Ревность, угодная Богу

Проповедь в праздник пророка Илии

1.jpg

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Святой пророк Илия, как читаем о нем в Священном Писании, отличался особой ревностью по Богу. И эта ревность побуждала его совершать великие дела, о которых говорится в Третьей и Четвертой Книгах Царств. Вчера на богослужении мы слышали и в паремиях, и в каноне, и в стихирах, какие подвиги совершил пророк Илия. Каким он был грозным и непримиримым, когда речь шла о почитании Истинного Бога. Как он убил сотни лжепророков, которые обращали народ израильский к почитанию ложных богов, как он обличал нечестивого царя Ахава, который также способствовал почитанию идолов в израильском царстве. И во многих других такого рода поступках проявляется эта святая ревность пророка Илии. Его любовь к Богу, его желание утвердить истинное богопочитание и было вознаграждено тем, что он живым был вознесен к Богу. И Господь принимает эту его ревность, но при этом показывает пророку Илии и что-то другое, не менее важное, что в полноте открылось уже в Новом Завете.

В одном из богослужебных текстов, а именно в икосе, который читается после 6-й песни канона, есть очень интересная мысль. Там говорится, что пророк Илия, видя, как умножается беззаконие, и при этом видя, что Господь человеколюбив, сердится и просит у Бога, чтобы Он разгневался и наказал грешников. Но Господь отказывается это делать, потому что ждет покаяния всех. И эта мысль еще более глубоко видна в том Евангелии, которое читалось вчера на вечернем богослужении, – это эпизод из Евангелия от Луки, в котором описано, как Христос со Своими учениками идет в Иерусалим, проходит через Самарию, и в одном самарянском селении Его не принимают, потому что было видно, что Он путешествует в Иерусалим, а самаряне к иудеям, которые ходили в Иерусалим на поклонение, относились очень негативно. И ученики Христа – Иаков и Иоанн – возбудившись тоже такой ревностью говорят: «Господи, хочешь, мы помолимся – огонь с неба сойдет, сожжет их всех, как Илия сделал?» (см.: Лк. 9: 54), – а Господь говорит: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать», и идет в другое селение.

2.jpg

Методы, которыми Господь действует в мире, изменились по сравнению с тем, что было в Ветхом Завете. Если там Господь строго наказывает грешников, уничтожает их, в том числе и физически, то в Новом Завете Господь милует и ждет покаяния всех. Бог совершенно не изменился, просто изменились те методы, которыми Он действует в мире после прихода в мир Единородного Сына Божия.

И самому пророку Илии Господь это в какой-то степени показал, когда на горе Хорив явился не в огне, не в буре, а в дуновении легкого ветра, который в жарких странах Палестины и Египта особенно приятен и желанен.

Почему же это все так важно для нас? И мы порой, особенно на волне недавнего воцерковления, очень хотим спасти всех окружающих нас. И порой проявляем такую «ревность», взирая на пример пророка Илии и других древних святых: начинаем всех вокруг обличать, поучать, можно сказать, загонять вилами в рай и думаем, что так поступали святые, поэтому и нам так можно делать.

Но, во-первых, древние святые поступали так, имея на это особое указание и благословение Божие. Во-вторых, нужно помнить: после того как Господь пришел в мир и принес Крестную жертву за всех нас, уже другими способами Господь действует в мире и того же ждет от нас. Один из Оптинских старцев говорил: «Ревность, желающая исправить всякое зло, сама по себе есть самое страшное зло». И что не так страшно спокойно отнестись к какому-то греху в нашем ближнем, как строго обличить его и уничижить, себя превознося, гордясь перед человеком, а ему не принося этим обличением никакой пользы. Это не значит, что мы не должны быть похожи на пророка Илию и на других древних святых. Конечно же, такая ревность, которая была в пророке Илии, должна быть и в каждом из нас, только в другой форме.

3.jpg

Мы вчера совершали память преподобного Серафима Саровского, и в каноне были такие слова: он подражал пророку Илии, то есть был на него похожим. Казалось бы, преподобный Серафим, такой кроткий, добрый, улыбчивый, чем же он был похож на этого грозного пророка? А тем, что так же строго и категорично, как пророк Илия к языческим жрецам, относился к своим собственным грехам и страстям. И вот это пример для каждого из нас. Так же как пророк Илия обличал нечестивого царя, так и мы должны сами себя обличать, грехи и пороки в самих себе. Как пророк Илия боролся с лжепророками Ваала и убивал, так же и мы должны убивать свои страсти, а грехи и страсти наших ближних оставить на суд, а наипаче на милосердие Божие. И если будем так поступать, тогда мы будем и подражателями пророка Илии, и при этом учениками Христа, Который показал пророку Илии Себя в дуновении легкого ветра. И тогда такая ревность действительно будет ревностью, угодной Богу, будет ревностью, которая может привести нас в Царство Небесное. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить