Преподобноисповедник Никон, последний Оптинский старец

8 июля по новому стилю в церковном календаре чтится память преподобного Никона (Беляева), последнего из сонма старцев Оптиной пустыни.

1.jpg
Преподобноисповедник Никон (Беляев)

Николай Митрофанович Беляев (будущий преподобноисповедник) родился 26 сентября 1888 года в Москве в благочестивой многодетной семье. Мальчика нарекли в честь святителя Николая Чудотворца. Детей воспитывали в вере, часто водили в храм, читали им вслух Евангелие и жития святых. Семью посещал праведный Иоанн Кронштадтский, пил чай вместе со всеми, беседовал, благословлял. По характеру Николай был веселым и живым, отличался природным терпением.

Однажды отрок смертельно заболел и не подавал более признаков жизни, но по молитвам матери к святителю Николаю вновь задышал. Господь сохранил Своего избранника для будущего старчества и подвига исповедника.

Окончив гимназию, Николай поступил в Московский университет. Но душа его влеклась к жизни иной. Вместе с младшим братом Иваном каждый день он ходил на службы в московские храмы. Любимым местом молитвы был для братьев Чудов монастырь. Наконец решили они всё оставить и идти подвизаться в Козельскую Введенскую Оптину пустынь. Мать благословила сыновей медными крестиками. Этот крестик будущий преподобноисповедник хранил до конца своих дней. Получив благословение от епископа Трифона (Туркестанова), бывшего оптинского постриженника и наместника Московского Богоявленского монастыря, в феврале 1907 года братья прибыли в Оптину пустынь. Под духовное окормление их взял схиархимандрит Варсонофий (Плиханков). Братья были зачислены в послушники и определены в Иоанно-Предтеченский скит. Николаю на тот момент было девятнадцать лет. С радостью он принимался за любые послушания и вскоре стал ближайшим учеником старца Варсонофия.

С момента поступления в монастырь Николай вел дневник, впоследствии изданный, где описывается его жизнь при духоносном старце. Открывая его, мы находим там: «Я в первый раз вижу такого человека… Батюшка – великий старец! Я все больше убеждаюсь в этом… Для меня прошедшее – мир, а настоящее – Скит. И я благодарю Бога… Мне здесь, действительно, очень хорошо, – покойно, скорбей никаких нет. Если и бывают иногда соблазны от братии, то они быстро проходят и не тревожат меня особенно… Я думаю, что Господь меня утешает, желая показать мне сладости иноческой жизни… меня ничто не смущает, и лучшего я не желаю… Начинаю понимать слова Батюшки: Как нам благодарить Тебя, Господи, что Ты отторг нас от мира и привел сюда! Теперь я едино прошу от Господа: еже житии мне вся дни живота моего в дому Твоем».

Я думаю, что Господь меня утешает, желая показать мне сладости иноческой жизни… меня ничто не смущает, и лучшего я не желаю

Недолго длилась беззаботная скитская жизнь будущего преподобноисповедника. Старец Варсонофий наветами злопыхателей был переведен в другой монастырь. Перед этим он говорил, прозревая участь своего любимого послушника: «Господи! Спаси раба Твоего Николая! Буди ему Помощник! Защити его, когда он не будет иметь ни крова, ни приюта!.. Увидите вы день лют… Попомните мое слово… Я уже буду лежать в земле сырой, и придет моя деточка на мою могилку и скажет мне: "Милый батюшка Варсонофий! Помоги мне, помолись за меня, мне очень тяжело!.. Так, моя деточка, так"».

Тем временем Николай принимает рясофор, тяжело переживая разлуку со своим наставником. Вскоре схиархимандрит Варсонофий скончался, на погребении которого инок в силу болезни не был. Только через месяц он оказался на могилке старца и позже построил часовню на месте его погребения. Но сгущались тучи над Русской землей, скоро предстояло ступить и отцу Никону (Беляеву) (как его нарекли в мантийном постриге) на личную Голгофу.

2.jpg

В 1917 году рукополагают его в иеромонахи. По благословению последнего настоятеля Оптиной пустыни отец Никон берет на себя обязанности духовника и хозяйственные вопросы обители. В 1919 году монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель. Как писала о том времени его духовная дочь, монахиня Амвросия (Оберучева), «батюшка Никон еще принимал народ, который привык приходить к старцам за советом». Богослужения продолжались, но жить стало тяжело. Отец Никон старался всеми силами сохранить монашескую жизнь в некогда цветущей Оптине. В 1919 году его впервые арестовали. Сохранилось его письмо матери из тюрьмы, в котором говорилось: «Христос посреди нас! Мира и радования желаю тебе, дорогая мамаша, и шлю тебе иноческий привет. Ныне я узник, и хочется сказать, узник о Христе, ибо хотя я и грешен, но в данном случае совершенно неповинен, как мне кажется. Сижу в темнице без предъявления мне какой-либо вины и, как видно, только потому, что я монах, что я трудился для обители. Да будет воля Божия, благая и совершенная! Усердно прошу твоих св. молитв о мне, грешном, о спасении моей грешной души: спасение души – цель земной жизни. И что мне более нужно?.. Твердо верю, что в руках Божиих, и спокоен». Вскоре из тюрьмы он был выпущен.

Постепенно оставшуюся в обители братию советская власть стала из монастыря выселять. Последним ушел иеромонах Никон, поселившись в Козельске. Параллельно на него уже составлялось досье ОГПУ. Летом 1927 года отец Никон был арестован по «делу иеромонаха Никона (Беляева) и др. Козельск» и отправлен в трехгодичную ссылку на Север. Неизвестный арестант оставил такие воспоминания об этом: «О. Никон… на вид здоровый человек, нехудощавый, волосы и борода русые, роста среднего, лицо открытое, приятное. Он был в монашеском одеянии… Его рассудительность, уравновешенность и какая-то особая духовная культура – Оптинская, вероятно, – сказывались и в жизни его, и в поведении его, и в словах его, и в его молчании… Мы вместе были, начиная с Бутырок и дальше. Арестантские вагоны-клетки, Ленинградская тюрьма, опять на сотни верст пути вагон-клетка, и, наконец, Кемь – "Кемьперпункт". Бараки, теснота, клопы, ругань, работы и всё, всё, что вместилось в нашу жизнь тех дней, всё мы пережили вместе, пока не расстались». Как писала монахиня Амвросия, «как только Батюшка доехал и возымел возможность, он прислал письмо, что они доехали до Кеми, на берег Белого моря. Их назначили было в Соловки, но вследствие осенних бурь проезд в Соловки стал невозможен, и их оставили в Кеми. Батюшка сторожил сараи на берегу моря».

В ссылке он вел переписку с духовными чадами. Так, он назидал их: «Христос посреди нас! Волею Божиею нам, чада мои, должно разлучиться. Так судил Господь. Покорно и смиренно примем эту волю Божию. Если кто желает, чтобы постигшая нас скорбь была ему на пользу, тот должен винить в ней самого себя, и больше никого… Кротко и смиренно потерпим все – и Господь нас вразумит и не оставит Своею милостию… Я пришел к заключению, что скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией, обретешь мир скорбной душе своей и сердцу».

Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях

По окончании этой ссылки отец Никон сразу был приговорен к другой, в Архангельскую область. В то время у него обнаружили тяжелую форму туберкулеза легких. Из Архангельска его перевели в Пенегу, где он нашел последнее свое многоболезненное земное пристанище. Там он претерпевал недоедание, холод, болезни и жестокое обращение женщины, у которой остановился. Зимой, болящий, с высокой температурой, он был выгнан на улицу. Страдальца забрал к себе товарищ по несчастью, бывший насельник Оптиной пустыни. В последние месяцы жизни отца Никона его разыскала духовная дочь, схимонахиня Серафима. По ее словам, даже будучи прикованным к кровати, угасающий, покрытый вшами, он «продолжал выполнять свое молитвенное правило, читал Священное Писание, писал письма». Вплоть до блаженной кончины отец Никон письменно наставлял своих духовных чад. Последнее наставление начиналось так: «Какая красота в духовных книгах…» и осталось незаконченным. Скончался преподобноисповедник Никон 8 июля 1931 года мирно, с улыбкой на устах, после причащения Святых Христовых Таин. На его отпевание и погребение собралось множество ссыльных и несколько священников. Был захоронен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. В 2000 году был прославлен для общецерковного почитания. Его святые мощи не обретены.

Обратимся к некоторым духовным назиданиям преподобноисповедника Никона:

*

Противодействовать и бороться с людьми, причиняющими зло, не надо не только делом или словом, но даже в помыслах своих. Иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Тогда Господь поможет, и бесы отступят.

*

Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное; надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета есть крайнее безумие и гордость. Непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем мы их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией… Проснулся человек – и все исчезло, сталкиваемое суровой действительностью, и все планы рушатся. Где же надежда? Надежда в Боге.

3.jpg

Надо всегда твердо помнить – это страшный закон духовной жизни: если в чем кого осудишь или смутишься в чем-нибудь у другого человека, то тебя это же самое постигнет. Ты сделаешь сам то, в чем осудил другого, или будешь страдать этим самым недостатком.

*

Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставьте все помыслы житейские. После молитвы домашней и церковной, чтобы сохранить умиление, нужно молчать, а то даже простое, незначительное слово, по-видимому, так и спугнет его из нашей души.

*

Никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит, напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут.

*

Человек, не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь ничего не значит, отвыкает от борьбы с собой, расслабляется в духовном отношении. Отвыкнув от борьбы в вещах ничтожных и малых, по его мнению, он вообще отвыкает от борьбы с собой и не выдерживает уже искушения, когда требуется оказать доблесть о Господе и в важном деле.

*

Делание душевное спасительное заключается в усвоении уму и сердцу святого евангельского учения.

*

Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания достойным себя скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя.

*

Великое душевное бедствие – рассеянная жизнь.

*

Веру соблюсти может тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего, а это последнее может быть только у того, кто хранит себя от всякого греха, кто хранит свою нравственность. О, Господи! Сохрани меня в вере благодатью Твоей!

*

Гряди ко Господу прямой дорогой, а будущее всецело предоставь Господу. Господь хочет твоего спасения, и это спасение есть цель нашей жизни. Единственная истинная цель. Что не созиждется на этой цели, все рушится, оставляя горькое раскаяние в душе человека. А труды ради спасения хотя и не сразу, но доставляют душе мир и в жизни блаженных – покой.

*

Где мы бессильны, единственное средство – молитва. Господь превыше нашего разумения строит все и жизнь нашу. Да будет воля Его, а мы в ней и с Ним всегда да пребудем.

*

Смирись, терпи все, даже немощи свои, не оставляй спасительного пути, да не укрепится, да не одолеет тебя лукавый. Терпи все: нечистый дух не вынесет твоего постоянства и отступит, видя, что не может укрепиться на тебя…

*

В терпении надо стяжевать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами – необходим крест.

*

Прежде чем что-либо сделать, помолись и подумай, будет ли это разумно и Богу угодно.

4.jpg

Смирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех. Что это значит – считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться. Помни: все – ангелы, а я – грешник.

*

Слишком большое напряжение вредно. Можно потерять силы напрасно и обессилить. Надо оградить себя железным кольцом заповедей. Каждое свое действие надо совершать только после того, как проверишь, согласно ли с заповедями, со Святым Писанием. И даже слова надо произносить после того, как помолишься и проверишь.

*

Исполняйтесь Духом… Что это значит? Ведь мы сподобились получить Святого Духа при Крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранить, усовершенствовать, умножать, а не зарывать. Для этого надо возогревать ревность. Как? Читать Св. Писание, – ведь святые книги написаны Св. Духом, от них и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая дается Святым Духом. Песнопения, псалмы. Внимать себе. Часто участвовать в Святых таинствах, через них Святой Дух сообщается человеку. Часто посещать святой храм, ибо это место особенного присутствия Святого Духа. Наконец, молитва – это великое дело для получения даров Святого Духа, особенно молитва «Царю Небесный», ее с особым благоговением надо выслушивать не только во время молитвы в церкви, но и во время работы произносить ее, испрашивая помощи Святого Духа.

Преподобный отче Никоне, моли Бога о нас!

Библиография:

Дневник последнего старца Оптиной пустыни. Завещание духовным детям. / Иеромонах Никон (Беляев) – М.: Директ-Медиа, 2014.

Радости моей нет предела…/ Составлено по творениям преподобного Никона Оптинского – М.: Православное братство апостола Иоанна Богослова, 2012.

Житие Оптинского старца Никона : [О Н. М. Беляеве / Монахиня Мария (Добромыслова М. С.)]. – Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1996.

Оптинский патерик / [Сост. Монахиня Иулиания (Самсонова)]. – Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2006.

Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить