Святые, в земле Германской просиявшие

На 5 октября по новому стилю в этом году выпадает молитвенная память собора святых, в земле Германской просиявших. Празднование собора установлено Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2023 году. Сюда включены более десяти святых, подвизавшихся на территории германских земель во временном промежутке от Рождества Христова до Великой схизмы. Рассмотрим краткие жития некоторых из них.

1 (64).jpg
 Икона святых, в земле Германской
просиявших

Святитель Виллиброрд (658–738), первый архиепископ Утрехтский

Будущий святитель родился в англосаксонской благочестивой семье. С раннего детства воспитывался в монастыре в Англии. В юношеском возрасте принял монашеские обеты и подвизался в Ирландии в одном из аббатств, где провел двенадцать лет. В 33 года принял священнический сан.

В 690 году покинул Ирландию с целью проповеди в языческой земле Фризии, которая находилась на побережье Северного моря. В путь он отправился вместе с двенадцатью миссионерами. Дело христианизации фризов шло трудно. Миссионер получает сан епископа Фрисландии (Фризии). В Утрехте (на территории современной Голландии) святитель начинает строительство Спасского собора, основывает множество церквей и монастырь, становится первым епископом Утрехта. Благодаря его проповеди в христианство обращаются такие земли, как Зеландия и Голландия. В Фризии, однако, построенные им церкви были разрушены новым правителем земли. Предпринятый им миссионерский поход в Данию также остался безуспешным.

2 (79).jpg
Святитель Виллиброрд

Служение его сопровождалось чудесами. Под конец его жизни к миссии в северных землях присоединился святой Бонифаций (Вонифатий), ставший просветителем Германии. Последние годы жизни святитель Виллиброрд провел в Эхтернахе (нынешний Люксембург), где и почил. Его мощи были обретены благоуханными. На протяжении веков святой почитался в Католической Церкви. В 2006 году был причислен к местночтимым святым Берлинской и Германской епархии РПЦ МП, с 2023 года почитается общецерковно.

Священномученик Вонифатий, архиепископ Майнцский, просветитель Германии (~672–754 гг.)

Родился в Англии, был крещен с именем Винфрид. В детстве получил религиозные знания от монахов. Почувствовав призвание к духовному служению, в 14 лет поступил в аббатство Нурслинг. Там он жил строго, подвижнически, молитвенно, изучал Священное Писание и науки. Будучи образцовым монахом, был назначен руководителем монастырской школы. В 30 лет был рукоположен в священный сан. После этого будущий священномученик становится миссионером и отправляется для христианской миссии на материк. 

В 719 году священнослужитель с помощниками прибывает в Рим, где получает благословение на проповедь от папского престола. Глава престола нарек его Вонифатием и дал специальное письмо, наделявшее его полномочиями в деле просвещения германских язычников. С этим письмом он отправился с проповедью в Тюрингию, Саксонию, Хессен и Баварию (немецкие земли, существующие и поныне). В 721 году им был основал монастырь в земле Хессен. По языческой местности он ездил не один, а с группой воинов и ремесленников. Постепенно миссионерами была создана Церковь на территории языческой Германии.

3 (3).png
Священномученик Вонифатий

В 722 году он был рукоположен в епископа Зарейнского. В Хессене епископ Вонифатий основал монастырь Фрицлар. По его приглашению в Германию стали прибывать христианские просветители из Англии, такие, как святитель Бурхард Вюрцбургский, преподобная Вальбурга Хайденхаймская, преподобная Лиоба Бишофсхаймская (входящие в собор Германских святых) и другие.

Благодаря трудам этих миссионеров число новообращенных христиан в Германских землях непрерывно росло. Святителем Вонифатием было основано несколько обителей, монашеским центром которых стала Фульдская обитель, по образцу монастыря в Монте-Кассино. Святитель приезжал туда для наставлений насельников в иноческой жизни. В одном из своих писем высокопоставленному лицу он писал: «Монастырь, который мы построили в пустынной лесной местности, совершенно удаленной от мира, находится среди народов, населяющих нашу миссионерскую область, в нем мы поселили монахов, живущих по правилам святого отца Бенедикта, – мужей строгого воздержания, не вкушающих мяса, не пьющих вина и меда и не имеющих рабов, но довольных тем, что они делают собственными руками». К концу его жизни обитель насчитывала уже несколько сотен насельников.

Епископ Вонифатий установил канонический порядок в церковной жизни Баварии, создав епископские кафедры в баварских городах (включая Регенсбург, Фрайзинг и Пассау, которые и по сей день являются христианскими городами). Благодаря святителю начались регулярные соборы духовенства, где он выступал за принятие монашествующими устава преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского, за подчинение духовенства епископам. В своем служении святитель Вонифатий сочетал строгость и мягкость, уважение и сочувствие к ближним. Был он большим подвижником, человеком веры и молитвы, практически ежедневно приобщался Святых Даров, твердо верил в Промысл Божий.

В 746 году святитель стал епископом Майнца. Последние годы жизни проводил в Фульдском монастыре, где любил уединяться на холме для молитвы. Но его сердце миссионера не могло оставаться спокойным, ведь языческая земля Фризия оставалась непросвещенной светом Евангелия. Земля эта располагалась на окраине средневековой Европы (сейчас – на территории современных Нидерландов и северной Германии).

В 752 году кафедру в Майнце он передал своему верному ученику, святителю Луллу, с такими словами: «Я сгораю от нетерпения вступить на предлежащий мне путь и уже не буду колебаться в решимости совершить вожделенное путешествие, ибо день моего разрешения уже приблизился, и время моего отшествия настало. Скоро я, освободившись из темницы этого тела, отправлюсь к победной цели вечного воздаяния. Ты же, о верный сын, доведи до конца устройство Церквей, которым я положил начало в Тюрингии». И направился святитель к язычникам-фризам.

«Скоро я, освободившись из темницы этого тела, отправлюсь к победной цели вечного воздаяния»

По началу миссия совершалась благополучно. Святитель Вонифатий восстанавливал разрушенные фризами церкви и строил новые, много крестил. Но вскоре случилось то, о чем он говорил своему духовному чаду Луллу. Накануне праздника Пятидесятницы в 754 году на лагерь миссионеров напали вооруженные варвары. Спутники пытались защитить святителя, но тот не позволил им этого сделать, сказав: «День, которого я так долго желал, наступил». Святой Вонифатий погиб вместе со всеми своими спутниками. Его мощи были обретены верующими и перенесены в аббатство Фульда, где он хотел быть похороненным. На месте его упокоения на протяжении веков совершались чудеса исцелений.

В книге «Апостол Германии» мы читаем такую характеристику святого: «Святитель Бонифаций (Вонифатий) – ключевая фигура своей эпохи. Его многогранная личность объединяла в себе миссионерскую ревность англосакса, подвижнический дух монаха, административный талант епископа и мудрость церковно-политического деятеля, который должен был совершать свое служение в далеко не простых условиях того времени»[1].

Мученик Маврикий Агаунумский (~285–305), командир Фивейского легиона

По преданию, мученик Маврикий пострадал за Христа вместе с 6600 воинами Фивейского легиона. Изначально легион был набран в Верхнем Египте для императора Максимиана Галерия с целью подавить восстание в Галлии (территория современной Франции и Швейцарии). Эти воины были коптами-христианами. Благодаря им военная операция прошла успешно. За это император принуждал легион принести благодарственную жертву (вероятно, римским богам). По желанию нечестивого императора жертва должна была заключаться в убиении христиан. Воины Фивейского легиона во главе с Маврикием совершить злодеяние отказывались. Маврикий ободрял своих подчиненных стойко стоять в вере Христовой.

4 (45).jpg
Мученик Маврикий Агаунумский

Они отправили императору письмо, где говорилось: «Император, мы – твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем службу и повинуемся, но мы не можем отказываться от Того, Кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как и делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных христиан. Мы приняли присягу Богу прежде, чем присягу тебе… Смотри, вот оружие в наших руках, но мы не сопротивляемся, потому что предпочли бы умереть невинными, чем жить грехом». Разъяренный император приказал казнить весь легион. Маврикий и часть воинов были убиты в Агаунуме (территория современной Швейцарии).

Мученик Маврикий на протяжении столетий являлся почитаемым святым в Западной Европе. Тропарь святому звучит так: «Земнаго сана славу оставив,/ Небесное Царство наследовал еси/, кровными каплями, яко пречудным камением,/ нетленныя венцы украсил еси/ и ко Христу привел еси собор страстотерпец./ С лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/ святе Маврикие cлавне,/ Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,// да спасет души наша». Мученики Фивейского легиона особо почитаются в одном из храмов Подмосковья[2].

Таковы лишь некоторые примеры подвигов святых земли Германской. Помолимся им словами величания в их честь: «Величаем вас,/ вси святии Германския земли,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего».


[1] Апостол Германии. Бонифаций, архиепископ Майнцский: просветитель, миссионер, мученик: Житие, переписка. Конец VII – начало VIII века / пер. с нем. Игумен Евфимий (Моисеев); / пер. с лат. С. А. Степанцов. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Тула, 2020.

[2] В Георгиевском храме в Нахабино Московской области находится ковчег с частицами мощей этих святых. По молитвам к ним бесплодные пары обретают чад.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить