Смиренный, ангелоподобный служитель Христов

14 сентября 1836 года по новому стилю родился протоиерей Валентин Амфитеатров, московский чудотворец и молитвенник, подвижник благочестия. Обратимся в этот день к его жизни.

1 (49).jpg

Происходил будущий пастырь из благочестивой священнической семьи. Отец его, протоиерей Николай Амфитеатров, приходился племянником известному церковному деятелю первой половины XIX века митрополиту Филарету (Амфитеатрову). Семья жила в нужде. Позже отец Валентин скажет о своем детстве: «Я учился с сальным огарком и нуждался часто в самом необходимом». Воспитанием сына занималась благочестивая мать, которую он очень почитал. В одиннадцать лет отрок поступает в Орловскую духовную семинарию, позже он был переведен в семинарию Киевскую.

В 1854 году юноша поступает в Московскую духовную академию, которую оканчивает со степенью кандидата богословия. После этого Валентин назначается преподавателем всеобщей и русской истории и греческого языка в Калужскую духовную семинарию. 

В 1860 году молодой преподаватель женится на священнической дочке по имени Елисавета. Брак оказался счастливым. У супругов родилось четверо детей. О своей семье пастырь впоследствии делился со своим родственником: «Скажу искренне, что семейная моя жизнь дает мне столько наслаждений, что в них исчезает вся горечь жизни». 

После рукоположения отца Валентина направляют служить сначала в Благовещенский храм г. Калуги, затем – в Троицкий собор г. Лихвина. За усердное служение он удостаивается священнической награды. В 1871 году отец Валентин с семьей переезжает в Москву и назначается настоятелем Константино-Еленинской церкви возле Спасских ворот Кремля.

Последние десятилетия XIX века на Русской земле сопровождались духовным упадком, приведшим через какое-то время к красному террору. Отец Валентин оказался для московских верующих «светильником горящим», не дающим до конца охладеть в душах людей вере Христовой. О его служении один из его современников отзывался так: «О. Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся и в покинутые, бесприходные храмы. Даже по будням в его храме бывало тесновато... Своим художественно метким языком и ласкающим голосом <он> разговаривал с теснившимся к нему людом, подавая советы от сердца и ума, только что просветившегося за трапезой Господней». В этом храме прослужил пастырь одиннадцать лет, совершая ежедневно Божественную литургию. Поначалу служил пастырь практически один, но постепенно стал узнавать о боголюбивом священнике верующий люд. Храм наполнился богомольцами, образовалась многочисленная духовная община. 

Духовная дочь отца Валентина, мученица Анна Зерцалова, писала: «Всех утешал, всех успокаивал, всех поддерживал батюшка! Кого наставит, кому поможет деньгами, кого устроит, даст приют и убежище, этого исцелит, того исправит, вразумит. С утра до ночи, без устали, трудился пастырь: ни в церкви, ни дома не зная покоя и отдохновения… Иногда по семнадцати часов стоял он и исповедовал, с утра до ночи пребывал в храме, духовно врачуя заблудшие грешные сердца». 

Иногда по семнадцати часов стоял он и исповедовал, с утра до ночи пребывал в храме, духовно врачуя заблудшие грешные сердца

На Исповедь же отец Валентин принимал людей не сразу, но испытуя их подолгу. В храме хранился образ «Нечаянная Радость». Перед ним настоятелем-молитвенником стали совершаться молебны и акафисты, побывав на которых, страждущие стали получать исцеления. 

Сама матушка Анна пострадала за преданную любовь к своему духовному отцу. По его смерти она стала издавать материалы о нем, за что советской властью была замучена на Бутовском полигоне. «Благоговейная служба, умилительное чтение акафиста возбуждали такое настроение в молящихся, что нельзя было без слез смотреть на всю эту толпу, теснящуюся перед чудотворным образом и с верою и надеждою взывающую к Царице Небесной. А лик Владычицы так и сиял, так и блистал! Кротко глядел он на всех, невидимо озаряя Божественной благодатью, а пастырь стоял и молился», – вспоминала она.

Практически за каждым совершаемым им богослужением отец Валентин произносил проповедь, исполненную духовной мудрости. Впоследствии его пастырское слово было издано в нескольких томах. Учил он паству истинному покаянию, христианским добродетелям, любви и благоговению к Богу. Так, он наставлял: «Не животом, не едой спасайте свои души. Господу нужно наше горячее сердце, а не наружное пощение и лицемерное хождение по церквам, это все ханжество и заблуждение… Пусть в тебе любовь будет да милосердие, а не наружная пустая набожность». 

Центром духовной жизни пастырь считал Исповедь и причащение Святых Христовых Таин. Он научал: «Кто хочет, чтобы в нем были мир, благодать, радость, а также чтобы и между ближними его господствовали мир, дружба, любовь, тот должен покаяться, то есть совсем измениться, а главное, он должен искать утешения в Господе Спасителе, Который всегда готов помочь кающемуся». 

О таинстве Евхаристии отец Валентин, в частности, говорил одной из своих духовных дочерей: «Нужно каждый день быть готовой к причащению, как к смерти. Этот дар очень велик, и нет в целом мире другого, к которому можно его приравнять… достойное принятие Святых Таин соединяет человека с Богом навеки, навсегда. Такой человек в себе самом носит благодать Божию. Он так же близок к Господу, как зеленеющая ветвь с плодоносным деревом, на котором растет. 

О причащении нужно рассуждение – как я люблю Господа?.. Когда подходишь к Святым Дарам, скажи Господу: все Ты мне заменяешь и всех. Кроме Тебя, нет ничего и никого у меня. Нужно молиться: оставь долги наши... Что значит желать причащения? Все одно, что жаждать пить, нельзя сразу, а нужно пить понемногу, иначе во вред будет, также и причащение; если жаждать, то нужно с рассуждением, подумать: люблю ли Господа? Если не променяешь Его ни на что: ни на деньги, ни на отца, ни на кого, – то любишь; если зложелательства не желаешь никому – то можно причащаться. 

Чем привлечь Христа? Верою, любовью, чистотою, хождением в храм, приобщением… Господа принимать надо со смирением и кротостью и с радостью. Что значит причащение? – ни один человек не может понять; от причащения получают исцеление от болезней телесных и душевных. Как готовиться? Главное – смирение; приступать, как разбойник, как жена кровоточивая, как прп. Мария Египетская. Господа принимать надо со смирением и кротостью, и с радостью. Господь сказал: "На кого воззрю: только на кроткого и смиренного, и трепещущего пред словами Моими" (Ис. 66: 2)… После причащения надо радоваться, не надо никакого сокрушения». 

Отец Валентин радел о частом причащении своей паствы, признаваясь: «Я очень люблю кто часто приобщается – это мои друзья». 

2 (63).jpg

В 1880 году скончалась супруга отца Валентина. Через два года его назначили настоятелем в Кремлевский собор Архангела Михаила. Сплотившаяся вокруг пастыря община лишилась обстановки уютной маленькой церкви. Мученица Анна писала об этом: «Паства должна была расстаться с любимым храмом, к которому так сильно привыкла и с которым как бы сжилась. Все перешли в собор». 

Назначение на новое место сказалось на здоровье отца Валентина, который тяжело переживал эти перемены. У его духовной дочери мы читаем: «Горько плакал пастырь, прощаясь с чудотворным образом Царицы Небесной "Нечаянная Радость", Которая столько лет была Божественной защитой и покровом Своего верного служителя. В соборе началась новая, не похожая на прежнюю жизнь. Небрежность, невнимательность служащих собора к своим обязанностям так глубоко укоренились здесь, что требовалось большое усилие для приведения всего на подобающую высоту… Монотонная служба, лишенная пламенной веры и вдохновения, небрежность причта – все это делало собор не храмом молитвы и умиления, а только местом посещения для туристов, приходивших осматривать достопримечательности находящихся там святынь, исторических гробниц, а вовсе не для молитвы». 

Однако с настоятельством отца Валентина Архангельский собор преобразился. Матушка Анна далее продолжает: «И вот пастырь, вступив в этот забытый, покинутый собор, горящим пламенем своего неугасимого светильника веры зажег везде бесчисленные свечи и осветил весь собор, озарив раньше окутанные сумраком драгоценные святыни чудотворных икон и мощей угодников Божиих, почивающих в соборе. Быстро исчезла нависшая повсюду паутина, стерлась пыль и плесень, обновлена была живопись, тщательно выметен сор, украшены покровы и пелены, навешены красивые венки; собор предстал в такой красе, в таком величии, что все невольно поразились такой быстрой, дивной перемене». 

С настоятельством отца Валентина Архангельский собор преобразился

Постепенно стали проявляться и другие дары, полученные протоиереем Валентином от Бога. Один из знавших пастыря людей оставил такие воспоминания о нем: «С течением времени было с совершенной точностью отмечено, что отцу Валентину присущ дар провидения, прозорливости. Он необыкновенно легко понимал душевное состояние к нему обращавшихся, часто затруднявшихся даже высказаться, и, к смущению таковых, часто отвечал на даже еще не поставленные вопросы. По своей природной деликатности отец Валентин старался, чтобы это было возможно менее заметно, но у всех с ним соприкасавшихся составлялось убеждение, что от отца Валентина и его проницательности ничего утаенным остаться не может». 

И в стенах Архангельского собора не прекращался поток верующих, нуждающихся в пастырской заботе отца Валентина. Приходили к нему люди со всевозможными нуждами. Многим он благотворил материально. У матушки Анны мы читаем: «Смиренный, ангелоподобный служитель Христов… незабвенный, дорогой пастырь! Каждое мгновение твоей благодатной жизни было лучезарно, дивно, благотворно; все в тебе сияло любовью, милосердием, благостию, духовным величием и могуществом! Как мощный орел, ты витал над своим многочисленным стадом, направляя всех ко благу и спасению. Лишь только ты замечал, что кто-либо ослабевал, уклонялся, сейчас же отрезвлял того и направлял на правильную стезю христианского доброделания». 

3 (49).JPG
Архангельский собор

Господь посетил отца Валентина серьезным испытанием – он ослеп. В церкви пастырь добрый более служить не мог, оказавшись в вынужденном затворе в своем домике на берегу Москвы-реки (сейчас район Очаково). «Лишиться божественных служб, лишиться предстояния пред престолом Божиим, довольствоваться тихой, однообразной домашней жизнью при высоких дарованиях общественного служения – это могло вынести только ангельское терпение великого праведника», – читаем мы у его верной духовной дочери. Теперь и в домик отца Валентина стали стекаться нуждающиеся и его многочисленные духовные чада. Он продолжал исповедовать, научать, обличать, ласкать и утешать страдающие души. «Не плачь, деточка», – говорил любвеобильный священник приходящим к нему. Посещал отца Валентина и будущий преподобный Никон Оптинский, получив от него благословение на монашество. 

Испытания протоиерей Валентин переносил смиренно. Его духовный сын так отзывался об этом: «Приняв кротко обрушившиеся на него испытания, батюшка не потерял ни ясности духа, ни присущей ему добродушной веселости». Несмотря на свое довольно скорбное положение, пастырь продолжал наставлять других: «Всегда благодарите Бога… За все, за все… Не огорчайтесь выше меры в несчастии… Когда нездоровится, всегда помни, что Господь с тобою. На болезнь роптать не надо; всем свой крест: кому болезни, кому сиротство, бедность, и кто чем подвизается, тем достигает Царствия Небесного… При скорбях чаще надо повторять: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь?»

Одну рабу Божию отец Валентин наставлял так: «Нужно молить Бога, чтобы послал ангела, хранил бы тебя, чтобы Дух Святой снисшел, как орел, обнял бы свое маленькое детенышко; нужно входить в себя, нужно вспоминать о будущей жизни, не надо заботиться вперед, как есть. Входить в себя нужно – смотреть на себя и думать, как себя ведешь; за обедом меньше говорить, не обижаться ни на кого; все ради Господа терпеть, не слушать вредный разговор; заставь молчать, а то беги дальше, чтобы не услыхать соблазнительное». 

Об отце Валентине знал и праведный Иоанн Кронштадтский. Приезжавшим из Москвы верующим он говорил: «У вас в Москве отец Валентин есть, к нему обращайтесь». 

В последние годы жизни отец Валентин сильно хворал. При этом он надиктовывал дочерям свои духовные наставления для будущих книг. Большинство этих рукописей было утеряно при пожаре, который случился в его доме. Скончался пастырь в 1908 году в день святого пророка Божия Илии. При большом стечении народа и духовенства светильник веры, протоиерей Валентин Амфитеатров, был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом со своей супругой. Незадолго до кончины он сказал своим духовным детям: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете еще вы отойти от нее, как я все исполню и дам вам. Если кто и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и тому я отзовусь». Могила его стала местом паломничества многочисленных верующих. И по сей день на Ваганьковское кладбище стекается множество людей в дни памяти протоиерея Валентина. 

4 (38).jpg

Краткий очерк о жизни этого московского подвижника закончим его добрыми наставлениями: «В поступках своих являйте доброжелательность и готовность служить ближним. Будьте, как древние христиане; они были дружелюбны и имели ко всем любовь нелицемерную, имели все общее, молились единодушно. Надо, чтобы была убелена брачная одежда: вера, надежда и любовь… Распятый Христос простирает к нам Свои пречистые руки. Он готов принять нас, как отец принял блудного сына, возвратившегося к нему из страны дальней. Вернем, братья и сестры, лучшие наши желания идти со Христом, быть Христовыми и впредь уже не отдаляться от Него…» 

Да упокоит Господь душу протоиерея Валентина в селениях праведных!

Источники: 

Светильник православия. – Типо-Литография И. Ефимова, 1912.

Силою Креста Животворящего : Из творений святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и протоиерея Валентина Амфитеатрова / сост. Игорь Ходаков. – М.: Изд. Прихода Храма Святаго Духа Сошествия на Лазаревском кладбище. 2013. 

Я плакал о всяком печальном : Жизнеописание протоиерея Валентина Амфитеатрова / Сост. Г. Александрова. – М. : Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 2003.

Подвижник веры и благочестия протоиерей Валентин Амфитеатров / [Предисл. Прот. В. Асмуса]. – М. : Изд-во Православ. Свято-Тихонов. Богослов. Ин-та : Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 1995. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить