… упадка духа или уныния, несмотря на физическое состояние. И это потому, что ум его и сердце в Боге». 

По словам же самого старца Иеремии, на посту игумена Пантелеимоновой обители он «испытал такие скорби, каких во всю жизнь свою не встречал» (и это после пережитой им ссылки, лишений и плена). В 2006 году он принял великую схиму с тем же именем.

В испытаниях закаляется дух человека. Не ожесточится человек, если несет возложенный Богом крест со смирением. Схиархимандрит Иеремия показал своей жизнью пример смиренного крестоношения и любви к Богу и ближнему. По его словам, «что бы ни происходило, какие бы скорби, искушения или испытания нас ни постигали бы, мы должны помнить, что "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4: 16). И наоборот, если кто теряет этот бесценный дар Любви, ожесточается, враждует, тот теряет Бога, Его благодать и присутствие в своем сердце».

О любви христианской он однажды сказал: «Любовь не может быть без подвига, без самопожертвования. Поэтому хотел бы напомнить, в чем прежде всего выражается любовь. Если ты любишь брата, уступи ему, предпочти его выгоду своей собственной; не завидуй ему, когда видишь, что в чем-то он превосходит тебя; потерпи его немощи и снизойди к его недостаткам; не наноси ему вреда празднословием, смехотворством или осуждением кого-то. 

"Да будет между вами любовь", – говорит Господь. Просто слово Господне, но как исполнить его? Что есть любовь и как узнать, любишь ли ты по добродетели или по страсти? Если хочешь научиться истинной духовной любви во Христе, прежде всего приучи себя быть нескорым на празднословие и шутки; если не спросят тебя, сам не вступай первым в беседу, особенно со старшими; если же заговорят с тобой – отвечай с радушием, но кратко. Приучи себя не противоречить, не спорить, не настаивать на своем. Не спеши говорить "нет", когда просят тебя оказать послушание или просто помощь… Как бы ни было тяжело, как бы тяжко не согрешил пред тобой ближний твой, но если испросил он у тебя прощения – от всея души в тот же миг прости ему. Прощай ближнему твоему без остатка, и познаешь милость Божию к самому себе». 

Прощай ближнему твоему без остатка, и познаешь милость Божию к самому себе

Старец Иеремия был большим молитвенником. Во время четырех постов он прочитывал всю Псалтирь ежедневно. В другое время – каждый день по десять кафизм и столько же глав Евангелия. Неопустительно посещал старец все уставные богослужения. Любовь к храму и молитве он передавал братии в своих назиданиях: «Вся служба нашей Святой Церкви, все обряды и богослужебные тексты исполнены глубокого смысла и назидания. Нет в Церкви ни одного действия, ни одного слова, не исполненного смысла. Вслушаемся внимательно, братия, в богослужение. Если кто не стяжал молитвы, то сама служба покажет ему образ молитвы, умилостивляющей Бога. Кто со вниманием и благоговением погружается в слова богослужения, скоро познает молитву. Служба воспитывает и воцерковляет наши чувства, очищает от примеси страстей и учит, как соединить их с молитвой. Стихиры, тропари и каноны обучают душу молящегося достойно славословить Бога. Внимательное слушание богослужения не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. В гимнах церковных сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святого.

Вся мысль человека должна быть в Боге. Все земное отложи, всю суету и попечение, чтобы ничто тобой не обладало, и всю мысль, все чувства возведи к Богу. Бог твое прибежище, Бог твой помощник и сила. Бог твой собеседник и твой Отец. К Нему единому прибегай часто и усердно и с Ним собеседуй в уединенной молитве. Страшно подумать: святые отцы призывают молящегося христианина уподобиться херувимам, которые непрестанно взирают к Богу и славословят Его. Око есть символ ума. Сия же ангельская природа не случайно названа в Священном Писании многоочитой, но по причине преизбытка молитвенного внимания. Херувим пребывает в непрестанном духовном созерцании и ведении божественных тайн. Вот к какому образу молитвы призваны мы, братие, особенно во время предстояния на Божественной литургии».

Большое внимание уделял старец тому, как важен «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3: 4): «Жизнь каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтении определенных молитв, участии в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина – все это очень важно, но если при всем этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно исправляя в соответствии с Евангелием мысли, чувства и желания, он не достигнет главной цели своей жизни, не исполнит своего предназначения, не привлечет к себе Божественную благодать, не станет храмом Божиим и "богом по благодати".

4 (35).jpg

Недостаточно формальной принадлежности к православию, но необходимо еще и опытное приобщение к плодам крестного подвига, Воскресения и Вознесения Христа. С помощью благодати непознаваемый по природе Бог открывается верным. По благодати верный христианин может не только стать боговедцем, но и стать богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. По словам преподобного Ефрема Сирина, Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5: 8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоем, тогда, "се Царствие Божие внутрь тебя есть" (см.: Лк. 17: 20–21). Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе непреступной Божества».

Немаловажным для современного христианина является и такое назидание старца Иеремии: «Внутренняя, сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание благодати являются неотъемлемыми сторонами православной духовности… Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети и там ожидать Утешителя, Который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу. Только в благодати Духа Святого мы познаем своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу – свободу жить не по побуждению и насилию страстей, привычек и инстинктов, но по воле Божией. И в этом – счастье человека».

Почил схиархимандрит Иеремия тихо и мирно на 101-м году жизни. Погребен был в Свято-Пантелеимоновом монастыре, возле южной алтарной стены, где погребаются все игумены обители. Как говорил братии о нем еще при жизни архиепископ Василий (Кривошеин), «отец игумен у вас – святой человек, своим примером показывающий, как нужно жить. А это – самое важное». Протоиерей Димитрий Смирнов знал отца Иеремию в течение многих лет и отзывался о нем так: «Он является для нас живым образом и непопираемым знаменем истинной монашеской жизни и любви к молитве». Думается, что пример святого старца может послужить в назидание и нам. Да упокоит Господь душу схиархимандрита Иеремии в селениях праведных!

Источники:

Игумен по послушанию: жизненный путь схиархимандрита Иеремии (Алехина). Доклад иеромонаха Никиты (Смернягина) на ХХVI Рождественских образовательных чтениях.

Сайт https://www.patriarchia.ru


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить