Пустынножитель лесов псковских

Псковский край, что сегодня, что в шестнадцатом веке – это царство природы. Людей не так много, а вот лесов, опушек, болот – бескрайнее море. И в этом море то там, то здесь с давних пор спрятались разные островки: как города, деревни, села, так и настоящие духовные сокровища Руси – древние монастыри, скиты и пýстыни.

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь

До недавних пор про эти сокровища я, увы, почти ничего не знал. Разве что был наслышан и «начитан» про Псково-Печерский монастырь (как и многие после выхода «Несвятых святых»). Будучи, как тут говорят «не поскопскúми» по рождению, мы супругой стали открывать Псковщину, только когда оказались здесь на служении. Причем, помогли и помогают нам в этом прихожане нашего храма святых Жен-Мироносиц.

Не так давно мы с ними решили начать серию паломнических поездок по святыням Псковского края. Нанимаем автобус и бесплатно для прихожан возим их (и нас вместе с ними) к этим удивительным островкам. Мы уже побывали в Печорах, в Спасо-Елиазаровском монастыре, но, что интересно, с уст наших «сопутешественников» все время не сходят два слова: «Никандрова пустынь». Уж больно сильно даже сами псковичи хотят там вновь побывать.

С уст наших «сопутешественников» все время не сходят два слова: «Никандрова пустынь»

Мы попытались договориться с большим автобусом (прихожан у нас немало), увы – отказали. Причина предельна проста – хорошей дороги к пустыни как не было, так и нет. Только лишь обычная грунтовка, плохо проходимая в распутицу. Так что или с трассы пешком, или на машине поменьше. В общем, пустынь в прямом смысле слова.

Наконец, в братию Никандровой пустыни недавно поступил мой близкий товарищ семинарской поры, замечательный иеродиакон. И от него я вновь услышал очень теплые слова об этом месте, как об особой, буквально пропитанной молитвами и благодатью обители. Вот так рассказы товарища и воззвания прихожан не оставили нам с матушкой выбора – мы решили узнать, что же это за обитель и, главное, кто ее основатель?

Пре­по­доб­ный Ни­кандр Псков­ский

Дело было в самом начале шестнадцатого века. Неподалеку от Пскова, в деревне Виделебье в крестьянской семье родился мальчик, в крещении названный Никоном. С раннего детства он загорелся мечтой – пойти по стопам известного односельчанина, начальника (наставника) псковских пустынножителей – преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, который жил и подвизался незадолго до того, в пятнадцатом веке.

В 17 лет после смерти отца и ухода матери в монастырь Никон пошел по обителям псковским за духовным укреплением. После усердных молитв у мощей преподобных Евфросина и Саввы Крыпецкого юноша окончательно утвердился в намерении стать иноком. Но сперва решил обучиться грамоте, чтобы читать священные книги. Для этого он устроился на работу к некому псковичу Филиппу и трудился у него столь усердно, что Филипп вскоре нашел ему учителя грамоты.

Обучившись чтению, Никон наконец смог отправиться к месту будущего подвига, которое Господь чудесным образом указал во время одной из пламенных молитв юноши. По велению Божию, туда его отвел крестьянин Феодор, который, кстати, как и Филипп, через некоторое время сам принял монашеский постриг в Крыпецкой обители. Вот так Господь дивно промышляет, не случайно связывая жизни разных людей друг с другом…

В пустынном месте Никон провел, как повествует житие, несколько лет. Мы можем только догадываться, какие это были для него годы. Еще в Пскове известный юродивый, святой Никола Саллос предрек юноше «страсти пустынные». Как и любому христианину, вступившему на путь аскетического подвига по борьбе со своими страстями, Никону приходилось, прежде всего, бороться со своим «ветхим человеком» и с нападками бесовскими. Причем, надо думать и явными. Только представьте, каково это ночевать в дремучем лесу, в землянке, слыша или видя бесов?

Но этим не заканчивали испытания для юного подвижника. Он терпел суровый голод и лютый холод, все время жил в окружении диких животных. Да что там говорить! И вечно голодных, назойливых насекомых тоже! Помнится, зашли мы как-то с прихожанами в местный лес к святому источнику. Даже не пробыв там и 10 минут, многие, с трудом отмахиваясь от полчищ комаров, покусанные вдоль и поперек, выбежали к автобусу. А каково было и днем и ночью жить в подобной чаще?

Но главное – зачем? По крайней мере, часто приходится слышать такой вопрос от невоцерковленных людей, еще не понимающих, что такое духовная жизнь. Говоря о Никоне (будущем святом Никандре), нужно, во-первых, знать контекст эпохи. Время то было очень трудное. Войны, болезни, нестроения в жизни народной и даже церковной. От неправды людской, от вражды и ссор, лукавства и обмана в те века бежали многие подвижники благочестия в леса, так называемые «пýстыни». И их не останавливали зной и стужа, комары и дикие животные. Для них такое соседство было намного более радостным, чем жизнь в обществе с людьми, зачастую бывшими, по словам святителя Серапиона Владимирского, «аки зверье», и которые могли воспрепятствовать их ревностному стремлению к богоугодной жизни.

А ведь именно жизнь чистая, угодная Богу, ревностное стремление освободиться от рабства грехам и страстям, все время отгонявшим от подвижников Божественную благодать, и была целью пустынножителей. Да, в леса они шли от падшего мира. Но важнее другое – шли подвижники за Христом и терпели всяческие испытания ради одного – чтобы непрестанно пребывать с Богом. И достигали обожения, духовного преображения. Собственно, таков алгоритм духовной жизни любого человека. Не борясь с грехом внутри себя (не важно, в пустыни ты или в мегаполисе), сделать шаг навстречу Богу, выйти на «духовную частоту», как говорил преподобный Паисий Святогорец, просто невозможно.

Шли подвижники за Христом и терпели всяческие испытания ради одного – чтобы непрестанно пребывать с Богом

Сейчас вряд ли кто имеет такое смирение, такую любовь к Богу и добрую ревность, какие имели пустынножители, подобно Никону. Всю жизнь прожив в суровых подвигах, они стали поистине преподобными – то есть уподобились Богу, стали живыми насельниками Царствия Небесного еще здесь, на земле. Бог для них был не далекой, непостижимой реальностью, а самым настоящим Отцом, с Которым они пребывали в постоянной живой благодатной связи через молитву.

Всю жизнь прожив в суровых подвигах, они стали поистине преподобными – то есть уподобились Богу, стали живыми насельниками Царствия Небесного еще здесь, на земле

Никон достиг такого состояния, наверняка, не за один год. Это был путь длиною в жизнь. Постриженный в Крыпецком монастыре с именем Никандр, подвижник не раз возвращался в монастырь, дабы подкрепить иссушенную в подвигах плоть, исповедаться и причаститься, а затем вновь неизменно уходил в пустыню, где и провел большую часть своей жизни.

Пребывая в подвигах и неустанном плаче о своих грехах, святой Никандр никогда при этом не оставлял без помощи ближних. Слава о его святости была еще при жизни настолько сильна, что в глухой лес то и дело приходил самый разный люд испросить молитв и вразумления. Говорят, для них преподобный устроил даже небольшую «гостиницу у дуба», которую непрестанно отапливал. Наверное, в отличие от своей землянки.

Отошел ко Господу преподобный Никандр в великой схиме (высшей ступени монашеского подвига) в 1581 году. Смерть свою подвижник предвидел, и несмотря на то, что всю жизнь оставался пустынножителем, святой попросил учеников не бросать свою «пустынь» и пообещал свое покровительство. Так промыслительно и случилось. Уже в 1584 году на месте подвигов преподобного возник монастырь, который на Псковской земле и затем по всей Руси вскоре стал известен как Никандрова пустынь.

Вот такую историю мы недавно узнали. Конечно, это самая малость того, что могут поведать о пустынножителе лесов псковских источники и современные насельники его святой обители. По крайней мере, даже этих сведений нам с супругой хватило, чтобы уж точно при первой же возможности выбраться в Никандрову пустынь. Окружающий нас мир сегодня не отрадней, чем в шестнадцатом веке. Поэтому духовная помощь и поддержка человеку нынешнего века особенно нужна. Несомненно, такие люди, как преподобный Никандр, достигшие святости в невыносимых условиях, могут многому нас, современных христиан, научить. Так что, как говорится, в путь! А вам, дорогие читатели, искренне желаю лишь опередить нас.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить