Великий труженик регентского служения – архимандрит Матфей (Мормыль)

Говоря о самых значимых и выдающихся фигурах Русской Православной Церкви второй половины XX века, всегда с большой любовью и благодарностью мы вспоминаем архимандрита Матфея (Мормыля). Его вклад в развитие церковной музыкальной культуры невозможно переоценить. Едва ли найдется хотя бы один русский храм, где не звучат песнопения из его собраний или сочинений.

1, превью.jpg

Архимандрит Матфей был не только священнослужителем, но и чрезвычайно одаренным музыкантом, композитором, регентом и богословом, преподавателем в Московской духовной семинарии и Академии. Всю свою жизнь он трудился над возрождением традиции монастырского мужского пения, формированием репертуара для хора Троице-Сергиевой лавры и развитием уставных распевов и церковно-певческого наследия. В составленный им репертуар вошли произведения русских церковных музыкантов разных периодов с начала XIX до конца XX века. Вся его деятельность, столь важная и обширная, развивалась и тесно переплеталась с судьбой Русской Православной Церкви, в том числе и в тяжелые времена атеистических гонений.

Благодаря его усердным трудам была собрана обширнейшая нотная библиотека, составлено шесть томов богослужебных песнопений, сделано множество аудиозаписей, а также написано огромное количество авторских произведений, переложений и гармонизаций. Его композиторский талант, несомненно великий, заслуживает особого внимания и изучения как любителями церковного пения, так и профессионалами.

Огромной заслугой архимандрита Матфея стало воспитание нескольких поколений священнослужителей и регентов, которые рассматривали церковное пение и регентование как важную форму литургического служения и сослужение алтаря и клироса. Архимандрит Матфей стремился выстраивать богослужение с точки зрения звучания таким образом, чтобы пение, чтение, возгласы духовенства сочетались по высоте, громкости и темпу. Он тщательно продумывал порядок песнопений, соотнося их по тональностям и стилю. Благодаря этим взглядам будущие священнослужители, имевшие возможность учиться у отца Матфея, были хорошо подготовлены в области церковного пения. Они тянулись к музыкальной культуре, а регенты в свою очередь изучали догматическое богословие и литургику, создавая прочную духовную связь во время молитвословий и песнопений.

Вся его деятельность, столь важная и обширная, тесно переплеталась с судьбой Русской Православной Церкви

Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 года в станице Архонская бывшей Терской области (ныне Пригородный район Северной Осетии-Алании). Его детские впечатления от церковного пения были связаны с монастырским пением. Учась в Ставропольской духовной семинарии, он изучал музыкальную грамоту и постоянно работал с нотными текстами, будучи регентом левого семинарского хора. Таким образом он накопил важнейший опыт на собирании репертуара, переписывании хоровых партий и заучивании наизусть множества обиходных распевов.

С самой юности Лев Мормыль стремился к монастырской жизни, и в 1961 году он стал послушником и начал свое регентское служение в Троице-Сергиевой лавре.

Помимо своей усердной регентской деятельности, отец Матфей отдал много сил преподаванию богословских дисциплин, таких как «Церковный Устав», «Священное Писание Ветхого Завета» и «Литургика». И, конечно же, помимо всех многочисленных послушаний, он хотел посвятить свою жизнь пастырскому служению. В декабре 1962 года Лев Мормыль был пострижен в монашество с именем Матфей в честь апостола и евангелиста Матфея. 30 марта 1963 года он был рукоположен во иеродиакона, а почти через год, 29 марта 1964 года, – во иеромонаха.

2.jpg
Stsl.ru

За годы усердного служения отец Матфей собрал грандиозную нотную библиотеку для семинарского хора. В послевоенные годы это было весьма сложной задачей, так как большая часть церковно-певческого наследия, в первую очередь, обиходное пение и различные распевы, передавалась устно, «по памяти», и никак не фиксировалась в нотах. Архимандрит Матфей лично от руки записывал множество нотного материала: переложений, гармонизаций, обработок, редакций и некоторое количество собственных композиций.

Отец Матфей рассказывал об этом следующее: «Библиотеку для хора пришлось собирать буквально по крупицам. Многое мне удалось собрать уже к 1962 году. Мне нужно было хотя бы отчасти восстановить то, что имела Лавра. Многие распевы я отыскивал на чердаках, расспрашивал у людей. Удалось! У меня есть даже некоторые номера с автографами отца Нафанаила (Бачкало). <...> Многие распевы отдала Вера Васильевна Матвеева. У Николая Васильевича Матвеева немного взял. <...> Очень ценны были встречи с Николаем Дмитриевичем Успенским. Целые ночи проходили у нас за беседами, когда он сюда приезжал. Общался я и с Виктором Степановичем Комаровым, регентом патриаршего хора. Общение с ними давало мне возможность проверять себя, на верном ли пути или нет».

За годы усердного служения отец Матфей собрал грандиозную нотную библиотеку для семинарского хора

Отец Матфей считал монастырские распевы эталоном церковного пения. Действительно, мелодичность, глубинная история и молитвенная сосредоточенность, которые свойственны монастырскому пению, как нельзя лучше подходили для любого церковного Богослужения. Именно поэтому отец Матфей собирал для библиотеки распевы самых разных русских монастырей. Среди которых распевы Троице-Сергиевой лавры, Киево-Печерской лавры, Александро-Невской лавры, Валаамового монастыря, Саровской пустыни, Оптиной пустыни, Ниловой пустыни, Зосимовой пустыни, Софрониевой пустыни и многие другие известные и редкие распевы.

Рассуждая о монастырских распевах, отец Матфей подчеркивал важность того, что в них «отражена вся история духовного становления монастыря, история подвига, победы духа над плотью, света над тьмой, жизни над смертью. Богослужение всегда было более празднично и торжественно, а песнопения создавались в состоянии молитвенного вдохновения».

3.jpg

Тем не менее отец Матфей понимал всю важность и композиторского наследия. Среди его переложений для семинарского мужского хора большое количество церковных песнопений самых знаменитых и плодотворных церковных композиторов и регентов прошлого: А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского и других.

Отец Матфей не только собирал нотное наследие и внедрял его в репертуар хора, но еще и активно занимался концертной и духовно-просветительской деятельностью, относясь к это важному делу со всем усердием. Его семинарский хор совершал многочисленные концертные поездки, в том числе и зарубежные: во Францию, Германию, Грецию, Израиль.

Усердное служение отца Матфея продолжалось, и в 1968 году он был посвящен в сан игумена, а в 1971 – архимандрита.

Семинарский хор под управлением архимандрита Матфея отличался не только прекрасным стройным звучанием, но и высокой проникновенностью и молитвенностью. Слова молитвы архимандрит Матфей всегда ставил в приоритет, добиваясь от своих учеников не просто чистого, но именно осознанного, возвышенного пения и внятного произнесения текста.

В монастырских распевах отражена вся история духовного становления монастыря, победы духа над плотью, жизни над смертью

Несмотря на то, что главным в церковном пении архимандрит Матфей всегда считал молитвенное слово, лаврский хор отличался безукоризненной техникой исполнения и плотным торжественным звуком, что многократно отмечали профессиональные музыканты того времени.

Игорь Петрович Вепринцев – известнейший звукорежиссер с колоссальным опытом – вспоминал: «Это было совершенно исключительное качество звучания. Это были не только чистые ноты и четкий ритм, а именно глубокий смысл того, что они поют. <...> До первой записи я не знал, кто это такой – отец Матфей. Я его не видел даже во время записи, но мгновенно ощутил его колоссальную энергетику. Не знаю, удобно ли говорить о священнослужителе как о музыканте, но я почувствовал, что он полностью владеет ситуацией и делает с хором все, что считает необходимым. А требования его были очень высоки. Он оценивал качество пения по самым серьезным вокальным критериям. От него исходила невероятная доброта! Даже обсуждение того, что не получилось, было всегда позитивным, конструктивным».

4.jpg

В последние годы жизни, несмотря на ослабленное здоровье, архимандрит Матфей не оставлял своего регентского послушания. Скончался он в ночь на 15 сентября 2009 года и был похоронен за алтарем Церкви Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре, в том самом монастыре, в котором усердно трудился все годы своего служения.

Архимандрит Матфей, выдающийся регент Русской Православной Церкви, наследие которого продолжает жить и развиваться в ежедневных исполнениях его переложений и сочинений. А сама созданная им церковно-певческая традиция, зародившаяся в Троице-Сергиевой лавре, по сей день процветает в многочисленных храмах и монастырях. Сегодня мы вспоминаем отца Матфея с благодарностью за те прекрасные традиции, которые он заложил для многих будущих поколений.

Ангелина Пигарь 14 сентября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить