Румынский патерик. Милость больше молитвы

Архимандрит Геронтий (Геною) (1910–1984)

Жизнь

Приснопамятный архимандрит Геронтий, духовник Бухарестского Патриаршего кафедрального собора, родился 21 июля 1910 года в селе Голешть уезда Арджеш. Рано оставшись без матери, он был призван Христом к монашеской жизни. Так, в 1928 году он поступил в братство монастыря Фрэсиней под окормление одного искусного духовника.

1.jpg
Архимандрит Геронтий (Геною)

Затем был переведен в скит Лайнич уезда Горж вместе с иеромонахом Виссарионом (Тоей) и еще несколькими братиями для возрождения этого скита, пустовавшего около 30 лет.

Окончив монашескую семинарию монастыря Черника, он поступает на богословский факультет Бухарестского университета и заканчивает его в 1943 году, защитив дипломную работу по теме «Внутренняя дисциплина, или Формирование духовного человека».

Рукоположен в иеромонаха в 1941 году, в 1954–1958 годы был директором богословских семинарий в Бухаресте и монастыре Куртя-де-Арджеш. Начиная с 1950 года и до конца жизни, архимандрит Геронтий был чередным священником и духовником Патриаршего кафедрального собора в Бухаресте и самым любимым среди верующих духовным отцом. В 1980–1984 годы внес личный вклад в восстановление и духовное обновление скита святителя Николая в селе Ситару уезда Ильфов.

2.jpg
Бухарестский Патриарший кафедральный собор

Весной 1984 года архимандрит Геронтий предал свою душу в руки Господа и был похоронен в возобновленном им скиту Ситару, оплакиваемый многочисленными духовными чадами.

Дела и изречения

Одними из наибольших добродетелей отца Геронтия были любовь к ближнему и милостыня. Каждый день он ходил по больницам Бухареста и домам верующих страдальцев, где исповедовал, соборовал и причащал больных. Затем раздавал нищим деньги, созывал на угощение в свою келью священников, монахов и самых разных верующих, которым прислуживал сам. В другой раз посылал вспомоществование в бедные храмы и нуждающимся людям.

Одними из наибольших добродетелей отца Геронтия были любовь к ближнему и милостыня

Однажды он рассказывал ученикам о своем родном монастыре, в котором принимал постриг:

– Монастырь Фрэсиней был основан в 1863 году святителем Каллиником, в те годы – епископом Рымнику-Вылчским, и богослужения в нем проводились по уставу Святой Горы Афон, откуда был выписан и первый настоятель. Все послушания здесь были общими. Каждый послушник и монах жил в послушании, и никто ничего не делал без благословения и повеления, поэтому в братстве царили великая тишина и гармония.

На послушании каждый хранил молчание и молился про себя молитвой Иисусовой. А когда несколько монахов шли куда-нибудь, один вслух читал на память псалмы, акафисты, молебен Пресвятой Богородице, повечерие и иные молитвы. Расстояния измеряли не в километрах, а говорили, что прошли «путь одного повечерия».

3.jpg
Монастырь Фрэсиней

Об исповеди в монастыре архимандрит Геронтий рассказывал так:

– Все монастырские братия должны были исповедоваться раз в неделю, в пятницу. Святое Причастие также преподавалось еженедельно схимникам, старикам и больным, остальные же причащались Святых Таин раз в 2–3 недели, как назначит духовник. Самым именитым духовником монастыря Фрэсиней тех времен был иеросхимонах Сильвестр (Флореску).

Рассказывал о своих предшественниках:

– Помню монаха Пимена, с которым нес послушание. Он пас коров. У него было светлое, радостное лицо, и он всегда творил молитву Иисусову. Отец Климент, схимник, был очень молчаливым и много молился. Монах Лазарь весь день трудился в саду и подбадривал братию, говоря, чтобы они проявляли терпение и подвизались в делании духовном. Монах Никанор был пекарем и уставщиком. Он вкушал пищу только раз в день и каждый день читал Псалтирь, которую носил за пазухой. От нее оставался целым только корешок, но он знал ее наизусть. Схимонах Трифон, преуспевший подвижник, пас на горе монастырских коз и днем и ночью не выпускал из рук четок, по которым молился.

Архимандрит Геронтий сказал еще о завещании святителя Каллиника:

– В монастыре Фрэсиней не было женщин, из чего монахи извлекали великую духовную пользу, поскольку были ограждены от множества опасностей и блудных искушений, ведь по причине женщин в монастырях бывает много соблазнов. Другая огромная польза – это духовный мир, царящий в монастыре, отстраненность от мира и погружение ума в Божественное, особенно в кельях и на святых богослужениях, дневных и ночных.

А о ските Лайнич говорил так:

– Величайшим духовником и настоятелем этого скита был преподобный Иродион (Ионеску), который был духовником и святителя Каллиника Черникского. Он проводил святую жизнь, и верующие называли его «Лайничской звездой». Отошел ко Христу в 1900 году и перед смертью предсказал, что Лайнич много лет будет стоять в запустении. Его пророчество исполнилось в точности.

4.jpg
Монастырь Лайнич

О грехах архимандрит Геронтий говорил так:

– Первый смертный грех, с которым мы боремся, – это гордыня, а затем – неведение по причине нехватки духовных знаний. Из этих двух грехов рождаются остальные: пьянство, блуд, жадность, развод, детоубийство и ложь, прикрывающая все их.

Первый смертный грех, с которым мы боремся, – это гордыня, а затем – неведение по причине нехватки духовных знаний

Одного священника он наставлял так:

– С пьянством, блудом, разводами и детоубийством можно бороться хорошими проповедями, возносимыми священниками в храмах по любому поводу. Затем исповедью, молитвой, личным примером священника и чтением священных книг.

О борьбе с ересями и разными сектами сказал так:

– Для этого, прежде всего, необходимо образцовое поведение духовных пастырей. Затем красивые богослужения, совершаемые с благоговением, далее – милостыня, подаваемая нищим и вдовам, живая, превосходная проповедь, катехизация верующих, изучение религии во всех учебных заведениях, включая вузы, частая исповедь, посещение верующих на дому, познание православной веры, святая молитва и прочее.

Затем добавил:

– Святые монастыри всегда: и в прошлом, и сегодня – играли и играют важную роль в жизни румынского народа и в защите православной веры. Их воздвигло единство нации и единство веры, а защищали иерархи, священники, монахи и миряне. Католики, чтобы захватить Трансильванию и увести православных в унию, пушками разгромили все монастыри и скиты, потому что монастыри и монахи удерживали единство и православие за Карпатами и укрепляли верующих.

5.jpg
Архимандрит Геронтий (Геною)

В другой раз архимандрит Геронтий сказал:

– Самым великим добрым делом для всех нас является милостыня. Жалость к подобным тебе людям – самая ценная и необходимая для нашего спасения добродетель. Ибо Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13). Отсюда мы видим, что милость больше и молитвы, ведь она дщерь любви, а любовь – это Сам Бог (см.: 1 Ин. 4: 8). Милосердный христианин с легкостью совершает все добродетели, ведь Бог любви почивает в его сердце.

О священстве он сказал так:

– Священство – страшное дело. Оно полагалось ангелам, но Бог вверил его людям. Власть священника больше ангельской. Ангелы поставлены Богом на служение людям, но вот люди, каковы Матерь Божия и святой Иоанн Креститель, стали превыше всех Сил Небесных.

Ученикам своим архимандрит Геронтий оставил такое последнее слово:

– Свято почитайте монашеские обеты, облекая их в смирение, кротость и любовь к Богу, святым и людям. Чтите и исполняйте вероучения нашей Святой Церкви и других научайте им. Монахи, священники и верующие миряне да будут для всех примером, достойным подражания.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Из книги Patericul Românesc

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить