Победивший бесовские искушения

Из жития преподобного Нифонта, епископа Констанции Кипрской

Проблема кризиса веры и «выгорания» сегодня является достаточно распространенной: люди, много лет порой проведшие в церковной ограде, входят в полосу искушений и фактически теряют «контакт» с Богом. Молитва внезапно делается пустым повторением чужих слов, Христос, встречу с Которым человек, казалось бы, пережил, оказывается далеким, церковное учение – сухим и бесплодным. Кто-то совершенно теряет веру (иногда даже становясь открытым врагом Церкви), кто-то обращается к иным конфессиям или религиозным традициям в надежде чем-то напитать свою духовную жизнь. Иногда даже утверждается, что наследие Православной Церкви вовсе ничем не может помочь человеку, оказавшемуся в подобной ситуации. В действительности, разумеется, это не так. Опыт наших святых в том числе включает и опыт преодоления подобного состояния – этого бесовского нападения, попускаемого Богом для христиан, выходящих из новоначального состояния. Мы публикуем русский перевод отрывка из жития преподобного Нифонта Констанцского (Кипрского), в котором рассказывается, как он преодолевал это «великое искушение».

Изображение из iOS.png

Святитель жил, согласно указанию жития, в IV столетии, но сам текст дошел до нас только в версии Х века. Существуют русский и славянский его переводы, но они сильно сокращены сравнительно с пространным оригинальным текстом, с которым мы и хотим познакомить читателя.

***

Преподобный Нифонт происходил из благочестивой семьи, но впоследствии отступил от веры, вел разгульную жизнь и вновь обратился к благочестию, уже будучи взрослым. После долгой подвижнической жизни, когда святой достиг, казалось, определенной духовной высоты, он подвергся тяжелейшему испытанию: четыре года демон непрестанно внушал ему мысль о том, что Бога вовсе нет. Любопытно, что доводы искусителя во многом совпадали с аргументацией нынешних атеистов: «Если Бог есть, то покажи, где Он, и расскажи, что Он из Себя представляет».

Изображение из iOS.jpg
Фото: pravchelny.ru

При этом преподобный Нифонт фактически не мог молиться: молитва его сводилась к проговариванию молитвословий – даже просто удержать на них внимание ума ему было невероятно тяжело. Также он не мог читать Писание: при чтении его разум почти не воспринимал смысл. Однако, несмотря на эту внутреннюю опустошенность, святой не оставлял ни молитвы, ни чтения, хотя бес требовал от него именно оставить молитву, в которой, как утверждал искуситель, не было никакого смысла, и совершалась она «по привычке». Спустя четыре года, проведенных в этой духовной пустыне, преподобный Нифонт, который и сам уже колебался в вере, в отчаянии потребовал (именно потребовал) от Бога, чтобы Тот открылся ему. После этого святой имел опыт созерцания Божественного света, который раз и навсегда устранил все его сомнения.

Сохранение верности в молитве и чтении Священного Писания, пусть и «по привычке», способно стать тропой сквозь духовную пустыню

Возможно, история преподобного Нифонта может послужить ответом для тех, кого сегодня накрывает подобный беспросветный мрак душевного омертвения. Цель искусителя в такой ситуации всегда одна: отвести человека от самого сухого и простейшего «скелета» христианской жизни – молитвы, чтения, участия в богослужениях… И именно сохранение верности в этих вещах (пусть и совершаемых почти «по привычке»), быть может, способно стать тропой сквозь духовную пустыню и привести нас к тому состоянию, когда мы будем готовы воспринять непосредственный опыт Божественного присутствия – присутствия, которое навсегда разрешит наши вопросы.

Выдержка из жития преподобного Нифонта

Однажды вечером [святой Нифонт] стоял и молился. И внезапно услышал он словно тяжкий гул, приближавшийся и наполнявший его слух. «Что же это?» – спросил он в тревоге. И когда он говорил, диавол пришел, скрежеща зубами, грозя и буйствуя. Мгновенно окутав праведника тьмой, он помрачил его ум и, устрашив его, привел в смятение. Хотел [святой] произнести молитву – но нет в нем чистого помысла: сон, зевота, потягивания и вялость тогда обрушились на него и тягость многословия, и неутолимая печаль, и… далее я умолкаю. Так [диавол] искушал его ночью и днем, желая лишить его господственной силы ума.

Изображение из iOS (1).jpg
Фото: icon-art.ru

Святой, страшно гнетомый диавольским мраком, сказал: «Грешный Нифонт, вот и легли твои грехи на твою шею, [пришло] искушение, которого ты так боялся. Жестоко помрачил змей, грозно шипящий, твой разум. Так что будь осторожен, следи за собой (πρόσεχε σεαυτὸν ἀσφαλῶς), чтобы не отправиться тебе живому в его брюхо». Говоря это, он запечатлел себя знаком креста, поскольку беспощадно преследовал его ненасытный волк, и пытался одолеть, и твердил: «Прекрати молитву, а не то… ведь мы тут с тобой [одни], и может случиться всё что угодно». Блаженный же говорил: «Я нечистому демону не повинуюсь. Если тебе Бог мой определил убить меня, я приму приговор Бога моего. Если же такого поручения от Бога не дано тебе, я посмеюсь над всеми твоими хитростями». Диавол же говорил: «А что, Бог есть? Нет Бога, всё существует само собой (αὐτόματα τὰ πάντα). С чего ты взял, что есть Бог? Какая ложь! Да и что такое Бог? Нет Бога».

Говоря это, злой демон излил тьму, неведение и неразумие на блаженного, повторяя ему: «Нет Бога, Бога нет». И было у нечистого демона три отравных измышления [1], которые он изливал на праведного, пытаясь помрачить его и убедить, что Бога нет. Слыша же всё это – что Бога нет – раб Божий горько стонал и говорил: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13: 1). Сгинь, жестокий и богохульный демон, возвращайся во тьму, иди прочь от меня, ибо я верю, что Бог есть и будет».

Горький диавол же [не послушался], но только больше помрачил мысли праведника и сокрыл всякое слово Священного Писания в уме его тьмой сумрачного чародейства. И вот [святой] приходил, чтобы совершить, по своему обыкновенному правилу, молитву, и было так, что уста его произносили слова молитв, а ум его, окутанный мраком, не сознавал, что говорится или в чем смысл того, что поется. И был он от этого в великой скорби и тоске, потому что часто на молитве он обнаруживал, что ум его уносился прочь, влекомый [этой] сумрачной тьмой. Немного опомнившись, он говорил: «Горе мне, грешному, потому что я не знаю, что говорю!» И снова начинал молитву с самого начала и с огромным усилием. И так он совершал свою молитву четыре года. И каждый день лжец говорил [праведнику]: «Бога-то нет», напоминая ему эту нелепицу, и таким образом помрачил он его и ввел в невыносимую тоску, так что печаль [святого] от бесовского смущения была столь велика, что, взглянув на него, можно было видеть мятущегося в безумии человека, лишенного всякой [надежды на] перемену. Ибо диавол говорил ему: «Я сразу же перестану мучить тебя, только брось молитву, которую ты по привычке совершаешь утром и вечером». А раб Божий, видя наглость змия, отвечал: «Пусть буду блудить, совращать жен, убивать, воровать, пусть любое злодейство совершу, но от ног Господа моего Иисуса Христа не отступлюсь».

Изображение из iOS (2).jpg

А диавол в ответ: «Что ты говоришь? Значит, есть Христос? Нет Христа. Кто наврал тебе, что есть Христос? Нет Христа. Я один владею всем. Зачем ты оставил меня?»

Отвечал святой: «Да, есть Христос – Бог и человек, Он двойственен (διπλοῦς). А ты, окаянный, до каких пор будешь мучить творение Божие? Не обманешь мои мысли, лжец! Безумный и темный, зачем ты помрачаешь меня? Это потому, что ты – тьма, во тьме ходишь, во тьме нападаешь на людей и во тьме и мраке будешь во веки веков терпеть бичевание. Итак, изыди, враг Бога и святых!»

Изображение из iOS (1).png

Так отвечая, праведник терпел и, оставаясь мужественным и непреклонным, прославлял Бога. Но лжец оный не отступал от него и постоянно твердил ему: «Бога нет. Да и что такое Бог? Ты, выходит, знаешь Бога, о Котором говоришь. И кто тебе показал Его? И где Он? Где живет? Покажи мне Его, и я сам уверую!»

И вот, четыре года, как было сказано выше, так мучил праведника свирепый демон, так что ел ли он, спал, молился или делал что-то еще, [лжец] настойчиво внушал ему, что Бога нет. Дремотным помрачением он похитил его мысль, так что от этого непрестанного напоминания можно было видеть печальное зрелище: праведника, прискорбным образом обратившегося к сомнению. Он то говорил, что Бог есть, то от помрачения и постоянного насилия [дьявольского] начинал и сам думать, что Бога нет.

Так обстояли дела, и святой уже совершенно всего лишился. Однако никогда не оставлял он ни молитвы, ни чтения.

Праведник терпел и, оставаясь мужественным и непреклонным, прославлял Бога

И вот, однажды, когда он с вечера встал на молитву, вновь оный сумрачный демон начал насильственно внушать ему мысль, что Бога нет. Праведник же, глядя перед собой, видел изображение лика Господа нашего Иисуса Христа. И, горько плача, он протянул руки к этому драгоценному лику и сказал: «Боже, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси (Пс. 21: 2)! Или дай мне знать, что Ты и вправду Бог, или я брошу всё, что делал ради имени Твоего, и стану исполнять всё, что велит диавол!» Сказав это, он встал, ожидая, что услышит. Когда же он глядел на лик честного образа, вдруг увидел: вот, засиял образ, как солнце, и заблистал лик на нем, и ощутил [святой] неизреченное благоухание. И блаженный, в ужасе от этого света, не в силах вынести такого сияния, пал на лицо свое и с трепетом сказал: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимых всех и невидимых, и во единого Господа Иисуса Христа, Создателя и Владыку моего, и в Духа Святого Его [2], славного и просвещающего. Господи мой, Иисусе Христе, ради великой Твоей милости, не гневайся, не оттолкни скверного, искусившего Твое святое имя. Ведь Ты знаешь, Господи, как владел мной враг, совершенно утопив меня в злом неверии. И потому – прости меня за то, что я искушал Твое дивное имя, преблагий и милостивый».

Изображение из iOS (2).png

Всё это сказал он, лежа ниц; затем немного приподнялся, взглянул на лик святой иконы – и увидел дивное видение: лик был исполнен света и весьма приятен для взора, очи же его двигались, совершенно как у живого человека, он кивал, шевелились брови его, равно как и губы. И видя это, праведный Нифонт начал, полный душевной радости, кричать: «Господи, помилуй!»

Ибо его душа чрезвычайно изумилась и удивилась от такого необычайного видения, которое он узрел. И сказал тогда [святой]: «Истинно велик Бог христиан и велика слава и сила Его, ибо не оставил Он до конца погибнуть создание Свое, навек и во веки припадающее к Его пречистым стопам. Благословен Бог и благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ибо Он избавил меня от тьмы и тени смертной, связанного нищетою и железом окованного».

Сказав это и еще больше исполнившись благодарности пред лицом Господа нашего Иисуса Христа, он вышел из церкви, окончив свою молитву, и отошел в свою келью, где немного поспал. Ибо сердце его было исполнено небесной сладости, отрады и веселья. Видеть его было приятно, поскольку с того времени он ходил со светлым лицом, очень радостный и всегда с улыбкой, так что многие люди, знавшие его, говорили с удивлением: «Что случилось с ним, что он столько лет раньше ходил угрюмый, повесив голову, а теперь так весел и радостен? Может быть, он видел какое-то видение?» И вообще подобное о нем говорили люди.

Истинно велик Бог христиан и велика слава и сила Его, ибо не оставил Он до конца погибнуть создание Свое
А сам он всякий раз, когда ему отныне случалось видеть драгоценный образ Господа и Спасителя нашего, поднимал глаза к небу и во всеуслышание говорил: «Ты – Христос, Сын Бога живого; я верую во имя Твое страшное и славное; Ты отражение (ἀπαύγασμα) Отчего света, богатство милости, бессмертное миро, и я верую во имя Твое святое».

Говоря это, он также прибавлял насмешку над диаволом и с презрением к нему говорил о нем про себя: «И где же тот нечистый, который говорил, что Бога нет? Да постыдится он, лживый, гнилой, ничтожный, темный и мерзкий. Ведь мне явился Господь мой и, как неверующему Фоме, дал мне уверение. Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем (Лк. 1: 46–47).

И с таким пением блаженный Нифонт покидал [храм] и обходил все церкви города, прославляя и благодаря без меры Того, Кто посетил его во многом благоухании.



[1] По всей видимости, речь о трех доводах демона, которые выше были обращены к святому: «Все существует само собой», «Откуда ты взял, что Бог есть?» (т. е. довод от «непроверяемости» опыта богопознания) и «Что такое Бог?» (довод от непостижимости Бога).

[2] Дух Святой, по учению святых отцов, именуется «Духом Сына» «как соединенный со Христом по естеству» (Василий Великий, свт. О Святом Духе, 18.46 // Творения. М., 2008. Т. 1. С. 88), и потому, что через Него «является и сообщается твари», хотя и «не от Него имеет бытие» (Iohannes Damascenus. Oratio in Sabbatum Sanctum, 4 // Die Schriften. B., 1988. Bd. 5. S. 124). «Духом Отца» же Дух Святой называется, «поскольку от Отца исходит», то есть получает от Него ипостасное бытие (Ibid.).

Петр Пашков 22 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить