Алтайская заступница. Коробейниковская икона Божией Матери

Коробейниковская Казанская икона Божией Матери, величайшая алтайская святыня, находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова (Усть-Пристаньского района Алтайского края) с начала XX века. 

В статье иерея Георгия Крейдуна и Т.В. Скворцова «Коробейниковская-Казанская икона Божией Матери» рассказывается, что до 1917 года село Коробейниково называлось Усть-Каменный Исток. Оно находилось в 120 верстах от Бийска, и через него проходил почтовый тракт. Своим новым названием Коробейниково,  видимо, обязано часто заходившим в село коробейникам, ведь тогда Усть-Каменный Исток славился  ярмарками. Зимняя проходила в мясоед, сразу после Святок, а летняя – с 15 июня по старому стилю.

1.jpg
Источник: сайт Алтайской митрополии

К началу ХХ века в селе было два храма. Первый – во имя Архангела Михаила – возвели в середине XIX века, но он сгорел и был отстроен заново в 1884 году. В 1910 году построили (скорее всего, на средства купцов) и освятили новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. О красоте этого храма, достойного крупного города, можно судить и сегодня, а кирпичная кладка оказалась настолько крепка, что ее не смогли разрушить в годы советской власти. Как вспоминают старожилы, в раствор, скреплявший кирпичи, добавляли яйца, которые приносили все жители села.

И сам храм, и его храмовый образ поражали своим великолепием всю округу. Иконописец изобразил Божию Матерь в пурпурном одеянии с благословляющим Богомладенцем на золотом фоне с мозаичным обрамлением. Вероятнее всего, росписью храма занималась мастерская известного художника А.А. Борзенкова, находившаяся в Бийске. Невозможно со всей определенностью утверждать, что Казанская икона Божией Матери, как и другие, написаны в той же мастерской, но, судя по манере письма, это вполне вероятно.

Ближайшие храмы к селу Усть-Каменный Исток (Коробейниково) находились в селе Нижнеозерном – во имя Николая Чудотворца (в трех верстах) и в поселке Елбанский – в честь Вознесения Господня (в десяти верстах). Прихожане всех трех ближних сел ходили друг к другу на престольные праздники. По рассказам бывшей жительницы села Коробейниково схимонахини Георгии (Быковой), в засушливую погоду сельчане ходили с крестным ходом вокруг села, храмовую икону несли несколько человек. После этого, как правило, шел дождь. 

Когда в 1938 году храм окончательно разорили, все иконы вынули из дорогих риз (эти ризы, по воспоминаниям современников, продали за границу). Иконы затем уничтожали или использовали для хозяйственных нужд. Некоторые из них местным жителям удалось спрятать у себя дома. Сейчас, возвращенные благочестивыми людьми, они находятся в храме.

О том, как была спасена храмовая икона Богородицы, Казанская, сохранились многочисленные предания, которые собирали верующие люди в городах Барнаул, Бийск, в селах Коробейниково и Нижнеозерном. В последнем жила Ольга Гавриловна Перегудова (+1982), которую сельчане ласково называли Олюшка Темная.

Сохранились многочисленные предания о том, как была спасена храмовая икона Богородицы

Ольга ослепла от оспы в три года. Оставшись сиротой, она жила со старшими родными сестрами, которые научили ее молиться. Молитва стала для Ольги главным занятием и смыслом жизни. Она не могла и часа прожить без беседы с Богом, Божией Матерью и святыми угодниками, делая перерывы только на время короткого сна. Олюшка Темная заслужила глубокое уважение крестьян за свое смирение, простоту, незлобие, набожность. К ней часто приходили с просьбами помолиться, справедливо считая, что молитва чистой души благочестивой страдалицы быстрее достигнет престола Божия.

После разграбления храма в Коробейникове большую храмовую икону ликом вверх бросили вместо половой доски в превращенном в зерносклад храме.

И вот однажды Божия Матерь явилась во сне Олюшке Темной и сказала:

– Оля! Возьми Меня! Меня топчут!

– Божия Матерь! Как я возьму? Я ведь слепая, – ответила Оля.

– Скажи людям!

Проснувшись, Оля до утра молилась, а утром сказала племяннице, что икону нужно спасти.

– Ты чего!? Там сторожа, – сказала племянница.

На следующий день Ольга опять видит сон, в котором Божия Матерь говорит:

– Скажи чуждым (то есть чужим)!

Оля вновь до утра не спала, молилась. Утром пришла бойкая и смелая соседка Евдокия Сидоровна Капустина, и Оля рассказала ей свой сон. Оказалось, что Евдокия и сама видела в храме обернувшуюся к людям Казанскую икону. Евдокия Капустина с радостью согласилась идти за ней. Тут осмелела и племянница:

– Идем вместе!

К вечеру сшили мешок и пошли икону выручать, сказав:

– А ты, Оля, молись!

2.jpg

Молилась она не напрасно. Сторожей, всегда охранявших склад, в ту ночь не оказалось на месте, а потому женщины без труда проникли в бывший храм и вынесли тяжелую икону. Утром по селу разнесся слух, что икону украли, но расследовать это никто не стал – чудотворный образ оградил своих спасительниц от преследований.

Когда Евдокия Сидоровна и племянница Олюшки принесли икону домой, оказалось, что та была вся затоптана.

Оля услышала от иконы голос:

– Наклони Меня на левую руку, а правой обмой.

Так и сделала с помощью женщин, которые подливали и меняли воду.

Когда обмывали образ, увидели, что красочный слой был сильно истерт ногами – он крошился, лики Богоматери и Младенца были сильно повреждены и едва различимы. На грунтовке выбоины и царапины, а посредине иконы – щель шириной в палец. Различимы были только глаза Божией Матери и Младенца. С этого времени началась подпольная жизнь Коробейниковской церкви: около иконы постоянно собирались верующие, пели акафисты, читали молитвы. Лики Богоматери и Богомладенца постепенно стали проясняться.

Шло время. В 1960 году Ольга с сестрой переехали в Барнаул. Старожилы улицы Степной поселка Восточный, где жили сестры, вспоминают, что в их дом всегда приходили люди разные по возрасту и по силе веры – кого посылала Божия Матерь. Оля наперед знала, кто и с каким вопросом к ней придет.

Многие свидетельствовали, что Олюшка видела свет, исходящий от иконы

Молитвенная жизнь вокруг иконы не прекращалась, к ней постоянно приходили верующие, читали акафисты, пели молитвы. Многие свидетельствовали, что Олюшка видела свет, исходящий от иконы. 

Когда сестра Ольги умерла, ее приютили у себя Федор и Варвара Шилкины. Произошло это следующим образом.

Усердно молилась осиротевшая Олюшка Царице Небесной:

– Божия Матерь! Как мне доживать одной?

Молилась беспрестанно и однажды услышала в ночной тишине голос от иконы:

– Завтра придут мужчина и женщина. Будут звать тебя к ним жить. Не бойся, иди, они тебя досмотрят, похоронят. Икону Мою возьми с собой.

Утром пришли Варвара и Федор Шилкины и стали звать Олю к себе жить. Говорили:

– Мы тебя не обидим, досмотрим. Места у нас много. Живем одни.

Известно, что воля Божия открылась во сне и Варваре Шилкиной, в семье которой были горести. Варвара Шилкина во сне увидела, как Божия Матерь говорит ей: «Возьми Олюшку к себе с Моей иконой, так и Я приду в ваш дом, и все у вас устроится». Так все и исполнилось. 

Жизнь разрушенной церкви вопреки всему продолжалась… К Федору и Варваре стали заходить верующие люди, и Олюшка видела незрячими глазами, как менялся образ Божией Матери. Когда заходили люди благочестивые, икона покрывалась золотыми звездочками, если неверующие – не было ни одной звездочки. Икона меняла даже цвет лица: молились – светлела, а когда занимались мирскими разговорами и суетой, лик темнел и выражение его становилось грустным.

Сначала на чудотворной иконе были различимы только контуры святых ликов. Однако Господь на молитвенный подвиг Олюшки и других верующих пред образом Божией Матери ответил явным чудом – святые лики начали обновляться. Особенно это стало заметно в 1972 году, когда художница-ткачиха Клавдия Бурачевская сделала из ткани венок, которым в Страстную пятницу украсили икону. В ночь на Великую субботу икона заметно обновилась: поверхность ее стала гладкой, изображение четким, одеяния Божией Матери и Богомладенца засветились яркими красками.

3.jpg

О состоянии иконы до ее обновления можно судить по воспоминаниям многих приходивших в дом Шилкиных паломников.

«Я была маленькая, – рассказывала раба Божия Валентина, – когда мы с мамой ходили навещать слепенькую Олюшку. Помню, как шли через Пивоварку по мостику, помню дом, сенки. Для Оли была отведена комната, в которой стояла кровать и было много икон. Меня поразила необыкновенная икона, которая притягивала к себе, хотя была как доска, лик не проступал, был невидим, но почему-то было понятно, что там Богородица. Икона была расположена в центре и приковывала к себе внимание. Помню, как Олюшка ощупывала мое лицо руками, гладила меня. Руки у нее были мягкие, ласковые, как будто в них что-то было, чего я не могла понять. У меня было ощущение, что она все знает обо мне и видит. Большое впечатление на меня произвела икона. Когда мы вышли из дома, я все повторяла: «Мамочка! Какая у нее икона! От пола до потолка!» ...Прошло много лет, икону Божией Матери из села Коробейниково принесли для поклонения в Покровский храм в 1994 году. Смотрю и думаю, где я видела эту икону? Икона яркая, красивая. Я не сразу поняла, что это та самая икона, которая так сильно поразила меня в детстве».. Ольга Гавриловна Перегудова умерла 8 сентября 1977 года, прожив у Варвары и Федора почти одиннадцать лет. Вскоре умерла и Варвара Шилкина. Икону временно определили в странноприимный дом близ Покровского кафедрального собора. Ее хранила тайная монахиня Глафира (в миру Галина Любицкая), впоследствии ставшая настоятельницей Знаменского женского монастыря в Барнауле. Сохранила матушка Глафира и записки об исцелениях разных людей, молившихся перед чудным образом. 

В 1982 году в селе Коробейниково началось восстановление храма. Реставрационные работы были закончены в 1994 году. В июне того же года православные Барнаула прощались с чудотворным образом. Два дня икона находилась в Покровском храме, а затем начался Крестный ход. Народа вокруг церкви собралось чрезвычайно много. Икону медленно спускали на руках по ступеням, и кто-то плакал, кто-то молился, а некоторые смотрели молча. Иные по старорусской традиции ложились или пригибались, чтобы над ними пронесли икону. С двух сторон стояли потоки людей… Это выглядело красиво и особенно дивно, ведь таких церковных шествий в Барнауле не случалось уже на протяжении нескольких поколений.

Продолжался крестный ход целую неделю – это было поистине триумфальное возвращение чудотворного образа! После него на местах, где встречали крестный ход, в короткий срок поставили немало храмов и часовен. Это событие стало предвестником торжества православия на Алтайской земле. 3 июля икона Казанской Божией Матери, проделав путь почти в полтысячи верст, была внесена в восстановленный храм. На следующий день епископ Барнаульский и Алтайский Антоний (Масендич) торжественно освятил храм. 

4.jpg

В этом же году в Коробейникове был устроен мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери. С самого своего основания обитель ведет активную духовно-просветительскую деятельность. Возрождает вокруг себя духовную жизнь, оказывает благотворное влияние на многие стороны жизни местного населения. Становясь все более значимым духовным центром как района, так и всего Алтайского края. 

Особенное место в этом делании  занимает чудотворная святыня монастыря. От иконы Богородицы постоянно происходят случаи Божественной помощи болящим и скорбящим людям, о чем повествуют многочисленные свидетельства. 

В 2005 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в честь чудотворного образа в первое воскресенье июля установлен праздник, который собирает великое множество паломников. 

Прославить Заступницу земли Алтайской ежегодно собираются тысячи паломников с Алтая, Сибири, да и со всей России. Уже стал традиционным ежегодный семидневный крестный ход к чудотворной иконе по маршруту Барнаул – Коробейниково. Первый такой крестный ход был проведен в 1999 году по инициативе православного молодежного движения. 

Взгляд Пречистой Девы преисполнен кротости и бесконечной любви

Начинается молитвенное шествие ранней Литургией в Покровском кафедральном соборе. Напутствуемые архиерейским благословением и окропленные святой водой, с молитвой на устах и в сердце, отправляются паломники в путь по бескрайним просторам Алтая. Богомольцы проходят двести пятьдесят километров; ни одна из молитв не остается неуслышанной. Несть числа чудесам, совершившимся у этого чудотворного образа: исцеления, помощь в житейских нуждах, дарование чада бездетным родителям. Когда крестоходцы входят в село Коробейниково, их встречают торжественный колокольный звон, распахнутые ворота монастыря, а также люди, приехавшие издалека, и местные жители. Все почтительно расступаются перед Крестным шествием. Входящих в храм встречает Сама Божия Матерь, незримо присутствующая здесь и благословляющая всех чрез чудотворную икону. Взгляд Пречистой Девы, запечатленный на святом образе, преисполнен кротости и бесконечной любви ко всем, с мольбой притекающим к Ней. Припадая к чудотворному образу, верующие часто не сдерживают слез духовной радости и покаяния. В это время священнослужители с благоговением окропляют молящихся святой водой, и все – от мала до велика – воспевают славу Божией Матери: «Радуйся, Заступница усердная рода христианского». В последние годы к празднику в честь Коробейниковской иконы Божией Матери отправляются крестные ходы из разных мест Алтайского края.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить