Собор новомучеников Ясеновацких

Лагерь смерти – земля живых [1]

«…Изнемог народ Твой от ожидания,
не искушай до конца терпение его,
Господи, Господи... Изнемог народ
Твой от ожидания… Не можем
копать, чтобы мотыга не стучала о
кости сродников наших и не
отзывалась болью в душах наших.
Смилуйся, Господи, и спаси народ
Твой, со мной или без меня. Аминь».

Из молитвы за сербский народ
свт. Николая (Велимировича)

Если бы надо было написать самую трагичную песню в истории человечества, ее можно было бы написать про лагерь смерти Ясеновац, открытый в годы Второй мировой войны в Хорватии для уничтожения православных сербов. Если бы, наоборот, надо было написать песню, полную самой светлой и радостной надежды, то и она могла бы быть про Ясеновац, откуда сотни тысяч безымянных исповедников веры взлетели прямо на Небо, в Небесную Сербию [2].

1.jpg
Собор новомучеников Ясеновацких, фрагмент иконы

Пение сербского сердца

В открытых источниках можно найти достаточно много информации о сотнях тысяч жертв усташеского лагеря смерти Ясеновац. Среди этой информации нетрудно встретить и обстоятельные исторические исследования, посвященные роли Римо-католической церкви в лице Загребского архиепископа Алоизие Степинаца и более тысячи католических клириков, монахов и монахинь, которые зачастую лично участвовали в этих зверствах. Но об этом очень трудно читать, а тем более трудно рассказывать об этих античеловеческих зверствах обычным прозаическим языком.

Однако и молчать об этом нельзя. Кажется, прочитав о Ясеновацких мучениках, остается только молиться и петь, совмещая в пении самый глубокий покаянный плач о крайнем падении человека и самую светлую, полную веры и надежды молитву о том, чтобы нам исполниться мужества и кроткой непоколебимой веры, какую имели Ясеновацкие новомученики.

2.jpg
Лагерь Ясеновац. logorjasenovac.rs

Примечательно, что Ясеновац – не единственная рана в истории Сербии, для повествования о которой рассудку трудно найти слова, о которой можно только петь из глубины сердца. Это касается и Видовдана, и отступления сербов в Адриатику во время Первой мировой войны и открытой сербской раны – Косово. 

О каждом из этих событий своей трагической истории сербы написали множество песен, смысл которых можно понять только в свете Христова Евангелия.

Кажется, именно так это чувствовал святитель Николай (Велимирович), и, наверное, именно поэтому среди его творений так часто встречаются стихи и песни. Сразу же после войны, будучи уверенным в том, что Ясеновацкие новомученики прославлены у Бога, даже если большинство их имен люди никогда не узнают, он написал службу-поэму, посвященную им.

Ясеновацкие новомученики прославлены у Бога, даже если большинство их имен люди никогда не узнают

Святитель Николай знал, о чем писал: в годы Второй мировой войны он сам содержался в нацистском концлагере Дахау. Хотя надо понимать, что в нацистской системе концентрационные лагеря отличались от «фабрик смерти» и по сравнению с последними были просто скоплением бесплатной рабочей силы. Ясеновац был именно лагерем смерти, предназначенным не для принудительных работ, а именно для систематического истребления сербов и – в меньшей степени, но все же – евреев и цыган.

Насколько мне известно, при прославлении Ясеновацких мучеников для общего употребления утвердили другую службу, взяв из службы святителя Николая только тропарь. И этому есть объяснения. Во-первых, она содержит множество «нетолерантных» выражений, касающихся католиков. Так, святитель Николай неоднократно называет католиков «ложными христианами» и «еретиками» и даже использует игру слов вроде: «Крижаше крижаре српски свештенике» [3]. Во-вторых, от избытка молитвенного вдохновения святитель Николай вторгается в незыблемый строй устава и меняет даже неизменяемые его части, в том числе все стихи на «Господи, воззвах», кроме первого со словами: «Изведи из темницы душу мою…».

3.jpg
Усташи и немцы перед вещами, конфискованными у заключенных. 1941–1942 гг. logorjasenovac.rs

Такая пламенная служба, наверное, могла родиться только в молитвенной храмине сердца самого святителя Николая Сербского. Она действительно звучит как песня о героическом подвиге сербских новомучеников и о слепой ярости их гонителей, не по праву называющих себя христианами. Желающие могут ознакомиться с полным текстом службы на сербском языке [4]. Здесь же переведены только избранные фрагменты, которые выражают, как кажется, главную мысль святителя Николая – мысль о том, что, хотя мучителям нет никакого оправдания ни на земле, ни на небе, страдания сербских новомучеников не напрасны, в них есть глубокий смысл. Он состоит в уподоблении Христу, смирившему Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2: 8). 

Они обменяли хрупкую временную жизнь на бесценную вечную и ныне ликуют на Небесах со Христом

Пострадав за веру, Ясеновацкие новомученики совершили мудрый обмен: они обменяли хрупкую временную жизнь на бесценную вечную и ныне ликуют на Небесах вместе со Христом, Богородицей и великим сонмом сербских святых. Составленная из фрагментов службы-поэмы святителя Николая «песня» начинается с тропаря новомученикам, далее идут избранные стихиры, седальны и тропари канона. Они разделены на две смысловые части, каждая из которых, по церковной традиции, завершается обращением к Богородице. Вонмем же дивному кресто-воскресному пению, исходящему из сердца святого владыки Николая.

Коралловое ожерелье

За верность Богу и Божией правде
Пострадали телом – земля опечалилась;
Но спасли души – небо веселится,
А предки ваши с небом воспели,
Во вратах Райских вас встретили с песней:
«Имена ваша вписаны в Книгу вечности;
Войдите в Рай, дети бессмертия!»
Ныне в Царстве вечном, в дне невечернем
Без зари и заката, о нас Бога молите [5].

5.jpg
Рисунок Монахини Марии (Антич), logorjasenovac.rs

Помоги нам, Боже, Тебя прославить,
Что нас удостоил принести Тебе жертву
Не в козьей крови, не в овечьем мясе,
Но в людях Твоих, крещеных и верных,
Как светлейшее в мире ожерелье из кораллов;
Семьсот Тысяч христианских жертв,
Святосавских детей, православных глав [6].

Своих предупреждая, изрек Спаситель:
За имя Мое убивать вас будут,
Помышляя этим служить вышнему Богу.
Пророчество Господне на вас исполнилось,
В муках страшных погубили вас,
Мученики дивные, молите Бога о нас! [7]

Рассекали крижари сербских священников,
Рассекали им кожу, посыпа́ли солью,
Выдирали им бороды, плевали в лица.
И владык старых палками били,
Прежде чем смертью лютой уморить их.
Во святых прославляется, кто пострадал за правду.
О, святые Божии, веселитесь ныне! [8]

Багровеет небо с краев босанских,
Светится новое ожерелье из кораллов:
Над кроткой Дриною со стен высоких
Цветущие девушки с молитвой и криком
Прыгали в реку, чтобы честь сохранить,
Но не от турок, а от папских крижарей.
Устрашилась река, остановила волны,
Бездна раскрылась, чтоб стать гробницею.
Над зеленой Дриною блеснули голуби:
Девичьи души – Небо их приняло! [9]

6.jpg
Лагерь Ясеновац. logorjasenovac.rs

Ваша кровь, вопия, в земле осталась,
А небо, целуя, принимает души ваши.
Громы слишком тихи, чтобы боль вашу выразить,
Веки слишком кратки, чтобы песней вас прославить.
О, юноши милые, приняли удары
И смертью безвременной обогнали старцев.
О дети златые, сломанные бутоны,
О девицы красные, о бравые витязи,
Именами вашими украсилось небо,
Церковь же земная обогатилась навечно [10].

Великое множество, семьсот тысяч,
За Сына Твоего, Дево, жизнь положивших,
Как кровавые звезды – ожерелье из коралла,
Сосчитай их и причисли к прежним многим
Витязям сербским, погибшим во всех битвах,
В которых за правду сражались, умирали за истину –
Приношение сербское Твоему Воскресшему Сыну [11].

***

Православная вера, тяжкая как совесть,
Никому дверь Рая не отворяет даром,
Во святых не пишет, Рай не обещает
Без слез и крови, и многих страданий [12].

Инославная вера, пестрая и гладкая,
За великий грех находит лекарство сладкое:
– Пройди «Трое врат», чем бы ты ни согрешил,
Или пять «Розариев» – и все тебе простится [13].

В огне – Кратовац, на колу – Аввакум
Победу одержали над полумесяцем.
О, страдальцы новые под холмами влажными
Победа ваша – над христианством ложным [14].

В столкновении правой и неправой веры
Вы муки претерпели без числа и меры.
За терновым венцом просиял венец славы,
Вы за правую веру сложили главы [15].

Радуйтесь же ныне с ангельским воинством,
Радуйтесь, братья, с Небесной Сербией,
Никто вашу радость смутить не сможет,
Ни славу вашу помрачить когда-либо! [16]

Радуйтесь ныне, свободные от тела,
Духи бессмертные в бессмертном царстве,
Бог праведно платит за дела и проступки.
Земле вернули то, что у нее одолжили,
Рай и жизнь вечную духом наследовали [17].

Нет смерти прекраснее смерти за правду,
Ни любви больше, чем смерть за ближнего,
Мученики сербские и древние, и новые –
Как в Книге Жизни слова червленые [18].

Приступите, верные, Творцу поклонитесь,
Отцу Превечному, и Сыну, и Духу,
Приступите благоговейно, запевайте слаженно
Во славу Троицы, в честь мучеников
Семисот тысяч, за Христа убитых.
О, Небесный Отче, Своего Ты Сына
Со Креста не снял ради вящей славы;
Мученики за Тебя и за Твою правду,
Тебе предрагоценны у престола неба.
Они Тебя смертью, а Ты их – жизнью
Прославляют в царстве вечного ликования,
Которого земля не познала от своего творения [19].

О воскресший Христос, о Царь царей!
Осуши наши слезы, прими сербскую жертву
Туда, где вечно живут и Тебя воспевают [20].

7.jpg
Рисунок Монахини Марии (Антич), logorjasenovac.rs

Приклони Твой Лик над одром больного,
Положи благую руку на чело невольных,
Лице Твое – свет во тьме страданий,
Рука Твоя – бальзам в минуту кончины.
Пресветлый Лик, пренежные руки,
Матерь матерей, облегчи наши муки [21].

Лагерь смерти – земля живых

Ясеновац называют Сербской Голгофой, и это неслучайно. Голгофа, место Распятия Спасителя – это точка времени и пространства, в которой как никогда близко сошлись самое святое состояние человеческой природы – в совершенном единстве с Божественной – и одновременно самое низкое, предательское, зверское состояние человека – следствие отвержения ею Бога. Подобная страшная встреча произошла и в лагере смерти Ясеновац: там встретились жестокий национализм, обесценивающий жизнь другого человека, и мужественное устремление к Тому, Кто ценнее самой жизни. Потому, как древний Колизей и такие близкие нам Ганина Яма, Лубянка и Бутовский полигон, Ясеновац стал необъятным антиминсом, безмолвной проповедью общего воскресения – землей живых. Мы помним, что за Сербской Голгофой, как и за любой другой, – ожидание всеобщего воскресения, когда святые новомученики воспоют пред Престолом Божиим: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем», – и их великосубботний покой сменится вечным пасхальным ликованием.


[1] Это название виртуального музея, посвященного Ясеновацкому лагерю (www.logorjasenovac.rs).

[2] Во время Косовской битвы святой князь Лазарь, возглавлявший сербское войско, увидел ангела, который сказал ему, что он должен за себя и за весь свой народ выбрать царство земное или Царство Небесное: либо он и все сербы получат земное благополучие и славу, либо они будут мучимы и притесняемы, но во все века будут наполнять Небесную Сербию. Князь Лазарь выбрал Небесное Царство, и, по словам святителя Николая Сербского, этот Косовский завет, который святой князь заключил с Богом за себя и весь свой народ, определил многострадальную сербскую историю.

[3] «Крижари» – букв. «крестоносцы» – название одной из националистических организаций в Хорватии. А «крижати» означает «рассекать, терзать, резать». Целиком эта строчка звучит на русском примерно так: «Рассекали крижари сербских священников».

[4] Служба Ясеновацким новомученикам, написанная святителем Николаем (Велимировичем): http://www.jasenovac-info.com/bogosluzenje/Sluzba_Novomucenicima.pdf

[5] Тропарь Ясеновацким мученикам.

[6] Стихира 1-я на «Господи, воззвах».

[7] Стихира 4-я на «Господи, воззвах».

[8] Стихира 10-я на «Господи, воззвах».

[9] Стихира 9-я на «Господи, воззвах».

[10] Славник стихир на «Господи, воззвах».

[11] Богородичен второго седальна по кафизме.

[12] Тропарь из 5-й песни канона.

[13] Тропарь из 5-й песни канона.

[14] Тропарь из 5-й песни канона.

[15] Тропарь из 5-й песни канона.

[16] Тропарь из 1-й песни канона.

[17] Славник стихир на стиховне.

[18] Из второго Седальна по кафизме.

[19] Славник стихир на хвалитех.

[20] Тропарь из 9-й песни канона.

[21] Богородичен стихир на хвалитех.

Инокиня Иоанна (Голик) 12 сентября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить