Случай на Байкале, или Никола, помоги!

Пролив на Байкале между материком и островом, где снуют паромы для перевоза машин и людей, называется Ольхонские ворота и замерзает довольно долго. Не потому, что мороза не хватает, хотя в районе Малого моря и острова Ольхон климат немного мягче, чем во всем Прибайкалье. Но ветра… Самых знаменитых три: Баргузин, Сарма и Култук. Погода здесь будто отстает на месяц от всего материка. Сентябрь – бархатный сезон, почти лето. Осень долго раскачивается. Море, прогретое летним солнцем, омывает песчаные пляжи и резкие контуры скал самого солнечного острова в мире.

Фото 1.jpg
Остров Ольхон. sila-momenta.ru

На севере пролив выходит в Малое Море, на юге – в основную акваторию Байкала. Длина пролива – 8,3 км, наименьшая ширина – 1,2 км. Средняя глубина – 30–40 метров, у южного входа в пролив глубины достигают 100 метров. Берега большей частью крутые и обрывистые, побережье изрезано длинными узкими заливами и бухтами. Пролив отличается довольно сильным для Байкала течением, а приходящие с разных сторон волны могут достигать пятиметровой высоты. Замерзание Байкала начинается неравномерно. Раньше всего покрывается льдом вдоль острова акватория Малого Моря. Лед здесь можно увидеть уже в декабре. Но из-за сильных ветров в этой части Байкала первый лед подвержен разрушению. И наконец в начале февраля начинает работать ледовая дорога! По ней можно добраться на автомобиле вдоль острова до пункта назначения. Это настоящая трасса с разметкой и знаками. Официально съезжать с этой дороги нельзя. В марте трассу закрывают. Даты ее работы зависят от толщины и состояния льда. Для туристов предполагают пешие прогулки по льду, а перемещение желательно только на воздушной подушке.

***

Всю эту информацию сообщают гостям, ныне желающим посетить Байкал. А вот в то далекое время наши отцы и не предполагали, что через пролив, где в летнее время снуют паромы, зимой передвижение на машинах строго запрещено. Немало автомобилей с рыбаками и без пребывают давно на дне самого глубокого в мире озера, чья окончательная глубина до сих пор не известна науке.

Случилось это еще в те времена, когда по России стали восстанавливать храмы и монастыри, а где-то возводить новые. И вот на острове Ольхон решили строить церковь во имя Божией Матери Державная. План нарисовали, проект готов, владыка подписал, надо ехать и определяться с местом. Благочинный со своим помощником собрались с местными жителями на обсуждение проекта, ну и на «закладывание первого камня». Сели в машину засветло и тронулись, помолясь. Дорога длинная, после тракта, мягко выражаясь, неудобная. Это сейчас ради туристов асфальт положили до самого парома на остров, и лежит дорога, что твоя выглаженная скатерть. Сейчас пару часов – и на пароме, а тогда путь пролегал по сплошной «гальке» и был не близок.

Долго ли, коротко, доехали отцы до последнего пункта на материке и надо было как-то переправляться. Дело было к концу зимы, лед установился. Долго голову ломать не стали и у местных спросить не удосужились: «А можно ли?» Или хотя бы: «А как добраться до Хужира, не подскажете?»

Фото 2.jpg
Паромная переправа через Ольхонские ворота. drive2.ru

Выбрали самый короткий путь – от точки стоянки паромов и по прямой линии до острова. И про течение не подумали, и про глубину – лед же! Зима уж к концу. Лишь одно слово промелькнуло в голове благочинного: «Проедем». И выехали напрямую, где в летнее время паромы курсируют. Сначала справа были горы, следом – открытый выход в сам Байкал, и вроде дело уже к концу, противоположный берег совсем близко. Но тут один из отцов скорее почувствовал, чем понял, что машина не едет, а покачивается в стороны, и, сообразив, что происходит, нажал по газам и что есть духу завопил: «Святый Никола, помога-а-а-ай!!!»

И сообразив, что происходит, нажал по газам и что есть духу завопил: «Святый Никола, помога-а-а-ай!!!»

В этот момент его помощник крутанул головой и в заднем стекле увидел синюю дорожку с чистой, как слеза ребенка, водой. Она переливалась в ярком свете дня, сверкая стеклами сверкающих на солнце льдин, тихо плывущих в воде. А по бокам от машины, вернее от ее колес, в это время разлетались фонтаны из мелкого льда и воды. Дальше они вопили вместе, что есть мочи.

Когда машина вылетела на гравийку берега, стук их сердец, казалось, слышал весь остров. Отцы вывалились из машины, возблагодарили Бога и святого Николая и, медленно приходя в себя, с каким-то тихим ужасом стали рассматривать синюю полосу воды на безбрежном ледяном поле, рисуя картины последствий, одну страшней другой, если бы Николушка их не услышал.

А в этот момент на пустынном берегу заходились криком испуганные воплями людей птицы.

Впоследствии отцы ездили, перестраховываясь, с открытыми в автомобиле дверьми. Ездили по объездной и по проторенной дороге после проверок МЧС. А что делать? Обжегшийся на молоке дует на воду.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить