Собор Казахстанских святых

21 сентября по новому стилю в этом году чтится молитвенная память собора Казахстанских святых. В собор входят как новомученики и исповедники Российские, имена которых известны большому количеству верующих (преподобный Севастиан Карагандинский; священноисповедник Николай (Могилевский); священномученик Кирилл, митрополит Казанский, особо почитаемый в Сретенском монастыре), так и малоизвестные страдальцы за веру. Большинство святых, включенных в этот собор, прошли через страшный Карлаг – Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. Узники содержались там в крайне суровых условиях. Многие умерли от голода, людей пытали и расстреливали. Рассмотрим несколько кратких житий малоизвестных Казахстанских святых.

1, превью (21).jpg
Собор Казахстанских святых

Преподобномученик Серафим (Богословский) (1881–1921)

Будущий преподобномученик родился в Черниговской губернии в простой семье. Мать его была набожной. Однажды она увидела сон о мученической кончине сына. Юноша же, рассуждая об этом сне, решил посвятить свою жизнь Богу, став послушником Глинской пустыни. В 1907 году он был пострижен в монашество с именем Серафим. Обладал иконописным и певческим талантами. В Глинской пустыни отец Серафим прожил недолго. Вместе с другими насельниками он уехал с целью миссионерства в Свято-Троицкий мужской монастырь в Туркестанском крае. В 1909 году он был рукоположен в иеромонаха для одной из городских церквей в г. Верном (сейчас – Алматы).

Городское служение тяготило отца Серафима, так как он отличался особым подвижническим настроем. В конце концов он получил благословение на то, чтобы уйти в горы, где выстроил скит и церковь в честь преподобного Серафима Саровского. Всю утварь для церкви и иконы он сделал сам. Постепенно к нему присоединились другие пустынники, как монашествующие, так и миряне. В 1913 году в скит приехали духовные дочери отца Серафима и образовали женскую общину. Иноки же переселились в более уединенное место на гору Кызыл-Жар. Там они поставили келии, завели небольшое хозяйство, даже выращивали гвоздики.

2 (68).jpg
Преподобномученик Серафим
(Богословский)

По воскресеньям священник служил у своих духовных дочерей. Одна из них оставила такие воспоминания о нем: «Отец Серафим был среднего роста, среднего телосложения (не худощав, не полон). Волосы густые, темно-русые, без седины, очень кудрявые, не длинные – не доставали до плеч. Борода густая, небольшая, постриженная, кудрявая, темно-русая. Небольшие подстриженные усы. Лицо красивое, глаза голубые, большие, нос прямой, брови густые, немного не сросшиеся. Выражение лица доброе, кроткое. Лоб закрыт скуфьей. Волосы из-под скуфьи выбивались и завивались вверх». Отец Серафим был кротким и смиренным духовником и мужского скита, и женского. Незадолго до смерти он сказал своим духовным чадам: «Меня не будет. Я буду здесь похоронен, а вы каждый год ходите ко мне на могилу». 

10 августа 1921 года под вечер в скит к монахам приехали на лошадях вооруженные красноармейцы. Отец Серафим принял их в своей келии, оказал им настоящее христианское гостеприимство: напоил чаем и уложил спать. Сам не спал, но молился всю ночь. Под утро они наставили ружье ему в спину и застрелили. Был застрелен и другой насельник скита, преподобномученик Феогност (Пивоваров). Убиенные братия были похоронены в скиту. Их могила со временем стала местом паломничества местных верующих, сопровождавшимся случаями исцелений и чудес. В наше время на месте Кызыл-Жарского скита находится мужской монастырь – Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь.

Отец Серафим принял их в своей келии, оказал им настоящее христианское гостеприимство. Под утро они наставили ружье ему в спину и застрелили

«Приидите православных сословие,/ на горы Тяньшанския, духовно ликовствуя, взыдем,/ преподобномучеников Серафима и Феогноста богоглаголивая уста почтим,/ наставляющия нас послушанию,/ покаянию сокрушенному и молитве непрестанной,/ сии бо добродетели, яко крила благомощныя/ к Троице Святей восход сотворяют нам,/ подающи от Бога благодать и велию милость», – таким образом молится Церковь преподобномученикам Алма-Атинским Серафиму и Феогносту на службе, посвященной им.

Священномученик Николай Беневоленский (1877–1941)

Родился в Москве в священнической семье. Приходился племянником преподобному Алексию Зосимовскому, которого очень любил. Закончил духовное училище, Московскую духовную семинарию и Академию. Хотел принять монашество, на которое его благословил священномученик Владимир (Богоявленский). Однако в последний момент Николай отказался от задуманного и женился. Принял сан и был направлен в московский храм в Новой Слободе. Часто посещал своего дядю, преподобного Алексия, в Зосимой пустыни. По смерти старца многие его духовные чада перешли к отцу Николаю. Для паствы священник был пастырем добрым, помогавшим многим и материально. 

В 1917 году перешел в храм преподобного Симеона Столпника, где служили его отец и дед. Туда приезжал не раз Святейший Патриарх Тихон. Отец Николай за время служения там удостоился многих церковных наград. Через двенадцать лет храм был советской властью закрыт. Священник перешел служить в Покровский храм на Лыщиковой горе. Семью его выселили из квартиры, где несколько лет они ютились. Отцу Николаю пришлось уехать жить в Сергиев Посад. Жилье было найти затруднительно, никто не хотел селить у себя священника. В 1932 году в доме, где в тот момент жила семья отца Николая, произошел обыск, но главу семьи пока не тронули. 

Через год отец Николай подал прошение о переводе в один из храмов Сергиева Посада. В 1939 году на него был составлен донос одним из клириков, сотрудничавшим с НКВД. В нем, в частности, говорилось: «Алексеевщина – это особая секта, происходящая от схимонаха, известного духовника паломников, приезжающих и приезжавших в Троице-Сергиеву лавру, Алексия… Протоиерей Беневоленский является по плоти и крови племянником Алексия… И в полном смысле слова не только подражает ему, но типично старается ему уподобиться, его олицетворять, действовать в приходе именно в этом направлении, осуществлять деятельность Алексия. Весь фанатизм, вся контрреволюция… теперь находится именно здесь…

Человек с высшим образованием, корчит из себя монаха, увлекает народ для бесед в темные углы, читает им неизвестные книжки… Несмотря на то, что он священник, – почитается как монах. Он, Беневоленский, для привлечения к себе почитателей пользуется особенно своеобразными и резкими приемами. Судя по существующим разговорам, он, Беневоленский, очень любит частную Исповедь… По его собственным словам, он повторяет жизнь схимонаха Алексия, своего дяди, и убежденно ему подражает… Особенно остро это сказывается в настоящее время, в период поста – массовых исповедей. Особенно заметно, что приезжающие паломники с целью Исповеди бывают именно у отца Николая Беневоленского». 

3 (54).jpg
Священномученик Николай
Беневоленский

После доноса отца Николая вызвали на допрос, но оставили на свободе. Со временем он попросился на служение в другой храм, соседство с доносчиком его тяготило. Несмотря на это, доносы продолжались. В итоге советской властью был выписан ордер на его арест. 11 января 1940 года отца Николая арестовали. В этот день он служил Литургию. Дав ему отслужить, священнику сообщили, что он арестован. Его поместили в Таганскую тюрьму. Начались допросы. Спрашивали и о старце Алексии, и об антисоветских взглядах отца Николая, которые он не отрицал. В камеру к нему подселили другого доносчика. Он сообщил: «Беневоленский, находясь в камере, постоянно молится, читает, а иногда вполголоса поет молитвы. Не соблюдает правила внутреннего распорядка – не спит ночами, а спит иногда днем, за что неоднократно получает замечания надзора».

В июне 1940 года отец Николай был приговорен к пяти годам заключения в Карлаге. Был помещен в Спасское отделение лагеря. Из ссылки он писал родным: «Приехал я в Спасское, лагерь для инвалидов, в Ильин день, но пишу только сегодня, потому что это день писем. Я могу писать только однажды в месяц, вы можете писать, сколько угодно. Поэтому пишите как можно чаще, мне будет веселее… Обо мне не забывайте – пишите чаще и помогайте мне тем, в чем я особенно нуждаюсь и о чем вы знаете, и да совершится над нами Его воля… Погода стоит днем жаркая, а ночью холодно. Климат неважный, очень сильные ветры, так как местность представляет из себя степь, которая имеет множество курганов… трава вся выжжена. Растительности абсолютно нет никакой, а также и воды. Хожу работать на плотину, рою землю, ношу носилки… Здоровье мое удовлетворительное, только в ногах слабость, а главное – тоска и уныние, против которых единственное лекарство, которым в Загорске я пользовался ежедневно, а здесь его совсем не вижу… ощущение туги и тоски и томление духа…»

За несколько месяцев здоровье отца Николая из-за сурового климата и тяжелых условий сильно подкосилось. Весной 1941 года он писал в письмах: «Я, слава Богу, жив, но не совсем здоров… Сейчас нигде не работаю. Всюду, куда ни поступлю, всюду я непринятый работник. Последнее место мое было на прядильной фабрике, но ничего не вышло… жестокое Божие наказание поразило меня. Но не будем отчаиваться. Будем уповать на Его милосердие… Я сейчас лежу в больнице. Слава Богу, обходится пока благополучно. Уповаю и впредь на помощь Божию, и ты тоже не унывай». Скончался священномученик Николай 16 мая 1941 года в Спасском отделении Карлага. Погребен в безвестной могиле.

Тропарь священномученику Николаю звучит так: «Благодатию священства украсився,/ добрый пастырь верным людем явился еси/ и, Христу даже до смерти последовав,/ венец жизни от Него приял еси./ Темже ныне поминай нас, священномучениче Николае,// и молися о спасении душ наших».

Преподобномученик Маврикий (Полетаев) (1880–1937)

Будущий преподобномученик родился в Кронштадте. Его отец был протодиаконом и служил в Андреевском соборе при праведном Иоанне Кронштадтском. Последний впоследствии повлиял на жизненный выбор будущего преподобномученика. Молодой человек окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, женился, принял священнический сан и уехал служить в Туркменистан по совету праведного Иоанна. В 1927 году пешком уходит в Россию, оставив жену и сына, чтобы не подвергать их опасности и страданиям за свое служение. В Троице-Сергиевой лавре принимает монашеский постриг. 

Был арестован и отправлен в ссылку на несколько лет. По возвращении служил в Загорске. Был вновь арестован. Обвинения ему предъявлялись многие, в частности, вменялось в вину почитание старца Алексия Зосимовского. В 1935 году был помещен в Бутырскую тюрьму. Оттуда отправлен в Карлаг. 

Обвинения ему предъявлялись многие, в частности, вменялось в вину почитание старца Алексия Зосимовского

В сентябре 1937 года был подвергнут аресту уже в лагере за «создание "контрреволюционной группы" в лагере, проведение тайных богослужений, распространение "контрреволюционных и религиозных настроений" среди лагерников». 

4 (41).jpg
Преподобномученик Маврикий
(Полетаев)

Доносчики про него сообщали: «Он был организатором собраний заключенных, читал молебны, [у него] имелась литература, ризы, кресты. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие… Полетаев – очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, [в которых призывает] покорно переносить кару Господа, наложенную за грехи. Что Господь милостив, что Он видит наши страдания за веру, издевательства над верующими со стороны людей, продавшихся антихристу… Нашим страданиям придет конец, что вера истинных христиан восторжествует в России снова».

В сентябре 1937 года тройка при УНКВД по Карагандинской области приговорила его к расстрелу. По свидетельству митрополита Гурия (Егорова), также находящегося в заключении в Караганде, отец Маврикий в лагере подвергался мучениям. В октябре того же года приговор был приведен в исполнение.

«Сердце Казахстанския страны кровоточащее / ты еси, Караганда благословенная. / Многа бо места скорби князь тьмы в земли твоей устрои. / Имена же златосиянная, в тех за Христа умученных, / во всяком роде и роде да помянутся, // написаны бо суть на небесех», – воспевает Святая Церковь мученическую землю Караганды, где погибло так много людей...

Помолимся Казахстанским святым словами из службы в их честь: «О, мученицы и исповедницы преславнии, / Казахстанския земли предстателие теплейшии, / во всяком чине и возрасте Христу послужившии! / Кто исповесть болезни и подвиги ваша, / кто доволен изрещи чудеса вашея веры, / или хвалу достойную красоте исповедания вашего воздати? / Обаче приимите любовию вас почитающия // и молитву вознесите о спасении душ наших».

Святии новомученицы и исповедницы земли Казахстанския, молите Бога о нас!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить