«Приснопамятовать основателя своего старца Зосиму»

6 ноября Церковь вспоминает преподобного Зосиму (Верховского) – дворянина, оставившего мир, чтобы не только принять постриг, но и стать отшельником, а после пастырем и основателем двух женских монастырей. В одной из основанных им обителей, Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, что находится в лесах Новой Москвы, недавно открылся музей.

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь .jpg
Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Знание о небесном покровителе рода кардинально меняет жизнь

Это место самоосознания, – и не только для тех, кто населяет эту обитель. Несколько десятков лет назад практически никто в окрестностях уже и не помнил, что некогда на этом месте был монастырь. Как не знала и ныне тезоименитая своему преподобному предку монахиня Зосима (Верховская), что у нее в родне есть святой. А узнав об этом, когда, уже будучи на пенсии, поработала в архивах, – всем теперь советует как можно раньше озаботиться составлением своей родословной: у нас в России столько святых, – а сколько их прославлено в прошлом веке! – знание же о небесном покровителе рода многое в жизни кардинально меняет. 

У нас в России столько святых, – а сколько их прославлено в прошлом веке!

Для нее самой одна из полученных архивных справок, где указывалось о сроднике – преподобном Зосиме по его имени до пострига: «Захар в монахах», – была точно гром среди ясного неба. Тогда, в начале 90-х годов, о монашестве Людмила Александровна вообще ничего не знала, так что, отложив дальнейшие поиски по родословной, погрузилась в изыскания сведений о монахе Верховском, в миру Захаре. Как-то раз взяла на ознакомление давно ей рекомендованные книги Некрополей. И там, в «Провинциальном некрополе», нашла по фамилии: «Верховский Зосима, см. схимонах». Смотрит далее по ссылке: «Схимонах Зосима (Верховский) ум. 24 октября 1833 года, похоронен под плитами Троицкого собора Троице-Одигитриевского монастыря Верейского уезда Московской губернии». Дана еще одна ссылка на «Жизнеописание схимонаха Зосимы» в октябрьском выпуске серии «Подвижники православия», издававшейся Пантелеймоновым монастырем на Афоне в начале 1900-х годов. Это жизнеописание, и особенно более полное его издание, найденное впоследствии, на многое открыло глаза. 

Людмила Александровна позвонила своей родственнице Верховской, которая была намного старше ее, помнила еще дореволюционные разговоры в семье. Сначала та ответила, что ничего о монахе в их роду не слышала. Но вскоре перезвонила и взволнованно поделилась воспоминанием: 

– Кто-то из наших Верховских был прототипом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы». 

Людмилу Александровну духовник благословил подготовить материалы к канонизации преподобного Зосимы (Верховского)

Дело в том, что сама эта родственница была литератором. Потом уже в Петербургском музее Достоевского Людмиле Александровне удалось пообщаться с исследователем, который занимался именно старцами. Он подтвердил, что литературоведы считают Зосиму Тобольского одним из прообразов старца Зосимы у Достоевского.

Потом именно Людмилу Александровну духовник благословит подготовить на основе изысканных ею в архивах данных материалы к канонизации преподобного Зосимы (Верховского).

Икона преподобного Зосимы.png
Икона преподобного Зосимы

Всё управляется Промыслом Божиим

Как обычно, сродники начинают искать место упокоения. В «Провинциальном некрополе» оно было указано, но где искать этот «Троице-Одигитриевский монастырь Верейского уезда Московской губернии», было совсем непонятно. Никто про него ничего, оказывается, не знал тогда даже в приемной Управления Московской епархии. Единственный дореволюционный справочник о монастырях, в котором удалось найти данные о подмосковной Зосимовой пустыни, – «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям» (составитель А. А. Павловский, Нижний Новгород, 1907). Там была напечатана гравюра внешнего вида монастыря 1870-х годов, но опять же не уточнено его местоположение…  

Найти обитель, разоренную, перестроенную под пионерлагерь Московского метрополитена, затерянную в лесах под Москвой, помог один из руководителей воскресных туристических походов, исходивший всё Подмосковье и Смоленщину «по путям армий и сражений 1812 года». Кстати, и само основание монастыря именно на этом месте (ныне поселение Новонефедовское Наро-Фоминского района) связано с войной 1812 года. Когда Наполеон уже отступал от Москвы, французская армия шла в том числе и здесь, – в близлежащей деревне, которая в то время называлась Рыжиково, находилась часовня с особо чтимой иконой Пресвятой Богородицы. Местные жители, прослышав, как французы оскверняют храмы и монастыри, решили спрятать святыню, – разобрали и перенесли именно сюда часовню. Здесь тогда были почти непроходимые леса, болота. И вот только часовенку пересобрали на новом месте, сели отдохнуть, как откуда ни возьмись появился седовласый старец: 

– Ну что, сидите? – спросил он. 

– Сидим, – отвечают изумленные: откуда ему здесь взяться в лесу?

– Охраняйте-охраняйте, а пройдет время, Божия Матерь в этом месте прославит Свое имя, – сказал и скрылся.

И чуть позже, в 1826 году, здесь действительно сначала обосновалась община верных старцу Зосиме (Верховскому) сестер, а после, в 1856 году, община была преобразована в посвященный Святой Троице и Царице Небесной Троице-Одигитриевский монастырь – Зосимову пустынь, который и был уже в наши дни возрожден во многом благодаря стараниям позднее принявшей постриг с именем своего прославленного предка монахини Зосимы (Верховской). Сама она сейчас изумляется, как Промыслом Божиим всё устроялось. 

В музее Зосимовой пустыни .png
В музее Зосимовой пустыни

Дух эпох и сохраненные имена

Экспозиция открывшегося музея многослойна, – включает в себя не только историю обители, но и окрестных мест: что здесь происходило в Великую Отечественную войну, когда монастырь уже был закрыт и разграблен. Для кого-то вводящей в осознание всех остальных повествовательных линий экспозиции становится именно эта. Перед самым открытием музея вдруг нашли дневник шедших здесь боев, фотографии воевавших. Бои шли не так далеко – километрах в 3–4. В 1941–1942 годах на территории монастыря находился госпиталь, – дорога, по которой сюда свозили раненных, вся была полита кровью. На монастырском кладбище хоронили воинов, которых не удалось спасти. Имена погибших сохранились, – все эти списки представлены в музее. Так что сюда приезжают и потомки из тех, кто ищет захоронения дедов, прадедов – участников войны, и многие находят. 

Экспозиция открывшегося музея многослойна, – включает в себя не только историю обители, но и окрестных мест

Точно так же, как находят здесь и в более ранних еще монастырских летописях имена своих бабушек, прабабушек, подвизавшихся в монастыре или помогавших обители. В том числе обращаются к монастырским летописям и сибиряки (или переселившиеся уже в Центральную Россию их потомки), – именно там, в Сибири, преподобный Зосима основал первый женский монастырь, и оттуда после начавшихся нестроений часть верных старцу сестер перебралась в Подмосковье – где была основана Зосимова пустынь. 

До революции это был весьма процветающий монастырь, – здесь было отстроено три храма с пятью престолами, колокольня, более полусотни корпусов; в обители подвизалось около двухсот насельниц. Когда после 1917 года монастырь преобразуют в сельскохозяйственную артель, все сестры еще в течение 10 лет единодушно будут подвизаться здесь, несмотря на голод (так как практически все монастырские угодья были экспроприированы), храня монастырский устав и соблюдая единоначалие. На смену ушедшей в 1920 году на покой и продолжавшей жить тут же в богадельне матушке Софии (Быковой) изберут молодую преемницу – игумению Афанасию (Лепешкину), ныне наряду еще с тремя насельницами: инокиней Магдалиной (Забелиной), послушницей Евдокией (Бучневой), послушницей Марией (Портновой), – уже прославленную в лике новомучеников. 

После 1917 года монастырь преобразовали в сельскохозяйственную артель, но все сестры еще в течение 10 лет единодушно подвизались здесь, храня монастырский устав

Как прославлены и два служивших до последнего, пока уже не разгонят сельхозартель в 1928 году, священника обители – отцы Михаил Виноградов и Димитрий Розанов. Последнего расстреляют на Бутовском полигоне, а в музее представлен чудом сохранившийся киот из его домашнего иконостаса… Тут же рядом экспонаты, найденные потомками первых благодетелей обители Лепешкиных – сродниками игумении-преподобномученицы, – это обнаруженные в местах ссылок, лагерей в Казахстане, куда отправлено было множество сестер, фрагмент проволоки, самодельное копие для совершения таинства Евхаристии и лампадка, сделанная вручную из медицинской банки… И тут же рядом – уникальные иконы, написанные некогда зосимовскими сестрами-иконописцами, изящнейшая вышивка шелком по шелку монахинь-золотошвеек… Тут в экспозиции дух и условия эпох вполне наглядно реконструируются.

Новомученики Зосимовой пустыни отцы Михаил Виноградов и Димитрий Розанов с сестрами обители.png
Новомученики Зосимовой пустыни отцы Михаил Виноградов и Димитрий Розанов с сестрами обители

При каких условиях в подвизающихся не бывает скорби и ропота?

Ранее еще при основании монастырь опекал один из самых образованных архиереев того золотого XIX века русской культуры – митрополит Московский Филарет (Дроздов). В течение 30 лет жизнью Зосимовой пустыни в качестве благочинного руководил тогдашний наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Антоний (Медведев). Сменивший его в 1870-м году на посту благочинного архимандрит Пимен Угрешский писал: 

«В настоящее время сия пустынь достойна быть поставляема в пример другим обителям. Настроение духа монашествующих истинно иноческое; смирение и послушание проявляются в полной мере, а потому в подвизающихся нет и признаков скорби, ни тени ропота, кроме скорби о том, что труден успех в борьбе с общечеловеческими немощами, и ропота на себя за то, что они недостаточно преуспевают в жизни духовной. …Зосимова пустынь во всех отношениях должна приснопамятовать основателя своего старца Зосиму, водворившего в ней подвижнический дух свой, который и поныне еще неослабно в ней обитает».

Бывали в Зосимовой пустыни и окормлявшие многих ее сестер Оптинские старцы Моисей, Антоний и Макарий, – все эти духовные линии можно проследить в экспозиции. Кстати, в письмах преподобного Амвросия Оптинского от начала 1880-х годов указывается на обретение нетленных мощей преподобного Зосимы (Верховского) [1]. Потом при советской власти они, к сожалению, были утеряны. Один из местных старожилов рассказывает, что, когда он был еще маленьким и в военные и послевоенные годы жил с мамой в госпитале на территории монастыря, однажды в южном приделе был выкопан красивый гроб, «в него положили мужчину», – так он назвал того, кто умер и погребен был к тому моменту уже более 100 лет назад, – и увезли, вспоминал, куда-то в Наро-Фоминск… Уже в наши дни поиски пока не дали результата, – сестры, конечно, молятся о втором обретении мощей своего небесного покровителя. 

Сестры молятся о втором обретении мощей своего небесного покровителя

Ведь удалось же обрести мощи его сподвижника – преподобного Василиска Сибирского. В 2000 году усилиями братии Спасского мужского и женского Ново-Тихвинского монастырей города Екатеринбурга мощи были найдены. Тогда же по собранным сестрами Ново-Тихвинской обители документам старец был прославлен, и Урал тоже стал одним из мест особого почитания преподобных Зосимы и Василиска. Сестры Зосимовой пустыни, считая открытие в этом году музея лишь этапом к подготовке празднования через пять лет 200-летия обители, работают над созданием при монастыре духовно-просветительского центра. Особое внимание здесь уделяется налаживанию духовных связей со всеми, кто чтит память преподобного Зосимы (Верховского).  

Портрет преподобного Зосимы.png
Портрет преподобного Зосимы

Учебник монашества

Собственно, подвижнический путь основателя обители и является главной сюжетной линией в экспозиции открывшегося музея. И это своего рода учебник монашества – здесь представлены все степени и этапы монашеского пути вплоть до отшельничества, на которое в наши дни мало кто решается, но тем важнее прорисовать для современника и эту перспективу. Будущий преподобный Зосима возлюбил этот высочайший подвиг, еще даже не приняв постриг. Экспозиция открывается диорамой Рославльских лесов родной ему Смоленщины, где он впервые приобщился к опыту отшельничества, повстречав своего наставника и сотаинника преподобного Василиска Сибирского, со слов которого потом запишет уникальные свидетельства «О 75 действиях Иисусовой молитвы на старца Василиска». 

А поначалу отшельник Василиск, желая испытать новоначального, отправил его в монастырь на остров Коневец на Ладожском озере, где Захар проходил послушнический искус и был пострижен в монашество. Потом сотаинники подвизались уже сообща неподалеку друг от друга. Сначала хотели уехать на Афон, но после неоднократных попыток, встретив непреодолимые препятствия, посчитали, что нет воли Божией ехать им на Святую Гору. Хотя ныне афонские монахи весьма чтят святых Зосиму и Василиска, – передали в Зосимову пустынь икону Пресвятой Богородицы «Игумения Святой Горы Афон», памятный кирпичик, который был использован при создании экспозиции.

Отшельники же выбрали тогда местом своего подвига сибирские леса. Там, на месте их молитвенных трудов, на озере, которое местное население так и именует с тех пор Монашка, выросла, точно в память двух отцов-подвижников, двойная сосна – всё это дизайнеры попытались отобразить в музейной экспозиции, причем использовали в инсталляции привезенные оттуда же с раскопок на месте их подвига фрагменты пола отшельнических келий, черепки утвари, – известно, что преподобный Василиск занимался гончарным делом. Теперь на озеро Монашка ходят крестные ходы, там служатся молебны. Точно так же, как и к воссозданному в трех километрах от подмосковной Зосимовой пустыни Отчиному колодцу, где в уединенной келье преподобный Зосима подвизался в последние годы своей жизни. Вода там, известно, целебна. 

Как целебна и сама память о духовном опыте этих угодников Божиих, сконденсированная в музее так, что можно неспешно почитать наставления, письма в оригиналах, автографы преподобного Зосимы (Верховского), – проникнуться его духом.

[1]. См. Собрание писем преподобного Амвросия Оптинского. Изд. Оптиной Пустыни, 1997. С. 97–98.

Ольга Орлова 12 ноября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить