Румынский патерик. Имей в уме своем Христа

Монах Афанасий (Пэвэлукэ). Нямецкий монастырь (1877–1955)

Жизнь

Отец Афанасий (Пэвэлукэ) был одним из самых ревностных учеников великого странника Георгия Лазара и происходил из села Брецку уезда Ковасна, что в Трансильвании, родины знаменитых румынских пастухов.

1.jpg
Прп. Георгий Странник со своими учениками,
справа монах Афанасий (Пэвэлукэ)

В 1900 году Иоанн вместе со своим братом Константином начал свой монашеский подвиг в Нямецком монастыре. Через год они вместе дали обет перед иконой Пресвятой Богородицы. Иоанн получил имя Афанасий, а Константин – Кирилл. Отец Афанасий всю жизнь подвизался в послушании пастуха монастырских овец. А его брат Кирилл получил благодать священства, ушел на Святую Афонскую Гору и там в совершенном отшельничестве подвизался 30 лет. Затем с миром скончался в кругу своих учеников. Осенью 1955 года преселился из жизни сей и монах Афанасий (Пэвэлукэ) и был погребен на монастырском кладбище.

Дела и изречения

Братья Иоанн и Константин Пэвэлукэ, возжелав всю свою жизнь служить Христу, сказали отцу:

– Папа, отдай нам полагающуюся часть наследства, вы хотим уйти в монастырь!

И отец отдал 500 белых овец. Летом 1900 года братья пришли в Нямецкий монастырь и вместе с овцами и всем, что у них было, предали себя Богу.

Отец Афанасий пас овец Нямецкого монастыря около 50 лет, превосходя многих монахов послушанием, терпением и молитвой. Он всегда шел за овцами с непокрытой головой, неся Псалтирь в котомке и читая на память псалмы Давида по примеру своего учителя, старца Георгия Лазара. Единственным его имуществом были несколько книг, которые он всегда носил с собой в горах.

Однажды ученик спросил его:

– Отец Афанасий, а почему ты так сильно любишь Псалтирь?

– Кто не знает Псалтирь наизусть, тот не монах, – отвечал старец.

– А как давно ты знаешь ее наизусть?

– Когда мне было 20 лет и я ходил с овцами по горам, я выучил Псалтирь наизусть, по заповеди старца Георгия, и с тех пор повторяю ее непрестанно.

В другой раз ученик снова спросил его:

– Отец Афанасий, а Псалтирь когда-нибудь оставалась у тебя невычитанной?

– По милости Божией, с тех пор, как стал монахом, не помню, чтобы я когда-нибудь вкусил еду, не закончив читать Псалтирь.

– А почему ты поешь псалмы, отец Афанасий?

– А ты не слышишь пророка Давида, который говорит: «Хвалите Его на Псалтири и гуслях. Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150: 3, 6)? Как же я могу молчать, когда все творение хвалит Господа?

Однажды брат спросил его:

– Отец Афанасий, где ты нашел написанным, чтобы монах всегда ходил с непокрытой головой?

А старец ответил ему:

– Спрошу и я тебя об одном слове. А где ты нашел написанным, чтобы Христос когда-нибудь носил шапку на голове?

И брат тут же, испросив прощения, смолк.

Сказывали о нем, что ночью он спал очень мало и то на маленькой скамеечке, по примеру своего учителя. А для Исповеди выбирал самых строгих духовников монастырей Нямц, Секу и Сихастрия.

Однажды ученик, с которым он пас овец, увидел, как он босыми ногами прыгнул в колючки, и спросил его:

– Зачем ты голыми ногами прыгнул в терние, отец Афанасий?

– Прости меня, брат, – ответил старец. – В эту минуту я забыл о муках адовых!

Говорил ученик своему учителю:

– Отец Афанасий, какую добродетель мне, как монаху, надо совершать, чтобы спастись?

– Всю жизнь имей в уме своем Христа и спасешься! – ответил старец.

– А как я могу иметь Христа в уме?

– Чтобы иметь Христа в уме и сердце, нам нужны непрестанная молитва и хранение ума от плохих помыслов. И всегда твори молитву Иисусову, беги от людей и никогда умом не сослагайся ни с одним плохим делом. Если будешь делать так, Христос всегда пребудет с тобой.

Чтобы иметь Христа в уме и сердце, нам нужны непрестанная молитва и хранение ума от плохих помыслов

Другой ученик попросил старца:

– Отец Афанасий, дай мне совет на пользу души.

– Послушай, брат. Всегда помни, что ты обещал на постриге. Ибо в чем ты поклялся устами твоими, за то будешь давать ответ.

Ученик снова спросил его:

– Отец Афанасий, за все время, что ты ходил с овцами по горам, ты встретил какого-нибудь отшельника?

– Да, я встретил в одной берлоге у нас дома, в Ковасне, одного святого исихаста. Мы были с братом. Когда мы поклонились ему земно, он благословил нас и предрек: «Знайте, что вы оба умрете монахами!»

2.jpg
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Лиддская из Нямецкого монастыря, 655 г.

Отец Афанасий все время читал Священное Писание и святых отцов. Однажды он спросил ученика:

– А ты читал святого Дамаскина?

– Нет, отче, я даже не слышал о его книгах.

– Так ты ничего не знаешь! Там фундамент нашей веры.

И вынув из котомки «Догматику» святого Иоанна Дамаскина, сказал:

– Прими, брат, эту книгу. Здесь сердцевина нашей веры православной.

Отец Афанасий снова спросил своего ученика:

– Ты читал «Великое правило»?

– Не читал, отче.

– Тогда ты не знаешь законов Церкви!

– Да где бы я мог найти его?

Тогда старец вынул из котомки «Пидалион» и протянул ученику, чтобы он его прочел.

Однажды ученик сказал ему:

– Отчего бы и твоей святости не справить себе одежку получше? Смотри: ведь вся изорвалась.

На что старец ответил:

– Это не монашество, брат, с хорошими одеждами, хорошей едой, вином и отдыхом. Монах должен быть беднее и одетым хуже любого человека.

Ученик снова спросил его:

– Отчего ты не берешь себе келию в монастыре, отец Афанасий? Хотя бы на зимнее время.

– А что такое эта келия в монастыре? Да там же, как в больнице! А здесь, в горах, я чувствую себя, как в райском саду.

Один из братьев сказал старцу:

– Что мне делать, отец Афанасий? Меня люто борют нечистые помыслы.

– Борись, брат, и не ослабевай! Храни свой ум, глаза и тело в чистоте. Монах, если утратил девство, потерял всё. Береги свое девство, брат, ибо девство – великий дар. Держись его до смерти, чтобы иметь дерзновение в святой молитве. А если утратишь, устыдишься, когда предстанешь пред Христом и святыми ангелами.

– А что мне делать, отче, чтобы избавиться от брани?

– Не впадай в малодушие, брат, ибо без брани не бывает ни венца, ни спасения. Укрепляйся постом, непрестанной молитвой, Псалтирью и частой Исповедью. Ибо это самая сильная брань монаха.

Не впадай в малодушие, брат, ибо без брани не бывает ни венца, ни спасения

Временами старец говорил своим ученикам:

– Братия, стерегите не одних овец. Стерегите и свои помыслы, чтобы их не похитили волки адовы. Совершайте свое правило, исповедуйтесь регулярно и не забывайте о часе смерти.

Осенью 1955 года отец Афанасий занемог. Доставили его с овчарни в монастырскую больницу, он причастился Пречистых Таин и мирно, в глубоком смирении, с душой, преисполненной радости Духа Святого, скончался возле своей Псалтири.

Схимонах Иона (Бэлэшеску). Исихастирий Кавсокаливия, Святая Гора Афон (1885–1955)

Приснопамятный схимонах Иона родился в селе Бэилешть уезда Горж в 1885 году. Окончив ремесленное училище, в возрасте 18 лет он ушел на Святую Гору Афон, чтобы служить Христу.

Годы ученичества провел в румынской келии Колчу. Здесь принял монашеский постриг и у лучших румынских духовников выучился искусству духовного подвига. Еще три года отшельничал в другой румынской келии, близ монастыря Пантократор, а в 1911 году окончательно поселился в скиту святого Василия при исихастирии Кавсокаливия, что на юго-восточном склоне Горы Афон. Здесь подвизались святогорские монахи, более всех любившие безмолвие и подвижничество. Было среди них и немало румынских исихастов. Они жили только своим рукоделием да милостью общежительных монастырей. Пищу привозили себе на лодке, поскольку место было очень скалистое и пустынное, а воду собирали зимой после дождя.

3.jpg
Монастырь Пантократор

Отец Иона подвизался в маленькой румынской келии в честь святого Макария более 40 лет. Приняв ангельский образ схимничества, он собрал вокруг себя четырех учеников, всех по имени Макарий, и вместе с ними служил Богу в неусыпаемой молитве, бдении и недоведомых радостях Духа Святого.

Хорошо выучив со временем греческий язык, схимонах Иона пожелал обогатить румынскую духовную литературу несколькими творениями святых отцов. Одним из важнейших переводов старца Ионы стала «Христоития» («Благонравие»), которую ему удалось опубликовать в Бухаресте в 1937 году. Она стала единственным его переводом, увидевшим свет, и принесла огромную духовную пользу. Своей жертвой смиренный афонский монах сделал доступным для наших верующих этот ценный трактат по православной практической нравственности, который и сегодня многие души путеводит ко Христу.

Так подвизался славный схимонах Иона на Святой Афонской Горе в течение 52 лет в лишениях, смирении, посте и непрестанной молитве. А летом 1955 года был призван Христом в небесные обители, тогда он отдал своим четверым ученикам последнее целование и с миром упокоился. Кости его сегодня покоятся в скиту святого Василия, на самом берегу Эгейского моря.

Архимандрит Савва (Чимпока). Скит святого Иоанна Крестителя, уезд Альба Юлия (1888–1955)

Жизнь

Сей боголюбивый батюшка был искусным подвижником и духовным наставником. Родился в селе Саду уезда Сибиу в семье набожных крестьян. Был старшим из пятерых детей. По прошествии времени как родители, так и дети избрали монашеский путь и стали примерными монахами.

Отец Савва первым взял на плечи иго Христово. В 1904 году поступил в монастырь Кэлдэрушань, а через четыре года принял схиму. Потом за ним последовали отец и второй брат, принявший монашеский постриг с именем Елисей. А мать и три дочери приняли постриг в монастыре Цигэнешть. Восхитительно было видеть отца, подвизающегося ради Христа вместе с сыновьями, и мать с дочерьми, увещающих друг дружку к молитве, смирению и послушанию.

4.jpg
Архимандрит Савва (Чимпока).
ototecaortodoxiei.ro

В 1914 году отец Савва был рукоположен во иеромонаха в монастыре Тисмана. В 1918–1946 годы был служащим священником и духовником нескольких монастырей, а в 1946 году был наречен настоятелем скита святого Иоанна Крестителя в уезде Альба Юлия. После образцового духовного служения архимандрит Савва (Чимпока) осенью 1955 года с миром преселился в небесные обители.

Дела и изречения

Сей достопамятный батюшка превосходил многих монахов в пощении, бдении, самоотверженности и ревности о совершении добродетелей. Больше всего он жертвовал собой, ежедневно служа Святую литургию и исповедуя верующих. Хотя он был строгим духовником, требующим соблюдения канонов, и твердым, многие искали его и чтили как своего духовного отца.

Ученики его свидетельствуют, что отец Савва за свое доблестное жительство получил от Бога дар изгнания нечистых духов. Каждый день к нему приходили болящие, и батюшка исцелял их постом и молитвой. По этой причине он претерпевал множество искушений от бесов.

Как-то один епископ спросил его:

– Отец Савва, ну что ты так изводишь себя постом, бдением и молитвой?

– Ваше Преосвященство, Господь наш Иисус Христос страдал за всех нас, а я страдаю только за свои грехи!

Отец Савва всегда совершал священнодействия с великим благоговением и безо всякой поспешности. Однажды певчий на клиросе стал быстро петь. Тогда старец сказал своему ученику:

– Передай певчему, что я не тороплюсь!

Как-то некому было готовить еду для братства. Тогда отец Савва, закончив богослужение, сам нарубил дров, приготовил еду, позвонил в колокол и за столом обслуживал всех. Наконец, стал мыть посуду.

– Не надо, отец настоятель, мы помоем посуду, – сказали ученики.

– Нет. Сегодня всё буду делать я. А завтра, если захотите, готовить будете вы.

С этого дня все стали стараться следовать примеру настоятеля.

Однажды в скит пришла сестра настоятеля, мать Виталия из монастыря Цинэнешть уезда Ильфов. Но старец не пригласил ее в келию.

– Почему ты не принял матушку в келии, отец настоятель? – спросили его ученики.

– А люди знают, что она моя сестра? – твердо ответил старец.

В другой раз в скит пришла женщина, вся в слезах:

– Батюшка, помолитесь о моем муже. Ему должны делать операцию, и я не знаю, выживет ли.

– Не плачь, сестра. Три дня будем поститься и молиться Богу о нем.

Через три дня больной поправился, и его не стали оперировать.

Когда шла война, в госпитале города Плоешть лежало много больных сыпным тифом, они умирали непричащенными, и хоронить их тоже было некому. Тогда отец Савва сказал настоятелю ближайшего монастыря Гигиу:

– Если позволите, я буду ходить причащать больных. Я не боюсь заразиться.

Так отец Савва два года пробыл духовником страдальцев и утешил много сокрушенных сердец, а сам, по благодати Христовой, остался цел и невредим. Затем поселился в скиту святого Иоанна Предтечи в уезде Альба, где девять лет проводил большую миссионерскую работу среди верующих и затем с миром скончался.

Перевела Зинаида Пейкова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить