«Сила его власти была в бесконечной любви»

Памяти епископа Василия (Родзянко)

23 года назад, 17 сентября 1999 года, отошел ко Господу епископ Василий (Родзянко). Заштатный архиерей Американской Автокефальной Церкви, русский по национальности, гражданин Королевства Великобритании. Верный сын Православной Церкви, пастырь, исповедник и богослов. О его служении России и ее Церкви рассказывает многолетний помощник и иподиакон владыки Дмитрий Гливинский.

1 (11).jpg
Владыка Василий (Родзянко) несет Благодатный огонь во время крестного хода в день памяти святых Кирилла и Мефодия

– Дмитрий, десять лет Вашей жизни прошли вблизи владыки Василия (Родзянко) во время его частых приездов в Россию. Как Вам посчастливилось стать его помощником?

– Однажды в конце 80-х на одной из христианских встреч, которые в то время часто проходили по квартирам, будущий митрополит Псковский и Порховский Тихон, а тогда Гоша Шевкунов, приехавший с владыкой Василием, попросил отвезти его в аэропорт Шереметьево. Я был на машине и с радостью согласился. Так произошла первая встреча. Владыка опаздывал на регистрацию, поэтому пришлось поспешить. Доехали быстро, из центра Москвы минут за двадцать, но тогда камер еще не было, и ехали за сто километров в час. И Гоше, и владыке Василию такая быстрая езда очень понравилась, и они остались очень довольны. Через какое-то время Гоше дали благословение на постриг, он давно был послушником Псково-Печерского монастыря, а меня он попросил помогать владыке Василию. 

– Давайте напомним читателям об удивительной биографии владыки.

– Епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы. После революции вся их семья была приговорена к расстрелу, но успела эмигрировать в Югославию.

Будущий епископ закончил гимназию и богословский факультет Белградского университета. Его наставниками были выдающиеся деятели Православной Церкви: архиепископ Иоанн (Максимович), первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович). В 1938 году Владимир Родзянко вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой и через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви. После Второй мировой войны был осужден на несколько лет концлагерей, а потом был выслан из Югославии. Жил и служил сначала во Франции вместе с архиепископом Иоанном (Максимовичем), а потом по приглашению митрополита Николая (Велемировича) в сербском приходе в Лондоне. С 1955 года, в течение 26 лет, вел религиозные передачи радиостанции BBC на русском языке. В 1978 году овдовел. После пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой в связи с тем, что выступил против одной могущественной, но совершенно неприемлемой в Церкви группы – лобби, как принято говорить. В 1980–90-е годы часто приезжал на Родину. Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 сентября 1999 года.

2 (9).jpg
Владыка Василий (Родзянко). Посмертная фотография

– Как Вам кажется, есть ли сейчас интерес к его личности?

– Мне сложно сказать. Могу сказать только про себя. Чем больше времени проходит со дня отхода владыки в мир иной, тем больше начинаешь понимать и масштаб его личности, и удивительную целостность владыки в понимании этого мира и мира Божиего. И его молитвенность, и его следование Промыслу Божиему. Для меня интерес только возрастает. Думаю, все, что связано с епископом Василием (Родзянко) – его, слава Богу, сохраненные архивы, записи бесед, проповеди, фильмы, которые мы успели сделать еще при его жизни, – очень важны именно сейчас, в этот переломный, важный момент в истории России.

Благодаря стараниям Натальи Васильевны Нестеровой, ректора частного университета, мы в созданной специально для этого видеостудии смогли снять несколько фильмов с участием владыки Василия. Один из них, 11-серийный, «Моя судьба», был несколько раз показан по телеканалу «Культура» и побил там все рейтинги.

Очень советую посмотреть, он доступен на YouTube. Там, кстати, в видеоэпиграфе к фильму владыка Василий говорит вот такие слова, я их даже процитирую: «Промысл Божий в моей жизни – вот какая тема у меня сейчас на душе. Потому что я сейчас это очень чувствую. Я чувствую, что вся моя жизнь, как она вот до сих пор протекает, действительно идет по Промыслу Божиему. Конечно, это справедливо по отношению к каждому человеку, и ко всем людям, и ко всему миру, и к Церкви нашей, особенно к нашей святой Православной Церкви. Вот я хочу рассказать собственно о своей жизни и о той промыслительности, которая была от момента моего рождения, с чего я сейчас начну, до момента, в который я сейчас это говорю. Поэтому можно сказать, что все от начала до конца, все обнимает собой Промысл Божий». Это была одна из основных тем, которой владыка придавал огромное значение.

3 (8).jpg
Владыки Филарет (Вахромеев), Питирим (Нечаев) и Василий (Родзянко)

Недаром владыка Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые», в рассказе о владыке Василии «Преосвященный послушник», очень точно подметил способ, которым владыка старался понять Промысл Божий о себе. «Раз за разом я наблюдал, как владыка Василий в буквальном смысле отдает себя в послушание каждому, кто к нему обращается. Причем было видно, что кроме самого искреннего желания послужить людям за этим стоит и еще нечто совершенно особенное, ведомое лишь ему.

«Владыка Василий в буквальном смысле отдает себя в послушание каждому, кто к нему обращается»

В этих размышлениях мне припомнилось, что слово "послушание" происходит от глагола "слушать". И постепенно я стал догадываться, что через это смиренное послушание Владыка научился чутко слышать и постигать волю Божию. От этого вся его жизнь становилась ни больше ни меньше как постоянным познанием Промысла Божиего, таинственной, но совершенно реальной беседой со Спасителем, когда Он говорит с человеком не словами, а обстоятельствами жизни и дарует Своему собеседнику величайшую награду – быть Его орудием в нашем мире».

Интересно, что для владыки Василия это нечто совершенно особенное, как выразился владыка Тихон, было еще совершенно осознанным.

В 1995 году архимандрит Сергий (Соколов) (впоследствии епископ Новосибирский) пригласил владыку прочитать курс лекций по апологетике XXI века в семинарии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На основе этого курса там же, в Лавре, владыка написал книгу «Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века».

Эта книга, как говорил сам владыка, является плодом всей его жизни. Будучи студентом Оксфорда, в 1938 году он начал писать диссертацию «О Святой Троице и православной экклесиологии», но началась война и работа не была завершена. И только в 1996 году владыка смог вернуться к этой работе, имея за плечами опыт совсем не простой жизни.

4 (5).jpg
Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II и епископ Василий (Родзянко)

Православная Церковь, как говорил владыка, основывает церковную жизнь и учение о Церкви на унаследованной ею традиции, которая восходит к первым векам христианства, – единстве в многообразии. И это образ Пресвятой Троицы. Церковь есть образ Пресвятой Троицы, и только так она и воспринимается.

Сегодня, когда начал происходить цивилизационный слом, эти глубокие размышления владыки Василия, я думаю, становятся еще более актуальны.

Единство в многообразии – тема, которая проходит через все наследие владыки. Это и в проповедях, и в лекциях, и в книге, и в фильмах. Это размышления о России, о путях русского богословия и о многом другом.

Известный режиссер Никита Сергеевич Михалков в предисловии к первой серии фильма «Моя судьба» так охарактеризовал владыку: «Через многие-многие годы, через десятилетия, оторванный от своей земли, оторванный от своей страны, русский человек умеет сохранить и создать вокруг себя атмосферу такой плотности, атмосферу русского дома, духа, культуры, веры, что, наверное, важнее всего. Она неколебима никакими катаклизмами жизни, никакими путешествиями, сменами стран и т. д. Это то самое ядро, которое, на мой взгляд, является основой вообще всего, что можно назвать русским».

Неудивительно, что владыка Василий практически первым, как только стало возможно, стал постоянно приезжать в Россию и всего себя отдавать служению ей.

– Но чтобы жить согласно Промыслу Божию, нужно его понимать, чувствовать, обладать высокой духовностью и масштабом личности...

– Нет, всё наоборот. В этом и есть ошибка. Это та мысль, которая постоянно прослеживалась у владыки. Дело в смирении – это основа. В смирении, послушании и молитве. В его поразительной жизни было много такого, чего иначе как чудом назвать нельзя. Можно, конечно, назвать эти случаи и совпадениями. Сам владыка Василий на вопрос о «совпадениях» обычно усмехался: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются».

5 (2).jpg

Современный человек не может отказаться от своей собственной значимости, а Промысл Божий может проявиться, когда ты смиришься. Нужно только дать возможность Промыслу Божиему действовать в тебе. «Чистые сердцем Бога узрят». А если ты закрыл грехом всё свое сердце, то что? Бог не нарушает свободу человека. Да ты и сам не хочешь Бога слышать. Как говорил владыка: «Есть воля Божия, есть Промысл. Воля всегда одинаковая, благая. А Промысл исправляет наши грехи, ошибки». Суть в том, что нужно уметь принять и последовать. Митрополит Сурожский Антоний при пострижении дал владыке Василию напутствие. Тот задал вопрос: «Теперь я епископ, кого же мне слушаться?» И митрополит Антоний ответил ему, что он должен перейти в послушание каждому встречному, если это не противоречит Евангелию. Это слова, которые требуют усилия для осмысления и исполнения. Владыка Василий смог это сделать.

– Владыка эту фразу цитировал, вспоминал об этом?

– Да, часто повторял. Еще говорил, что архиерею посох дается не для того, чтобы, если кто-то не будет слушаться, поднять посох и стукнуть им: «Нет, это когда ты будешь служить другим, чтобы тебе было на что опереться, когда ты выдохнешься, обессилеешь».

Владыка не вспоминал эти слова – он просто этим жил. Жил смиренно, спокойно, весело и радостно. Был очень непосредственным, часто шутил и очень интересовался жизнью России и старался участвовать в ее возрождении.

Жил смиренно, спокойно, весело и радостно. Очень интересовался жизнью России и старался участвовать в ее возрождении

И люди для него были просто люди. При этом он понимал иерархию и на разном языке разговаривал с людьми разных профессией, разной ментальности и социального статуса. Но посыл был всегда одинаковым – любовь, и люди это чувствовали.

6 (1).jpg

Он был очень деятельным и абсолютно бескорыстным человеком, и некоторые этим пользовались. В 1990-х годах его как-то привели к каким-то авантюристам, которые хотели привезти поезда с зерном, при этом без налогов, чтобы на этом заработать... В таких историях проявлялась его наивность с точки зрения ситуации, но не наивность с точки зрения мотивации, которая всегда была очень ясной и конкретной – всеми силами стараться помочь страждущим.

– Почему люди так стремились к нему? Вряд ли все слушали его проповеди на ВВС.

– Вы знаете, слушали. В 1988 году, когда владыка смог постоянно приезжать в Россию, были живы еще многие епископы, священники и миряне, которые слушали религиозные программы на ВВС. И они подходили и горячо благодарили владыку, потому что других источников в те времена не было. Вы просто не помните.

А еще в 1989 году на Первом канале была редакция литературно-драматических программ. Отец Тихон (еще до пострига, тогда Георгий Шевкунов) смог добиться, чтобы сделать для этой редакции цикл передач с владыкой Василием (Родзянко), они выходили в эфир в 11–12 часов ночи. После мы стали распространять записи передач на кассетах. Сейчас смешно вспоминать, как мы снимали эти беседы. Владыке говорили: «Формат 15 минут. Можете уложиться ровно в 15 минут?» Владыка снимал часы, клал в выдвижной ящик, садился вполоборота, начинал, развивал мысль, подводил к кульминации и ровно укладывался в формат, а после выжидал несколько секунд, чтобы можно было отрезать на монтаже нужный фрагмент, и с улыбкой говорил: ок. Все изумлялись его точности. И так записали двадцать с лишним бесед. Он говорил и о Боге, и о любви. Он умел рассказать настолько сердечно и настолько целостно и доходчиво! Нечто подобное по живости восприятия и обилию любви я почувствовал только, пожалуй, когда довелось встретиться с отцом Иоанном (Крестьянкиным).

Владыка был молитвенным и очень деятельным человеком. Я в то время этого не замечал, вернее, не придавал этому значения, точнее, думал, что так у всех, так и должно быть. Например, кто-то должен был прийти, опаздывал, а владыка что-то делал и ждал, потом спрашивал меня: «Дима, ну что, нет?» Я говорил, что встреча отменилась, и он тут же шел заниматься своими делами. У него не было пустого междуделания, всегда была четкость и конкретика. Если разговор, то разговор. Если нет, то он садился делать что-то другое. У него никогда не было пустоты времени.

7 (1).jpg
Священник Владимир Родзянко в студии BBC

– Как Вы думаете, можно ли сказать, что владыка в тот момент повлиял на церковную жизнь России?

– Безусловно. Это был достаточно продолжительный период, почти 10 лет. Он и в Троице-Сергиевой лавре несколько лет подряд читал курсы, и владыка Филарет (Вахромеев) Минский в Жировицкую семинарию его приглашал, и в Тобольской семинарии он читал цикл лекций. Семинаристы с удовольствием его слушали, и всегда беседа надолго затягивалась из-за обилия вопросов. Это просто не могло не отразиться на их пастырском становлении.

– Книга «Моя судьба. Воспоминания. Епископ Василий (Родзянко)», вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, которую Вы составили в 2016 году, была написана на основе одноименного фильма?

– Она, честно говоря, сырая, я очень недоволен ей. Я надеялся, что у меня хватит времени составить ее по смыслу: не на основе линейности жизни, а на основе тех тем, которые мы затронули выше. То, что святитель Иоанн (Максимович) смог не рассказать, а показать мир иной, как в фильме «Моя судьба» говорит владыка, – это была его основа. Он пронес это через всю жизнь и смог выразить в своей книге. Это присутствие иного мира здесь, на земле. Нам кажется, что если мы чуть-чуть переделаем землю, то сможем на земле сделать рай. Собственно, все революции и американские мечты – в какой-то мере продолжение этой мысли. Но это ложная мысль. Всё мироздание, вся вселенная изменилась после грехопадения. И изменить можно только себя, образ своих мыслей и свою жизнь – через покаяние (др.-греч. μετάνοια – «сожаление (о совершившемся), раскаяние», букв. – «изменение мыслей»).

– Дмитрий, на Ваш взгляд, владыка Василий воспринимал себя счастливым, состоявшимся человеком? Считал, что сумел донести до людей свои мысли, то, что завещал ему святитель Иоанн (Максимович)?

– Мне сложно сказать, вряд ли он вообще себя так воспринимал. Но жил он полнокровной деятельной жизнью. И брак его собственный был счастливым.

Это не только его слова, об этом вспоминали и его племянница матушка Мария Потапова и отец Виктор Потапов, с которыми я общался в Америке, которые застали супругу владыки (тогда отца Владимира) матушку Марию. Она была абсолютно уникальным человеком. Об этом сам владыка много рассказывает в фильме и книге «Моя судьба».

Уже в период, когда я был с ним, спустя почти 10 лет после кончины матушки, его внутренняя тоска от потери своей половины так и не прошла. Он был счастливым лишь отчасти, в смысле выполнения Промысла Божиего. Но при этом он иногда признавался мне: «Дима, если бы ты знал, как я устал отрабатывать. Как я уже хочу к матушке». Известно чудо по ее уже загробным молитвам. После внезапной кончины матушки отец Владимир начал выпивать, у него появилась привязанность к алкоголю, он не сумел это побороть. И тогда матушка чудесным образом прислала к нему регента хора его храма Милицу, которая пришла и рассказала ему свой сон: «Ко мне приходила матушка с бутылками ракии в сетке-авоське и сказала: "Вот, Милица, чем мне сейчас приходится заниматься. Ты там скажи моему мужу"». Тогда будущий владыка всё понял, и у него как рукой сняло это пристрастие.

8 (1).jpg
Супруги Владимир и Мария Родзянко на площади Сан-Марко. Венеция, Италия

Одной из краеугольных тем проповеди владыки была тема брака. Владыка рассказывал, что после войны на сербском приходе, где он служил, случился бум свадеб и венчаний. Десятки пар приходилось венчать в воскресенье, приходилось что-то им говорить. Это привело его к осмыслению сути брачной жизни. Он говорил, что семья – это осколок рая на земле, что семья создана Творцом как единый организм, но после грехопадения стать таким единым организмом – это нелегкий труд.

Он говорил, что семья – это осколок рая на земле

– Насколько слог владыки отличался от принятого в то время, а уж тем более от современного нам?

– Я не филолог, мне сложно сказать. Но и специалисты, и просто русские люди восторгались речью владыки. Говорили, что это старый русский литературный язык. Своей речью он покорял сразу.

– Как он воспринял свой портрет работы художника Шилова? Наверняка Вы присутствовали при его написании.

– Да, присутствовал. Чаще в соседнем зале, потому что во время написания портрета владыка вел пастырские беседы с Александром Максовичем, отвечая на его вопросы, очень конфиденциальные. И это, конечно, отразилось на портрете. Как владыка тактично сказал: «Там больше эмоций художника».

– А каким он вспоминается Вам?

– Он был очень живым человеком, со своими слабостями, страстями, с которыми он боролся. Очень горячий человек. Иногда мог и сильно отругать. Это только кажется, особенно на экране, что он такой благообразный. Но когда я опаздывал или ослушивался, он мог отругать, но потом со слезами просил прощения. Мне было потом очень неудобно... И при его горячности и страстности – поразительная тактичность.

Вообще, представление о владыке, что это такой благостный старчик, высокого роста, старомодный, с большой белой бородой, который приехал из-за рубежа, – слишком поверхностное. Он подсмеивался над собой и над тем, как его иной раз воспринимали.

9.jpg
Скульптор Вячеслав Клыков, иеромонах Тихон (Шевкунов) и епископ Василий (Родзянко)

– Расскажите о публикации архивных записей владыки Василия.

– Как я уже говорил, в этом огромная заслуга Натальи Васильевны Нестеровой и ее университета. С 1997 года, когда была организована видеостудия, владыка все свое время отдавал созданию фильмов «Моя судьба», «Туринская плащаница», «Илиотропион» и тех, которые он считал важными.

Интересно, что, работая над фильмом, он часто болел, но всегда говорил: пока не закончу всю историю, не умру. К нашему удивлению, так и случилось. В первых числах сентября я с оказией отправил на кассетах (тогда ни YouTube, ни интернета – такого, как сейчас, – не было) фильм из Москвы в Вашингтон. А 16 сентября мы разговаривали по телефону, и владыка с восторгом говорил, как понравился ему фильм, что он внес некоторые правки и просил до его приезда сердечно поблагодарить сценариста Владимира Щербинина, режиссера Александру Селимову, оператора Юрия Николенко и всех, кто принимал участие в создании фильма. А утром мне позвонила Мэрлин Сьюзи, его секретарь и помощница в Америке, и в слезах сообщила, что ночью у владыки оторвался тромб и он мирно скончался у себя в квартирке-келье.

Вот такая история. Вместо приезда на премьеру владыки Василия я с группой из университета отправился в Вашингтон на похороны владыки. Позже мы договорились с Мэрлин Сьюзи и Майклом Рэем, которые помогали владыке в организованном им для помощи России фонде Святых Архангелов, о перевозке и оцифровке всего архива BBC. Владыка смог увезти все катушки своих передач на BBC начиная с 1955 года из Англии в Америку, а уже из Америки их перевозили в Россию и оцифровывали. Ну а весь архив вместе с российским периодом с 1988 года насчитывает более 1000 часов звучания. К счастью, все это в течение нескольких лет удалось осуществить.

– А можно было бы сейчас возобновить эту работу?

– Думаю, что не только можно, но и нужно. Особенно сейчас – в этот переломный момент истории. Мысли и темы, которые озвучивал владыка, сегодня прозвучат очень актуально.

Мысли и темы, которые озвучивал владыка, сегодня прозвучат очень актуально

Я по мере сил разбираю его архив. Правда, некоторые записи уже находятся в критическом состоянии, потому что не на все были сделаны копии, а старые жесткие диски (HDD) начали сыпаться, они не рассчитаны на такой длительный срок хранения. Архив, к сожалению, вообще не расшифрован. Есть только аудиозаписи. Слава Богу, что они архивированы и расписаны. Была проведена колоссальная работа по систематизации и каталогизации архива. Сейчас можно подготовить и видео, и аудио, и текстовые материалы для сайта владыки или сделать серию публикаций на вашем сайте.

10.jpg

– Где сейчас хранится архив записей владыки?

– Студия, к сожалению, не сохранилась, была закрыта вместе с университетом Натальи Нестеровой в 2014 году. А архив хранится у меня.

– Получается, сейчас нужно найти людей, которые заинтересованы в публикации и сохранении наследия владыки?

– Да, безусловно. Мы выпустили несколько десятков фильмов, аудио CD и MP3. Но практически сто процентов того, что мы выпустили, тут же безо всяких разрешений своровали первые глобальные сайты типа Предание.ру, которые тогда только начали появляться. Они выложили наши фильмы и аудиодиски у себя в открытом доступе, после чего мы лишились остатка средств к дальнейшей деятельности.

– Вы считаете, что наследие владыки Василия растащили на броские факты, которые позволяют использовать его имя в любом споре с любой стороны?

– Может быть. Наверное, одним из немногих, кто смог почувствовать и понять владыку Василия (Родзянко), был владыка Тихон (Шевкунов): «Он был настоящим Владыкой! Он беспредельно владычествовал над человеческими душами». Хотя это и звучит несколько пафосно, но, действительно, единственная сила его власти была в бесконечной и поражающей любви. Здесь не было ни на йоту фальши и себялюбия.

ПРИОБРЕСТИ КНИГУ

Беседовала Наталья Крушевская

Дмитрий Гливинский 16 сентября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить