10 списков иконы Богоматери Владимирской, кем и для кого созданы

Древнейший, почитаемый и чудотворный образ Богоматери XII века хранится ныне в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее (ГТГ). Он был привезен из Константинополя в XII веке князю Мстиславу Киевскому, находился в Вышгороде, затем прославился и получил свое имя «Владимирский» после того, как великий князь Андрей Боголюбский взял его себе во Владимир. Благоверный князь Андрей стал свидетелем чудес, происходящих от иконы в его городе, и при его жизни были зафиксированы чудеса в окрестных весях, городах Муроме, Твери. 

2 (72).jpg
Икона во Владимиро-Суздальском музее

Вместе со славой этой святыни распространялись и ее списки, и не было эпохи, в которую образ Богоматери Владимирской не был бы востребован. Например, в собрании Церковно-археологического кабинета в Троице-Сергиевой лавре хранится множество икон этой иконографии конца XIX – начала XX века из дореволюционной ризницы Троице-Сергиевой лавры. Сохранилось несколько ранних почитаемых списков чудотворного образа, которые находятся в соборах, монастырях и крупнейших музеях страны, и все они уникальны. Кстати, в интерьере церкви святителя Николая в Толмачах, где ныне хранится великая святыня, до революции находился образ XVIII века, который в наши дни перешел в запасники собрания ГТГ (инв. 066648). 

Прославленные списки с образа замечательны, конечно, не только точностью воспроизведения рисунка, очертаний фигур и одежд, положения рук Богоматери и Младенца, но и тем, как они передают дух оригинала. Иными словами, иконописцы показывали свое отношение к чудотворному образу, благодаря чему мы можем любоваться стилем той или иной иконы. 

3 (65).jpg
Икона в Благовещенском соборе
Московского Кремля

Иконы Троицы существовали и до преподобного Андрея Рублева, но его творение стало особенным для Церкви. Списки Владимирской иконы тоже следуют за блестящим образцом. Однако в них всякий раз проявляются различные духовные познания и опыт иконописцев. Таким примером является список с древней иконы, хранящийся в соборе города Владимира и приписываемый кисти великого мастера.

  1. Из Успенского собора Владимира (ныне Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Круг преподобного Андрея Рублева, икона начала XV века. На иконе изображается взаимное общение Богоматери и Ее Сына. Замечательный художник в своем произведении явил оригинал: движение Христа, обнимающего Мать за шею, отчетливо и определенно, но не так порывисто, как на древней византийской иконе. Взгляд Богоматери связан с Сыном и в то же время погружен в Себя. Скорбный лик Богородицы византийской иконы сменился другим, более мягким созерцательным выражением. Пречистая Дева держит Христа на руке, как на Престоле, жертвенное служение Богоматери показано как забота о Церкви, для которой пришел Христос. 

  2. 4 (51).jpg
    Икона в  Покровском монастыре Суздаля
  3. Из Благовещенского собора Московского Кремля происходит небольшая икона-пядница конца XIV – начала XV века, она и поныне хранится в Кремле. Образ, по мнению исследователей, написан греческим мастером, работавшим, по-видимому, при дворе великого князя, а сама икона могла находиться в обстановке домашней молельни князя или княгини. Особенность этого списка состоит в том, что на шее Богоматери мы не видим изображения обнимающего ее руки Младенца Христа: такая неточность могла быть связана с тем, что мастер копировал более раннюю икону, помещенную в сплошной оклад, и не мог видеть все детали. Предположительно, это был большой образ 1395 года, находившийся здесь же, в Благовещенском соборе, он не сохранился, список же с определенностью свидетельствует о его иконографических особенностях. 

  4. Икона, происходящая из Покровского Суздальского монастыря, куда была вложена представителями рода Шуйских. Она создана в середине XVI века в Москве по заказу князя Андрея Шуйского и покрыта изящным басменным окладом с венчиком и цатой. Хранится образ в Государственном Русском музее. На этой небольшой пядничной иконе, обитой с тыльной стороны зеленой тафтой, сохранились фрагменты двух надписей, в которых упомянуты князь Андрей и княгиня Марфа. Мастер, написавший икону, работал в традициях московской школы: силуэты фигур выразительны, жесты и Богоматери, и Младенца хрупкие, при этом они отличаются определенностью; складки одежд утонченные и в то же время проработанные. Цата как часть оклада украшает одновременно фигуры и Богоматери, и Младенца; подобные обручи носили на шее знатные люди в Византии и на Руси: они, претерпев некоторые изменения, стали впоследствии украшением лишь русских икон, в первую очередь столичных.

  5. 5 (34).jpg
    Икона работы греческого мастера
  6. Образ, исполненный греческим мастером в 1602 году в Москве. Согласно греческой надписи на тыльной стороне иконы, она дар митрополиту Кесарии Палестинской от Элассонского митрополита Арсения. В момент создания иконы Арсений был архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле. В эти годы в Москве побывал посланный от Патриарха Иерусалимского – святого Софрония митрополит кесарийский Герман: возможно, ему и предназначалась икона. Икона изысканна, выполнена в монохромной манере: одежды Богоматери и Христа покрыты тончайшими линиями золотого ассиста, почти сплошь покрывающими их одежды. Она украшена серебряным позолоченным окладом и цветной эмалью на венце. Хранится образ в Государственном Русском музее.

  7. Икона с предстоящими на полях преподобным Симеоном и мученицей Наталией, согласно надписи, выполнена иконописцем Рябовым в 1768 году. Образ находится в частном музее Русской иконы в Москве и выставлялся в контексте новых музейных приобретений («Возвращенное достояние») из европейских городов, в данном случае – из Мюнхена. Предполагается, что иконописец принадлежал к роду изографов Рябовых, работавших в Палехе. Образ точно повторяет прославленный образец в отношении очертаний фигур, но отличается ярким и выдержанным колоритом с преобладанием красного: одеяния, буквы, лузга, нимбы розового и алого, бордового и ярко-коричневого цветов. Звездами украшен не только мафорий Богородицы, но хитон и чепец, на синем фоне которых множество золотых звезд. Лик Богоматери одновременно скорбный и милостивый к молящемуся: Она смотрит прямо перед Собой так же, как и на древнем образе. Интересен выбор изображения на полях: память мученицы Наталии, помещенной здесь, приходится на тот же день, что и празднование Владимирской иконы.

  8. 6 (23).jpg
    Икона работы Рябова
  9. Местный ярус Смоленского собора Новодевичьего монастыря, у северных дверей. Образ является вкладом царя Федора Иоанновича в обитель, а серебряный оклад «устроен» предположительно его супругой, царицей Ириной. Образ датируют 1580–1590 годами, и в описи XIX века об этом сказано так, что «письма он греческого древнего». На широких полях 12 дробниц, на которые в технике черни нанесены изображения святых Феодора Стратилата и Ирины – небесных покровителей царя и царицы. На голову Божией Матери наложен шитый жемчугом драгоценный чепец. Сходный с ним чепец (в составе золотого оклада) начала XVII века хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

  10. Икона с клеймами чудес из Ярославского художественного музея конца XVIII – начала XIX века происходит из села Курба Ярославской области и имеет в одном из клейм сюжет «Явление иконы Богоматери Тамерлану и изгнание его из российских пределов», причем его отличает оригинальная интерпретация событий. Здесь показано явление безжалостному завоевателю именно иконы Богоматери, Владимирского Ее образа, тогда как чаще пишут фигуру Пречистой Девы в «Явлении Богоматери спящему полководцу». И это явление показано грозным: обезумевшие воины бегут с места боя, изображается победа русских войск и подчеркнутый разгром противника. Вся композиция позволяет исследователям говорить о том, что образ, возможно, был заказан вскоре после изгнания Наполеона из пределов России. С описанным сюжетом соседствует другой – «Сретение иконы Владимирской Божией Матери»: икона Богоматери по окончании вражеского нашествия 1812 года вернулась в Москву из Владимира, и древний сюжет «Сретения» мог напоминать о ее новой встрече в Москве.

  11. 7 (11).jpg
    Икона работы Яковлева 
  12. Софийский собор в Новгороде. С середины XVI века на списках Владимирской иконы стали изображать корону, написанную живописными средствами. Этим временем датируется образ, заказанный богатым купцом Федором Сырковым и написанный Симеоном Яковлевым для местного ряда Софии Новгородской (ныне в Новгородском музее-заповеднике). Федор Сырков был заметной фигурой среди новгородского купечества, выделяясь своей ктиторской деятельностью: он основал Сырковский монастырь в собственном имении и известен как строитель еще двух обителей, включая известную Тихвинскую Успенскую. Закономерно, что именно он принял участие в обновлении центрального иконостаса в Софии Новгородской. Купец трагически погиб во время опричного погрома Новгорода. Икона является точным списком древнего образа в отношении пропорций фигур и доски, а корона воспроизводит драгоценные венец и корону древнего образа, хранящегося в Оружейной палате. У Семена Яковлева драгоценные камни и жемчуг написаны красками – эта живопись не была видна глазу молящихся, поскольку была вскоре покрыта окладом. 

  13. 8 (11).jpg
    Икона в Иосифо-Волоколамском
    монастыре
  14. Из Иосифо-Волоколамского монастыря; хранится ныне в музее имени Андрея Рублева. Икона была написана по заказу опричного деятеля царя Ивана Грозного Малюты Скуратова-Бельского. Она была вложена в обитель и предназначалась для надвратной церкви, которая была освящена в честь Богоматери Владимирской. Обращает на себя внимание лик Богоматери на иконе: он скорбен, сосредоточен, и в этом Волоколамская икона следует древнему оригиналу. Однако список представляет лик Богоматери еще более трагичным, Ее взгляд из-под скорбно сведенных бровей ощутим, поскольку смотрит Пречистая Дева прямо перед Собой: различными художественными и стилистическими средствами смог передать иконописец переживание опричных времен как бедствия. 

  15. 9 (6).jpg
    Икона работы Симона Ушакова
  16. Известным мастером Симоном Ушаковым «списана сия икона с самыя чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой» в 1652 году для Покровского, позже – храма Архангела Михаила в Овчинниках (ГТГ). Всего Ушаков создал четыре иконы этой иконографии, и образ из Овчинной слободы самый ранний из них. С самим чудотворным образом здесь совпадает общий размер. Соотношение средника и рамы соблюдены гармонично: рама на иконе так же широка, как на древнем образе, на который эти поля были надставлены, возможно, митрополитом Фотием ради драгоценного оклада. Образ имеет изображение на обороте, подобное тому, что имеется на иконе-палладиуме. На обеих иконах изображен крест со Страстями Христовыми. Кроме креста, на оборот древней иконы в 1410-х годах был добавлен престол, а у Симона Ушакова вместо престола – Голгофа с черепом Адама. Несмотря на некоторые иконографические различия, в целом великий художник Оружейной палаты повторил ту же программу иконы, на которой вместе осмысливались две богословские темы – Воплощение и Искупление. 

Жанна Курбатова 7 сентября 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить