Служение Богу как призвание. Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский

Поистине удивительно по своей насыщенности житие этого великого подвижника благочестия – митрополита Одесского Анатолия. Очень условно это житие можно поделить на две части: до революции 1917 года и после нее. В первой половине мы видим необычайное количество научных изысканий и трудов, богословских степеней, заслуженных отцом Анатолием, пастырских трудов, мудрого и твердого управления кафедрами, на которые он был поставлен; он был великим ученым, историком-патрологом, деятельным пастырем, болевшим душой за народ Божий и Отечество. Вторая половина его жизни столь же насыщенна событиями, но другого порядка – преследованиями за веру, стоическим претерпением гонений, исповедничеством и мученичеством за Христа

Превью 1 (5).JPG
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский

Митрополит Анатолий был очень деятельным человеком, большим ученым в масштабах всей Православной Церкви, внимательным, строгим и одновременно любящим пастырем, обладал горячей верой в Бога. Особенно удивляет высокая ученость отца Анатолия, учитывая совсем не священническое и не профессорское его происхождение. 

Будущий священномученик родился в семье рядового бухгалтера уездного казначейства в Кременце Волынской губернии 19 августа 1880 года. В крещении получил имя Андрей. 

Житие повествует нам, что Андрей обучался в Кременецком духовном училище, затем в Волынской духовной семинарии, а потом в Киевской духовной академии. Примечательный факт. В то время в духовные училища принимались дети священников и диаконов. Попасть в духовное училище из другого сословия было непросто. Во-первых, обучение стоило недешево. Во-вторых, абы кого не брали, смотрели на семью, родословную. В-третьих, надо было выдержать конкурс. Какой вывод можно из всего этого сделать относительно юного Андрея? Десятилетний мальчик, он уже тогда, в 1890-м, чувствовал, какой путь выберет в жизни. Духовные училища создавались, согласно уставу учреждения, «для первоначального образования и подготовления детей к служению Православной Церкви», а потому состояли «в живой и нераздельной связи с семинариями». В 14 лет Андрей совершенно окреп в своем решении, поступив в духовную семинарию. И еще совсем мальчика его, десятилетнего, поддержали родители, которые предприняли серьезные шаги для определения сына в духовное училище и четыре года оплачивали его обучение из своего кармана. Не думаю, что это было легко, тем более что Андрей был не единственным ребенком в семье.

Десятилетний мальчик, он уже тогда чувствовал, какой путь выберет в жизни

Андрей не ошибся в своем выборе. В 1903 году в возрасте почти 23 лет, за 13 дней до своего дня рождения, он был пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре с именем Анатолий. Менее чем через год принял священнический сан и стал иеромонахом. В том же 1904 году окончил Академию и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. А еще через год был назначен исполняющим обязанности доцента на кафедру общей церковной истории.

Надо сказать, что отец Анатолий был полиглотом, что очень помогало ему в научной работе. Он знал основные европейские и некоторые восточные языки. Мог читать в оригинале многие исторические первоисточники. Его в превосходной степени оценивали современники, ученые и архиереи. 

Архиепископ Антоний (Храповицкий) писал: «Иеромонах Анатолий по церковной истории – талантливый, и хотя еще очень молодой, но широко осведомленный преподаватель. Он становится хозяином не только в истории событий церковной жизни, но и вообще в богословии, то есть в Священном Писании и патрологии. Обладая прекрасно выработанным, точным и метким языком, он успевает в продолжение одной лекции изложить множество событий, дать несколько сильных характеристик, пояснить сущность самого отвлеченного предмета, например богословских споров IV века. Держась строго православного учения, отец Анатолий, однако, обладает мыслью смелой и не подчиняется литературным пособиям, но распоряжается ими, как установившийся уже ученый».

2 (54).JPG
Архиепископ Антоний (Храповицкий)

Отец Анатолий в своих историко-научных изысканиях даже работал в Константинополе, изучая рукописи на древних языках. Результатом упорной кропотливой работы стал труд «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века». За эту работу отец Анатолий в 1911 году получил степень магистра богословия. Вот слова одного из рецензентов: «Основательное знакомство с первоисточниками и обширной литературой по данному вопросу, глубокое проникновение в дух сирийского отшельничества, ясность мысли и колоритность языка отличают труд автора и делают его ценным вкладом в литературу этого предмета».

Вообще, 1911-й был знаковым годом для отца Анатолия. В этом году он был возведен в сан архимандрита и удостоен звания экстраординарного профессора. Следующий год также был насыщен событиями. Отцу Анатолию была присуждена премия имени профессора В. Ф. Певницкого за проповеди, произнесенные на пассиях в течение Великого поста. Также состоялся перевод из Киевской духовной академии в Московскую. 

А в 1913 году архимандрит Анатолий был назначен ректором Казанской духовной академии и хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. 1913-й подарил отцу Анатолию несколько важных встреч. Одна из них состоялась в Москве. Епископ прибыл в Петербург, где просил у Священного Синода средств для ремонта зданий Казанской академии. А в Москве он был представлен Великой княгине Елизавете Феодоровне Романовой, будущей преподобномученице Елисавете. Епископ Антоний вручил ей диплом на звание почетного члена Казанской духовной академии. Эта их встреча была не последней.

В 1914-м началась Первая мировая война. Здесь, мой читатель, я хочу привести слова нашего современника, доктора исторических наук, агиографа (автора житий святых, в данном случае – новомучеников) архимандрита Дамаскина (Орловского). Эти слова я взяла прямо из жития священномученика Анатолия. Они написаны в 2005 году, но настолько отражают нашу современную действительность, что если не знать, что это писалось о 1914-м, а не о 2024-м (уже 2025-м), то можно подумать, что отец Дамаскин пророчески писал это про наше время. 

Вот эти слова: «В первые месяцы войны общество, казалось, очнулось от спячки и люди потянулись для молитвы в храмы. Церковные службы в это время отличались особенной торжественностью, на ектениях провозглашались нарочитые прошения о даровании российскому воинству победы, постоянно служились заупокойные субботние литургии и панихиды по павшим на поле брани за родное Отечество воинам. В селах устраивались торжественные проводы ратников ополчения. Начинались они благовестом большого колокола, затем все прихожане собирались в храм, к ним обращался со словом их пастырь, и служился молебен. В конце молебна поименно поминались все отправлявшиеся на военную службу. После молебна крестный ход вместе с ополченцами и всеми провожавшими шел на окраину селения, где вновь возносились усердные молитвы о здравии и спасении призываемых на защиту Отечества».

Епископ Анатолий учредил в это тяжелое для страны время комитет о нуждах войны. Планировался к открытию лазарет. Комитет стал своеобразным попечительским советом для семей, оставшихся без кормильца. Отец Анатолий призывал верующих епархии жертвовать на попечительские и лечебные цели. По примеру епархии попечительские советы создавались на приходах. К июлю 1915 года таких советов было 664 (а приходов – 672, то есть почти в каждом был попечительский совет). 

Скоро фронт стал угрожать Киевской духовной академии, и отец Анатолий стал готовить приют для преподавателей и воспитанников своей альма-матер. 

3 (46).JPG
Киевская духовная академия и монастырь

А 28 октября 1915 года епископ Анатолий вновь встретился с Великой княгиней Елисаветой. Он сослужил архиепископу Казанскому Иакову, епископу Каширскому Иувеналию (Масловскому) и епископу Чебоксарскому Борису (Шипулину). Сонм архиереев совершал отпевание почившего схиархимандрита Гавриила (Зырянова), который был духовником Елизаветы Феодоровны Романовой.

К трагическим для Отечества событиям 1917 года епископ Анатолий подошел 37-летним маститым архиереем, патрологом-историком, профессором, деятельным пастырем. Начиналось время его исповедничества.

К трагическим событиям 1917 года епископ Анатолий подошел маститым архиереем, профессором. Начиналось время его исповедничества

В 1918 году новая власть запретила деятельность всех духовных учебных заведений. Владыка Анатолий поступил очень тонко и мудро. Он нашел лазейку в новых правилах: не запрещалось обучаться религии частным образом. И отец Анатолий перевел всю Казанскую духовную академию в режим частного образования. Он получил от властей соответствующую государственную печать и официальный штамп, что позволяло существовать академии в частном порядке. Владыка сохранил почти весь преподавательский состав и половину учащихся. Лекции читались на квартирах профессоров, была сохранена библиотека и канцелярия академии. Невероятно, но в суровых реалиях непримиримого богоборчества со стороны властей духовная академия жила, а значит, сохранялась возможность рукоположения в священство ее воспитанников. В условиях тотального истребления служащих священников это был крайне важный для Православной Церкви момент. Обо всем происходившем епископ Анатолий писал лично Патриарху Тихону.

В 1921 году власти установили контроль над перепиской Патриарха Тихона. В марте того же года в руки сотрудников ВЧК попала переписка епископа Анатолия со Святейшим. 26 марта 1921 года епископ Анатолий был арестован.

4 (42).JPG
Патриарх Тихон

Для большевиков стало шоком, что Казанская духовная академия фактически существует и продолжает свою деятельность. Это выяснилось из переписки. Были также допрошены профессора академии, и власти получили подтверждение очень неприятного для них открытия. Отец Анатолий держался мужественно, стойко и очень спокойно. Он прямо заявил, что считает существование академии вполне законным, так как она не была упразднена советской властью, ведь у него на руках до сих пор находились официальный штамп и государственная печать, выданные властями.

Никто из профессуры не выдал ни одного учащегося духовной академии. А именно список фамилий будущих священников больше всего интересовал властей. Если бы богоборцы получили такой список, то все лица из него были бы тут же арестованы. Но фактически списков обучающихся не существовало, а называть какие-либо фамилии допрошенные все как один отказались.

5 (34).JPG
Владыка Анатолий

Вообще, вся эта ситуация с академией выглядела как издевка над богоборческой властью, хотя, видит Бог, епископ Анатолий преследовал в своем подвиге сохранения этого духовного образовательного учреждения совершенно другие цели. Его приговорили к году исправительных работ, что подразумевало заключение в лагере. Освободили епископа через девять месяцев.

После освобождения, в феврале 1922 года, владыка был переведен на Самарскую кафедру. Ровно через год к нему пришли. Сотрудники ОГПУ подбросили ему некое написанное якобы владыкой воззвание. Фальшивка была сделана столь кондово, что было бы даже смешно, если бы не было так грустно: личная подпись владыки в «воззвании» была отпечатана на машинке, а не выполнена от руки. Но отца Анатолия все равно арестовали. На следствии ему удалось доказать, что данный документ – подделка. Правда, ушло на это без малого пять месяцев. В начале августа 1923 года владыку Анатолия освободили.

На свободе он пробыл чуть больше месяца. Был возведен в сан архиепископа и практически сразу арестован. Его приговорили к трем годам ссылки в Туркмению. Там владыка, невольно освобожденный от забот по епархиальному управлению и пастырскому служению, занялся наукой. Еще в молодые годы его, талантливого историка-патролога, сравнивали с величайшим востоковедом и церковным историком, профессором Санкт-Петербургской духовной академии Василием Васильевичем Болотовым. И теперь, заключенный в узы, епископ Анатолий писал ученику и преемнику профессора Болотова Александру Ивановичу Бриллиантову. Это были строки, полные глубоких философских рассуждений, основанных на историческом анализе. 

На свободе он пробыл чуть больше месяца. Был возведен в сан архиепископа и практически сразу арестован

«Иной раз думаешь – не грозит ли русскому православию печальная участь древней североафриканской или древнесирийской Церкви, притом от причин не столько внешних, сколько внутренних, унаследованных от прежнего периода нашей церковной истории», – писал владыка в этих письмах. И его слова звучали как пророчество.

Освободился архиепископ Анатолий в 1927-м. А в 1928-м был назначен на Одесскую кафедру. В 1932 году был возведен в сан митрополита. К этому времени необъявленная война властей против Православной Церкви только набрала обороты. Храмы повсеместно закрывались один за другим и превращались в зернохранилища, клубы или попросту уничтожались; епископат и священство арестовывалось, ссылалось, расстреливалось.

Не обошло стороной это открытое богоборчество и Одессу. Были взорваны Преображенский кафедральный собор, военный Свято-Сергиевский собор, храм святителя Николая, многие другие святыни. Многие храмы были закрыты. ОГПУ методично обескровливало епархию, уничтожая лучших священников. 

Отца Анатолия просто затаскали на допросы в ОГПУ. Его хватали ночью, прямо с постели; в храме, прямо во время службы. Это делалось специально в самое неподходящее время, цинично и зло. Владыка ни одного раза не остановил богослужение. Всегда завершал все надлежащим образом и только потом шел на допрос. За эту непоколебимую стойкость сотрудники ОГПУ измывались над ним: держали в коридоре по несколько часов и только потом заводили на допрос. Владыка все претерпевал мужественно и кротко. У него не было иллюзий относительно целей богоборцев, поэтому он не давал никаких явных поводов для своего ареста. А в конце двадцатых – начале тридцатых годов ХХ века повод для этого какой-никакой, а все-таки должен был быть.

6 (22).JPG
Тюрьма 1936 год,
митрополит Антоний (Грисюк)

Только в 1936 году властям удалось арестовать митрополита Анатолия вследствие разработанной и реализованной самими властями провокации. Власти закрыли один из храмов и тут же распустили слух, что после богослужения в другом храме, где как раз служил в то время владыка, будет проходить собрание с целью потребовать от властей открытия закрытой церкви (сам факт такого собрания являлся в то время преступлением). Собралось огромное количество народа. Служащий священник в присутствии владыки вынужден был разъяснить пришедшим, что информация о собрании ложная. Провокаторы из толпы стали выкрикивать, что священство не борется за храмы. Но молчаливое строгое присутствие владыки охладило пыл толпы, и обошлось без происшествий. Однако этого случая оказалось вполне достаточно для ареста митрополита Анатолия. Это произошло ночью 10 августа 1936 года. Промыслительно, что его посадили в тюрьму в городе, где располагалась столь дорогая его сердцу альма-матер – Киевская духовная академия и освященная подвижническими трудами стольких преподобных Киево-Печерская лавра. Тут он начинал свой духовный путь, тут же начал и свой последний исповеднический и мученический путь.

Из протокола допроса владыки:

– Следствие располагает данными о том, что вы проводили антисоветскую агитацию среди духовенства и церковников города Одессы. Припомните факты антисоветской агитации, проводимой вами.

– Антисоветской агитации я не вел. Однако припоминаю случай, когда я в беседе с моим секретарем... в связи с закрытием церквей в епархии... выразился, что это положение не имеет сравнения в отечественной церковной истории. При этом я сказал, что во времена татарского нашествия если разрушались церкви, то разрушались и города, теперь же города развиваются, украшаются, а церкви закрываются и некоторые разрушаются. Затем был случай, когда, подводя итоги закрытия церквей, в частности в Молдавии, я... сделал замечание, что это – разгром церковной организации.

– Следствие располагает данными о том, что вы были связаны с представителями Ватикана и вели с ними переговоры об установлении контакта восточных и западных Церквей с целью объединения православия и католицизма для создания единого антисоветского фронта. Расскажите, при каких обстоятельствах была установлена такая связь и при посредстве кого именно.

– Связи с представителями Католической церкви я не имел и никаких переговоров об объединении православных и католиков не вел. Заявляю, что я убежденный антикатолик и по своим религиозным воззрениям, как православный архиерей, не мог вести таких переговоров.

– Вы обвиняетесь в том, что, во-первых, проводили работу, направленную к созданию антисоветского блока путем воссоединения восточной и западной Церквей на основе унии с подчинением Русской Православной Церкви папе Римскому, и, во-вторых, систематически вели антисоветскую агитацию, используя религиозные предрассудки масс в контрреволюционных целях. Признаете ли вы себя виновным?

– В первом пункте виновным себя не признаю. По второму пункту, кроме выражений в частных беседах, могущих быть истолкованными при известном освещении как проявление моей антисоветской направленности, виновным себя не признаю.

7 (16).JPG

В обвинительном заключении все слова и разъяснения владыки были выдернуты из контекста, передернуты, смысловые акценты были расставлены ложно, вывернуты наизнанку. На все его заявления по этому поводу не последовало никакой реакции. В своих заявлениях митрополит Анатолий указывал на еще одно обстоятельство: очень ухудшившееся в последнее время здоровье. Владыку мучила обострившаяся в тюрьме язва желудка. Практически отказали ноги. Ему было 56 лет, по нынешним временам возраст даже не пожилой, но владыка говорил о своем возрасте как о старческом. Он именно так себя чувствовал. Годы его жизни были слишком насыщены событиями и подвижническими трудами, а в последнее время и исповедническим стоицизмом.

Годы его жизни были насыщены событиями и подвижническими трудами, а в последнее время и исповедническим стоицизмом

Через четыре месяца, проведенных в следственной тюрьме Киева, его доставили в Москву, в Бутырку. Здесь вновь начались изматывающие допросы. Основа обвинения: владыка якобы встречался с высокопоставленным католическим деятелем для организации антисоветской работы, сбора информации антисоветского содержания, предназначенной для Ватикана, а также перехода в католичество. Митрополит Анатолий отверг весь этот абсурд. 

Пять лет лагерей. Зимой, 27 января 1937 года, владыку отправили этапом в лагерь в Коми.

Я столько раз писала про эти бесчеловечные этапы… Все описания этих этапирований из житий наших святых новомучеников похожи друг на друга как две капли воды, отличается только климат: в зависимости от местоположения лагерей этапирование добивало страдальцев или изматывающей жарой, или суровыми морозами, пробиравшими до костей. Сначала осужденных грузили в товарные вагоны, как скот, и они ехали стоя, в холоде или зное, без воды и еды; потом, если зона была на севере, гнали пешими переходами по сибирским просторам. Мороз, снег по колено… Упал – получи прикладом. Не встал – сожрут дикие звери. Смертность на этапах была запредельная.

Теперь представь, мой читатель, владыку, который и так-то еле передвигался, с язвой желудка (этот диагноз означает боли, от которых люди теряют сознание), с вещами, которые надо было тащить самостоятельно (что собрал с собой, то у тебя в лагере и есть, большего ни от кого не жди, поэтому осужденные везли с собой всё: от ложки и миски до матрасов; митрополит Анатолий, помимо необходимого в житейском смысле, вез с собой истинные драгоценности – Евангелие и свой наперсный крест). 

И владыка Анатолий тоже шел. Его тоже гнали прикладами. Но состояние его был столь тяжелым, что даже жестокие конвоиры смягчались и иногда дозволяли ему сесть в кузов грузовика. Когда он приходил в себя, вновь заставляли идти.

Это чудовищное этапирование длилось больше трех недель. 14 февраля 1937 года митрополит Анатолий прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. Одному Богу известно, каким образом владыке удалось выжить…

8 (12).JPG
Кылтовская сельхозколония в Коми, Крестовоздвиженский монастырь

Но даже в этих страшных условиях Господь являл Свою милость к митрополиту Анатолию. Два с половиной месяца его не выводили на работы. Нет, не потому что жалели, просто не хватало конвоиров: заключенных было слишком много, лагерь был переполнен. Владыку стали выводить на тяжелые работы только в мае, когда даже в суровом климате Коми становится сравнительно тепло.

Он очень старался. Через силу, сверх своих человеческих возможностей. О состоянии его здоровья мы можем судить по лагерным характеристикам. Вот одна из них: «Работает добросовестно, к инструменту отношение бережное. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительное».

Летом владыку свалила пневмония. Лазарет не предусматривался, от работ никто не освобождал. Скудное питание, тяжелые работы… И вот уже мы видим другую характеристику: «Работает на общих работах. Норму не выполняет. К инструменту относится небрежно. На производстве дисциплинирован. В общественной работе участия не принимал. В быту дисциплинирован. Небрежен к общественному обмундированию. За плохой труд имеет предупреждение».

Он просто не мог. Больше не мог. Не было жизненных сил. 

Прошло еще полгода. Митрополита Анатолия признали инвалидом, но через месяц вновь погнали на работы. Он почти ослеп. Из характеристики: «Работу выполняет на 62 %. По старости работает слабо, но старается». По старости… Владыке было на тот момент всего 57 лет…

В январе 1938 года его все-таки поместили в больницу. С собой владыка взял самое дорогое: Евангелие и свой наперсный крест, сохраненные в застенках, на этапировании и в условиях лагерных шмонов. 

9 (8).JPG
Священномученик Анатолий (Грисюк)

От него грубо потребовали сдать эти предметы. Владыка категорически отказался. Евангелие силой вырвали у него из рук. Но крест с груди содрать не смогли. Митрополит Одесский Анатолий, великий ученый своего времени, заботливый пастырь, исповедник веры Христовой, умирал как христианин – с крестом на груди. Сложенными на груди руками он до последнего закрывал, защищал этот крест от богоборцев, которые так и не сумели сломить дух владыки, так и не смогли отнять у него, умирающего, символ победы Христа над смертью, символ Божественной любви к людям. 

Господь забрал Своего служителя в Свои светлые обители 23 января 1938 года.

Наталья Ващина 22 января 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить